Сардиния. Конная феерия Сардинии // ЗМ № 6 (38) 2003

Вы можете с уверенностью ответить на вопрос, что такое праздник? Для кого-то это – Новый год, для кого-то – зарплата...  Если вы еще не определились с праздником для себя, отправляйтесь в Италию. Там  подобный вопрос отпадет сам собой. Праздник в Сардинии – это  неотъемлемая часть жизни, в которой бок о бок с людьми всегда шли лошади, это вековые традиции карнавалов, с элементами театра, это головокружительные акробатические трюки на лошадях, это  бесконечная борьба кварталов за право называться лучшим, это особенный мир, мир красок и чувств – сказочная феерия великого острова.

Карнавал Д’Ористано
   Сардиния  – это регион Италии, обладающий самыми великими конными традициями. Даже Тоскана не может соперничать с известным островом. Карнавал Д’Ористано – самый знаменитый и колоритный из всех конных праздников Сардинии – восходит к началу 1500 г. Более сотни всадников в загадочных белых масках каждый год в течение 2-х дней карнавала соревнуются в дисциплинах, восходящих к  античной традиции Ла Сартиглиа. Это слово происходит от испанского «сатийя» – кольцо, ведь Сардиния и Испания поддерживали многовековую связь. Скакать к подвешенному кольцу, пытаясь продеть в него на полном скаку шпагу – очень древняя игра. Еще в конце Средних веков средиземноморская христианская община вдохновила дворянство на организацию турниров такого рода. Теперь в Ористано кольцо заменено звездой.
     Распорядитель Сартиглиа – Su Companidori – сопровождается двумя лейтенантами. Закрывшись маской, облаченный в кожаную одежду женщинами в национальных костюмах, распорядитель не принадлежит более миру смертных, отныне он на одной ступени с героями, полубогами. Подвешенные между небом и землей, они не могут ступить на землю до самого конца праздника. Таким образом, взойдя на специальное возвышение, где его облачают в праздничные одежды, распорядитель прямо оттуда прыгает в седло. Малейшее колебание в седле или, не дай Бог, падение будет рассматриваться как несчастье, плохая примета.
     Сопровождаемый своими лейтенантами, распорядитель выбирает всадников, которым выпадет честь пронзить звезду. Также ему предстоит открыть и закрыть церемонию праздника. Во время карнавала Сартиглиа происходят и паригли (своеобразная национальная вольтижировка). Их проведение довольно легко объясняется историей. Пока дворянство и высший свет старались показать себя  в красочных поединках, чернь, жившая снаружи крепостных, ныне не сохранившихся стен, демонстрировала свою лихость на более плебейский лад. Паригли формировались из многочисленных всадников собранных в пары (отсюда и название). Они скакали по улицам, показывая разнообразные фигуры вольтижировки и акробатики.
     Сегодня всадники, которых «допускают» к звезде, выставляют себя и в паригли. Их костюмы словно отражение той эпохи, когда участники, съехавшись со всех частей Сардинии, выступали в национальных костюмах своего района. С годами карнавал утратил тот буффонадный дух праздника с его кортежем гротескных костюмов, комическими шутками и безудержной лихостью, немного потеряв в жаре и спонтанности, превратившись в более серьезное и торжественное зрелище.

Конная акробатика
    Всадники паригли носят национальные костюмы Сардинии, где каждый район может похвастаться своим собственным национальным одеянием. Акробатические фигуры, выполняющиеся в седле, или паригли – одно из самых больших конных увлечений жителей Сардинии. Два или три всадника бок о бок устремляются галопом по небольшой деревенской дороге, петляющей меж деревьев, и кажется, что это несется какое-то сказочное чудовище о трех головах и двенадцати ногах. Достигнув максимальной скорости, всадники одновременно поднимаются на стременах, приобняв друг друга за талию или держась за руки, словно старые товарищи по оружию.
    Такая конная акробатика может быть одновременно простой и очень элегантной, например фигура «трое на троих», или более сложный «двойной мост»,  когда двое крайних всадников едут с «пассажирами», которые, словно пиявки, вцепились в конскую шкуру на крупах коней. Их шеи почти соприкасаются с головами передних всадников, а ноги опираются на ноги всадника в середине. Если даже описать словами подобную фигуру не слишком легко, то представьте себе ее осуществление на хорошем галопе.
      Появление в Италии чистокровных английских лошадей и пелямного железа, воздействующего на рот лошади не сбивая ее с хода (что было неизбежно при применении старого железа, одновременно тяжелого и слишком строгого), позволило достичь новых высот в удивительной акробатике. Хотя некоторые паристы все еще предпочитают старинную хореографию, на их взгляд, более простую, но более «конную», характеризующуюся замечательной тонкой техникой.

Праздник Святого Константина
    Император Константин не был канонизирован церковью, но для жителей Сардинии он навсегда останется святым  великим Константином. Нет более могущественного святого. Праздник Л’Ардия де Седило длится два дня, вовлекая в свою круговерть всех: от мала до велика. Слово «ардия» означает военный эскорт. «Са прима пандела»  – человек, несущий переплетенное гирляндами знамя святого, сопровождаемый по бокам двумя лейтенантами и корпусом гвардии, как бы представляет святого на земле. Его лейтенанты тоже везут знамена, но другого цвета. Их сопровождает сотня всадников на лошадях, украшенных по-сардински. 
  После того как получено благословение кюре, и  торжественная процессия завершилась, «представитель святого на земле» и его лейтенанты, пришпорив коней, срываются в галоп по вымощенной булыжником улочке, сворачивают под арку и оказываются на территории церкви  святого Констатнтина, расположенной прямо на выходе из города. За ними следует, точнее даже их преследует, сотня всадников, символизирующих орду варваров, которые стараются их обогнать, вынуждая главное трио не уступать своего преимущества и, по возможности, держаться от преследователей на минимальном расстоянии удара палкой. Достигнув здания церкви, лошади переходят на шаг. «Са прима пандела» и его лейтенанты ездят кругами вокруг церкви, количество таких кругов зависит только от скромности  «представителя святого». Всадники выражают таким образом свое почтение святому, церкви и властям. После чего вся группа направляется к ротонде, где все всадники снова на шагу совершают три круга – два в одну сторону и один в противоположном направлении.
     Следующая скачка лейтенантов «Sa prima pandela»,  преследуемых ватагой всадников до самой церкви – один из самых красочных эпизодов Ардии. Эта скачка часто разворачивается на исходе праздника в сумерках или на заре. Магическое и одновременно религиозное значение священного пути, по которому они скачут, еще больше усиливает символичность господства церкви над хаосом варварских орд.
    По своему географическому положению Сардиния – это уже Восток. И часто уже кажется, что время повернулось вспять, настолько и люди, и лошади возбуждены «предстоящей битвой». Традиционное седло всадников Сардинии сочетает в себе черты персидских и китайских седел, появившихся около 250 года до н.э. еще до изобретения стремени.
    Вооруженные винтовками, заряженными холостыми патронами, люди очень реалистично воссоздают атмосферу битвы, их залпы призваны не дать лошадям сбиться с маршрута и угодить в плотную толпу. Праздник Святого Константина – это и праздник Pozzomaggiori – области знаменитой конными заводами, где «представители святого на земле» одеваются в красные рубахи и носят картонные короны. «Всадники-варвары» ограничиваются тем, что несутся неудержимым потоком по улочкам городка, парами  на шагу и на галопе, а затем кружат вокруг церкви, построенной в 1920 г. ветеранами Первой мировой войны. Их лошади в вальтрапах английского образца украшены прекрасными ошейниками из вышитой  ткани «ле колланас».

 

Дополнительные материалы по теме:

Италия: лошади из сапога // ЗМ № 6 (38) 2003

Сардиния - остров конных карнавалов // ЗМ №2 (115) 2012