Глухарев Алексей: С легкой руки

Глухарев Алексей: С легкой руки

Автор: Анна БЕКЛЕМИШЕВА
Номер журнала: GM №7(201)2020
Фото: Виктория ФЕДУЛОВА

Талантливый человек талантлив во всем, и подтверждений этому великое множество. Рисунки Лермонтова, стихи Бунина, проза Сальвадора Дали. Все знают, что Алексей Глухарев – известный на весь мир российский художник-ипполог, но мало кто подозревает, как много граней у его творческой личности, и какое количество проектов он развивал и развивает. Иногда они бывают лишь опосредованно связаны с его художественным творчеством, но всегда напрямую – с лошадьми. Ну или почти всегда, ведь в последние годы маэстро окунулся в еще одну творческую ипостась – музыку.

Рисовать лошадей Алексей Глухарев начал в раннем детстве, а вот ездить верхом уже в более сознательном возрасте. Посещал группу проката в ДСО «Урожай», в 13 лет попал в его спортивную конкурную группу к Олегу Оводову. Не исключено, что время и упорство сделали бы из юноши профессионального спортсмена, но судьба распорядилась иначе. Алексей получил травму, несовместимую со спортом высших достижений. Самое обидное – это произошло даже не во время тренировки. Однако с тех пор верховая езда навсегда поселилась в его повседневной жизни. 
 
Даже сейчас, приехав в загородный дом к Глухареву, вы увидите, как он седлает своего возрастного, но по-прежнему весьма горячего и находящегося в замечательной форме вороного жеребца Гика (или по-домашнему Гриню) русской верховой породы, и уезжает в окрестные поля. Иногда прыгает небольшие препятствия, стоящие неподалеку от участка. Конь художника – это отдельная удивительная часть его биографии. Ему уже 29 лет, и у Алексея он с двухлетнего возраста. «Я его единственный всадник – что смог, то и воспитал. Конь получился дисциплинированным. Идеальная прогулочная лошадь», – говорит Алексей о своем боевом товарище, который может похвастаться не только отличной формой, но и спортивным происхождением, которое восходит к знаменитому Рауфбольду. 
 
Фокус на тренера
 
Конкур из жизни художника тоже никуда не ушел. В начале 2000-х Алексей Глухарев впервые учредил тренерский приз, после которого фокус внимания всегда стал обращаться не только исключительно на спорт­сменов, но и на тех, без кого их триумфы были бы невозможны. Это произошло на чемпионате России по конкуру в Битце. Чемпионом тогда стал Михаил Сафронов, а лавры лучшего тренера достались его отцу и наставнику – Николаю Сафронову. 
 
Алексей Николаевич даже придумал специальному призу название – Приз Ильи Муромца, и упоминание былинного героя здесь совершенно неслучайно. Дело в том, что именно в русской былине об этом богатыре можно встретить первое в русской литературе упоминание процесса преодоления препятствий. Калики перехожие выступают в этом вопросе учителями (читай: тренерами!) Муромца:
 
«Ты по три ночи жеребчика в саду поваживай
И в три росы жеребчика выкатывай,
Подводи его к тыну ко высокому;
Как станет жеребчик через тын перескакивать,
И в ту сторону, и в другую сторону, –
Поезжай на нем куда хочешь,
Будет носить тебя».
 
Детский спорт
 
Приз лучшему тренеру Алексей Николаевич вручал и на турнире, который на протяжении нескольких лет организовывает специально для юных всадников на пони – детско-юношеских соревнованиях по конкуру. Они стали одним из первых турниров такого формата в нашей стране, где пони-спорт развивается не так уж давно и не такими темпами, как на Западе. Алексей Глухарев, к тому же, сделал участие в них максимально доступным: он твердо убежден, что дети не должны платить стартовых взносов. Но при этом все участники получают призы и подарки от многочисленных спонсоров. 
 
Дизайнер препятствий
 
Такие важные идеи Алексей Николаевич привносит в конный спорт постоянно. Сегодня большинство конников даже не за­остряют внимание на конкурных препятствиях на турнирах. Более или менее красочные, иногда они созданы и покрашены в лаконичном стиле, а иногда становятся практически произведением искусства – вроде огромного китайского дракона, изготовленного еще для Олимпиады 2008 года немецким курс-дизайнером Олафом Петерсеном.
 
 В России запоминающиеся барьеры появились относительно недавно – с легкой руки… Алексея Глухарева. «Однажды иду и думаю: "Что ж такое, в стране нет ни одной нормально покрашенной палки?" А у меня как раз приятель искал работу, не знал, чем заняться. И я ему предложил сделать комплект препятствий, пообещав все подробности уже разъяснить по ходу пьесы», – вспоминает Глухарев.
 
Так появились красочные конкурные препятствия, некоторые из которых долгое время потом еще можно было встретить в разных конных клубах – например, калитку с откосами в виде двух половин золотой подковы. 
 
Музей Живой лошади
 
При активном участии Алексея Глухарева были созданы или пополнены коллекции десятков музеев в различных коневодческих хозяйствах России. Сам Алексей Николаевич с особым трепетом вспоминает свой опыт работы в 1996 годах в Musee Vivant du Cheval (Музей Живой лошади) во французском Шантийи, где хранится более 60 его живописных работ. «Это меня сильно обогатило именно в плане знания материальной культуры, – признается мастер.  – Зоотехнические и исторические знания у меня были, но здесь появилась возможность прикоснуться к конной культуре на практике. Например, подержать в руках краги Андалузской королевской школы или узнать, чем отличается экипировка ковбоев Севера и Юга».
 
Новые вызовы
 
Алексей Глухарев любит новые вызовы и с удовольствием их принимает. Во время первого Кубка губернатора Московской области он сотрудничал с конноспортивным комплексом «Новый век» – художника попросили выступить в качестве создателя награды – необычного кубка для победителя этих престижных соревнований. Сказано – сделано, и вот Александра Корелова, ставшая их триумфатором, получает на церемонии награждения уникальный фантазийный кубок, на котором устремленный ввысь звездный поток возносит к небесам фигурку лошади.
 
В начале нулевых Глухарев разработал дизайн экипировки для всадников. Совместно с мастером Анастасией Берниковой они создали эффектную и удобную одежду, уникальность которой была в том, что она предназначалась именно для любительской верховой езды. Это были не скучные, хоть и красивые классические фраки и рединготы, а по-настоящему оригинальная одежда, которая должна была послужить отличным обрамлением желанию людей просто ездить верхом и быть ближе к конному миру, без намерений замахнуться на олимпийские вершины.
 
У Алексея Николаевича – «легкая рука», и многие его идеи очень быстро воплощаются в жизнь и приносят пользу многочисленным конникам. Так, однажды в разговоре со своим другом, коннозаводчиком Леонидом Бабаевым, Алексей Николаевич предложил ему бесплатную и эффективную рекламу для его ахалтекинских лошадей: ко всем кличкам прибавлять постфикс «Шаэль» – название его конного завода. Теперь все знают Макку Шаэль, Адаира Шаэль, Гаона Шаэль и других «шаэлей». Спустя время эту идею подхватили и другие хозяйства, и теперь мы знаем лошадей, клички которых сопровождаются дополнением «Немо», «Карцево» и другими. 
 
К чему приводит битломания
 
«Любой проект, идею надо как-то закреплять и продвигать, – говорит Алексей Глухарев. – Мне не хватало терпения, казалось – ну вот я это сделал, пусть другие продолжают. Потому что, если б я застрял в музеях, то был бы зависим от портретов лошадей и ничего другого бы делать не мог. Стал бы модельером – надо было б в этом амплуа как-то себя утверждать».
 
Маэстро примеряет на себя все новые амплуа, в каждом оставляя след. Сейчас он много времени посвящает… музыке! 
 
В 2017 году художник выпустил свой первый двойной альбом под названием «Все пройдет?», куда вошли 16 треков на музыку и стихи его авторства. «Для меня это загадка – как человек, который всю жизнь провел в одном творческом пространстве, делает что-то другое, и достаточно профессионально получается все. И достаточно самобытно и оригинально, конечно же!» – делится своими впечатлениями от музыки Глухарева певец Михаил Давыдов. Сам Алексей признается, что для него ничего необычного в этом нет, ведь музыка пустила корни в его жизни гораздо раньше того момента, как он впервые перешагнул порог студии звукозаписи – начиналось все еще в детстве, со страстного увлечения The Beatles.
 
Сколько еще идей и проектов сгенерирует Алексей Глухарев, покажет время. Но то, что каждый из них заслуживает пристального внимания и приносит большую пользу конному миру – вне всякого сомнения. «Алексей – это такой человек, у которого еще все впереди. У него никогда нет такого, что он чего-то достиг, – говорит его близкий друг Павел Ларин. – Если сегодня он делает одно, то завтра это может продолжаться, а может, будет совсем другое. Но, в любом случае, все это на очень высоком уровне».