Легенда о верном друге
Старое арабское сказание гласит, что в давние времена один кочевник-бедуин не знал поражений в кровавых боях. Во всех походах его всегда сопровождала верная лошадь – серая кобыла, которая настолько понимала своего хозяина, что казалось, читала его мысли. Бедуин одержал несколько славных побед на своей лошади, но однажды в неравном бою недруги ранили воина, и он, обессиленный, обнял за шею свою любимую соратницу. Почувствовав, что человек нуждается в помощи, серая кобыла отправилась домой, неся на спине своего раненого друга. Спустя несколько дней, проведенных без пищи и воды, утомленная переходом лошадь предстала перед семьей своего хозяина. Ее неизменный всадник был мертв, да и сама она с трудом держалась на ногах. Когда родные сняли тело бедуина со спины лошади, они увидели, что ее плечи и шея окрасились кровью человека. Согласно легенде кобыла с «кровавыми метками» родила жеребенка, который стал родоначальником линии надежных и верных лошадей, готовых отдать жизнь на службе человеку.
Современная генетика мастей объясняет этот феномен неполным доминированием гена раннего поседения, или серости (grey), на основной масти, в данном случае рыжей. Как известно, серую масть нельзя выделять в число основных – она является именно продуктом воздействия указанного гена на ту масть, с которой жеребенок появляется на свет. Иногда случается так, что этот ген по каким-то причинам не способен полностью подавить основной окрас шерсти лошади. Но если к крошечным пятнам, рассыпанным по телу серой лошади, называемым в народе «гречкой», все давно привыкли, то редкие проявления более крупных мастных пятен всегда вызывали повышенный интерес к лошади, непременно становившейся уникальной, «меченой».
Таким «меченым» стал и герой нашего рассказа – рожденный в 1999 году серый жеребец WH Джастис. Впрочем, от остальных жеребчиков его отличала не только необычная масть, но и в целом очень эффектный экстерьер. Уже с первых дней его жизни стало понятно, что в хозяйстве родилась весьма неординарная лошадь с большим будущим. Во-первых, звездную карьеру ему сулила родословная. Джастис – один из первых потомков легендарного рыжего жеребца Магнума Псюхе, по мужской линии восходящий к представителям советской селекции, рыжему Патрону (1966) и гнедому Тамерлану (1967). Оба жеребца, рожденные в Терском конном заводе, были проданы в Нидерланды в 1972 году. Магнум стал не только выдающимся производителем, большинство детей которого сделали блестящую шоу-карьеру, – он и сам был настоящей звездой рингов, обладателем множества высших наград, и в 14 лет получил свой последний титул чемпиона среди жеребцов старшего возраста на чемпионате 2009 года в Скоттсдейле (Аризона, США).
Мать будущего «отца чемпионов», Вона Шер-Ренеа, не была столь известна, как ее «жених», однако, многие эксперты отмечают, что основные свои выдающиеся качества WH Джастис унаследовал именно от матери. Эта серая в гречку кобыла, рожденная в 1989 году, сочетала в своей родословной лучшие линии египетских и польских лошадей чистокровной арабской породы.
Будущая легенда чистокровного арабского коннозаводства появилась в США. Именно там, в штате Юта, увлеченный селекционер и настоящий фанат этой древней породы Вендел Хансен (Wendell Hansen) в 1999 году принял жеребенка, к имени которого присовокупил собственные инициалы – буквы WH, еще не зная, что Джастис прославит его на весь мир.
Маленький принц
Пока малыш, будучи еще рыжим, делал первые шаги по пастбищам американского ранчо своего заводчика, на другом конце света, в Италии, Тьерри и Катерина Керджьен искали свою идеальную лошадь. Это известное семейство арабистов поставило себе почти непосильную задачу. «Мы искали особенную лошадь долгое время. Тренер и агент Фернандо Поли знал все качества, которые мы хотели бы видеть в жеребце, и регулярно посылал нам видео молодняка из разных концов света. Однажды мы получили несколько записей, и среди прочих лошадей „безымянный” жеребчик нас „зацепил”. Он был похож на точеную статуэтку, хотя ему и было всего несколько месяцев».
Заочное знакомство с жеребчиком стало основанием для покупки. Новые владельцы торопились выставить свое приобретение на шоу – и Джастис дебютировал на американском континенте, приняв участие в ринге в Скоттсдейле, где он уже выставлялся от имени семьи Керджьен.
Новым владельцам не терпелось увидеть свою покупку, и заочное знакомство с «маленьким принцем» быстро переросло в очное. В 2000 году в возрасте 11 месяцев Джастис пересек океан и прибыл в свой новый дом.
«Мы влюбились в него сразу, – говорит Катерина Керджьен. Ему было всего 4 месяца, когда мы договорились о том, что он едет в Европу, и с тех пор, как он появился у нас, эта лошадь не перестает нас восхищать не только как производитель или звезда шоу, но, в первую очередь, как яркая личность с интересным характером».
Первые победы
После того как жеребчик освоился на новом месте, владельцы приняли решение выставить его на европейских шоу-аренах. Они сильно рисковали: европейские заводчики весьма придирчивы к качеству лошадей и скептически относятся к животным, рожденным за океаном. Несмотря на это, Джастис, которому только исполнился год, произвел настоящий фурор среди арабистов старого света.
Судьи и знатоки единодушно отмечали удивительную красоту этой лошади, совершенство форм и завораживающую экспрессию движений. Жеребчик буквально влюблял в себя каждого, кто его видел. В молодом возрасте он сразу получил внушительный багаж наград, среди которых – титул Национального чемпиона на Кубке жеребцов, звание резервного чемпиона на чемпионате Европы, а также трижды становился победителем чемпионата мира среди десяти лучших жеребцов. Кроме того, он дважды получал 1-е место в категории «форма головы» в классе для молодых и взрослых лошадей.
Такая блестящая карьера в шоу, конечно, радовала владельцев Джастиса. Однако еще больше их вдохновлял удивительный характер этой лошади. Наследие знаменитых предков вылилось в великолепные рабочие качества. «Мы заездили его под седло и стали тренировать по обычной для наших пробежных лошадей программе. Он обожает, когда на него садится всадник! Только мой муж, Тьери, ездит на нем, и у них получилась отличная пара. Как только он видит оголовье или седло, он подает голос, как бы говоря: „Я здесь, я готов!”» – рассказывает владелица лошади Катерина Керджьен. «Кроме того, – продолжает она, – этот жеребец обожает путешествовать. Как только он видит прицеп, коневоз или даже авиаконтейнер для перевозок, он всегда пробует зайти внутрь. И точно так же он обожает участвовать в шоу. Дома это настоящий котенок, но на ринге он преображается, прекрасно зная себе цену, и будто говорит: „Смотрите, это я, и я – король!”».
Список достоинств Джастиса не ограничивается его личными заслугами. Гораздо большую славу ему принесли потомки, практически каждый из которых имеет несколько титулов в мире арабской лошади и является феноменом «эпохи Джастиса» и одним из бриллиантов виртуальной короны, которой навеки увенчана идеальная голова этого короля рингов.
Эпоха Джастиса
Джастис начал карьеру производителя в 2002 году, в возрасте 3-х лет. От его первой случной компании было получено 14 жеребят, двое из которых впоследствии стали международными чемпионами. Яркой получилась карьера первой дочери Джастиса, кобылы Панареи бай Палаван. Уже в юном возрасте она стала чемпионкой Европы и резервной чемпионкой мира, а также покорила сердца экспертов на международном шоу в Дубае, привезя оттуда титул чемпионки среди молодых кобыл. Первый сын Джастиса также подтвердил высокий потенциал своего отца. Рыжий жеребец Айман Монисционе не только дважды выигрывал чемпионат Европы по шоу арабских лошадей, но и сам стал отцом целой плеяды великолепных лошадей шоу-класса.
Такой впечатляющий старт карьеры Джастиса в качестве производителя дал толчок настоящей «джастисмании». Заводчики хотели видеть в своих лошадях тот неповторимый экзотический тип и легкость, а также завораживающую красоту, которую передавал своим детям серый жеребец с «кровавыми» отметинами.
И он оправдывал ожидания – почти все его дети исправно наследовали лучшие качества, которыми обладал их отец. И даже больше того – практически все потомки Джастиса впоследствии давали не менее качественных лошадей, чем они сами. Именно поэтому за Джастисом закрепился негласный титул «Чемпион, который дает чемпионов».
Пожалуй, одна из самых титулованных его дочерей – кобыла Бесс Фа’изах (от матки Шарон Эль Кендал), родившаяся в 2004 году. Эта выдающаяся лошадь собрала практически все награды на крупнейших арабских шоу за 5 лет своей выставочной карьеры (с 2005 по 2010), собрав великолепный урожай призов и титулов по всему миру. В различных возрастных группах она неоднократно становилась чемпионкой, демонстрируя не только прекрасный экстерьер, но и неиссякаемое обаяние, столь свойственное ее отцу.
Оценив качество получаемых лошадей, ведущие специалисты по арабской породе включили Джастиса в свои программы по разведению. Одной из первых это сделала испанская заводчица с 30-летним стажем Мариета Салас, известная своим пристрастным вкусом и строгими требованиями к производителям. Жеребец не обманул ее ожиданий, став отцом кобылы Абха Опалины от Ом Эль Амира Эстопа, которая блестяще показала себя на европейских рингах.
Заинтересовались кровью Джастиса и в чопорной Англии – заводчики Малкольм и Джейн Хикфорд получили от него на своей кобыле Аджа Бенеджа жеребчика Аджа Джастифид, который выделялся экстремально ярким типажом и великолепными экстерьерными данными, которые позволили ему собрать внушительную коллекцию наград и титулов, в числе которых – звание чемпиона в 2010 году.
Возвращение короля
Сдержанная Европа и эмоциональный Восток рукоплескали Джастису и его потомкам. А что же Америка, где появился на свет знаменитый уже чемпион? Жалел ли его заводчик, что продал будущую звезду в столь юном возрасте? Или радовался тому, что его питомец покоряет все новые вершины, прославляя имя того, на чьей ферме он родился много лет назад? Наверное, этого никто никогда не узнает.
Но точно известно, что в поисках своей идеальной лошади, как некогда семья Керджьен, купившая Джастиса, сын Вендела Хансена Тревис остановил свой выбор на молодом «безымянном» жеребчике, очаровавшем его на видео. И, только приняв решение о покупке лошади, Хансен-младший узнал, что в его конюшни приедет сын WH Джастиса LA Карат! Так кровь звезды арабского мира вновь вернулась туда, где появился на свет в 1999 году феноменальный жеребец, изменивший взгляд заводчиков на чистокровную арабскую лошадь.
Главный шоу-манеж Аахена. Тысячи зрителей, волнуясь, вглядываются за кулисы. И вот, наконец, на ринг выходит он – 12-летний WH Джастис. Публика неистово приветствует живую легенду, заглушая своими восторгами и овациями громкую музыку. На арене не просто абсолютный чемпион и отец множества великолепных лошадей. Этот серый с необычными мастными пятнами жеребец – тот, кто стал новым феноменом в арабской породе, тот, кто дал новое направление в разведении, тот, кто оставил свой блестящий след в истории отношений человека и лошади. На ринге – коронованный монарх, который с благосклонностью принимает восхищение. Жюри принимает бепрецедентное решение – 13 высших отметок в 20 баллов. А публика стоя приветствует своего героя – неподражаемого WH Джастиса.