Нобби: «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ» С РУССКИМИ КОРНЯМИ

Нобби: «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СОЛДАТ» С РУССКИМИ КОРНЯМИ

Автор: Елена ЗОБОВА
Номер журнала: GM №1(168)2017

Маленький арабский конь Нобби выиграл не только все скоростные чемпионаты по пробегам на равнинной местности, но и самый сложный чемпионат по горам Флорака. Этот «универсальный солдат» выступал под флагом Испании, зарегистрирован в соседней Франции, родился в Голландии, но, когда разговор заходит о его происхождении, то все дороги ведут… Правильно! В Россию, в Терский конный завод!
160 км пути
 
В современном спортивном виде со строгим ветеринарным контролем дистанционные конные пробеги зародились в 1955 году в США, когда группа всадников менее чем за сутки преодолела сложнейший путь в 100 миль через горный хребет Сьерра-Невады. С тех пор эти соревнования получили название Кубок Тивиса и стали проводиться регулярно – в память о знаменитой конной службе «Пони-Экспресс», доставлявшей в середине XIX века почту из Сент-Джозефа, штат Миссури, в Сан-Франциско за 10 дней. В Европе же первые подобные соревнования были организованы на территории Национального парка Севенны во Франции в 1975 году. Горная система Севенны, расположенная на юге страны, является одной из самых древних в Европе. В 1970 году для защиты ландшафтов, флоры, фауны и архитектурного наследия Севенн был создан национальный парк. В соответствии с французской системой охраны природы парк разделен на две области – заповедную центральную зону, в которой запрещена всякая хозяйственная деятельность, и периферийную, открытую для всех желающих, где сосредоточено множество исторических поселений. Именно здесь пролегла 160-километровая трасса Флорака, которая считается второй по сложности после вышеупомянутого Кубка Тивиса. В переводе на язык конкура – это Гамбургское Дерби. На территории Национального парка Севенны встречаются большие перепады высот – альпийские луга Мон-Лозера сменяются торфяниками и безжизненными горными пустошами, слишком много каменистых участков и асфальтированных дорог, слишком много трудностей не только для лошадей и всадников, но и для всей команды, обслуживающей их во время пробега. Но популярность дистанционных пробегов сегодня как никогда высока – в одной только Франции ежегодно проводится порядка 2800 стартов различной сложности, в которых принимают участие более 20 тыс. всадников со всего мира.
 
«Земля Персика»
 
Одновременно с организацией Национального парка на его территории был создан конный завод по разведению арабских лошадей пробежного направления, куда из СССР в 4-летнем возрасте прибыл чистокровный арабский жеребец Персик, рожденный в 1969 году в Терском конном заводе. Его отец, серый Канкан, отличался исключительно правильным экстерьером, сухостью конституции и прочностью конечностей, а мать Персика, гнедая Память, была дочерью выводного из Польши Аракса, широко использовавшегося в Терском конном заводе в течение 10 лет и давшего большое количество ценных лошадей. Ставший легендарным при жизни, Персик выиграл «Флорак 130 км» в 1975 и 1976 годах, после чего стал широко использоваться в разведении. Выдающиеся успехи серого жеребца и достижения его многочисленных потомков снискали ему славу «Лучшего пробежного жеребца-производителя». Он пал в 2001 году в возрасте 32-х лет. С тех пор эту живописную местность Севенн называют «Землей Персика», а многочисленные дети и внуки Персика, одержавшие здесь победы, доказали, что она носит это название не просто так. Тридцать детей Персика хотя бы раз становились победителями, 152 из его 328 потомков занимали призовые места в пробегах протяженностью от 120 до 160 км.
 
Четырежды венчанный
 
Мечта каждого всадника – победа во Флораке – очень дорогого стоит и много говорит о способностях лошадей, прошедших ее до конца. В 2011 году на земле, которая носит имя русского жеребца Персика, победу одержала лошадь, чьи корни также ведут в Россию и в чьей родословной мы снова встречаем имена выдающихся жеребцов – Аракса, Прибоя, Корея.
 
Нобби родился в Голландии, на конюшне Ханса Шорна, который вскоре со всеми своими лошадьми перебрался во Францию и обосновался недалеко от города Лимож. Повзрослев, Нобби прошел тренинг у известного специалиста Бертрана Газеля в центре пробежного спорта – Флораке и был продан в Испанию. Таким образом, Нобби попал в семью Марии Мерседес Альварез Понтон и Жауме Пунти Дачс и теперь следует за ними повсюду, в том числе и в Дубаи, где они работают.
 
Миниатюрная испанка и ее суперчемпион ростом всего 148 см в холке ворвались на международную арену в декабре 2006 года, заняв 3-е место в 120-километровом пробеге в Дубаи. А спустя некоторое время едва ли кому-то уже удавалось их догнать. В 2008 году Мария и Нобби выиграли чемпионат мира в Малайзии, в 2009 году – чемпионат Европы в Италии, в 2010 году – Всемирные конные игры в США. На трассу в Кентукки Мария вышла всего через шесть недель после рождения дочери, а подготовкой к этому важному старту занимался ее муж Жауме – один из главных тренеров сборной ОАЭ и шейха Мохаммеда бин Рашид аль-Мактума. Победа Нобби выглядела очень легкой, но на самом деле это было совсем не так. «Там было много отличных лошадей, да и трасса была достаточно трудной, – вспоминает Мария. – Эта победа далась мне намного сложнее, чем чемпионат мира 2008 в Малайзии». Через год Мария и Нобби вновь стали лучшими, теперь уже на европейском континенте, покорив трассу во Флораке. Всадница очень волновалась перед стартом, потому что они с Нобби тренировались в пустыне, а теперь им предстояло покорить горы Франции, но ее опасения оказались напрасными. 16-летний Нобби легко преодолел все трудности и вышел на финальный ветконтроль бодрым и веселым. Он не показал ни малейших признаков усталости и, казалось, был готов пройти сложнейшую трассу Флорака еще раз. После финиша Мария делилась впечатлениями о своем маленьком чемпионе: «У него огромное сердце! Но когда Нобби выигрывает пробег, он побеждает не только благодаря сердцу, но и благодаря голове. Нобби – очень умная лошадь!»
 
Секрет четырехкратного чемпиона, вписавшего свое имя золотыми буквами в историю пробежного спорта, кроется в уникальной способности быстро восстановиться после нагрузки и снова продолжить движение. Эти качества вырабатываются не только длительными тренировками, но и заложены у арабской лошади генетически.
 
Откуда корни
 
Существовало немало версий происхождения Нобби: его называли польским арабом, так как в дальних рядах его родословной присутствуют жеребцы Яновского конного завода, ему приписывали и французское гражданство, так как Нобби зарегистрирован во французском арабском студбуке. Его отец родился в США, мать – в Голландии, но абсолютно все предки Нобби, начиная со второго ряда по отцу и с третьего ряда по матери, были уроженцами знаменитого Терского конного завода.
 
Немало высококлассных арабских лошадей купил в Терском конном заводе знаток и ценитель этой породы из Голландии – господин Робби ден Хартог-старший, основатель и владелец конного завода Коссак Стад. Среди них была серая Нанук 1979 года рождения, дочь Набега и Нити, маленькая, очень породная кобыла. Она много лет прожила в Голландии, а в 1999 году была продана во Францию, в Седар Оакс Арабианс. Среди ее многочисленных жеребят была и гнедая Наянт, дочь Пеленга, полубрата Нанук по отцу, и, таким образом, инбредная на Набега в степени II-II. Гнедой Набег – типичный кохейлан, с высотой 150 см в холке, родился в 1966 году в Терском конном заводе. Его отец, очень добронравный и неприхотливый Аракс линии Амурата, успешно скакал в Варшаве и планировался к использованию в Яновском конном заводе, но его гнедая масть была нехарактерна для линии, работа с которой велась по серой масти, поэтому его и отдали в Россию. Некрупный, но очень массивный, породный и правильный Набег дал отличных сыновей: Песняр был продан в США за 1 млн долларов, где стал успешным производителем, Магдан и Таллин дали высококлассных детей в Литве и Польше, Менес стал отцом чемпиона Европы Балатона, широко использовавшего в Англии, Пеленг оказал влияние на арабское коневодство в Европе. В родословной Нобби мы трижды встречаем имя Набега, что составляет 25%. Возможно, свой небольшой рост Нобби унаследовал именно от Набега. Необходимо упомянуть, что резервным чемпионом 2011 года во Флораке под седлом Сабрины Арнольд стал рыжий арабский мерин Бо – сын немецкого скакового бойца Марвана и Бархатной. Рожденная в Терском конном заводе Бархатная также была продана в Коссак Стад, но позднее перепродана в Германию. В ее родословной мы снова встречаем проверенную пробежную кровь Прибоя и Корея, а также Набега через его сына Песняра.
 
Влияние Прибоя
 
Дочь Померанца, серая Непрядва, давшая от Тополя известного в России Нафталина, инбредного на Прибоя в степени II-III, и американского чемпиона голландского происхождения Натюреля, также была импортирована в Коссак Стад, где, помимо Натюреля, родила его родного брата Набукко. Их отец, серый Маг, приехал в Голландию в годовалом возрасте. Маг был сыном прибывшего в СССР из Египта «подарка» Асуана (Раафата) и дочери Аракса Магнолии. Асуан был полной противоположностью Араксу. Яркий представитель типа сиглави, граничащий с нежностью, имел прекрасную голову и отличную шею, но был высоконог и имел узкие скакательные суставы. Асуан отличался энергичным темпераментом, в первых же ставках была обнаружена широкая сочетаемость в подборах, что способствовало его успешному использованию. Он давал породные головы немного простоватым детям Прибоя, Аракса и Канна. Имя Асуана также трижды встречается в родословной Нобби, что составляет 21,875%. От случки Набукко и Наянт была получена мать Нобби – серая Ноктюрн, которую в годовалом возрасте продали Хансу Шорну, жившему по соседству. Сама Наянте пала после родов, так что Ноктюрн была ее единственным жеребенком. В 3-летнем возрасте Ханс Шорн покрыл Ноктюрн гнедым Професи, и в 1995 году на свет появился Нобби.
 
Отец Нобби, Професи, был рожден в США в 1991 году, но вскоре продан в Голландию, где довольно успешно скакал. Его родители, Менес и Пудра, также приехали в Коссак Стад из Терского конного завода, а через некоторое время переместились в США. Менес был отличной скаковой лошадью, выиграв 6 скачек из 11. Его мать Метрополия была дочерью Прибоя, она сама хорошо скакала и дала ценных лошадей, особенно от жеребцов линии Амурата. Отдельно необходимо сказать о Прибое, чье имя мы 4 раза встречаем в родословной Нобби. Выдающийся скакун и производитель – сын Пиолуна, рыжий Прибой – отличался крупным, правильным экстерьером, с длинной лебединой шеей и прекрасными рычагами. Он отлично скакал, выиграв призы Критериум, Большой Осенний и Большой Ростовский, а также был рекордистом на дистанции 2400 м. Все дети Прибоя отличались высокой работоспособностью: на скаковой дорожке они поставили 28 рекордов. Професи является близким родственником чемпиона Европы и гордости отечественного арабского коннозаводства – жеребца Балатона, оба получены от Менеса, а их матери, Пудра и Панагия, приходятся друг другу родными сестрами. Вероятно, Нобби унаследовал свои рабочие качества именно от Прибоя. В родословной Нобби необходимо особо отметить присутствие дочерей Пташки от Прибоя – отлично скакавших родных сестер Пустыню и Пальмиру. Подобную блестящую родословную имеет и одна из лучших пробежных лошадей Франции – мерин Арнелль Атомик. Его отец Аспект рожден от вышеупомянутого Нафталина и Патриотки, дочери Асуана, и кобылы Пики, линии Корея. Мать Арнелль Атомика, серая Наминка, является дочерью Мукомола – сочетание линии Корея и линии Асуана – и Низины, родной сестры Нанук, прабабки Нобби по матери.
 
Если задаться вопросом, где «зарыты» драгоценные гены, то ответ лежит на поверхности! Это кровь русских арабов – сочетание лучших потомков Прибоя, Набега и Корея, передающих по наследству выносливость и скоростные качества, уникальную способность к восстановлению после тяжелых нагрузок, эффективную терморегуляцию, что позволяет лошади меньше потеть и лучше использовать жидкость для работы мышц, и исключительную крепость конечностей, способных выносить повторяющуюся шоковую нагрузку при движении по твердой, каменистой почве.