СЭМ: «Золотая» пропорция чистой крови

СЭМ: «Золотая» пропорция чистой крови

Автор: Марина ПОЛИТОВА, кандидат с.-х. наук
Номер журнала: GM №7(164)/2016

Его имя вошло в историю конного спорта: Михаэль Юнг стал вторым в истории троеборцем, завоевавшим золото на двух олимпиадах подряд на одной и той же лошади. И вместе с легендарным немецким спортсменом в анналы этой непростой дисциплины попал и Сэм, который проделал со своим всадником этот путь от и до.
ЧЕМПИОН ИЗ РЕЗЕРВА
 
9 августа 2016 года для Союза конезаводчиков Баден-Вюртемберга – особая дата, ведь именно в этот день Сэм и Михаэль Юнг защитили свой титул личных олимпийских чемпионов, а Сэм был признан самой успешной вюртембергской лошадью всех времен. 
 
Любопытно, что незадолго до Олимпиады 16-летний мерин считался запасной лошадью Михаэля, и лишь перед отъез­дом в тренировочный лагерь выяснилось, что у «номера один» – Фишер Такину – поднялась температура. Сэма же, который достаточно выступал в этом сезоне и выиграл престижные турниры по троеборью в Бадминтоне и Бергли, планировали поберечь. 
 
Любопытно, что Союз конезаводчиков Баден-Вюртемберга, который с 2014 года вошел в племенное объединение Немецкой спортивной лошади DSP, – единственное объединение заводчиков в Германии, которое разработало собственную программу поддержки троеборного направления в селекции. Ключевым в этой программе является направление чистокровных и высококровных жеребцов в государственный конный завод Марбах*, а также поддержка заводчиков по доращиванию и спортивной подготовке троеборных лошадей. К слову, DSP, созданное в 2003 году, по сути совершило революцию в европейском спортивном коннозаводстве, создав оптимальные условия для своих участников по выращиванию животных с заданными спортивными характеристиками. Каждой весной семья Юнг, тренеры федеральной земли Баден-Вюртемберг и известные троеборные всадники организуют региональный слет, чтобы поддержать лучших молодых лошадей на пути к квалификации на бундесчемпионат. По стопам Сэма уже идет вюртембергский Билли тзе Ред – 9-летний сын от Балю дю Руе и дочери Стэн тзе Мена: он был резервной лошадью британской команды на Олимпиаде в Рио. 
 
РОВЕСНИК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
 
Но вернемся к нашему герою, который в официальных документах носит длинное имя – La Biosthetique Sam FBW: спереди префикс фирмы-спонсора, сзади – суффикс фонда поддержки спортивных лошадей Баден-Вюртембергского племенного союза. Но если присмотреться к родословной, мы увидим, что перед нами – высококровный ганноверан!
 
Родился Сэм 10 марта 2000 года в вюртембергском Айдлингене, в хозяйстве Гюнтера Зайттера, которого спустя 16 лет Федерация конного спорта Германии наградит золотой медалью как заводчика самой успешной троеборной лошади страны. Особенно интересно, что Зайттер уже долгие годы является владельцем всего лишь одной кобылы. Мать Сэма по кличке Халла также родилась в хозяйстве Зайттера. Собственно, удивительна уже сама кличка этой серой кобылы, ведь в память о легендарном чемпионе Хансе Гюнтере Винклере и его чудо-кобыле Халла Федерация конного спорта Германии не рекомендовала больше ее использовать. Халла Зайттера (Халла С) – дочь знаменитого в троеборном мире Геральдика, о котором можно написать целую книгу. Этот рожденный в Чехословакии чистокровный жеребец выступал в конкурах высотой до 150 см. А его детям, Буттс Абраксасу и Буттс Леону, сборная Германии обязана командным золотом Олимпиады в Гонконге. Дети Геральдика весьма популярны. Их можно найти в конюшнях таких спортсменов, как титулованная троеборная всадница Ингрид Климке (Табаско), Андреас Дибовски (Аведон) и сам Михаэль Юнг (Халунка). Мать Халлы – серая Грей Гёрл – внучка Жеребца столетия, знаменитого в конкурном коневодстве ганноверского Готтхарда. Сама же Халла пару раз выступила в соревнованиях по конкуру класса А в шестилетнем возрасте – уже будучи матерью Сэма. 
 
Отец Сэма – рожденный в Британии чистокровный Стэн зе Мэн – скакал в возрасте от 2-х до 4-х лет, при двенадцати стартах дважды был победителем, трижды – на призовых, его генеральный гандикап составил 82 кг. Уже в зрелом возрасте он был лицензирован Баден-Вюртембергским и Тракененским союзами: в 1993 и 1999 годах соответственно. 
 
Стэн зе Мэн пал в 2000 году от эмболии легких, но от него успели получить около сотни успешных детей как для конкура и выездки, так и для троеборья. Впрочем, и в племенном отношении он также оставил след: в Марбахе «работал» его тракененский сын Лаурель, также выступавший в троеборье. 
 
ПОВОРОТЫ СУДЬБЫ
 
Итак, в марте 2000 года Халла родила на свет гнедого Сэма. На шоу жеребят он был удостоен «всего лишь» серебра, а затем последовали два года выращивания в госконюшне Марбах в Швабском Альбе. Здесь его даже начали готовить к керунгу, но, увы, допуск в разведение Сэм не получил. Зато через аукцион он нашел путь к сердцу новой хозяйки – Сабины Кройтер, которая, к слову, планировала использовать его лишь как охотничью лошадь. Но Гюнтер Зайттер порекомендовал ей отдать Сэма малоизвестному тогда, однако, по мнению опытного заводчика, очень талантливому всаднику – Михаэлю Юнгу, которого он приметил на одном из турниров в Шварцавальде. Это и стало началом головокружительной карьеры легендарной сегодня троеборной спортивной пары. 
 
Впрочем, с самого начала все было не так просто. В «юные годы» слишком чувствительный, слишком пугливый Сэм не был подарком. Его взрывной темперамент при 75% чистой крови давал о себе знать. И то, что сейчас является плюсом на кроссах, было для всадника серьезным испытанием. Однако и сегодня Михаэль Юнг говорит, что в день полевой части троеборья коню должен быть предоставлен полный покой, иначе его будет не утихомирить. Так и в Рио, по словам Михаэля, он был «чрезмерно мотивирован».
 
Первый серьезный успех Сэма датируется 2006 годом. Тогда он под седлом Михаэля Юнга стал лишь шестым на бундесчемпионате, однако осенью во Франции, на чемпионате мира для молодых троеборных лошадей, завоевал серебро. В том же году последовали первые победы в международных турнирах уровня 1*. Годом позже на бундесчемпионате Сэма обошли аж шесть лошадей, но на чемпионате мира он защитил свою серебряную позицию, продолжая в течение сезона собирать победы уже в двухзвездных турнирах. В 2008 году дошла очередь и до трехзвездных. В тот год он уже занимал 10-ю строчку в мировом рейтинге троеборных лошадей. 
 
В 2009 году Сэм в Фонтенбло впервые принял участие в чемпионате Европы. Там, на фоне неудачного выступления сборной, их с Михаэлем «бронза» скрасила разочарование немецких болельщиков. И в этом году пара вышла на 1-е место в мировом рейтинге. 
А спустя еще год в их копилку упало и долгожданное золото чемпионата мира. С тех пор Сэм уже выигрывал все чемпионаты, в которых принимал участие. 
 
А в 2015 пара сделала то, что до них не удавалось ни одному немецкому дуэту: победили на 4-звездочном классическом турнире в британском Бергли. Воодушевление было так велико, что на награждении Михаэль даже не чувствовал боли от перелома в заплюсневом суставе (он упал во время кросса на своей второй 4-звездочной лошади – Рокане). Проблему врачи обнаружили уже после того, как спустя пару недель всадник завоевал свой второй титул чемпиона Европы. 
 
Кстати, победа в Бергли давала шанс на существенный денежный куш в Rolex Grand Slam – 350 тыс. долларов сверх призовых. Grand Slam состоит из трех 4-звездочных турниров (Бергли, Лексингтон и Бадминтон), которые нужно выиграть в любом порядке, но друг за другом. И Юнг стал вторым всадником в истории, который сделал это. Правда, надо сказать, что из трех побед лишь две были одержаны на Сэме. 
Ну и, конечно же, вершиной карьеры этой феноменальной лошади стали олимпийские турниры в Лондоне-2012 и Рио-2016: два личных и одно командное золото в паре с Михаэлем Юнгом, плюс командное серебро 2016 года.
 
В ОПАСНОСТИ
 
Истории выдающихся лошадей порой не обходятся и без скандалов. Так, например, пять лет назад вся конная Германия напряженно следила за почти криминальными перипетиями. В 2010 году, когда Сэм стал чемпионом мира, 60 процентами «его акций» владела Сабина Кройтер, а 40% принадлежало семье Юнгов. На фоне серьезного успеха владелица не успевала отбиваться от самых заманчивых предложений покупателей. И в какой-то момент она уже почти сдалась, однако семья Юнгов выступила против продажи. Тогда Кройтер пошла ва-банк. Не договорившись с совладельцами, она просто приехала в конюшню и забрала Сэма… За лучшую троеборную лошадь началась борьба. К конфликту подключился Райнхардт Вендт из Национального олимпийского комитета ФРГ, который против воли Кройтер добился проведения обширного ветеринарного обследования Сэма. В результате лошади поставили «неожиданный» диагноз – порок сердца. При этом, по мнению врачей, «он не был опасен для спорта и не снижал работоспособности», что и подтвердилось в последующих стартах, но… для покупателей из Англии, предложивших за лошадь 2 млн евро, это стало холодным душем. Позже переговоры продолжались и в феврале 2011 года дали следующий результат: олимпийский комитет Германии вместе с вюртембергским заводчиком Эрихом Сингле выкупили у Кройтер ее долю (43% – у комитета, 13% – у Сингле). Цена лошади была установлена в 766 666,66 евро, Кройтер вышла из сделки с 460 тыс. евро, а Юнг – с верным боевым товарищем. Спустя два месяца пара стала дважды чемпионами Европы. Но главное – Сэм остался в Германии. Что ж, конкуренция в спорте может порой принимать довольно интересные формы... А ведь будь Сэм не мерином, а жеребцом, могла бы разгореться еще и нешуточная борьба за него как за производителя. Но, увы, получить потомство от этой феноменальной лошади невозможно.
 
Однажды британца Вильяма Фокса Пита, долгое время возглавлявшего мировой рейтинг по троеборью и выигравшего почти все турниры CCI4*, спросили, какую лошадь он бы охотно купил. Пит ответил: «Сэма! И немедленно отправил на пастбище, чтобы он перестал быть опасным!». К счастью, продавать ставшего легендарным троеборного мерина никто не собирается.
 
______________________
 
*Марбах – старейший государственный конный завод Германии, расположенный в юго-западной части страны. Его история насчитывает более 500 лет. Одним из основных направлений деятельности предприятия сегодня является работа с чистокровными и высококровными породами лошадей. Подробный рассказ о заводе Марбах можно найти в нашем журнале, в №4(128) за 2013 год.