Пиар на крови или Охота на ведьм?

Пиар на крови или Охота на ведьм?

Автор: Ксения БАГРИЙ
Номер журнала: GM №2(187)2019
Фото: Александр ЗАБЕГИН

В конце февраля по Интернету прокатилась волна репостов душераздирающих фотографий. На снимке была запечатлена серая лошадь с окровавленным ртом. Каждый уважающий себя конник и защитник животных считал своим долгом сделать репост страшной картинки и выразить свое возмущение. Только вот каковы были истинные причины такого негодования?

Вот так Праздник 
 
В честь Дня защитника Отечества на столичном ипподроме прошли праздничные мероприятия, одно из которых позже обернулось грандиозным скандалом. Возмущение вызвала игра кок-бору, именуемая также «козлодранием». Под конец дня презентовать игру на ЦМИ должна была Федерация кок-бору Кыргызстана.
 
24 февраля посмотреть на состязание и прикоснуться к частичке своей родины в центре столице собрались тысячи жителей Кыргызстана, которые заполонили всю территорию ипподрома. Такого наплыва посетителей столичный «храм бегов и скачек» не видел уже давно, казалось, что в него собираются все киргизы, находящиеся в данный момент в Москве. 
 
«На ипподром стягиваются толпы людей. Преимущественно мужчины, мигранты из Средней Азии», – появились сообщения в Интернете.
 
Еще до начала игры кок-бору уже окрестили страшным зрелищем: «Уточнила у одинокого полицейского. Граждане Киргизии идут смотреть национальную забаву под названием "Кок-бору". Для справки: "Кок-бору" – национальная игра, буквально "раздирание козла", суть игры – отнять тушу козла/барана у соперника; очень часто при этом от туши отрывают куски».
 
Когда же появились фотографии окровавленного рта лошади, интернет-сообщество словно сошло с ума.
 
Истерика
 
Многие были возмущены жестоким обращением с животными. Посыл хороший, но на самом ли деле у всех за ним скрывалась именно забота о братьях наших меньших? Все чаще там, где кричали о защите лошадей, звучали нотки возмущения тем, как посмели жители дружественного нам государства провести свою «варварскую игру» в центре России. Многие предлагали киргизам отправиться на родину и там уже «драть рты лошадям». Хороший совет от тех, кто так печется о благополучии животных. 
 
Массовая истерия от грамотной и правильной мысли о гуманизации кок-бору переросла в межнациональную рознь. Нашлись и те, кто требовал закрытия ипподрома, так как там «мучают лошадок». Из-за нежелания остановиться и подумать, появилась даже петиция с просьбами о запрете кок-бору. 
 
Не остался в стороне известный своими нападками на братьев Запашных Центр защиты прав животных «ВИТА». В своем инстаграме он опубликовал пост о прошедшей игре, приводя цитату: «Просто для понимания: в центре Москвы, раздирая рты в кровь лошадям, пуская тех из них, кто не сдох в процессе, на шашлык, толпа азиатов таскает по полю тушу мертвого козла».
 
Интересно, что активнее всех возмущались люди, которые не присутствовали в этот день на ипподроме, да и к лошадям многие из них не имели отношение. Голоса же реальных зрителей, ставших свидетелями игры, все больше тонули в тоннах возмущенных комментариев, многих из которых объединяла одна мысль – мигранты заполонили столицу.
 
Появились «эксперты», утверждающие, что серой лошади на фото специально разрезали рот, а если и не разрезали, то порвали от уха до уха. Другие же утверждали, что прямо на глазах у маленьких детей на ЦМИ рвали на части тушу козла. Третьи усматривали теорию заговора руководства о закрытии ипподрома.
 
Как кок-бору пробралось на ипподром
 
Вернемся к самой игре. Что же на самом деле произошло в этот день в Москве? Руководство ипподрома решило организовать праздник для жителей столицы. Для этого оно выбрало нестандартный ход – провести гонки на багги. Из-за того, что машины производили много шума, да и изрядно попортили бы дорожку, – бега еще за неделю до празднования решено было отменить. 
 
Но за несколько дней до 24 февраля к руководству ипподрома обратились представители Федерации кок-бору Кыргызстана, просившие для популяризации кок-бору в России дать разрешение на проведение показательной игры в центре круга. Придя к соглашению вечером в пятницу, за два дня до празднования, ипподром стал готовиться к принятию гостей: разровняли конкурное поле в центре круга, помогли с бесплатным размещением привезенных специально для игры лошадей. 
 
Ожидалось принять 200 зарубежных гостей. Однако 24 февраля службу безопасности ЦМИ ждал сюрприз в виде нескольких тысяч граждан Кыргызстана. Чтобы избежать конфликтов и давки (да и билеты на тот момент закончились в кассе), ипподром распахнул свои ворота перед толпами зрителей.
 
Культурный код
 
Кок-бору – это древняя командная игра народов Азии, дословно она переводится «серый волк». Берет свои корни из древности, когда всадники ловили волка, задирающего их скотину, и таскали его по полю, перехватывая друг у друга. Сейчас кок-бору больше похожа на регби, только играют не мячом, а тушей козла, и передвигаются по полю на лошадях. Вместо ворот – огромные тай-казаны.
 
 В более южных странах: Таджикистане, Афганистане и Пакистане – игра называется бузкаши. Отличие в том, что этот вариант не подразумевает команд – каждый сам за себя. В таких состязаниях зачастую собираются сотни участников, победить чрезвычайно тяжело, но и приз может быть более чем достойным – крупная сумма, дорогой автомобиль или даже дом. 
 
В том или ином варианте, козлодрание – действительно, важная часть национальной культуры среднеазиатских народов и главное событие для миллионов людей. Во многих кишлаках мужчины живут ожиданием очередной игры, готовятся сами и тренируют лошадей, которые имеют большую ценность. Более того, традиции козлодрания предполагают общую молитву участников перед игрой, а также клятву не причинять вреда ни своей лошади, ни чужой. 
 
В 2017 году кок-бору было включено в Список культурного наследия ЮНЕСКО. Также эта игра является неотъемлемой частью Всемирных конных игр кочевников. 
 
Первая федерация кок-бору была создана в 1998 году в Кыргызстане, четыре года спустя появилась и Международная федерация. В нее входят представители более 10 стран мира. Помимо признания в Азии, кок-бору получило распространение и в странах Европы, и за океаном. В него играют в США, Венгрии и Франции. В России эта игра была традиционной среди жителей Республики Алтай, где в последние годы прилагается много усилий для ее еще большей популяризации.
 
Лидерами и признанными мастерами считаются киргизские и казахские всадники. На родине последних игру кок-бору называют кокпар. Правила кокпара немного отличаются от киргизских, но суть игры остается прежней. Правда, различия вызывают жаркие споры между представителями двух стран.
 
14 февраля в Астане (теперь – в Нур-Султане) прошел съезд Всемирной ассоциации кокпара. На нем было официально принято решение об изменении правил игры кок-бору в пользу казахских. Вместо трех 20-минутных таймов теперь команды должны были сражаться в двух. Тушу козла заменили на муляж, а тай-казаны – на круги. Данные изменения были аргументированы тем, что реальные тай-казаны слишком опасны для лошадей и игроков и ведут к травмам. Стоит заметить, что на съезде присутствовали представители Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Монголии, Турции, Венгрии, Китая, России и Афганистана. А вот киргизские делегаты на мероприятие не приехали, байкотировав съезд.
 
Всего через 10 дней Федерация кок-бору Кыргызстана провела показательную игру в центре России. Играли, правда, муляжом, но от тай-казанов не отказались. Снимки с этой игры и облетели весь Интернет. Последствия всем известны.
 
А был ли мальчик…
 
Спустя несколько дней на телевидении вышел сюжет, где была продемонстрирована та самая серая лошадь. Возмущению «поборников гуманизма» тем, что лошадь осталась жива и вполне здорова, не было предела. Сначала они не хотели признавать, что это именно та лошадь, которая принимала участие в игре. Ведь в своих предыдущих постах ярые защитники уже видели коня в виде колбасы, которую из него сделали «варвары-киргизы». Потом вызвал негодование и сам ветеринар, осматривавший лошадь. Удивительно, но даже на крупных планах головы лошади не было видно разрезов на губах «от уха до уха»...
 
То, что произошло 24 февраля на ЦМИ, – ужасно. Но из данной ситуации стоит, пожалуй, сделать главный вывод: не надо бездумно бросаться в омут с головой. Из хорошей идеи защиты животных, ругань переросла в ксенофобию. В этом скандале большую роль сыграло и руководство ипподрома, которое допустило того развития событий, которое имело место. Хотя при первых же признаках насилия над животными, следовало бы остановить эту вакханалию, сделать выводы и впредь не допускать подобного на своей территории. Так, например, в США, когда в Санта-Аните за два месяца погибло 22 лошади, владельцы ипподрома The Stronach Group не стали прятать голову в песок. Проанализировав ситуацию, ввели строгий контроль за медикаментами. Впрочем, уже менее чем через три недели после событий 24 февраля глава АО «Росипподромы» сменился, и теперь вряд ли подобный инцидент повторится.
 
Основная мысль о защите животных должна быть не запретом чего-либо, а заботой о благополучии лошади. Закрывать глаза и оправдывать гибель лошадей в скачках, бегах, троеборье и других видах спорта, требуя полного запрета национальной игры, – не совсем честно. Не так ли?
_________________________
 
История фотографии
 
Александр Забегин – автор тех самых фото, разлетевшихся по Сети
 
На ипподроме в тот день я оказался случайно. Я должен был снимать конное поло в другом месте, но оно отменилось. Нашел информацию, что бега в этот день отменили, но должны были состояться гонки и кок-бору. Воодушевленный чем-то новеньким, я быстро прошел аккредитацию и начал снимать.
 
Впервые я увидел эту игру на Всемирных играх кочевников. Она, конечно, довольно жесткая: лошади падают, бывают столкновения. Но крови не было. В принципе, видно было, что своих лошадей игроки берегут. К тому же на ВИК строгое судейство. Когда, например, кто-то вставал поперек бегущей лошади, его тут же удаляли с поля. 
 
Игра довольно зрелищная и азартная. На ЦМИ же кок-бору с самого начала пошло не так, как должно было. На ипподроме организаторы хотели сделать показательную игру, презентовать ее, но получилась жесть и полная дикость. Такое ощущение, что играли по тем правилам, которые были еще много тысяч лет назад, когда еще в степях за волка дрались. Гоняли лошадей больше часа, наверное. Там было четыре команды, и, по-моему, они играли на одних и тех же лошадях.