Чикос, над лошадьми парящие

Чикос, над лошадьми парящие

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: ЗМ №8(99)2010

Попробовать знаменитый гуляш, искупаться в термальных источниках, побродить по средневековым крепостям, продегустировать самые разнообразные вина и, конечно же, увидеть знаменитых пастухов-чикос, демонстрирующих настоящие чудеса джигитовки!  Добро пожаловать в Венгрию, страну марципанов, вампиров и танцев – сердце Европы. 
Высший пилотаж
 
Природа Венгрии весьма разнообразна: здесь можно встретить степи и холмы, горы и леса, реки и озера. К востоку от реки Тиса и в 40 километрах к западу от Дебрецена находится Хортобадь – крупнейший национальный парк Венгрии, внесенный ЮНЕСКО в Список всемирного культурного наследия. Местные называют его «пушта» или «пуста» –  он представляет собой самую большую в Европе естественную степь с озерами, болотами и солончаковыми пастбищами. Именно здесь, как и много лет назад, жили и живут знаменитые венгерские пастухи-чикос. 
 
Ежегодно на «Празднике скакунов» в их исполнении можно увидеть гладкие и барьерные скачки, состязания конных упряжек, «венгерскую почту» (езду на пяти лошадях, где всадник управляет тремя лошадьми, стоя на спинах двух других) и другие не менее поразительные чудеса верховой езды. Традиционно чикос носят синие полотняные рубахи, широкие штаны и черные шляпы (интересен тот факт, что одежда пастухов других степей иного цвета). 
 
Степь да степь кругом…
 
Свое происхождение чикос ведут от мадьярских конных племен, которые поселились в Карпатском бассейне несколько тысяч лет назад. Мадьяры были лучниками и легковооруженными всадниками азиатских степей и использовали лошадей в основном туркменского типа. Именно они были предками современных высококлассных венгерских лошадей. Чикос работали в качестве наемных пастухов, чья одежда, стиль езды и амуниция отражали их кочевую, вольную жизнь. Пастухи ездили либо в седле без подпруги, которое можно было в считанные секунды бросить на спину лошади, либо вообще без него.  Возможно, именно эта монотонная работа и долгие часы в степи  побудили всадников обучать лошадей разнообразным трюкам, хотя чикос утверждают, что каждый из них служил определенной практической цели. 
 
Сезон охоты
 
Самобытной игрой чикос является «рока vadaszat» или «охота на лису». Один из всадников достает красный платок, а остальные гонятся за ним, чтобы его выхватить. Ложные выпады, уклонения, сгибания лошадей в углах, резкие развороты в клубах пыли – и все на галопе. Говорят, после подобного соревнования по драйвингу  для венгерских пастухов сущий пустяк, что они с успехом доказывают на различных чемпионатах. Отдыхают чикос тоже необычно: лошади садятся как собаки, а пастухи обустраиваются в этом своеобразном укрытии между их передними ногами. Такое убежище становится единственным сухим местом во время летних штормов, застающих всадников на равнинах.
 
Грезы наяву
 
В середине XIX века австрийский художник Адам Кох изобразил свое видение духа чикос – всадника, парившего над своими пятью лошадьми и летящего вперед на волне чистой энергии в пустоте бескрайней степи. Быть может, он действительно видел этот трюк, но легенда приписывает картину его романтическому воображению и утверждает, что подобный номер увидел свет лишь век спустя в 1950-е годы, когда один из пастухов в Бугасе исполнил знаменитую «Пятерку великих равнин».
 
Колесница бога
 
Одной из разновидностей  «венгерской почты» является «pusztan ten» – трюк, когда всадник стоит на спинах двух лошадей и управляет восьмериком впереди себя с помощью вожжей. Виктор Бак, исполняющий этот редкий номер,  – один из всего лишь трех пастухов в мире, которые могут его сделать, но, что более поразительно, он держит лошадей не попарно, а каждую в отдельности. «Весь секрет заключается в коленях, которые должны следовать за движением животных, – говорит Виктор, – но при этом вы должны быть еще немного сумасшедшим». Натягивая вожжи каждой из лошадей, пастух собирает их в плотную группу,  а затем кнутом высылает всех в галоп. Однако уникальнее всего то, что Виктор не готовит лошадей заранее: он берет любых животных из табуна, и у него тут же это получается! 
 
Возможно, увидев эту картину, даже самый одаренный художник испытал бы фантастическое чувство: мифическая фигура, летящая на волшебной колеснице по Великим равнинам Венгрии.