Каннан: Конкурный папаша

Каннан: Конкурный папаша

Автор: к. с-х. н. Марина ПОЛИТОВА, Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №7(154)/2015

Рейтинг производителей по классическим дисциплинам конного спорта введен Всемирной федерацией спортивного коннозаводства WBFSH в 2008 году. В то время как некоторые жеребцы постепенно и довольно долго подбираются к вершине (причем, мягко говоря, далеко не всем это удается), в 2010 году этот темно-гнедой голландский производитель сразу занял восьмую строчку. Год спустя он находился уже на пятом месте, затем еще два года – на втором. И вот, по итогам сезона-2013/2014 Каннан становится лучшим производителем в мировом конкуре. 

Рейтинговая математика
 
Как же так получилось, что жеребец, чью кличку трудно назвать широко известной в современном конкурном мире, добился таких грандиозных результатов, опередив даже гораздо более «раскрученного» сегодня Корнета Оболенского? Первым местом в рейтинге конкурных производителей WBFSH Каннан обязан своим 117 потомкам, из которых четверо попали в первую сотню всемирного рейтинга FEI по этой дисциплине в 2014 году. Лучшей среди них стала кобыла Молли Малоне, зарегистрированная в относительно молодом англо-европейском студбуке и выступающая под ирландцем Бертрамом Алленом. По итогам прошлого сезона она заняла 11 строчку. На 34-м месте оказался ее полубрат – французский верховой мерин Нино де Буссонье, недавно дисквалифицированный из-за обнаружения допинга. Нино был золотым медалистом Олимпиады 2012 года и двукратным участником финалов Кубка мира под швейцарским конкуристом Стивом Гердой. 
 
С миру по гену
 
Родословная Каннана, словно лоскутное одеяло, скроена из кличек лошадей, принадлежащих к нескольким породам. Его отец Вольтер, конкурный боец уровня Гран-при и весьма популярный в конце 1980-х – начале 1990-х годов производитель, является представителем ганноверского студбука, в то время как сам через знаменитого «француза» Фуриозо II восходит к чистокровному Фуриозо ХХ. Еще одним сильным ганноверским козырем в генетической колоде Каннана стоит назвать деда его отца по материнской линии Готтхарда, легендарного производителя, в значительной степени повлиявшего на развитие полукровного коннозаводства в Европе. 
 
С материнской стороны педигри этого жеребца доминируют голландские клички. Его мать Кемета, выступавшая в конкурах до 130 см и имеющая титул «проверенная по работоспособности», является дочерью выдающегося Ниммердора, успешно стартовавшего в маршрутах до 160 см. Бабка Кеметы, голландская полукровная Розьета, была покрыта французским верховым жеребцом Ле Мексико, внуком упомянутого выше Фуриозо ХХ. К слову, это единственный и весьма далекий (III-V) инбридинг в родословной Каннана, что говорит о крайне богатом и разнообразном багаже конкурных генов, который – как показало время – очень пригодился современным заводчикам.
 
Длинноногий неудачник
 
Будущий чудо-производитель родился 18 апреля 1992 года в хозяйстве Воббе и Марьете Крамер в местечке Ауд-Бейерланд на юге Голландии. 
 
Заводчики решили назвать жеребчика в честь своего приемного сына, который был родом из Индии. «Каннан родился необычайно длинноногим, – вспоминает Воббе Крамер. – Иногда ему требовалось полчаса, чтобы просто лечь, подобрав свои длинные конечности. При этом он был очень живой и энергичный, с самых первых дней жизни просто обожал носиться галопом по всему пастбищу». 
В 2-летнем возрасте заводчики впервые представили его на керунге жеребцов KWPN, где он показал себя совершенно неубедительно. Первый керунг Каннана закончился провалом. 
 
Следующий шанс ему представился через год в голландском городке Эрмело. «В предварительном туре испытаний в шпрингартене Каннан прыгнул просто фантастически и получил 9,2 балла, – рассказывает Крамер. – Все судьи были в восторге, и он, конечно, попал в финал. Однако здесь нас опять поджидала неприятность. Жеребец, выступавший перед ним, выскочил за пределы площадки, и Каннан помчался вслед за ним. Нам пришлось ловить его по всей округе. В итоге он все-таки прыгнул, но отнюдь не так хорошо, как мог бы». 
Неудачи на керунге KWPN и в Эрмело не убили надежду заводчиков – надо отдать им должное – на большое племенное будущее Каннана. А уж на новой родине, в Бельгии, и во Франции правила более либеральны относительно лицензирования. Поэтому большинство потомков Каннана до 2002 года внесены в студбуки Цангерсхайде, бельгийской полукровной, бельгийской спортивной пород и французской верховой. Впрочем, стационирование за пределами Нидерландов является причиной того, что уже после признания родным союзом в 2001 году большинство потомков Каннана имеют все же «чужое» гражданство.
 
Дорогой спорта
 
Впрочем, в следующем году, после переезда в соседнюю страну и уже под седлом бельгийского спортсмена Гидо Брюнинкса, Каннан наконец проявил свои блестящие способности во всей красе. Жеребец настолько понравился всаднику, что тот приобрел 50% прав собственности на него.
 
«Я впервые увидел Каннана у Крамеров в 1996 году и сразу оценил его потенциал, – говорит Брюнинкс. – Даже в четыре года уже было ясно, что эта лошадь подавала большие надежды, и я счастлив, что мне тогда удалось стать его совладельцем. Я сразу начал работать с ним». «Мы договорились с Гидо, что он покажет Каннана под седлом, а затем мы его продадим, – продолжает Крамер. – Спортсмены буквально выстроились в очередь, и всего за неделю мы получили массу предложений»! В итоге половину прав на лошадь купил профессиональный конный дилер Франсуа Мати, а вторая осталась за Гидо Брюнингсом. 
 
Если жеребцу голландской полукровной или, например, ганноверской породы не удалось получить лицензию на племенное использование благодаря успешным результатам испытаний и керунга в молодом возрасте, он может заработать право на участие в разведении, проявив себя на спортивных аренах. Именно этим путем решили пойти его новые владельцы. В 5-летнем возрасте Каннан попал на престижный в Бельгии традиционный турнир для молодых лошадей Belgian cycle. Под седлом Брюнингса он одержал победу. Спустя год этот успех повторился. В 7 лет Каннан остался вторым в Belgian cycle, зато уверенно победил в чемпионате Бельгии, а впоследствии успешно выступил и на чемпионате мира для молодых лошадей в Ланакене.  
 
«Мне очень повезло, что Каннан достался мне в работу, – делится своими впечатлениями Гидо Брюнинкс. – У него прекрасный характер, он чрезвычайно аккуратен и всегда старается изо всех сил. Это фантастическая лошадь, и я счастлив, что имел возможность на нем выступать». 
В 2000 году Каннан отправился в испанский город Вехер де ля Фронтера, чтобы принять участие в известном турнире Саншайн Тур. Самое главное, что произошло тогда в Испании, – жеребец произвел сильное впечатление на Александрин Экар, жену знаменитого французского топ-всадника Мишеля Экар. Настолько сильное, что супруги, недолго думая, предложили владельцам такую гигантскую сумму, увидев которую, Франсуа Мати и Гидо Брюнингс вмиг расстались со своим сокровищем безо всякого сожаления. Выступления под седлом всадника мировой величины, каким, без сомнения, является Мишель Экар, открывали перед Каннаном невиданные спортивные перспективы. Уже спустя несколько месяцев пара начала стартовать на международных турнирах уровня Гран-при.
 
Через год, как уже было сказано выше, студбук KWPN «опомнился» и допустил жеребца в разведение. Этому примеру вскоре последовали Ганноверский, Ольденбургский, Мекленбургский, Голштинский и Шведский племенные союзы.  Наряду с напряженной спортивной карьерой он все больше «работал» как производитель.
 
В 2003 году пара Экар/Каннан одержала первую победу в Гран-при на турнире в Довиле. В 2003 и 2004 годах пара входила в состав сборной Франции, два года подряд побеждавшей в Кубке наций, который назывался тогда Супер лигой Samsung. Этот конкурный дуэт получил квалификацию на Олимпиаду-2004 в Афинах, но из-за травмы Каннана, к сожалению, так и не участвовал в ней. 
2005 год стал заключительным в спортивной карьере жеребца. Он много стартовал на этапах Кубка наций, одержал победы в Ла Боле и Лиссабоне, занимал призовые места в Гран-при Довилля, Хереса, Виши и Гийона. Напоследок он выиграл чемпионат Франции и принял участие в чемпионате Европы в Сан-Патриньяно. Финальный аккорд этой торжественной спортивной сюиты, продолжавшейся 8 лет, был сделан в августе на турнире в Аахене, где он занял 9-е место в Гран-при.
 
Отцовские качества
 
Вплоть до 2009 года Каннан находился в собственности у четы Экар, продуцируя как в их семейном конном заводе Haras de la Roque близ Довиля, так и у других заводчиков по всей Европе, которые не скупились на покупку спермы, видя спортивные достижения его детей. Собственно, все потомки этого жеребца, благодаря которым он сегодня главенствует в мировом рейтинге конкурных производителей, родились как раз в этот период.
 
К числу потомков Каннана относится лучший шестилетка чемпионата мира среди молодых конкурных лошадей 2006 года Пикашу де Мюз, проданный на аукционе PSI за 570 тыс. евро. Только на международных турнирах сегодня стартуют без малого 300 потомков Каннана. Кроме звезд абсолютной величины, вроде героя олимпийского Лондона и дважды серебряного призера финалов Кубка мира Нино де Буссонье, следует назвать еще несколько весьма успешных в спорте детей Каннана. Например, кобылу Бриджит, выигравшую под седлом бразильца Бернардо Альвеса в 2011 году бронзу Панамериканских игр, успешно выступавшую в паре немецкой всадницей Меридит Майклс-Бербаум, а затем с американкой Кэндис С Кинг кобылу Кисмет. 10-летняя Дива сегодня блистает под седлом британца Бена Майера, а на кобыле О Д'Оль выступали такие мэтры, как Мишель Робер, Кевин Стаут и Грегори Ватлет. Наивысшую, седьмую, строчку в конкурном рейтинге FEI среди детей Каннана занимает Молли Малоне, на которой Бертрам Аллен стал бронзовым призером финала Кубка мира в Лас-Вегасе в апреле этого года. Сегодня, по данным голландского портала horsetelex.nl, 282 потомка Каннана заработали свыше 2 млн евро. Еще 392 тыс. евро – на счету детей его дочерей. 
 
6 лет назад Каннана купил британский заводчик Кеннет Рейхил, который, впрочем, довольно быстро перепродал его обратно во Францию. На сегодняшний день он принадлежит ассоциации Groupe France Elevage (GRE), возглавляемую авторитетным заводчиком Арно Эвеном. «Каждый день мы можем наблюдать потомков Каннана на лучших аренах мира, – говорит Эвен. – Когда я купил жеребца, около 120 его детей выступали в международных конкурах, и это число постоянно растет, как на дрожжах. Его потомки, как правило, не показывают себя рано, зато годам к семи они полностью раскрываются. Они всегда аккуратны, стараются прыгать чисто и настроены на сотрудничество, поэтому  даже не очень опытные всадники добиваются на них успеха».
 
В 2013 году в Нидерландах была проведена оценка племенной ценности Каннана (надежность оценки 72%), в результате которой жеребец набрал 151 пункт. За экстерьер он получил 99, за прыжковые качества – 109 пунктов. Ветеринарное обследование выявило лишь признаки остеохондроза правого колена (рентгенологический класс 3). Остальные компоненты вполне соответствовали требованиям, установленным KWPN. Известный ипполог и специалист по спортивному коневодству, д-р Ниссен, описывал экстерьер жеребца так: «Производитель экстра-класса длинных линий, который и в преклонном возрасте поражает правильностью экстерьера, отличной линией верха и хорошими конечностями с великолепными копытами. Отличный «каркас», развитая мускулатура в сочетании с достаточной массивностью дают повод отнести его к «классическому» («старому») типу, требующего современных, кровленых кобыл. Именно с такими кобылами он и дал наиболее успешных в спорте потомков».
 
Однако прогресс, в том числе и селекционный, не стоит на месте, поэтому производителям старого типа становится все труднее удерживать лидирующие позиции. Несмотря на то, что уже весьма пожилой Каннан по-прежнему востребован у заводчиков, на сегодняшний день более молодой и «современный» Корнет Оболенский опережает его по количеству детей в топ-100 конкурного рейтинга FEI (5 против 4). 
 
Впрочем, очередное обновление рейтинга производителей WBFSH произойдет только после завершения сезона. Так что как минимум до конца 2015 года Каннан будет по праву оставаться лучшим отцом четвероногих конкурных атлетов.