Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №4(206)2021
Минувшей весной внимание японской прессы было уже привычно сосредоточено на сводках новостей с коронавирусного фронта и перенесенной Олимпиаде, когда в этот успевший набить оскомину топ внезапно ворвалась новая тема – скачки. О первом призе кобыльей «Тройной короны» писали так, как будто речь шла как минимум о юбилейном Кубке Японии. Этому событию посвятили сюжеты все новостные программы, включая главный государственный телеканал NHK, не говоря уже о лавине сообщений в соцсетях. Спустя несколько дней в продаже появились изображающие победительницу мягкие игрушки, которые были распроданы за считанные минуты. А когда производители выпустили вторую партию, то напор потенциальных покупателей оказался таким, что они обрушили посвященный продажам сайт.
Объяснялась эта волна всенародной любви очень просто – скачку выиграла не простая лошадь, а Единорог. Так японцы называют животных чисто белой масти (белорожденных), которая захватывает их воображение, заставляя находить сходство с мифическим существом, символизирующим чистоту помыслов и чувств. Во многих культурах такие лошади были окружены ореолом мистики и волшебства – они символизировали как плодородие, так и смерть, могли служить только великим богам и воителям, и считались самой достойной жертвой высшим силам.
Белые вороны
Любые необычные масти всегда привлекали людей, но они никогда не были в фокусе внимания селекционеров, работавших с чистокровной верховой породой, поскольку зависимость резвости или выносливости от цвета шерсти существует лишь в исторически сложившихся стереотипах и никак не подтверждается на практике. Мутация, в результате которой рождаются белые лошади, является случайной, и до недавнего времени попросту «промахивалась» мимо тех сегментов генофонда, где сосредоточены животные высокого скакового класса. Но победительница японских «Гиней» Содаши оказалась счастливым исключением из этого правила.
Почти безупречную, за исключением пигментных пятен вокруг глаз, белизну своей шерсти Содаши унаследовала от бабки по матери Сираюкихиме, кличка которой переводится как «Белоснежка». Эта кобыла, появившаяся на свет в 1996 году, родилась «истинно белой» в результате так называемой спонтанной мутации гена KIT, которая приводит к нарушению пигментации. В результате исследований было выявлено уже 29 аллелей этого гена, и десять из них встречаются у чистокровных верховых лошадей. Чаще всего появление «истинно белых» отмечалось в североамериканской популяции – там к настоящему моменту существуют три группы таких животных, возникшие благодаря трем отдельным случаям мутации. Но были подобные лошади и на европейском континенте, где в 1963 году родился Монблан II, оставивший более 40 потомков, зарегистрированных во французском и английском студбуках. По разным данным, как минимум от 9 до 13 из них также были белыми, и некоторые кобылы попали в производящий состав, продолжая распространять белую масть в чистокровной верховой породе. Правда, на слуху и на виду в последние годы был лишь один потомок Монблана – его правнук по материнской линии Русс Бланк, который c 2013 по 2016 год выиграл в Англии четыре стипль-чеза, включая гандикап 3-й группы в Уорике. Сейчас белорожденных лошадей в Англии и Ирландии, по официальным данным, нет ни одной. ...
Продолжение читайте в GM №4(206)2021