Петров Сергей. Весь в отца

Петров Сергей. Весь в отца

Автор: Полина КУЦЕНКО, Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM № 9-10(185)2018
Фото: Виктория ФЕДУЛОВА

Первое место в рейтинге, смена семейного положения, новая лошадь – к концу года накопилось много поводов пообщаться с Сергеем Петровым. О своих родителях, травме, несовместимой со спортом, мыслях о тренерской карьере, а еще о том, за что конники любят Новый год, – рассказывает один из самых известных и обаятельных конкуристов нашей страны.

Путешествия по Союзу
 
Сергей, вы из конной династии. Расскажите про вашего отца. Как он пришел в конный спорт?
 
Он начинал свою карьеру в 16 лет. Время было сложное, послевоенное. Он жил на Украине, там и пришел в конный спорт. До этого, как и многие, катался с мальчишками в деревне на лошадях, прыгал через заборы. Так, наверное, и появился спортивный интерес. Основной дисциплиной для него стало троеборье, он впоследствии выступал за сборную Узбекистана. Вообще, папа занимался и троеборьем, и скачками, выступал в стипль-чезе. Результаты на уровне всесоюзных соревнований были очень хорошие. 
 
Как он оказался в Узбекистане?
 
Его туда пригласили. В Узбекистан купили много хороших качественных лошадей, а работать, готовить и выступать на них тогда было некому. Моему отцу понравилось предложение, и они вместе с мамой перебрались туда жить и работать. 
А мама имела какое-то отношение к конному спорту?
Нет, она вообще никак не была связана с лошадьми. Естественно, до тех пор, пока не встретила папу. Потом уже, спус­тя несколько лет, получилось так, что находясь постоянно рядом с отцом, она проник­лась нашим спортом. С отцом она объездила по турнирам почти весь Советский Союз, мама везде сопровождала и поддерживала папу. Но сама ездить верхом так и не начала. 
 
Из Узбекистана ваша семья переехала в Белоруссию? 
 
Да. Кажется, это был или 1985 или 1986 год, тогда началось неспокойное время в союзных республиках. Родители решили уехать в Белоруссию – на родину мамы. К тому времени уже появился и я, и брат Виктор, поэтому переезжали мы всей семьей. 
 
Когда вы поняли, что конный спорт станет вашей профессией?
 
Когда я начинал заниматься спортом, я еще не думал о заработке, о деле жизни. Просто приходил в конюшню, тренировался и понимал, что у меня это хорошо получается, что мне это нравится. При непосредственной поддержке отца, при его чутких наставлениях это постепенно стало моей профессией.
 
Когда в 90-е годы все стало рушиться, и конный спорт пришел в упадок, как вы с этим справились? Как не опустили руки и остались с лошадьми?
 
Все благодаря моему отцу. Он такой человек, который никогда не бросает начатое, даже если что-то не ладится. Не унывает, не опускает руки, не падает  духом. Было время, когда нам просто нечем было кормить лошадей. Но он выкручивался: делал показательные выступления, различные шоу местного такого, деревенского, формата, чтобы просто заработать лошадям на корма. И мы пережили все эти невзгоды и тяжелые времена благодаря его настрою и жизненной позиции. Упорству я, пожалуй, научился именно у отца.
 
Смена гражданства
 
В Белоруссии произошло ваше становление как спорт­смена. Когда вы оттуда уехали? 
 
В 2002 году. КСК «Альфарес» в Завидово в то время покупал на конной племферме в Белоруссии, где мы работали, лошадей. Руководство клуба пригласило меня у них поработать. Позвали на пару месяцев, а так получилось, что остался здесь на 6 лет.
 
В принципе, я до этого неоднократно бывал в Польше и в других странах. Поэтому переехать в Россию было не проблематично.

Что вы делали в Польше? 

Сначала, как и многие белорусские конники, я ездил туда на заработки, когда представлялась такая возможность. Сперва я уезжал работать чужих лошадей в качестве берейтора, потом, после некоторых знакомств, периодически стал ездить уже со своими лошадьми выступать и работать. Это были 90-е годы. Тогда обстоятельства с поголовьем лошадей в Польше были куда лучше, чем в России или в Белоруссии. Удавалось вполне прилично зарабатывать. Кроме того, я заметил, что соревноваться-то с поляками в конкуре не так уж сложно. После этой работы мне и поступило предложение от КСК «Альфарес». 
 
После этого вы же перебрались в КСК «Пегас» и некоторое время были в команде КАР Jumping… 
 
Да. Предложение работать там для меня было очень интересным по объективным причинам. У Павла Николаевича Кадушина (в прошлом – председатель Попечительского совета ФКСР – прим. ред.), была цель – собрать сильную команду конкуристов, способную достойно выступать на международных соревнованиях. В принципе, у него все получилось: проведение очень хороших турниров в разных странах, руководство конноспортивным клубом европейского уровня и сбор команды по конкуру, члены которой смогли проявить себя и показать достойные результаты. На тот момент для меня это было хорошим шансом выступать, учиться и работать. 
 
Сейчас вы выступаете не за Белоруссию, а за Россию. Когда вы сменили спортивное гражданство? 
 
После переезда в Россию я еще достаточно долгое время выступал под белорусским флагом, но постепенно задумывался над тем, чтобы сменить спортивное гражданство. Все произошло как-то само собой. Я получил российский паспорт, но сменить флаг никак руки не доходили – то работа, то турниры. В какой-то момент я получил травму, в карьере возникла пауза, и обстоятельства сложились так, что мне пришлось выбирать, за какую страну я буду выступать дальше. Если честно, я точно не помню, какой это был год (или 2009 или 2010). Я на тот момент уже довольно долго жил в России, и было гораздо удобнее решать некоторые вопросы с российской конноспортивной федерацией, чем с белорусской. Чисто технически это значительно упрощало жизнь.
 
Трагедия и ее последствия
 
Расскажите, как вы получили травму. Это же было тогда очень резонансное событие в среде конников.
 
Садился на лошадь, она меня скинула, и в результате был сильный перелом костей таза со внутренними повреждениями. Мне очень многие люди тогда помогали – сдавали для меня кровь, плазму, деньгами поддерживали. Врачи удивлялись тогда: «Что ты за звезда такая? Тут, бывает, настоящие звезды лежат – так у них меньше посетителей, чем у тебя!» Тогда я почувствовал всю силу нашего конноспортивного братства.
 
Это же очень серьезно – наверняка, врачи не приветствовали продолжение карьеры в спорте…
 
Конечно. Так и говорили: «Забудь! На конюшне – только лошадок погладить и все. Про то, чтобы в седло садиться, даже не думай». Но я же упертый – все равно стал тренироваться. Первые три месяца после операции, правда, я лежал, не вставая, потом – костыли, заново учился ходить. Еще на мне стояла специальная металлическая конструкция, поддерживающая таз. Три года я восстанавливался.  
 
Каково после такого садиться в седло?
 
Первый раз я сел, толком не долечившись, как это часто бывает. Поездил месяц, мне резко стало плохо, и я снова слег в больницу. Перед второй попыткой я уже, конечно, проконсультировался с врачами. Они мне, естественно, запретили. Я решил как следует заняться своей формой – делал специальные физические упражнения для укрепления мышц, растяжку, занимался на тренажерах, заставил себя регулярно бегать. В итоге все-таки сел на лошадь. До сих пор бывает – сажусь в седло, а у меня внутри что-то хрустит. Сначала при этом было больно и по пять минут в глазах темнело, а сейчас ничего, привык. 
 
Постойте, в 2013 году вы ведь уже стали чемпионом России по конкуру. Когда вы успели настолько восстановить свою форму?
 
В конце лета 2012 года я сел в седло, в сентябре стартовал в небольшом маршруте на нескольких лошадях, все прошел чисто. Затем в феврале поехал на международный турнир в Испанию и привез оттуда 14 призовых мест, а в марте уже был чемпионат России.
 
Честно говоря, как-то с трудом во все это верится… Поменялось ли у вас после травмы отношение к лошадям, к работе с ними?
 
Пожалуй, я стал более осторожным, особенно по отношению к незнакомым мне лошадям или молодым. А еще стал меньше слушать людей и больше доверять тому, что вижу своими глазами.
 
«Ивановское» Петрова
 
Вы сейчас очень успешно выступаете за КСК «Ивановское» и показываете высокие результаты. На это повлияло сотрудничество с клубом?
 
Определенно, да. Но и до того, как мы начали сотрудничать с КСК «Ивановское», я выступал неплохо: выигрывал этап Кубка мира, был победителем Кубка России, чемпионата России. Думаю, меня и пригласили,  потому что я постоянно показывал отличные результаты на различных соревнованиях.
 
Мне очень нравится работать в этом клубе. У нас замечательный коллектив. Кроме того, у меня есть возможность много стартовать, ездить на классных лошадях, так как я основной спортсмен этого комплекса. Судя по рейтингу equestrian.ru, наше сотрудничество приносит свои плоды – сейчас я возглавляю список российских спорт­сменов по конкуру (середина декабря 2018 года – прим. ред.).
 
Как вы считаете, почему этот клуб пользуется такой популярностью у конников и у зрителей? 
 
Изначально в Ивановском не планировалась постройка комплекса с таким масштабом и уж тем более для проведения того уровня соревнований, которые сейчас проводятся. В начале владелец строил для себя частную конюшню на две головы. Думаю, если бы планировалась база того уровня, которого она сейчас, то, возможно, было бы выбрано другое местоположение, поближе к Москве. Но, тем не менее, на турнирах, проходящих в нашем КСК, царит уютная приятная атмосфера, удобное расположение конюшен и полей обеспечивают всадникам комфортную работу и выступления. 
 
Клуб очень большой, но грамотная логистика территории обеспечивает комфорт – не надо далеко идти от конюшни, чтобы поработать лошадь, парковка тоже совсем рядом. Максимально приятные условия для приезжающих спортсменов – много свободных денников, что дает возможность не ограничивать количество лошадей для одного спортсмена, например, на чемпионате России, который проходит на территории КСК «Ивановское» уже несколько лет подряд.
 
Личное дело
 
Из чего сейчас, кроме лошадей, конюшни и постоянных соревнований, состоит ваша жизнь? Хватает ли времени еще на что-нибудь?
 
В октябре я женился – семейное положение изменилось, теперь больше времени хочется проводить с Дарьей, моей женой. Хотя, конечно, мое основное время занимают все равно лошади и турниры.
 
Расскажите, как вы познакомились?
 
Честно говоря, ничего необычного. Ее сестра занимается конным спортом, содержит лошадь в нашем клубе. Как-то раз Даша приехала с сестрой в конюшню – так и познакомились. Сначала просто общались, постепенно переросло в нечто большее, вот недавно поженились. 
 
Как после этого изменилась ваша жизнь?
 
В принципе, особо никак не изменилась. Даша совершенно не связана с конным спортом. По выходным, если у меня турнир, она приезжает и болеет за меня. Если нет, то стараемся просто отдохнуть и провести как можно больше времени вместе.
 
Наверное, нечасто у вас выпадают выходные без турнира?
 
Да, почти каждые выходные стартуем. Вообще, скоро Новый год, и можно будет немного отдохнуть, набраться сил. Вы же знаете, что лошадям традиционно под Новый год проводят вакцинацию, после которой они должны несколько дней просто стоять. Поэтому конники очень любят это время – можно немного расслабиться. 
 
На самом деле, в этом году самый большой отдых у меня длился дня четыре. Если честно, то уже и не помню, когда у меня был настоящий отпуск. Несколько лет назад.
 
Сейчас вы занимаетесь исключительно своей карьерой. А как насчет тренерской деятельности? 
 
Пока у меня нет времени на это, у меня очень плотный стартовый график, много лошадей в работе. Тем не менее, я понимаю, что в будущем стану тренером, так как у меня большой опыт и много полезных знаний, которыми я бы мог поделиться с подрастающим поколением. 
 
А на кого вы равняетесь? Кто для вас кумир в конном спорте? 
 
Мой отец. Это очень смелый, целеустремленный и трудолюбивый человек. Он всегда мне внушал уверенность в себе и в будущем. Это мой наставник, на него я всегда равнялся. Отец никогда не давал опус­кать руки, сдаваться. 
 
Чем Владимир Николаевич сейчас занимается? 
 
Он начальник конной части в КСК «Ивановское». Также он помогает мне с тренировками, у него есть ученики, которых он тренирует.
 
О чем вы мечтаете?
 
Мне всегда очень хотелось иметь свой собственный участок, на нем построить уютный и просторный дом. Сейчас я живу в квартире, но не сказал бы, что мне это очень нравится.
 
Еще хочется увеличить количество членов нашей семьи. Ну и над спортивными результатами надо поработать – никак мне не удается получить звание мастера спорта международного класса, все время не хватает совсем чуть-чуть. Вот об этом я тоже уже давно мечтаю. 
 
Вы считаете себя счастливым? 
 
Определенно, да! У меня замечательная дружная семья, хороший младший брат, любимая жена и дело всей жизни. Я очень счастливый человек!