Арч: русское воплощение американской мечты

Арч: русское воплощение американской мечты

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №9(156)2015

Для большинства зрителей, следивших 6 ноября 2010 года за ходом Бридерс Кап Классик, тот день навсегда связан с величайшим поражением в современной истории скачек. Одержавшая 19 побед подряд Зеньятта утратила свой ореол неуязвимости, уступив на финише 4-летнему жеребцу под говорящей кличкой Блэйм, которая в переводе означает «упрек» или «вина».
Успеху Блэйма, казалось, не радовался даже его владелец – хозяин конного завода Клэйборн Сет Хэнкок. На самом деле он был настолько потрясен произошедшим, что смог выговорить только одно слово: «Неописуемо». Это была не просто победа, увенчавшая карьеру лучшего жеребца старшего возраста в Северной Америке, но и начало новой исторической эпохи. Родившийся в Клэйборне Блэйм не только выиграл первый приз Классик для своего конного завода, но еще и сделал это в год, когда тот отмечал свое столетие. Ко всему прочему данный успех очень вовремя поднял на новый уровень репутацию Арча, из седьмой ставки которого происходил Блэйм. Произведя на свет чемпиона и победителя Бридерс Кап Классик, он автоматически перешел в разряд жеребцов, способных давать не просто крепких ипподромных бойцов, но и настоящих звезд скаковой дорожки.
 
Историческая победа БЛЭЙМА (слева) над ЗЕНЬЯТТОЙ в Бридерс Кап Классик-2010
 
Дело семьи хэнкоков
 
На протяжении всех теперь уже 105 лет своего существования завод Клэйборн Фарм неизменно находился в руках семьи Хэнкоков. Его основатель Артур Бойд Хэнкок привез из Европы двух производителей – Сэра Галлахада III и Бленгейма II, каждый из которых дал по «трижды венчанному». Мужские линии этих двух жеребцов не сохранились в Северной Америке, но оба стали выдающимися отцами заводских маток. Еще больший успех сопутствовал Назрулле, который был импортирован сыном Артура Бойда – Эй Би «Буллом» Хэнкоком-младшим. В отличие от своих предшественников этот производитель положил начало мощной линии, процветающей до сих пор сразу через несколько ветвей, восходящих к его сыновьям Болд Рулеру, Ред Году, Невер Бенду и Грей Соверейну.
 
Внук основателя завода Сет начал свою карьеру в качестве владельца Клэйборна с того, что синдикатировал Секретариата (сына Болд Рулера) за рекордную сумму в 6,08 млн долл. Пока вы не успели пожать плечами и сказать: «Да за такую лошадь любой мог бы и все 10 выручить», примите к сведению, что на тот момент Секретариат не только не успел стать «трижды венчанным», но даже еще ни разу не стартовал в трехлетнем возрасте.
 
С другой стороны, не стоит забывать и о том, что Хэнкоки имели прочные многолетние связи с другими семействами потомственных американских коннозаводчиков, что, конечно, облегчало как переговоры по синдикатированию Секретариата, так и прочие деловые задачи, стоявшие перед владельцами Клэйборна. Девиз завода «Делать обычное необычно хорошо» из десятилетия в десятилетия привлекает к нему людей, предпочитающих качество количеству.
 
Особое место среди постоянных партнеров завода занимает знаменитое семейство Фиппсов, члены которого на протяжении уже нескольких поколений держат весь свой производящий состав – начиная с Болд Рулера и заканчивая дербистом 2013 года Орбом – в конюшнях Клэйборна. Их примеру следуют и другие известные коневладельцы, включая Адель Дилшнайдер – внучку заводчика Джона Олина, чей Кэннонэйд выиграл 100-й розыгрыш Кентукки Дерби в 1974 году.
 
Пинок судьбы
 
Если бы не Дилшнайдер, юбилей Клэйборна точно не получился бы таким ярким, да и вообще многое в нынешней жизни завода выглядело бы иначе. Ее историческая роль заключалась в том, что на июльском аукционе 1996 года в Кинеленде она решительно пихнула Сета Хэнкока локтем в ребра, когда тот сомневался, стоит ли продолжать торговаться за годовика от Криса С. Этот способ убеждения оказался действенным – Сет поднял свою ставку до 710 тыс. долл. и стал владельцем темно-гнедого жеребчика, вскоре получившего кличку Арч.
 
 
Внушительная, хотя и далекая от рекордной цена объяснялась, конечно же, не только хорошим телосложением и правильным экстерьером нового приобретения Клэйборна. Отец жеребенка Крис С, который происходил из широко распространенной в США линии Терн-Ту, к тому времени уже был широко известен по обе стороны Атлантики, дав победителя Бридерс Кап Классик Прайзда, эпсомского дербиста Крис Кина и чемпионку среди 3-летних кобыл Холливуд Уайлдкэт. 
 
Однако еще более примечательной выглядела материнская сторона родословной Арча – он происходил от Ауроры, дочери знаменитого производителя Данцига и 2-летней чемпионки 1983 года Алтеи, одной из 15 победителей скачек, полученных от Кортли Ди. Эта кобыла считается одной из самых успешных и влиятельных маток в чистокровном коннозаводстве конца ХХ века. Кортли Ди не только дала по три победителя призов 1-й и 2-й группы, но и стала бабкой такого производителя, как Грин Дезерт, сыновья которого, Инвинсибл Спирит, Кейп Кросс и Оэйзис Дрим, неизменно входят в десятку лучших производителей Европы последних лет. 
 
Сама Аурора не смогла повторить успех своей матери на скаковой дорожке – она была типичной «чемпионкой тренировок», демонстрируя выдающуюся резвость на галопах, но не выдерживая нервного напряжения самих скачек. Зато ее заводская карьера оказалась более чем успешной – позднее от нее были получены победительница Спинстер Стейкс (Гр. 1) Эйкома и Фестивал Оф Лайт, ставший чемпионом ОАЭ после победы в призе Годолфин Майл (Гр. 2).
 
Успел засветиться
 
Скаковая карьера Арча была короткой, но яркой. Двухлеткой он выступил всего один раз и с первой же попытки выиграл скачку для новичков, после чего не появлялся на ипподроме до следующего апреля. Весной 1998 года Арч одержал победу в ограничительном призе и получил новый «отпуск» до конца лета, когда проходил решающий этап его подготовки для участия в групповых скачках. Одержав еще одну победу и заняв 2-е место в ограничительных призах, в сентябре жеребец был записан на Супер Дерби (Гр.1). Он вышел уверенным победителем 500-тысячной скачки, опередив на 3 корпуса фаворита Классик Кэта. Месяц спустя Арч выиграл приз Фэйетт Стейкс (Гр. 3), показав рекордную для скачки резвость 1.53,77 на 13/16 мили (1911 м). Последним и, к сожалению, самым неудачным стартом в карьере стал для Арча приз Бридерс Кап Классик. Держась среди лидеров вплоть до финишной прямой, на последнем отрезке дистанции он выдохся и остался последним в 17 корпусах за Осом Эгейном. 
 
Первые дети
 
Заводская карьера Арча началась уже в 4-летнем возрасте – его первая ставка появилась на ипподромах в 2002 году. Путь жеребца к славе производителя не был таким стремительным, как у его соседей по Клэйборну Палпита или Уор Франта, зато его потомству нельзя было отказать в прочности и стабильности. Среди первых жеребят Арча оказались два классных спринтера – трехкратная чемпионка ЮАР Оверарчинг и английский Ле Аркс, который дорос до выступлений на высшем уровне только к шести годам, выиграв в этом возрасте Голден Джюбили Стейкс (Гр. 1) и Джюлай Кап (Гр. 1) на 1206 м. Затем последовали две замечательные кобылы – чемпионка Канады Эрравейл и Пайн Айленд, которые выиграли по две скачки 1-й группы в США на 1810-2011 м. Наконец, в 2010 году наступило время Блэйма, который подошел к историческому старту в Бридерс Кап Классик с победами в престижных гандикапах Стивена Фостера и Уитни.
 
Злобный красавчик
 
В старшем возрасте Арч вырос до 164 см в холке и в заводских кондициях приобрел характерную импозантность, свойственную многим сыновьям и внукам Роберто. Правда, заодно с правильным экстерьером и пропорциональностью телосложения он, похоже, унаследовал от своего деда и некоторые недостатки темперамента, свойственные представителям линии Терн-Ту. Многие потомки Роберто были строгими, а некоторые – и агрессивными. 
 
Особенно скверным нравом отличался известный производитель Динаформер, денник которого, по воспоминаниям посетителей конного завода Три Чимниз, подошел бы и Ганнибалу Лектеру, не говоря уже о том, что гостям категорически запрещалось тянуть к нему руки с угощениями. Тот же самый совет во избежание неприятностей дают и в отношении Арча тем, кто посещает Клэйборн Фарм. Справедливости ради стоит заметить, что Арч просто ручной котенок по сравнению со своим дальним родственником Санди Сайленсом, японский грум которого не уставал удивляться тому, что после нескольких лет общения с жеребцом у него до сих пор на месте все части тела. Кроме того, дети Арча явно не выделяются строгостью на фоне своих сверстников – такую репутацию обычно невозможно скрыть, как бы к этому не стремились заводчики.
 
Российские наследники
 
К настоящему моменту в потомстве Арча насчитывается 4 чемпиона, 10 победителей скачек 1-й группы и еще 48 лошадей, выигрывавших другие призы категории стейкс. Потомки Терн-Ту и Роберто отличаются, прежде всего, своей универсальностью – они способны скакать как по песку, так и по траве или синтетике, а также хорошо держат дистанцию при достаточно высоких резвостных качествах. Американцы про таких лошадей говорят, что их хватает «на два поворота». Все эти качества дети Арча в полной мере продемонстрировали и в России, где от него выступало уже 14 победителей. 
 
Первой на отечественных ипподромах сверкнула звезда Аленушки 2004 г.р. (Дрим Мотел от Карсон Сити) к/з «Донской», которая выиграла классический приз Аналогичной (1000 Гиней) и приз Национального коневодческого союза, а также заняла 2-е место в Оксе. Через два года после нее появились Московский Джаз (Машрум Каунтeсс от Першн Болда) КСК «Черемушки» и Шайн Эс (Ай'м Гона Шайн от Тур Д'Ора) Д.З. Евлоева. Первый из них стал победителем призов Элиты (Гр. 2) и Национального скакового общества (Гр. 2), а вторая выиграла в Ростове приз Арагвы (Гр. 3) и заняла призовые места в двух классических скачках на этом ипподроме: 2-е в Дерби и 3-е в Оксе. 
 
МОРИС АРЧ (Арч – Сари Марэ) (фото: Артем Макеев)
 
Исключительно успешно скакали в России дети Арча, рожденные в 2009 году. Кобыла Ачи Бонаккорси (Конкуэстресс от Чероки Рана) Рафила Мавлиева ни разу за свою карьеру не оставалась без призового поощрения, выиграв 10 раз и заняв 8 платных мест в 18 стартах. Она стала победительницей призов реки Агидель, Волги, Летнего, Большого двухлетнего, Струны, Арагвы, Аналогичной и Закрытия в Уфе, где также финишировала второй в Оксе и Дерби. Морис Арч (Сари Марэ от Анбрaйдлда) КСК «Актай» выиграл в Казани призы Ак Барса (Анилина) и Нуриева (Элиты), а также занял вторые места в Большом Татарстанском призе и в призе Президента-2013 на ЦМИ. Четыре победы в традиционных призах одержал Скай Прайд (Чероки Кроссинг от Чероки Колони) И.И. Гапураева, выигравший Большой Летний приз (2000 Гиней) и приз Министерства сельского хозяйства в Пятигорске, а также ставший третьим в Большом Всероссийском Дерби. 
 
СКАЙ ПРАЙД (Арч – Чероки Кроссинг) (фото: Артем Макеев)
 
Однако всех своих сверстников, бесспорно, затмила С Аранча (Суит Темпер от Сторми Атлантика) И.В. Меркулова, на счету которой 8 побед в 10 стартах. На протяжении трех сезонов она выступала в Москве, выиграв 4 традиционные скачки: призы Андорры, Струны, Гранита II и, самое главное, Всероссийский Окс-2012. Она оставалась лучшей среди скакавших в России потомков Арча вплоть до нынешнего сезона, когда достиг расцвета талант темно-гнедого Дакки (Ши Xэз Эптитьюд от Эй Пи Инди) С.С. Закаева. Этот 3-летний жеребец одержал 5 побед подряд, выиграв под седлом Ахмеда Пшукова призы Открытия, Анилина, Большой Летний и Дерби в Пятигорске, а затем став и всероссийским дербистом на гастролях в Москве. 
 
С АРАНЧА (Арч – Суит Темпер) (фото: Наталья Яченко)
 
Стоит особо отметить, что оба своих Дерби Дакки выиграл в совершенно разном, но одинаково эффектном стиле. Если в Пятигорске, выступая по пыльной дорожке с искусственным покрытием, он совершил блестящий бросок и на последних метрах дистанции вырвал победу у Шторм Атака, то на тяжелом песчаном круге ЦМИ под дождем продержался на втором месте за пейсмейкером Икарием и отбил на финише отчаянную атаку московского фаворита Центуриона. Подобные победы может одерживать только по-настоящему незаурядная лошадь, и все поклонники скачек надеются снова увидеть Дакки на дорожке в будущем сезоне. 
 
А пока мы ждем его возвращения, подрастают и начинают заявлять о себе и более юные потомки Арча. Среди двухлеток, появившихся на отечественных ипподромах в 2015 году, обратил на себя внимание Башлам (Энкоридж от Тэпита) Р.А. Кадырова, который успешно скакал в Казани, выиграв призы «Юниоров» (Летний) и «Фаворит Поволжья». Подают надежды и первые внуки Арча в России – Шали от Блэйма занял 3-е место в Летнем призе на Пятигорском ипподроме, а Кентаки Лэйн от Арчарчарча стала второй в казанском призе Волги.
 
АРЧАРЧАРЧ (Арч – Вудманс Дансер) 2008 г.р.
 
Эти два молодых производителя являются лучшими среди сыновей Арча, уже получивших заводское использование. Блэйм, который, как и отец, стоит в Клэйборне, занимает 8-е место в американском рейтинге производителей, давших вторую ставку потомства. От него получено два победителя групповых скачек, причем оба, как и Дакки с Башламом, рождены от дочерей и внучек Эй Пи Инди, лучшего сына «трижды венчанного» Сиэтл Слю из линии Болд Рулера. Ничуть не худшие перспективы и у победителя Арканзас Дерби-2011 Арчарчарча, давшего пока только первую ставку двухлеток и занимающего 6-ю строчку в списке лучших производителей.