Допинг: это должен знать каждый

Разговор о допинге я хотел бы начать с ряда определений, приводимых в Основном и Ветеринарном Регламентах ФЕИ (далее О.Р. и В.Р.). Для всех, кто принимает участие в международных соревнованиях, проводимых по правилам ФЕИ, эти два регламента являются основными документами, из которых можно узнать все необходимое, в том числе и о применении Запрещенных Веществ (далее З.В.) (в регламентах ФЕИ нет термина «допинг») и наказаниях, применяемых к всаднику в случае их обнаружения в пробах, взятых у лошади

Ниже я привожу выдержки из статей Основного и Ветеринарного регламента (48 стр.), из которых видно, что в большинстве случаев именно всадник является Лицом, ответственным за лошадь (О.Л.), и что он обязан знать положения О.Р. и В.Р., непосредственно его касающиеся. Наказание за применение З.В., очень серьезные, и всадник не может заявить, что он применял их по незнанию. Спортсмен, принимающий участие в международных соревнованиях, должен иметь и изучать Основной и Ветеринарный Регламенты FEI. Оба эти Регламента переведены на русский язык. 
  Из Ветеринарного регламента видно, что практически все лекарственные вещества запрещены к применению во время международных соревнований. 
  В В.Р. есть специальное предупреждение, что многие лекарственные вещества могут впитываться через кожу и потом будут обнаружены при анализе. 
  Что же разрешено? Разрешены массаж, физиотерапевтические процедуры, такие, как применение магнитных попон и накладок, лазер, иглоукалывание (но строго запрещено иглоукалывание с одновременным введением в биологически активные точки З.В.) Но даже на проведение всех этих процедур нужно получить письменное разрешение ветеринарного делегата FEI. 
   Если вам пришлось применять лекарства во время транспортировки лошадей на соревнования в связи с их простудой, коликами и травмами, то по прибытии на соревнования вы должны сообщить об этом ветеринарному делегату FEI. По своему опыту я знаю, что если вы не применяли вещества, способные маскировать хромоту, такие, как, например, фенадин (флюнексина меглумин), то обычно лошадь допускается до соревнований, а от коликов можно применять спазмолитики типа бускопана. Если у лошади в дороге поднялась температура, то прежде, чем сделать инъекцию антибиотика, внимательно прочитайте инструкцию и убедитесь, что данное лекарство не содержит новокаина или прокаина. Лучше применять антибиотики короткого действия, не содержащие пролонгаторов. Вообще по всем вопросам применения каких бы тo ни было медикаментов, даже флюидов или растирок, нужно консультироваться с ветеринарным делегатом FEI. Нельзя применять флюиды неизвестного состава, так как их ингредиенты могут впитаться через кожу и потом быть обнаружены при исследовании. Также не следует доверять консультациям других спортсменов, которые могут ввести вас в заблуждение по ошибке или намеренно. Единственно правильный путь — получить разреше-
ние ветеринарного делегата FEI. 
  То же самое касается и подкормок, как энергетических, так и витаминных, кроме тех случаев, когда организаторы соревнований предоставляют их участникам. В этом случае их применение разрешено ветеринарной комиссией FEI. Применять корма и подкормки можно только с разрешения ветеринарного делегата. Полагаться на заявления самих распространителей о том, что их корма или подкормки разрешены, нельзя.
   Если лошади требуется срочная помощь (колики, солнечный удар и т.п.), а официальные врачи соревнований не могут быстро прибыть на место, врач команды или спортсмен могут оказать лошади срочную помощь и ввести ей необходимые медикаменты, но как только представится возможность, об этом необходимо сделать письменное заявление в ветеринарную комиссию соревнований. Ветеринарный делегат осмотрит лошадь, оценит ее состояние, при необходимости доложит об инциденте в главную судейскую коллегию, которая будет принимать решение о возможности этой лошади продолжать участие в соревнованиях. 
  Члены ветеринарной комиссии и главная судейская коллегия обычно очень доброжелательно относятся к участникам, если нет опасности для здоровья лошади, и не были применены вещества, маскирующие хромоту или воздействующие на нервную систему лошади, и, как правило, разрешают участнику продолжать участие в соревнованиях на этой лошади.
   Попадает ваша лошадь в число исследуемых на присутствие З.В. или нет, тоже важный вопрос. На большинстве международных соревнований для исследования выбираются не менее 5% участвующих лошадей, которые выбираются произвольно. Кроме случайно выбранных лошадей обычно исследуются лошади, которые вызывали какие-либо сомнения у членов ветеринарной комиссии на выводке, но были допущены до соревнований. Всегда очень большое внимание привлекают лошади, претендующие на призовые места, их исследуют при малейшем подозрении или если они получали во время соревнований лечение, не связанное с хромотой (колики и др.). Кроме того, на Финалах Кубка Мира, Чемпионатах Мира и Олимпийских играх в обязательном порядке исследуются лошади участников, занявших первые четыре места. Если соревнования командные, в каждой из команд, занявших первые четыре места, для исследования отбирается одна лошадь. 
   В общем, учитывая строгость мер, применяемых FEI в случае обнаружения в анализах, взятых у лошади З.В., лучше всего вообще избегать применения каких-либо медикаментов в период международных соревнований и незадолго перед ними. Но иногда обстоятельства на соревнованиях складываются так, что применение лекарственных средств просто необходимо. Проконсультируйтесь с опытным ветврачом или с ветеринарным делегатом FEI, знающим сроки выведения разлиных лекарств из организма, причем до того, как вы что-либо собираетесь сделать, а не после. В противном случае чистосердечное признание не спасет вас от исключения из соревнований. 
  Сама процедура отбора проб и их исследования строго определены В.Р. Спортсмен должен знать, что его отказ предоставить лошадь для отбора проб автоматически считается подтверждением применения З.В. Если же он согласен на взятие проб у его лошади, но сам не хочет при этом присутствовать, это не влечет никаких наказаний и считается согласием. Следует учитывать, что процедура отбора проб, их хранения и исследований строго регламентирована, и если вы хорошо знаете эту процедуру, в случае любого ее нарушения вы всегда можете оспаривать результаты, так что лучше хорошо знать соответствующие разделы В.Р. и присутствовать при отборе проб. 
   Недостаточная степень охраны конюшен также служит основанием для непризнания результатов анализа, так как круглосуточное обеспечение безопасности лошадей и недопущение к ним посторонних лиц является ответственностью Оргкомитета соревнований и, если меры охраны этого не обеспечивают, спортсмен может с полным правом утверждать, что запрещенные вещества попали к его лошади из посторонних рук. 
   Надеюсь, что моя статья поможет избежать ошибок и трудностей. Желаю вашим лошадям здоровья, а вам — успешных стартов.


Игорь Коган, Ветеринарный Врач,
  Ветеринарный делегат FEI

Допинг в конном спорте – проблема будущего?
  
     Некоторые вопросы, касающиеся применения запрещенных веществ в конном спорте, не вошедшие в вышестоящую статью, врач, ветеринарный делегат FEI Игорь Львович Коган, осветил в беседе с нашим корреспондентом. 
  ЗМ: Когда и в связи с чем возникла необходимость разработки списков запрещенных веществ применительно к конному спорту? 
   И.К: Когда в прошлом конный спорт был чисто военным, и отношение к лошади было соответствующим: главное, она должна выполнять свою работу. Но со временем мир стал более гуманным, появились международные организации по защите животных, представители которых строго следят, чтобы лошадь, получившая травму, не продолжала выступления. Позднее пришли к необходимости контролировать возможность человека маскировать болезнь лошади при помощи фармакологических веществ и выпускать ее на старт в болезненном состоянии.
   Первый антидо-пинговый контроль был проведен в семидесятых годах на Чемпионате Европы в Киеве. Большую роль в разработке ветеринарного регламента FEI сыграл профессор И.Ф.Бобылев, стоявший у истоков создания Ветеринарного комитета FEI и много лет его возглавлявший. До Чемпионата Европы 1974 года — на олимпиадах в Риме в 1960 году, в Токио в 1964 году и других подобного контроля не было, и всадник был волен делать все, что хочет. 
  ЗМ: Значит, применение фармакологических веществ в конном спорте имело место?
   И.К: Их, конечно, применяли,  как применяли в любом другом виде спорта. При разработке этой проблемы во главу поставили принцип: в конном спорте соревнуются врожденные способности лошади и мастерство всадника и тренера. 
  ЗМ: В чем суть допинга в конном спорте, какое воздействие на организм лошади отнесено к запрещенным? 
   И.К: Применение запрещенных веществ в конном спорте или допинг, как привыкли говорить все, в общем понимании нечто, что способно улучшить результаты. К скачкам, например, такое понятие подходит — там есть короткая дистанция, показатель — резвость и можно чем-либо воздействовать на лошадь, чтобы она прошла эту дистанцию резвее, чем могла бы по своим природным возможностям. В классических видах спорта работа не только физическая, но и, если можно так сказать, интеллектуальная. Улучшить с помощью медикаментозных средств качества движений, данные от природы, работу спортсмена, заложенную в лошадь, качество подготовки невозможно. Зато можно скрыть хромоту или успокоить излишне возбудимую лошадь, тем самым, улучшив результат ее выступлений. 
  Таким образом, допингом в конном спорте считается введение лошади каких-либо веществ, которые маскируют болезненное состояние лошади или могут повлиять на результат.
  На что направлено действие запрещенных веществ? В первую очередь это маскировка хромоты. Лошадь хромает, ей больно, она бережет больную ногу. Если обезболить ей конечность, она не будет чувствовать боли, начнет полностью ее нагружать и после соревнований ее состояние соответственно ухудшится, но выступит она лучше. Другой случай — сенсибилизация или повышение чувствительности конечности. В кожу втирают раздражающее вещество (в частности в конкуре) и если лошадь задевает препятствие она будто касается его обнаженным нервом. Естественно лошадь начинает поднимать ноги как можно выше и результат улучшается. Далее следуют вещества, влияющие на нервную систему, а именно успокаивающие. Например, в выездке даже хорошо подготовленная лошадь на пике возбуждения ничего не показывает, в конкуре возбудимая лошадь не может сделать ни одного хорошего прыжка. Тут применяют ряд средств, снимающих возбуждение. В общем как я говорил в статье, сегодня в список запрещенных препаратов попадают почти все группы лекарственных веществ, за исключением антибиотиков и антигельминтиков.
  ЗМ: Получается, что в классических видах понятие запрещенных к применению препаратов не определено до конца? 
   И.К.: Четкого разграничения «допинг» (запрещенное вещество) и «разрешенный к применению препарат» касательно классических видов конного спорта действительно нет. Это связано опять же с тем, что в конном спорте активно повлиять на улучшение результата невозможно. Влияние запрещенных средств в конкуре или выездке скорее косвенное, чем прямое. На практике большинство веществ из того же списка запрещенных применяются в случае необходимости. 
  Зачастую сама ветеринарная комиссия санкционирует применение тех или иных веществ. Например, после троеборного кросса при жаркой погоде ветеринарная комиссия разрешает введение солевых растворов для восстановления солевого баланса организма. 
  ЗМ: Создается впечатление, что в конном спорте наказуем не сам факт применения тех или иных веществ из списка запрещенных, а намерения — применение их с целью маскировки болезни или с целью улучшения результата? 
  И.К: Так вам никто не скажет. Есть список запрещенных веществ. Но на соревнованиях все время нужно консультироваться что можно, а что нельзя применять. Если вы вынуждены что-то применять при перевозке или неотложном случае, то об этом нужно заранее докладывать ветеринарной комиссии. Тогда проблем можно избежать. 
  Но если спортсмен или владелец применил что-то пусть даже в простой ситуации, никого об это не уведомил, и попал случайно в число тех, кого проверили на допинг, то он однозначно будет наказан в соответствии с регламентом. Имейте в виду, что только ветеринарная комиссия может решить вредно или нет для лошади участие в соревнованиях в ее состоянии, после перенесенного недомогания. Спортсмен или врач команды не имеет права принимать такое решение. 
  ЗМ: Имеет ли место критика такого строгого отношения к применению медикаментозных средств в конном спорте? Есть ли сторонники того, что применение некоторых препаратов, например успокаивающих, не так уж плохо и в чем-то оправдано? 
  И.К: Такого мнения придерживаются немало спортсменов и тренеров. Сегодня постоянно идет совершенствование фармакологии и есть препараты, в частности, растительного происхождения, такие, как валериана, которые разрешают применять в составе успокаивающих подкормок. 
  ЗМ: Когда наши российские всадники столкнулись с проблемой применения запрещенных веществ? 
  И.K: В девяностых годах, когда наши спортсмены стали самостоятельно выезжать на международные турниры, и все проблемы легли на их плечи. 
  ЗМ: Когда-либо обвиняли наших спортсменов в применении запрещенных средств? 
   И.K: Единственное, о чем я слышал, — это случай с Харламом Симонией в 1996 году в Афинах. Я не знаю подробностей, я там не был. Вероятно, что Симония попал в такую ситуацию действительно по незнанию, но бывает, что зарубежные спортсмены сознательно дезинформируют своих соперников. Вообще уличение в применении запрещенных средств случается крайне редко, всегда сопровождается большим количеством скандалов с привлечением прессы. Гораздо чаще спортсмены ошибаются при расчете скорости выведения вещества из организма — наука не стоит на месте, аналитические системы постоянно совершенствуются. Известно, к примеру, что вещество выводится из организма через 48 часов, а усовершенствованная методика определяет его следы уже через 130 часов после введения.  Бывает и другое — мы точно знаем, что спортсмен ввел лошади запрещенное вещество, берем пробы и ничего не обнаруживаем. Ничего не скажешь, участнику повезло. Скорее всего, в таких случаях искомое вещество успевает быстрее вывестись из-за того, что при выступлениях усиливается кровопоток, ускоряются обменные процессы, да и скорость обмена у лошадей индивидуальна. 
  ЗМ: Проводится ли допинг-контроль на соревнованиях в России? 
  И.K: Проводился на международных соревнованиях на территории России, в частности, на Кубке мэра. Для этого мы заключали договор с антидопинговой лабораторией олимпийского комитета, которая занимается такими исследованиями для всех видов спорта. Ничего недозволенного не было обнаружено. 
  ЗМ: Может ли быть проведен допинг-контроль на соревнованиях более низкого ранга, таких как чемпионат России?
   И.К: На национальных соревнованиях у нас допинг-контроль не проводят. Это очень дорогостоящая процедура. Судите сами: нужны специальные наборы, производимые в Англии, квалифицированная комиссия, пробы хранят при температуре +2...+7'С в опломбированном холодильнике, затем отправляют в специальные лаборатории, которые определены в ветеринарном регламенте, они дают ответ не раньше, чем через несколько недель. К тому же спортсмен может оспорить результаты. И это только первая часть затрат. 
   Второе — обеспечение на турнире круглосуточной охраны лошадей. При проведении национальных соревнований, как правило, работа баз не останавливается — занимаются группы, прокат. В таких условиях никто не докажет, что это не владелец, а случайный прохожий сунул лошади какую-то таблетку. Если же соблюсти все условия, необходимые для допинг-контроля, то убытки от остановки работы комплекса вкупе с расходами на исследования и охрану лошадей будут очень велики и несоизмеримы с уровнем самих соревнований. Поэтому только очень крупные турниры, международные под эгидой FEI сопровождаются допинг-контролем. 
  ЗМ: Подводя итог, можно сказать, что для российских спортсменов этот вопрос станет актуальным тогда, когда они будут регулярно участвовать в серьезных международных турнирах. 
   И.К: Сейчас для российских спортсменов вопрос встает лишь тогда, когда они выезжают на международные соревнования. Но в ближайшем будущем возможно введение допинг-контроля и на основных, турнирах, проводимых под эгидой ФКСР. 
   
   РS: Хотелось бы, чтобы вне зависимости от уровня соревнований,спортсмен или владелец лошади не прибегал к допингу не из-за боязни наказания, а ради гуманного отношения к лошади и заботы о ее здоровье, которому применение допинга наносит вред.