Невель Прайд: Американское чудо ХХ века

Автор: Алла Ползунова, Александр Ганулич
Номер журнала: ЗМ №3(139)/2014

Какие лошади навсегда остаются в истории породы? Рекордисты, чемпионы, производители, давшие большое потомство рекордистов и чемпионов. Но должно быть еще что-то, делающее лошадь легендой. Перефразируя Пушкина, если можно поверить алгебру гармонией, тогда и происходит подлинное чудо. К таким чудесам природы и относится американский рысак Невель Прайд (Стар’c Прайд – Тенкфул).

Судьба – стать героем

Появление на свет будущей легенды было без преувеличения цепочкой случайностей. Владелец самого знаменитого рысистого конного завода США «Гановер Шу Фарм» Лоуренс Шеппард решил подарить кобылу своему другу Эдварду Квину, издателю и редактору из Пенсильвании. Подобный подарок – весьма сложное дело. Заводу нельзя лишиться классной матки, но и подарить заведомо бесперспективное животное тоже неудобно. Шеппард посоветовался с самым знаменитым знатоком стандартбредной породы, автором многочисленных книг о лошадях Джимом Гаррисоном. Тот рекомендовал подарить Мельбу Гановер от выдающейся заводской матки Изотты и жеребца, не оправдавшего надежды коннозаводчика. Мельба Гановер имела вполне достойный личный рекорд 2.03 ¾, но больших надежд на хорошее потомство в этом сочетании от нее крупные специалисты не питали. Вначале их прогноз оправдывался: ее дочь от Дин Гановера, Магнолия Гановер, показала всего 2.13,1. Эдвард Квин посылал своих кобыл только под жеребцов Шеппарда. Таким был и Хут Мон, от которого Магнолия Гановер родила кобылу Тенкфул. Эта скандальная по характеру кобылка, которую весь персонал дружно звал «маленькая злодейка», показала на дорожке в 4-летнем возрасте время 2.03,2 и принесла своему хозяину больше 30 тыс. долл. Но главным ее достижением было рождение в 1965 году жеребенка Тенкфул’с Мейджер от знаменитого производителя Стар’с Прайда.  

На лошадях Квина ездил Гарольд Дансер, старший брат одного из лучших наездников США Стэнли Дансера. Он-то и сообщил брату, что хозяин хочет продать годовика за 20 тыс. долл. и что тот стоит этих денег. В тот же день младший Дансер был у Квинов. Он осмотрел жеребчика и принял моментальное решение – покупать! Реноме Стэнли было очень высоким в рысистом мире, поэтому он без труда уговорил владельца гостиничной сети «Невель Экрес» приобрести перспективную лошадь. Фирма не только приобрела жеребчика, но и переименовала его в Невель Прайда. Тренировал и ездил на нем, разумеется, Стэнли Дансер. Он-то первым и почувствовал необыкновенные возможности жеребца.

Историческая встреча УН ДЕ МЕ (слева) и НЕВЕЛЬ ПРАЙДА во время приза Roosevelt International Trot

 

Главное – вовремя уйти

Эта темно-гнедая лошадь небольшого роста унаследовала от отца мощную грудную клетку и массивное телосложение, а от матери плохой характер и желание кусать всех, кто попадается на пути. Но от кого Невель унаследовал широкий и четкий рысистый ход и выдающуюся резвость? В нем словно жил невидимый  мотор, который вдруг в один момент выдавал всю свою мощность.

Свои ощущения Стэнли Дансер сформулировал в вопрос Джиму Гаррисону: может ли Невель оказаться лучшим во всей ставке года в стране? Большой знаток стандартбредной породы ответил отрицательно. Через два месяца Стэнли Дансер переформулировал свой вопрос. Сможет ли жеребец стать резвейшим рысаком в истории бегов? А ведь Невель Прайд на дорожке еще не выступал. Гаррисон на этот раз размышлял дольше, но его ответ опять был отрицательным: лошадь с таким происхождением по материнской линии, не имеющая выдающихся кобыл на протяжении трех поколений, не может оказаться великим рысаком.

Невель Прайд опроверг прогнозы с самого начала своих выступлений. В 2-летнем возрасте он трижды бежал резвее 2.00, одержал 26 побед и выиграл 16 классических призов.    Трехлеткой он победил в 15 классических призах, показав лучшую резвость 1.56,3. Но здесь, помимо этих сухих чисел, важно отметить следующее – в этом возрасте он не проиграл никому. Он стал победителем «Тройной короны», выиграв Гамблетониан, Йонкерс Футурити и Кентукки Футурити, причем в первом из них в каждом гите он был впереди на 4-5 корпусов своих соперников, а в последнем – на 7.  Поклонники этого рысака могли рассчитывать на победы и в следующем сезоне, но в период осеннего тренинга Невель Прайд получил трещину путовой кости. К счастью, проведенное лечение было удачным, кость срослась, и в возрасте 4-х лет жеребец показал свои высшие достижения.

Правда, до этого он заставил глотать валидол своих почитателей. В престижнейшем международном призе Интернейшнл Трот, неофициальном чемпионате мира, он проиграл знаменитой французской кобыле Ун Де Ме. Сказались опасения Стенли Дансера, который однажды отметил, что у его воспитанника резвость преобладает над выносливостью.  

Однако вскоре Невель Прайд заставил забыть эту неудачу. 31 августа 1969 года в сопровождении трех поддужных Невель Прайд побил рекорд легендарного Грейхаунда 1.55 ¼, который продержался до этого 31 год. За месяц до этого человек впервые побывал на Луне, и, при всей условности такого сравнения, рекорд Невель Прайда приравнивался по значимости для США к этому событию. Но на этом выдающийся жеребец не остановился. Он установил рекорд для полумилевых иппо­дромов 1.56,4. 

За три года своей беговой карьеры Невель Прайд трижды признавался лучшим рысаком года. Он установил 10 мировых рекордов, выступил 67 раз и одержал 57 побед, четырежды был вторым и трижды третьим. Казалось, в дальнейшем жеребец может еще прибавить… Но Стэнли Дансер решил создать легенду, а потрясающий рекорд оставить непобитым. Уйти вовремя – пожалуй, самое важное для настоящего героя, не важно, человека или лошади. Только 13 лет спустя этот рекорд побил  правнук Стар’с Прайда Арндон – 1.54,0.

Стенли ДАНСЕР – мастер, открывший миру невероятные способности НЕВЕЛЬ ПРАЙДА

 

Европа – арена для потомков

После завершения беговой карьеры в 1969 году Невель Прайд был куплен синдикатом коннозаводчиков за 3 млн долл. и использовался в заводе «Стонер Крик Фарм». В начале его работы производителем, казалось бы, сбывалось пророчество Джима Гаррисона, что его родословная не давала надежд на большой успех в заводской деятельности. Однако Невель Прайд оставил 64 рысака класса 2.00 и, главное, дал дербиста 1975 года Бонефиша (Невель Прайд – Эксайтинг Спид), на котором четвертым гитом выиграл Гамблетониан все тот же Стэнли Дансер. Бонефиш превзошел отца по количеству приплода класса 2.00, он дал 111 рысаков такого уровня. От него происходит и невероятная внучка  Мони Мейкер, лучшая в мире по выигрышу, и знаменитый Вэлли Виктори. И все же в американском коннозаводстве Невель Прайд не оставил заметного следа и был бы скоро забыт, если бы не развитие бегов в Европе, где условия серьезно отличаются от американских. Они касались и дистанций, и количества гитов, и системы призов. Крупные призы для рысаков 2-летнего возраста в Европе отсутствуют, дерби в Европейских странах разыгрывается в основном для 4-летних лошадей, фиксированных дистанций практически нет, преобладают одногитовые заезды на удлиненные дистанции с большим числом участников. В этих условиях способности детей и внуков Невель Прайда оказались чрезвычайно востребованными. Они получались позднеспелыми, крупными, выносливыми, отлично выступали рысью под седлом.   

Во Франции особо ценился приплод сына Невель Прайда Кимберленда (Невель Прайд – Аспазия), имевшего и кровь знаменитого французского рысака Жамена. Невель Прайд попал в число четырех американских производителей, которым Французская рысистая Ассоциация дала разрешение в 1977 году на случку с французскими кобылами в порядке исключения с правом вносить приплод в уже закрытый студбук породы. На следующий год такое право получил и блестяще выступавший шведский Першинг (Невель Прайд – Флаинг Клауд), а в 1983 году и Бонефиш.

В Швеции внук Невель Прайда Медоу Род (Медисон Авеню – Франсесса) стал лошадью, выведшей шведское коннозаводство на мировой уровень, и первым, рожденным в Европе производителем, которого широко использовали в США. Там он дал 100 рысаков класса 2.00, в том числе четырех – 1.55. Его сын Кадабра в 2003 году установил рекорд для 4-летних жеребцов – 1.51,3.

Еще одним сыном Невель Прайда, оставившим заметный след в шведском рысистом коннозавод­стве, стал Зут Сюит от иноходки Глад Рэгс. Несмотря на это обстоятель­ство, его дети отличались устойчивой рысью и спортивным долголетием. Достаточно назвать его сына Зуггина, дважды победителя Большого европейского круга 1996 и 1997 годов. В свою очередь его сын Фром Эбав (Зут Сьит – Э Гифт Фром Хивен) стал победителем Элитлопп с новым рекордом приза – 1.52,2.

На ипподромах России блистали потомки Невель Прайда – Диаболикал (Кадабра – Чилмарк Джинджер), Алтай (Лав Ю – Афро­дита), лучшая кобыла Локотского конного завода Афродита (Амбер­джек Ран – Чанга).

Подводя краткий итог, можно твердо сказать, что потомки Невель Прайда входят в десятку лучших производителей всех европейских стран, культивирующих рысистый спорт. А сам жеребец стал одной из легенд, без которых невозможно представить сегодня мир рысистого спорта.

 

Материалы по теме:

Идеал дю Газо – непобедимый малыш http://www.goldmustang.ru/magazine/ippodrom/2780.html