Калифорния Хром: Прощальный танец Золушки

Калифорния Хром: Прощальный танец Золушки

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №10(167)2016

«Всем нравится история о Золушке. Калифорния Хром напомнил нам о том, что важно не то, откуда мы появились, а как мы танцуем, когда приехали на бал», – так сказала Пенни Ченери, которой принадлежал великий Секретариат, на вручении премии Vox Populi, присуждаемой лошади, чьи достижения произвели наибольшее впечатление на американскую публику и привлекли внимание широкого зрителя к скачкам. В 2014 году лауреатом премии стал Калифорния Хром, про которого сам его тренер Арт Шерман говорит: «Эта лошадь – моя калифорнийская рок-звезда. Я просто его менеджер».

«Бюджетное» рождение
 
Большинство дербистов рождаются среди мятликовых пастбищ Кентукки, а вовсе не в калифорнийской Центральной долине, где обычно выращивают миндаль, виноград, абрикосы, хлопок и спаржу, – что угодно, но только не скаковых лошадей. За всю историю Дерби его лишь трижды выигрывали чистокровные уроженцы этого солнечного штата, а в последний раз это произошло и вовсе за 52 года до Калифорнии Хрома. 
 
Пожалуй, цепочка событий, которая привела к его появлению на свет, началась в 2009 году, когда жена не позволила Стиву Кобурну купить самолет. Будучи убежден в том, что правительству достается слишком много его честно заработанных денег, он искал такой способ списать часть налогов, от которого можно было бы еще и получить удовольствие. Убедившись, что летать на собственном самолете ему все равно не придется, он удовлетворился тем, что приобрел долю в двухлетней чистокровке по кличке Лав Те Чейз. Быть владельцем скаковой лошади Кобурну понравилось, так что когда часть участников синдиката решила избавиться от неудачно скакавшей кобылы, он, наоборот, решил приобрести ее в полную собственность. Как оказалось, точно такое же намерение имел и другой совладелец по имени Перри Мартин. Они решили объединить свои усилия и выкупили Лав Те Чейз за 8 тыс. долларов. 
 
Мартин с самого начала планировал отправить кобылу в завод, выбрав для этого Харрис Фармс, где стоял бразильский жеребец Редатторе, выигравший в 2001-2003 годах четыре групповые скачки, включая два приза 1-й группы. Однако Лав Те Чейз прохолостела, а повторить этот подбор на следующий год не удалось – Редатторе был отправлен обратно на родину, где пользовался большей популярностью среди заводчиков. Пришлось подыскивать ему замену, которой стал другой жеребец того же завода – еще более «бюджетный» Лаки Палпит, случка с которым стоила всего 2 тыс. долларов.
 
Родившийся 18 февраля 2011 года жеребчик оказался таким ярко-рыжим, что блестел на солнце, как медная монетка. На голове у него была широкая полоса проточины, а все четыре ноги выглядели так, как будто он наступил в ведро с белой краской. Новорожденный был таким высоким, что едва умещался под животом у матери, когда сосал молоко, да и весил он килограмм на 10 больше, чем среднестатистический жеребенок. 
 
О том, насколько неизвестны в мире скачек были владельцы Калифорнии Хрома, говорит то, что при регистрации лошади Жокей-клуб указал имя его заводчика как «Мартин Перри» и отказался поменять порядок слов на правильный без доплаты в размере 75 долларов. Судя по тому, что национальная пресса все еще продолжала повторять эту ошибку весной 2014 года, когда жеребец готовился к старту в Дерби, платить за чужую ошибку из собственного кармана Мартин отказался. 
 
«Все это не ради денег, а ради мечты»
 
Именно Мартин, который принимал большинство стратегических решений относительно карьеры Калифорнии Хрома, выбрал в качестве тренера для него пожилого Арта Шермана, работавшего на ипподроме Лос-Аламитос, где большую часть скачек разыгрывают на четвертьмильных лошадях. В пользу небольшой конюшни Шермана прежде всего говорила его репутация человека, не форсирующего тренинг двухлеток и имеющего возможность уделять каждому питомцу необходимое внимание. За тридцать с лишним лет он подготовил 10 победителей групповых скачек, но ни разу не выставлял свою лошадь на Кентукки Дерби. 
 
В двухлетнем возрасте Калифорния Хром выступал неровно, чередуя победы с неудачами. Он далеко не сразу приучился спокойно вести себя в боксах – если приходилось долго дожидаться, пока свои места займут другие лошади, жеребец начинал переминаться, раскачиваясь из стороны в сторону, и часто оказывался разбалансирован в момент старта. Осенью 2013 года он занял 6-е место в призе Дел Мар Фьючурити (Гр. 1) после того, как его затерли в борьбе на финишной прямой, а перед следующей скачкой и вовсе встал на дыбы в боксах, принял старт хуже всех и опять финишировал за чертой призеров. Жокей Альберто Дельгадо по большому счету был ни в чем не виноват, но Шерман все же решил заменить его, пригласив Виктора Эспиносу. Это решение оказалось судьбоносным – за 10 дней до конца года Калифорния Хром под седлом Эспиносы в блестящем стиле выиграл Кинг Глориэс Стейкс на 1400 м, опередив соперников на 6 с лишним корпусов. Тогда рыжий сын Лаки Палпита впервые вошел в историю – это был последний скаковой день и последний групповой приз, разыгранный на ипподроме Голливуд-Парк, который закрывался после 75 лет существования. Позднее Арт Шерман говорил, что именно тогда впервые начал думать о возможном участии Калифорнии Хрома в классических скачках.
 
С января по апрель 2014 года жеребец стартовал три раза и не потерпел ни одного поражения. За несколько дней до того, как он выиграл приз Санта-Анита Дерби, победа в котором служила пропуском на старт Дерби, владельцы отвергли предложение продать контрольный пакет прав на свою лошадь за 6 млн долларов. «Все это не ради денег, а ради мечты», – сказал тогда Кобурн.
 
И мечта сбылась
 
Несмотря на то, что в последние дни перед Дерби знатоки и журналисты наперебой выискивали у Калифорнии Хрома слабые места, указывая на его посредственное происхождение, отсутствие серьезной конкуренции в подготовительных скачках и слишком позднее прибытие в Черчилл-Даунс, публика влюбилась в ярко-рыжего жеребца с четырьмя белыми ногами. На старт он вышел фаворитом – и с легкостью выиграл, а спустя две недели стал первой калифорнийской лошадью в истории, которой удалось прибавить к победе в Кентукки Дерби успех в Прикнессе. Титул «трижды венчанного» ускользнул от Калифорнии Хрома, хотя он был к нему очень близок, финишировав в Белмонте четвертым менее чем в двух корпусах от победителя, не принимавшего участия в первых скачках «тройной короны» Тоналиста. Впоследствии выяснилось, что причиной тому была не только накопившаяся усталость – сосед по боксам сильно наступил ему на правую переднюю ногу, сорвав подковой кожу и повредив сухожилие. 
 
После отдыха Калифорния Хром полностью оправился от травмы, которая оказалась не столько серьезной, сколько болезненной. Заняв 3-е место в Бридерс Кап Классик, он завершил сезон блестящей победой в Голливудском Дерби, став единственной американской лошадью, которая в том году смогла выиграть призы 1-й группы и по песку, и по траве.
 
Предполагалось, что после выступлений в 4-летнем возрасте Калифорния Кром уйдет в завод, однако 2016 год сложился не так, как рассчитывали его владельцы и тренер. После Мирового Кубка Дубая, где жеребец неожиданно уступил аутсайдеру Принс Бишопу, для него был запланирован старт в Королевском Аскоте. Американских лошадей подобного класса в Англию не привозили уже очень давно, и весь скаковой мир жил предвкушением встречи звездного заокеанского гастролера с французским дербистом Те Грей Гэтсби и другими европейскими звездами. Однако буквально накануне скачки Калифорнию Хрома сняли с приза – он получил травму копыта, которая к тому же оказалась серьезней, чем казалось поначалу. По возвращении в США рентген выявил у него ушиб нижней части плюсны, на восстановление после которого должно было уйти несколько месяцев. 
 
Вторая половина 2016 года была для Калифорнии Хрома временем ожидания и перемен. Стив Кобурн вышел из партнерства, продав 30-процентный пакет акций конному заводу Тэйлор Мэйд Фарм, который тут же начал вкладываться в свое перспективное приобретение, обеспечив жеребца собственным мануальным терапевтом и массажистом. В октябре Калифорния Хром вернулся в конюшню Арта Шермана и стал готовиться к покорению новой вершины – завоеванию титула чемпиона всех времен по сумме выигрыша. 
 
Большим подспорьем на пути к этому достижению стал выигрыш Мирового Кубка Дубая, победа в котором была одержана вопреки тому, что на протяжении финишной прямой Виктору Эспиносе пришлось бороться со съехавшим под задние ноги жеребца седлом. Рекорд для американских лошадей, принадлежавший Керлину, был побит сразу на 2 млн – а на счету Калифорнии Хрома их было уже 12 с половиной. Вернувшись в Штаты, жеребец одержал три победы подряд, на 5 корпусов опередив в призе Пасифик Классик (Гр. 1) чемпионку Бихолдер. Увы, завершить сезон на победной ноте Калифорнии Хрому все же не удалось – в Бридерс Кап Классик его опередил феноменальный 3-летний Эррогейт, ранее в рекордную резвость выигравший Трэверс Стейкс. Рыжий фаворит водил скачку со старта, но в решающей дуэли на финишной прямой уступил молодому претенденту шею. 
 
Плебейские корни
 
Вскоре после Кубка коннозаводчиков владельцы Тэйлор Мэйд Фарм объявили, что случка с Калифорнией Хромом в сезоне 2017 года будет стоить 40 тыс. долларов. Учитывая достижения жеребца на скаковой дорожке, можно было бы ожидать и более высокой цены, однако это решение вполне объяснимо. Прежде всего дело в том, что Калифорния Хром имеет не самое аристократическое происхождение. Тот факт, что вплоть до четвертого поколения ни от одной кобылы из числа его прямых предков не было получено победителей групповых скачек, действительно настораживает. Лишь его прапрапрабабка Принцесс Рибо дала Каскапедию, чемпионку 1971 года среди кобыл, выступавших в гандикапах (это было так давно, что с тех пор уже успел прекратить свое существование сам этот титул). В дальних рядах родословной Калифорния Хром восходит к Селиме 1745 г.р., импортированной в колонии, где она стала прародительницей огромного числа американских чистокровных лошадей. 
 
Впрочем, если вглядеться повнимательнее, то в родословной Калифорнии Хрома можно обнаружить и нюансы, настраивающие на более оптимистичный лад. Прежде всего, речь о том, что заводчики его матери работали как серьезные селекционеры, а не выбирали жеребца по принципу – обойдется недорого и стоит по соседству. Инбридинг в степени III-III на выдающуюся кобылу Намберд Эккаунт был вполне осознанным – к тому же подбор внука этой матки Нот Фор Лава к ее же внучке Чейс Ит Даун придал родившейся от него кобылке необходимую глубину корпуса и мощь. К сожалению, проявить себя на скаковой дорожке Лав Те Чейз так и не смогла – помимо того, что у нее было диагностировано западение надгортанника, она еще и панически боялась других лошадей, успевая известись от нервного напряжения еще задолго до старта. 
 
По счастью, в этом отношении Калифорния Кром пошел не в мать, унаследовав от отца и энергичный темперамент, и экстерьер. Лаки Палпит скакал без особого блеска, но все же несколько раз финишировал на призовых местах в скачках «стейкс». Единственную победу на этом уровне он одержал на ипподроме Арлингтон, показав по травяной дорожке очень высокую резвость на 1000 м – 56,50. Помимо этого в его пользу как производителя говорили правильное телосложение (если не считать характерной для представителей линии Сиэтл Слю мягковатой спины), способность одинаково хорошо выступать и по песку, и по траве, а также хорошее безо всяких оговорок происхождение. Его отец Палпит был одним из самых успешных заводских жеребцов 2000-х годов, оставив в заводе выдающегося Тэпита, а мать Лаки Спелл, выигравшая пять скачек «стейкс», дала кобылу Тролли Сонг, от которой родился великолепный скакун и производитель Анбрайдлдс Сонг. 
 
Стать «самой богатой» лошадью
 
Удастся ли Калифорнии Хрому вновь посрамить скептиков, став еще и успешным производителем, зависит не только от него самого, но и от того, какое впечатление произведут на потенциальных покупателей его первые ставки потомства. Надо сказать, что владельцы жеребца уже сейчас делают все от них зависящее, чтобы обеспечить ему наилучшие возможности в заводе. И Тэйлор Мэйд Фарм, и Перри Мартин отказались от части акций, продав их десяти заинтересованным заводчикам, каждый из которых получил по 2 пожизненные номинации для своих маток. Кроме того, минувшей осенью компания California Chrome LLC специально приобрела под жеребца 9 кобыл хорошего происхождения, вложив в покупку немногим менее 3 млн долларов. Среди них были такие матки, как Райт Теар, бабка которой приходится полусестрой победителю двух классических скачек и Мирового Кубка Дубая Силвер Чарму, а также Эвейжен, рожденная от чемпионки 1995 года Инсайд Информейшен. 
 
Как бы то ни было, в завод Калифорния Хром прибудет только после того, как выступит в 12-миллионном Мировом Кубке Пегаса, который состоится 28 января 2017 года. Это революционное с маркетинговой точки зрения изобретение канадского бизнесмена и коннозаводчика Фрэнка Стронака – первая скачка в мире, места на старте которой можно купить, даже не являясь коневладельцем. Достаточно заплатить 1 млн и дальше распоряжаться гарантированным участием в призе как угодно – уступить другому за большую сумму, арендовать специально под розыгрыш лошадь или создать синдикат. В случае победы Калифорния Хром, сумма выигрыша которого на данный момент составляет 14,452 млн долларов, исполнит мечту Перри Мартина и станет «самой богатой» скаковой лошадью в мире.