Болд Игл: Рожденный парить

Болд Игл: Рожденный парить

Автор: Евгений ГВОЗДЕВ
Номер журнала: GM №1(203)2021
Фото: imago sportfotodienst Imago/TASS

Все познается в сравнении. Слон весит больше собаки, плотность золота выше, чем у древесины, а величественная река Амазонка длиннее Днепра. Если не верите, то весы, рулетка и сила Архимеда вам в помощь. А вот с определением лучшей лошади несколько сложнее, потому что даже беспристрастный секундомер не всегда бывает прав, особенно, если мы беремся сравнивать лошадей, побеждавших на разных ипподромах при различной длине дистанции. И еще сложнее, если мы беремся определить лучшую среди лошадей разных эпох.

Французский рысак Болд Игл, безусловно, является лидером своей ставки. Перечисление его побед займет пару страниц, и это притом, что начиная с трехлетнего возраста, он бегал только в групповых заездах – самых престижных соревнованиях Франции и Европы. Ему, конечно же, повезло с командой. С Болд Иглом работал тренер Себастьян Гуарато, а почти бессменным наездником лошади был Франк Нивард, по прозвищу «Фрэнки – холодная рука». У Болд Игла были легендарные соперники: француз Тимоко, американец Пропалшн, наконец, Жан-Мишель Базир – тренер и наездник, порой выставлявший против него целую конюшню.
 
В зоне недосягаемости
 
В этой почти мистической истории будет много имен, кличек и просто непонятных слов. Для начала обязательно нужно знать что такое la Triple Couronne (фр.: «Тройная корона»), кто такой Рэди Кеш, и причем здесь вулкан Эйяфьядлайёкюдль. 
 
Начнем с последнего. Все, кто дольше одиннадцати лет живут в Европе и следят за новостями, наверняка помнят исландский вулкан с непроизносимым названием, который весной 2010 года парализовал авиасообщение. Смог дошел до Урала и Северной Америки. Граф Калиостро как-то утверждал, что ему передалась сила извержения накрывшего Помпеи Везувия. Скорее всего, это – выдумки великого мистификатора XIX века. Но ставка «В» (а во Франции все рысаки, рожденные в 2011 году, получили клички, начинающиеся с этой буквы) до сих пор считается лучшей в истории. Извержение Эйяфьядлайёкюдля началось 21 марта, а ровно через год у дочери Лав Ю кобылы Рити Ра Джет появился на свет Болд Игл.
 
 
Внимание жеребенку было обеспечено еще задолго до рождения. Ведь Лав Ю был лучшим (и самым дорогим) производителем нулевых. Однако этого жеребенка особенным делало совсем другое обстоятельство. Ведь к тому времени от Лав Ю были получены десятки, если не сотни, хороших маток. Весь интерес состоял в том, что отцом Болд Игла был Рэди Кеш. За два месяца до рождения нашего героя Рэди Кеш выиграл свой первый Приз Америки, и вскоре случка с ним будет стоить в два раза дороже, чем с Лав Ю. До первых стартов Болд Игла оставалось еще несколько лет, и никто тогда не знал, что именно кросс Рэди Кеш и Лав Ю станет вершиной или, если хотите, квинтэссенцией всего французского рысистого коннозаводства. 
 
Болд Игл родился на ферме Жана-Этьена Дюбуа, им же был заезжен, и в его же руках прошел квалификацию. С первых стартов стало ясно, что на французских беговых дорожках появилась особенная лошадь. В трехлетнем возрасте перед началом зимнего митинга жеребец был выставлен на аукцион, однако за пару часов до открытия торгов был снят, и на следующий день все узнали, что подающую надежду трехлетку купил конгломерат владельцев во главе с амбициозным Пьером Пиларски. Именно ему будет принадлежать основной пакет, и именно в его цветах Болд Игл будет выступать на ипподромах.
 
Давайте вспомним, что описываемые времена пришлись на эпоху прорыва цифровых технологий. Французская рысистая ассоциация не осталась в стороне. Чтобы смотреть заез­ды, уже не нужно было ехать на ипподром. Не нужно было даже включать телевизор. Бега были в каждом телефоне. Каждый заезд был снят и выложен в Интернет. Все было рассчитано на появление новых игроков на ставках в тотализаторе, и в целом ход себя оправдал. А так как лучше всего запоминаются имена победителей, Болд Игл в кратчайшие сроки стал настоящей звездой. 
 
У него не было слабых мест. Для него не существовало неудобных дистанций. Он прекрасно принимал старт, не боялся толкаться в компаниях, любил водить и обладал феноменальным финишным броском. Впрочем, до броска на финише дело доходило редко. Как правило, Болд Игл шел в атаку в последнем повороте и уже метров за 150 до столба становился недосягаем для соперников. На заре карьеры жеребец выдал уникальную серию – 20 побед при 21 старте. 
 
Преднамеренный эпатаж 
 
Пиларски купался в лучах его успехов! Он охотно позировал на церемониях награждения, баловал журналистов эксклюзивами, раздавал автографы сотням гостей ипподрома. Благодаря эксцентричности владельца у Болд Игла на Венсенне появился самый внушительный фан-клуб в рысистом мире Франции. Публика любит победителей, тем более, когда они на расстоянии вытянутой руки. Многие упрекали Пиларски в наигранности, истеричности, желании постоянно быть на виду. Но лишь теперь становится понятно, насколько важными были его действия для всей команды. 
 
Замкнутым по натуре Себастьяну Гуарато и Франку Ниварду чрезмерное внимание публики, особенно накануне старта, никакой бы пользы не принесло. Зачем фавориту лишние мысли и эмоции? Весь удар общения с прессой, специалистами и просто зеваками со стороны Пиларски брал на себя, давая возможность команде спокойно концентрироваться на поставленной цели. А это уже не тактика, а стратегия. И, возможно, на ее выбор повлияло то единственное поражение в череде двадцати побед. 
 
Это произошло в апреле 2015-го. В тотализаторе Болд Игл игрался «лобовым фонарем». Коэффициент на его победу составлял 1,1. То есть, 90 процентов игроков поставили именно на него. И он проиграл, метров за 500 начав откатываться на последнее место. Причиной неудачи была травма, оставившая жеребца на конюшне на долгие четыре месяца, так что летний сезон он почти полностью пропустил. 
 
Впереди было Европейское Дерби. И пока все четырехлетки Старого Света готовились, Болд Игл залечивал раны. В конце августа наступил момент, когда откладывать возвращение было уже нельзя. Приз Жюля Трибо проходил в ужасную погоду. Болд Игл игрался фаворитом, правда уже существенно скромнее – 3:1. Однако основная интрига была в другом. Малейшее подозрение на рецидив травмы привело бы к мгновенному окончанию сезона. То есть мимо Дерби и, скорее всего, мимо Приза Америки. И что же сделал жеребец? Он вырвал старт, отдал бровку, а затем прошил всех финишным броском. Как по учебнику. 
 
Но прежней лихости не было. И вот тут-то и пригодился Пьер Пиларски с его эпатажем. До Приза Америки оставалось полгода и вы не найдете ни одного интервью Ниварда или Гуарато о состоянии лошади перед стартом. Пиларски дежурил у конюшни, словно коршун, и перехватывал любого пишущего или снимающего репортера. 
 
Первый Приз Америки
 
А дальше были отборочный старт, Европейское Дерби, зачем-то сразу два отборочных к Призу Америки и еще один заезд для работы. Все это Болд Игл занес себе в актив. На Приз Америки, который также называют финалом мирового Гран-при, его записали под десятым номером из восемнадцати. По традиции, эти номера соответствуют особому ранжиру, где в качестве ориентира установлена пожизненная сумма выигрыша. 18 номер на Призе Америки получает самая богатая лошадь (в тот год это был Тимоко). Но для Болд Игла главным отличием Приза Америки от остальных стартов было то, что здесь бежали не только его ровесники, но и лошади старшего возраста, более сильные и опытные. К слову, помимо Болд Игла в Призе Америки 2016 года была только одна лошадь из ставки «В». Остальные отобраться не смогли.
 
Конечно, фаворитом считался Тимоко – самая богатая и резвая лошадь Франции. Он и повел бег. Примерно на половине дистанции (Приз Америки – это 2700 метров) Болд Игл вышел вперед, что в рысистых бегах не всегда считается лучшим решением. Его караулили, его по очереди атаковали лучшие рысаки Европы. Камера – а тот беговой день впервые в прямом эфире показывали и в нашей стране – то и дело выхватывала Пиларски в толпе фанатов. Тогда он был еще без своей знаменитой бороды! И не было человека счастливее в этот день. Болд Игл победил красиво, на классе, улучшив рекорд приза на 0,6 секунды – пропасть по меркам Венсенского ипподрома!
 
В этот же день его искренне полюбили и в России. Вооружившись словарями все бросились переводить его приятную русскому уху кличку. Смелый Орел, Бравый Орел, Отважный и даже Жирный Орел – как только не издевался над нашими рысачниками гугл-переводчик. На самом деле, Bold Eagle – это английское, или еще точнее, американское название птицы Haliaeetus leucocephalus, известной нашим орнитологам как белоголовый орлан. Тот самый, который считается национальной птицей и символом Соединенных Штатов Америки. Пройдет еще год и уже символом Приза Америки станет лошадь Болд Игл.
 
Трижды коронованный
 
В следующем сезоне тот, кого в нашей стране иногда еще называют Смелым Орлом, просто глумился над соперниками. Он выиграл последовательно французский и европейский Критериумы, по традиции взял два отборочных и на этот раз уже с собственным почерком, уехав от компании на пушечный выстрел, забрал Приз Америки, разумеется, попутно обновив рекорд. Но на этом было решено не останавливаться. Весну 2017-го Пиларски припомнят еще ни раз. Через две недели после Приза Америки Болд Игл выиграл заезд на укороченную дистанцию – Приз Франции. А еще через две недели его записали в марафонский Приз Парижа. Последним, кому удавалось выиграть «Тройную корону», был легендарный Беллино II. И было это в середине 1970-х. 
 
В 2017 году Приз Парижа стал образцом тактической езды. Болд Игл долгое время оставался в тени. Два круга он, наматывая лишние метры, ехал вторыми колесами. И лишь перед входом в последний поворот двукратный победитель Приза Америки полетел в атаку. 
В сотый раз пересматривая этот финиш, обращая внимание на работу наездника, замечаешь, что Франк Нивард не нанес ни одного удара хлыстом. Все сделала лошадь. Наезднику, при всем его величии, нужно было только не упасть. Это была по-настоящему историческая победа. La Triple Couronne! И все это творилось в прямом эфире на миллионах телеэкранов по всему миру! 
 
Когда побеждал Беллино II, Пиларски было 15 лет, Себастьяну Гуарато – 4, а Франк Нивард еще не родился. Для всех троих «Тройная корона» – высший момент карьеры. А для Болд Игла высший момент случился через три месяца, когда в последнее воскресенье мая его привезли на гастроли в Швецию. 
 
Шведская драма
 
В отличие от Приза Америки, Элитлопп состоит из трех заездов: двух полуфиналов и финала. Тренер и наездник были против этой командировки, но, как говорится, владелец настоял. Свой полуфинал Болд Игл выиграл. Причем с мировым рекордом! Никто и никогда в мире не бежал так резво! Не два Приза Америки, не Тройная Корона, а именно этот момент и стал пиком карьеры великого француза. Потому что дальше все пошло вниз. Притом очень стремительно. 
 
Болд Игл никогда не бегал два заезда в один день. Рассказывают, что когда его запрягли второй раз, он упирался и едва ли не плакал. Он был уверен, что сделал свое дело: он терпел, он старался, он выиграл. Ему устроили овации. А теперь его снова заставляли бежать. И он не побежал. Говорят, что белоголовые орланы очень трудно поддаются приручению…
 
Победил тогда Тимоко. Тот самый Тимоко, который заработал за карьеру 5 миллионов и 6 тысяч евро – самый богатый французский рысак в истории. 
 
Конечно, у Болд Игла еще были победы. Но следующий Приз Америки он проиграл в финишном створе Ридли Экспресс. Приз Франции он проиграл кобыле-сверстнице прекрасной Белине Жосслин, а в приз Парижа его даже не записали. 
Попытка взять реванш в Швеции обернулась провалом. Организаторы немного намудрили со стартом, и Болд Игл просто пошел в центр круга пить воду из ручья. А когда дали рестарт, он, не обращая внимания на наездника, побежал на конюшню. 
 
Обыкновенное чудо
 
Победы становились все реже. Разве что Приз Рене Бальера, недорогую, но очень престижную награду, жеребец продолжал исправно выигрывать. Наконец, после неудачного зимнего митинга 2019 года Франк Нивард получил отвод. Самый успешный дуэт в истории бегов прекратил существование. 
 
В последний год карьеры жеребец сменил пятерых наездников. Он неожиданно прекрасно съездил в Канаду, где заработал хорошие деньги. Оказалось, что до рекорда Тимоко ему необходимо выиграть каких-то восемьдесят тысяч. Ему хватило бы четвертого места в Призе Америки или второго места в Призе Франции, или победы в любом из семи остальных призов, в которых он принял участие. Или, чтобы он стабильно был, допустим, в тройке. Но Болд Игл с каждым стартом становился все хуже и хуже. Ему надоели все эти бега. 
 
Он закончил в Бельгии, заняв четвертое место в руках своего грума – парня, который, по сути, жил с ним в деннике все годы его выступлений. И этот жест был личной просьбой Пиларски. Когда победителю того заезда вручали кубок и цветы, плакали все. До Тимоко Смелому Орлу не хватило пары тысяч. 
 
Четыре месяца спустя кошелек уже закончившего карьеру жеребца неожиданно пополнился финансовой трансакцией. У одной из шведских лошадей нашли доказательство подрезки нерва, а так как по европейским правилам это приравнивается к допингу, пенсионер Болд Игл внезапно заработал еще. 
 
 5 031 287 евро – именно такая сумма отныне значится на его финансовом счету. И среди всех, кто имеет счастье называться французским рысаком, это – самый крупный счет. 
 
 
Конечно, он не был лучшим в истории. Урази, например, выиграл четыре Приза Америки, а Белино II – три, добавив к ним «Тройную корону». Он так и не стал самым богатым, здесь правит бал американский рысак Варенн. Ни один спорщик никогда не признает Болд Игла лучшим в этой компании. А были и другие, не менее достойные лошади. 
 
Болд Игл стал первым чемпионом «цифрового века», он стал лошадью, вдохновившей тысячи людей по всему миру. Он доказал миллионам, что великие победы находятся не где-то глубоко в истории, а творятся на наших с вами глазах. И, конечно же, он был эпохой. Белоголовый Орлан с тремя коронами, сын исландского вулкана и двукратный чемпион Приза Америки.