За экраном «Конного мира»

За экраном «Конного мира»

Автор: Анна ГОРБУНОВА
Номер журнала: GM №3(188)2019
Фото: из архива корреспондентов телеканала «Конный Мир»

 

Когда 10 мая 2015 года на российском телевидении появился «Конный Мир» – первый в России телеканал о лошадях, его развитие и дальнейшая судьба были тайной, покрытой мраком, даже для его создателей. Аудитория маленькая, специализация узкая. Прошло почти четыре года. У телеканала появилось свое «лицо» и узнаваемые программы, позади сотни отечественных и зарубежных событий, о которых российские конники узнавали в эфире «Конного Мира».

Наверняка даже те, кто регулярно смотрит «Конный Мир», не знают, что находится по ту сторону экрана. Как рождаются программы, откуда берутся трансляции, кто трудится над всем этим? Все самое интересное рассказали нашему журналу сотрудники телеканала, в рядах которых в течение почти трех лет была и автор этой статьи. 
 
«Нас смотрят!»
 
Создание первого и единственного в России телеканала о конной индустрии стало одним из многочисленных проектов ПАО «Газпром». Сегодня эфир можно условно разделить на четыре части: прямые трансляции конноспортивных, беговых и скаковых событий, тематические программы собственного производства, выпуски новостей, а также аналитическая программа «Эхо конного мира». 
 
 «Технический охват аудитории канала очень приличный, у нас контракты со всеми крупными спутниковыми операторами, есть немало партнеров и по кабельному распространению: от Камчатки до Владивостока. Канал также можно увидеть в интернете и через некоторые мобильные приложения, – рассказывает Юрий Панкратов, генеральный директор ООО «Тройка ТВ», которое является учредителем и управляющей компанией телеканала. – Сегодня реально нас смотрят уже сотни тысяч людей. Особенно нас обожают Краснодарский край, Ростовская область, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Чечня, Сибирский регион (Омская и Тюменская области, Алтайский и Красноярский края, Хакассия). Большой интерес проявляют в Кыргызстане и Казахстане».
 
Телеканал делают 19 сотрудников, не считая операторов, которые работают не только на «Конном Мире», но и на всех тематических каналах холдинга «Матч-ТВ»: продюсеры, режиссеры, корреспонденты, режиссеры монтажа, редакторы, шеф-редактор и ведущие. По телевизионным меркам это маленький штат. Многие сотрудники пришли сюда, не имея никакого отношения к лошадям. Но в этом, наверное, и заключается одна из отличительных особенностей профессионала – он схватывает на лету и максимально быстро вникает в тему. Много читает, изучает, спрашивает, слушает и слышит, нарабатывает знания. 
 
Есть на «Конном Мире» и обратные примеры – конники, которые переступили порог телецентра Останкино, абсолютно ничего не зная об изнанке телевидения. За время своей работы «Конный Мир» поменялся – как и те, кто на нем работает. 
 
«Со стороны новостей очень многое изменилось, – говорит бессменный шеф-редактор информационных и тематических программ «Конного Мира» Александр Авраменко. – Когда мы пришли на канал, нам казалось, что собирать новости на 10-минутный выпуск – очень сложно. Мы даже делали анонсы наших же тематических программ, чтобы заполнить хронометраж. Сейчас этого совсем нет. Мы даем именно новости, у нас уже нет проблем с наполнением выпус­ка – наоборот, в понедельник и вторник после выходных, когда накапливается много информации, нам даже не хватает этих 10 минут. Потому что мы знаем уже все главные события, где и как они прошли, кому позвонить, написать, чтобы узнать о них подробнее. Если говорить об «Эхе конного мира», у нас есть различные эксперты, к которым всегда можно обратиться по той или иной теме. Здесь тоже много поменялось. Да и вообще все мы, кто на телеканале с его основания, изменились. Наработали знания, базу, которая позволяет двигаться дальше».
 
_________________________
 
Национальная фишка
 
В странах с развитой конной индустрией специализированные каналы о лошадях – не редкость. Многие из них работают на онлайн-вещание. В частности, на портале horses.dreamsports.tv собраны 11 производителей видео-контента, включая FEI TV или Longines Global Champions Tour. Есть еще американский Total Horse Channel с широким тематическим разнооб­разием – от любительских верховых прогулок до скачек, бегов и конноспортивных турниров. 
 
«Настоящие», телевизионные конные каналы тоже есть в некоторых странах и большинство из них освещают только ипподромные события, фактически обслуживая тотализатор и букмекеров. 
 
Италия: 
     UNIRE SAT, 
     Unire TV 1,
     Teleippica S.r.l;
Франция:
     Equidia,
     Cheval TV;
ОАЭ: 
     Dubai Racing 1,
     Dubai Racing 2;
США:
     TVG;
Швеция:
     Kanal 75;
Австралия:
     Channel 78;
Великобритания:
     Racing TV.
_________________________
 
 
Как это работает?
 
О самых интересных подробностях функционирования «Конного Мира», которые недоступны и неизвестны обычным зрителям, рассказал продюсер телеканала – Тамерлан Бутаев
 
С какими сложностями сталкивались в начале пути?
 
Изначально, в 2015 году, с зарубежными трансляциями было сложно, потому что Россию никто не знал как партнера по показу трансляций. Сейчас уже намного легче. Мы, в основном, сотрудничаем с англичанами. Они нам предоставляют огромный пакет трансляций, куда входят топовые события, происходящие в Англии и Дубае – ведь весь продакшн там делают совсем не арабы, а тоже англичане, арабы только спонсируют. Трансляции российских событий осуществлять сложно. А в плане их организации, как это ни парадоксально, сложнее всего приходится с Московским ипподромом. Когда туда приезжает наша техника, каждый раз создается ощущение, будто мы на войну прибыли. Надеюсь, со сменой руководства на ЦМИ ситуация изменится.
 
Регионы – совсем другая история, хотя бюджеты там совсем другие, гораздо ниже. Хочу отдельно выделить Краснодарский ипподром – в плане помощи в организации трансляций они самые крутые. Сейчас еще добавилась станица Павловская – владелец там делает все, чтобы всем было комфортно. Начиная от простых зрителей на ипподроме и до телевизионщиков, он лично объезжает каждую позицию камер, уточняя, нужно ли что-то изменить, поправить. То есть человек реально хочет, чтобы у него все прошло на уровне. 
 
Со временем добавляются новые ипподромы – например, мы провели трансляцию из Беслана, где только по неофициальным данным собралось 40 тыс. зрителей. 
 
 Обратная связь со зрителями. В чем она проявляется лично для вас?
 
У телеканала есть, конечно, страницы в соцсетях, но именно мы, телевизионщики, кто непосредственно делает весь «Конный Мир», не имеем к ним отношения. Так что обратную связь мы получаем иначе.  
 
6 апреля 2019 года, после трансляции в Павловском я шел вместе нашим скаковым экспертом Евгением Каппушевым, и его постоянно останавливали – узнавали, брали автографы, просили сфотографироваться. Конечно, это приятно, что ты не просто так делаешь свою работу. Я давно работаю на телевидении и, когда пришел на «Конный Мир», невольно задавался вопросом: куда я пришел, кто нас смотрит? А потом, когда пошла работа, я понял, что телеканал реально смотрят. Хвалят, где-то критикуют. Но главное, что не молчат! Мы к критике хорошо относимся. Если говорят – это хорошо. Значит, мы что-то делаем, и есть какое-то движение.
 
Лучшая, на ваш взгляд, прямая трансляция с мая 2015 года? 
 
Прошлый год, Приз Президента, который транслируется традиционно не только на «Конный Мир», но и непосредственно на «Матч-ТВ». Мы выжали на тот момент максимум из трансляции. Да, что-то не получилось, но на данный момент она лучшая. По динамике. Это же не футбол, который длится полтора часа – здесь человек не должен уснуть у экранов в течение пяти часов! Добиться этого – тяжелый труд. 
 
А еще в прошлом году на Кубке Шахтеров наш сигнал уходил на Арабские Эмираты – впервые за всю историю. В этом году нас уже просят сигнал не только этой трансляции, но и Приза Президента и некоторых других событий. Они реально не ожидали, что у нас такой уровень показа. И это не только наши коллеги из ОАЭ признавали, но и те же французы после одной из беговых трансляций.
 
С какими вообще сложностями сталкивается «Конный Мир»?  
 
Раньше были проблемы с интервью с жокеями, наездниками, тренерами, которые они, по идее, должны давать во время трансляций после скачек и заездов, особенно победных. Но это очень понятные мне и закономерные трудности. Мы, телевизионщики, пришли в чужой дом. Нас никто не знал. И в чужом доме мы диктуем свои правила. На самом деле, решается это все просто – общением. С конниками нужно общаться – именно за кадром, вне трансляций. Мы поняли друг друга, и сейчас даже вопросов нет – все знают, что после победы телеканалу «Конный Мир» нужно дать интервью.
 
Вы не поверите, но заводы начали одевать своих работников в униформу в одном стиле – раньше с этим тоже были проблемы, с картинкой на экране. А сейчас и она изменилась, да и в жизни на эти перемены приятно смотреть. Как говорится, «встречают по одежке». А ведь было время, когда мне говорили: «Зачем ты показываешь все эти конные заводы – после кадров из английского Аскота ведь смот­реть на них невозможно». 
 
Как осуществляется планирование эфирной сетки?
 
Всегда есть перспективное планирование. Механизмы здесь просты. Если в начале года есть список событий, и мы утверждаем его с заказчиком (ООО «Тройка ТВ» – прим. ред.), то, само собой, право на показ этих событий в эфире нашего канала стоит намного дешевле. Если же мы за день-два начинаем думать о показе какого-то события, то это баснословные деньги. Простой пример. Переписывались с Сингапуром, хотели показать три их скаковых события. Они просто за права показа выставили сумму 25 тыс. долларов. Это не считая технических моментов – доставки сигнала, которая может иногда и превышать стоимость прав. Для нас это неподъемные цифры.
 
Особенности корреспон­дентской работы
 
Тематические программы, которые идут по телеканалу, делают, в основном, его коррес­понденты. Они летают в командировки (в основном, российские, но есть и заграничные: Париж, Дубай, Швеция), привозят в Останкино сотни минут отснятого материала, пишут сценарии, озвучивают их, контролируют процесс монтажа, чтобы на выходе зритель увидел интересную и информативную 26-минутную программу. Темы – самые разные. От скачек на небольшом ипподроме в Ставропольском крае до редких пород лошадей, от конных туров по Сочи до историй жизни знаменитых спортсменов, наездников, жокеев и тренеров.
 
Есть среди программ стоящие особняком циклы – например, «Подкова», концепцию которой разработала Александра Личман – еще один автор Gold Mustang, которого можно увидеть по ту сторону телевизионного экрана. 
 
«Изначально "Подкова" позиционировалась как программа для начинающих конников – научно-популярная и просветительская, обучающая. Когда я пришла на телеканал, мне предложили ей заняться – что я и делаю до сих пор, – вспоминает Александра. – Внутри своей программы я стараюсь придерживаться некоторых рубрик, стремлюсь делать ее максимально интересной, насыщенной и разнообразной в рамках законов жанра, хронометража, сроков исполнения работы и прочих обстоятельств. Это одна из немногих программ в сетке телеканала, которая обращается к более широкой аудитории, нежели любители бегов и скачек. Я стараюсь не акцентировать внимание на конном спорте, не ставлю каких-то рамок. Это скорее программа для начинающих – она обо всем, о самых азах, о том, что может быть интересно всем. От строительства и корм­ления до экстерьера, мастей, пород, тренинга, интересных сфер применения лошадей. Я большой фанат «Конного Мира» – и канала, и вообще, самого этого понятия. Мне с самого детства было интересно абсолютно все, связанное с лошадьми, и я стараюсь рассказать об этом зрителям. И придерживаюсь концепции о том, что автор должен полностью погружаться в тот вопрос, которым он занимается – поэтому я стараюсь и лошадей под седлом попробовать, и в упряжи. Поседлать, помыть, почистить, пообщаться! Мне кажется, очень важно передать зрителю свои личные ощущения от общения с той или иной лошадью. Я очень благодарна руководству канала за профессионализм, творческую свободу и возможности для развития и верю, что наш канал будет расти и дальше». 
 
На «Конном Мире» есть корреспонденты, которые работают на телеканале с момента его создания, и один из них – Евгений Гвоздев. У него за плечами огромное количество командировок и прямых трансляций, и, соответственно, еще большее число интересных историй, связанных со съемочным процессом.
 
Женя, какая самая яркая у тебя была командировка?
 
Наверное, самая яркая и необычная съемка была в Ростовской области, когда мы снимали диких мустангов Ростовского заповедника – уникальный табун лошадей, который живет на острове. До суши и большой земли рукой подать, но они туда не уходят. Это была ни на что не похожая съемка. Мы ночевали в открытом поле, неподалеку от табуна. Даже двух дней, которые мы провели там, рядом с этими лошадьми, оказалось достаточно, чтобы понять, насколько большое родство между человеком и лошадью – они такие же любопытные, иногда капризные, иногда, смелые. Они также объединяются в семьи, как люди, у них тоже есть своя иерархия. Нам со своими компьютерами и высокими технологиями есть, чему поучиться у этих первозданных лошадей.
 
Когда ты постоянно летаешь и ездишь на съемки, не может быть, чтобы все всегда проходило гладко. Вспомни какой-нибудь эксцесс, который произошел с тобой в поездке.
 
Таких случаев было не так много. Вспоминается командировка в Краснодар – у меня в самом начале «взломали» телефон, 4-5 дней пришлось быть без связи. Все договоренности, контакты – в телефоне, а впереди – прямая трансляция, съемки, поездка на завод! Выкручиваться было тяжело. Еще один сложный момент – первая большая заграничная командировка – во Францию. У нас была сложная задача – необходимо было делать псевдопрямое включение – то есть снимать много интервью и пересылать их в Москву по интернету. Но оказалось, что интернета как такового в точке, с которой мы должны были делать перегон материала, нет. Оставалось всего пара часов до начала трансляции. Это было воскресенье, когда в Париже почти ничего не работает. Нашему продюсеру и оператору пришлось потратить кучу времени и серьезную сумму на такси, пока они нашли нужный магазин, купили кабель и протянули интернет из другого конца зала туда, где мы могли спокойно работать и отсылать информацию в Москву. В итоге все получилось. Если честно, такие моменты потом вспоминаются чаще, чем командировки, где все шло гладко. И вспоминаются добрым словом – ведь сложность была преодолена!
 
Главный фидбэк – это, наверное, непосредственное общение со зрителем – на съемках, трансляциях. Вспомни эпизод, какой-нибудь яркий момент обратной связи, после которого ты подумал, что «все не зря!»
 
Мне почти каждый год приходится работать в свой день рождения. И однажды это случилось на розыгрыше Больших орловских призов на ипподроме Алтая. Так вышло, что тогда день рождения был еще у судьи-комментатора и двух наездников-участников бегового дня. Я уже не помню кому, по-моему, кому-то из функционеров от рысистых бегов на Алтае, пришла в голову идея в микрофон с трибуны поздравить нас всех по очереди с днем рождения. Прозвучали имена наездников – Дениса Лубнина и Антона Рогожина, судьи Юрия Булатова. После каждого имени раздавались аплодисменты. Когда была произнесена моя фамилия, овации были такие громкие и сильные – что я понял, что трибуны после нескольких лет жизни нашего телеканала знают, кто я такой. Это было очень приятно, когда 2,5 тыс. людей забитого до отказа ипподрома тебе аплодируют, хотя ты ничего особенного не сделал – просто приехал на свою любимую работу в свой день рождения. 
 
Таких историй у каждого корреспондента «Конного Мира» найдутся десятки. Люди подходят, кто-то рассказывает, что у него постоянно включен «Конный Мир» на телевизоре, и даже жена уже ругается – мол, «никакого прохода от твоих коней!», кто-то советует уделить внимание определенной теме, кто-то взять автограф у эксперта, кто-то просит передать «ведущему, что, когда он побреется, ему так лучше». А очень многие просто говорят «спасибо». И эти слова – лучше всякой аналитики и рейтингов вдохновляют и дают энергию к движению вперед. А это значит, что зритель будет видеть новые программы, выпуски новостей и трансляции о многообразном и таком интересном конном мире.