Лео Кастелли – «счастливый билет»!

Лео Кастелли – «счастливый билет»!

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: ЗМ №3 (127) 2013

Ценность любого производителя, как в  племенном, так и в финансовом эквиваленте, основывается на трех столбах: происхождение, собственные достижения и качество потомства. Это классический закон зоотехнической науки. Причем последний показатель способен изменять цену на лошадь от сезона к сезону довольно сильно, в зависимости от результатов выступлений ее детей.
Талант специалиста, занимающегося селекционной работой и реализацией племенных лошадей, заключается в том, чтобы как можно раньше оценить потенциал производителя, разглядеть в нем, еще молоденьком четырех- или пятилетнем жеребце, тот огонек, который с годами не погаснет, а превратит лошадь в настоящую звезду своей породы! Но, пожалуй, самое главное в выборе жеребца – все-таки удача, ведь риск на ошибку очень велик…
 
Голубая кровь
Когда в конце 1989 года Казбек Максимович Дзалаев, на тот момент директор ЦМИ, один из ведущих специалистов в области чистокровного коневодства, находился в командировке в США, он не собирался покупать лошадь. Однако он воспользовался возможностью осмотреть многие заводы штата Кентукки с прекрасными лошадьми чистокровной верховой породы. На глаза тогда попался один гнедой пятилетний  жеребец по кличке Лео Кастелли (Соверейн Дансер – Саспишес Нейтив). Происхождение его было поистине выдающимся. Его родословная была построена на кроссе лучших линий: Неарко и Нейтив Дансера через знаменитых Нортерн Дансера и Рейс Э Нейтив.
Надо сказать, что и на ипподроме жеребец выступал весьма неплохо: из 11 проведенных скачек в двух- и трехлетнем возрасте три раза он был победителем, три раза вторым и столько же – третьим в призах первой и второй групп.  Его общий выигрыш составил 275 тысяч долларов.
От Лео Кастелли в тот год была получена первая ставка жеребят, которые тогда были еще только отъемышами, очень похожими друг на друга и на своего отца. Стоимость жеребца составляла 450 тысяч…
 
«Бракованный»
Средства на покупку лошади были собраны благодаря помощи известного врача в области микрохирургии глаза и народного депутата СССР, профессора Святослава Николаевича Федорова, с которым Казбек Максимович находился в дружеских доверительных отношениях. В феврале 1990 года Лео Кастелли был доставлен на Московский ипподром. Здесь у жеребца обнаружился один дефект, к которому в нашей стране большинство специалистов в то время относилось недоброжелательно. Он оказался односторонним крипторхом* (со стороны продавца было по меньшей мере непорядочно не предупредить об этом). Осмотрев около 15 его жеребят, Дзалаев не обратил внимания на этот факт. И, скорее всего, зная об этом, он вряд ли бы купил жеребца, понимая, какое отношение будет к нему со стороны отечественных разведенцев. В итоге после проведения специального консилиума самых авторитетных ученых и практиков чистокровного коневодства было принято решение оставить Лео Кастелли в стране (хотя в США были готовы принять его обратно), и при условии ограниченного использования он был отправлен в конный завод «Восход».
 
Птенцы гнезда Кастелли
За две случные кампании, 1990 и 1991 года, на прекрасных восходовских матках от Лео Кастелли было получено около 40 жеребят. Из первой ставки следует выделить жеребца Гула (от Гаприи), дербиста, победителя призов Анилина и имени Буденного. В 1992 году от него родились такие выдающиеся лошади, как Алмаз (от Аравии), выигравший много скачек в России, а также Дерби в Словакии, ставший неоднократным призером в Чехии и Австрии; Ассоль (от Андорры) – победительница ОКСа в Австрии, а в Венгрии – ОКСа, Ст. Леджер и второй призер Дерби; Валдай (от Валги) – в Швейцарии победитель Ст. Леджер и призер Дерби. Победу в российском ОКСе в 1993 году разыграли также дочери Лео Кастелли – Радиола (от Радены) и Салли (от Сафры). Кроме того, прекрасно скакали и другие его дети: Флора, Халиф, Яхонт, Силуэт, Глинт. 
К сожалению, из-за запрета на участие лошадей из России в международных призах Германии, Англии и Франции (российская племенная книга в то время не была признана международным студбуком лошадей чистокровной верховой породы) полностью выявить международный класс многих скакунов от этого производителя не удалось (больше всего, конечно, обидно за Алмаза, Гула и Валдая). 
В 1991 году прекрасно выступили и первые «американские» дети Лео Кастелли. Его дочь Совьет Соржн (от Политикал Парфэ) стала одной из лучших двухлетних лошадей США, выиграв в сумме около 300 тысяч долларов. Летом того же года из Америки поступило предложение купить жеребца обратно. Поскольку в заводе от него уже имелось значительное поголовье, а цена на эту лошадь стремительно росла, было принято решение о продаже, тем более, что и конный завод переживал не самые лучшие времена. 
 
Не прогадали!
Директор конного завода «Восход» Н.А.Макин и К.М.Дзалаев 
в августе 1991 года были приглашены на розыгрыш крупнейшего американского приза «Арлингтонский миллион». Во время этой поездки была совершена сделка, ставшая одной из самых выгодных для российского коннозаводства за всю историю. Лео Кастелли был продан, в результате чего «Восход» получил 1 250 000 долларов, а также 15 вы-
бранных племенных маток из США и Ирландии, которых покупатель покрыл этим жеребцом (а также кобылу Электив с подсосным жеребенком и жеребую от классного производителя Талинума) и за свой счет жеребыми транспортировал в Россию. В итоге с учетом всех «бонусов» общая вырученная сумма составила около 1 750 000 долларов (напомним, что куплен он был за 450). 
Этим деньгам сразу же нашлось достойное применение: кроме австрийской пекарни, маслобойного цеха, кирпичного завода, зубопротезного кабинета и трех автомобилей далеко не отечественного производства, конный завод приобрел трех прекрасных американских жеребцов-производителей… 
 
Обзервейшен Пост (Ширли Хайтс – Годзилла) 1986 г.р. Рожден в Ирландии, скакал 17 раз на ипподромах Англии, США, Ирландии и Франции до пяти лет, общая сумма выигрыша – 360 тысяч долларов. В 1996 году был признан в России чемпионом среди производителей чистокровной верховой породы. Среди его потомков дербисты Шават (от Аренды) и Бор (от Борин), оксистки Харсания (от Гастроли) и Сонар (от Самары) и многие другие классные лошади.
 
Трипл Бак, рожденный в США в 1986 году от Санниз Хэйло и Слип Он Ит, стартовал 11 раз в возрасте двух и трех лет, выиграл в сумме 
252 тысячи долларов. Произвел на свет дербиста 1997 года Знатока (от Завесы), а также оксисток Тару (от Амфиары), Сальту (от Стироли) и Артуру (от Африки) и многочисленных победителей и призеров крупнейших скачек.
 
Дотсеро (Конкистадор Сиело – Онест Джой) 1987 г.р. был рожден в США, 29 раз принимал участие в скачках, пять раз побеждал, сумма выигрыша – 320 тысяч долларов. Его сын Ригодон (от Раймонды) в 2002 году выиграл Дерби, а дочь Гордения (от Гизаны) в 2000 году установила рекорд на 1000 м – 0.58,2. Кроме того, следует отметить таких детей этого жеребца, как Мудрец (от Мугани), Слободка (от Сонг Минстрел) и Гряда (от Гадолины).   
 
Без удачной продажи Лео Кастелли приобретение этих выдающихся производителей, потомки которых более десяти лет задавали тон на ипподромах нашей страны и за ее пределами, было бы невозможным.
Самое интересное в этой истории то, что после возвращения на родину Лео Кастелли не дал ни одной прилично скачущей лошади. Жеребец пал в 2002 году. Американским заводчикам он запомнился разве что как отец упомянутой уже кобылы Совьет Соржн, которая, в свою очередь, произвела на свет знаменитого скакуна Индиана Чарли, и как дорогостоящее крушение надежд на появление очередной звезды. 
В России сам Лео Кастелли также не стал основателем линии или производителем «всех времен». Но разве кто-нибудь сможет поспорить с тем, что без его участия (пусть даже такого своеобразного) чистокровное коневодство нашей страны потеряло бы половину своего современного «золотого фонда» и выглядело бы куда более скудным.