Чтобы помнили...

Чтобы помнили...

Автор: Юлия СЕРКОВА

По всему миру разбросаны тысячи достопримечательностей, которые являются свидетелями истории человечества. Они хранят память 
о великих людях, забытых традициях, древних цивилизациях. Памятники дарят нам возможность прикоснуться к вечному дыханию времени. Особое место в мировом культурном наследии занимают… кладбища. Ла Реколета в Буэнос-Айресе, Сент-Женевьев-де-Буа в Париже, каирская Аль Карафа, лондонский Хайгет или венский Центральфридхоф – здесь проводят экскурсии, как по музейным залам, и каждый квадратный сантиметр земли буквально насквозь пронизан историей.
Ваганьковское кладбище, которое расположено буквально через железную дорогу от Московского ипподрома, также является одним из известнейших памятников столицы. Здесь похоронены представители интеллигенции, известные артисты, писатели и поэты, художники, спортсмены, композиторы, архитекторы, медики, юристы и герои Гражданской и Великой Отечественной войн. На этой своеобразной «аллее славы» нашлось место и многим знаменитым конникам, а также выдающимся людям, когда-то связавшим свою жизнь с лошадьми.
 
Вначале была чума 
В 1771 году Москву потрясла страшная трагедия – эпидемия чумы, которая унесла более 100 тыс. человек. В разгар бедствия Екатерина II отправила в умирающий город графа Григория Орлова (брата культового для отечественного коннозаводства Алексея Григорьевича) для борьбы с «черной смертью». Одной из основных мер, предпринятых для подавления эпидемии, стали локальные массовые захоронения умерших от чумы за чертой города (а также вне территории церквей). Так и появилось Ваганьковское кладбище, расположенное в московском пригороде Новые Ваганьки. На протяжении последующих полутора веков здесь находили свой приют в основном люди небогатые: крестьяне, мещане, отставные военные и мелкие чиновники. Однако с XIX века на Ваганьково появляются могилы известных людей: декабристов А.Ф. Фроло­ва и П.С. Боб­­­рищева-Пушкина, графа Ф.И. Тол­стого и композитора А.Н. Вер­стовского. В ХХ веке, когда кладби­ще полностью оказалось в черте города, оно постепенно стало одним из самых популярных мест для последнего приюта московской интеллигенции, известных деятелей науки, искусства, спортсменов и военных. 
Сегодня на Ваганьковское кладбище ежедневно приходят тысячи посетителей, ведь здесь находятся могилы таких великих людей, как 
С.А. Есенин и В.И. Даль, В.С. Высоцкий и Б.Ш. Окуджава, К.Н. Тимирязев и Н.Э. Бауман, А.К. Савра­сов и В.И. Суриков,  Г.М. Вицин и А.А.Миронов и еще более 100 тыс. москвичей. 
 
Посмертный пьедестал
Спортивное отделение ваганьковского некрополя представлено огромным количеством звезд советского спорта. Наряду с именитыми футболистами, хоккеистами и фигуристами здесь похоро­нены великие советские спортсмены-конники, благодаря которым в послевоенные десятилетия СССР был одной из ведущих конноспортивных держав. 
12-кратный чемпион Совет­ского Союза Борис Лилов (1925-1969 годы) (уч-к №20) после Великой Отечественной войны поступил в конноспортивную школу общества «Пищевик» в Москве. Кто бы мог подумать, что через несколько лет спортсмен произведет настоящий фурор в Париже в Кубке Наций, когда в 1959 году вместе с товарищами по команде завоюет первое место, получив при этом специальный приз «за артистичный стиль езды». Через два года Лилов сделал еще один подарок советскому спорту – серебряную медаль чемпионата Европы в Аахене.
Успех Лилова в Кубке Наций разделил также член сборной СССР по конкуру Андрей Фаворский (1929- 2005 годы) (уч-к №14). Он начал свой путь к вершинам с занятий конным спортом на стадионе «Труд» (Москва), выступал за ВВС (Москва), Высшую офицерскую кавалерийскую школу, был чемпионом СССР (1959 год), победителем Спартакиады народов СССР (1959 год) и трижды принимал участие в Олимпийских играх (1956, 1960, 1964 годы). 
ДСО «Пищевик» подарило нашей стране еще одну чемпионку СССР по конкуру – Розу Никитину (1931-1995 годы) (уч-к №60). Работница кондитерской фабрики «Большевик» в молодости, не раздумывая, записалась в конноспортивную секцию и добилась больших успехов – выиграла множество стартов, а затем перешла на тренер­скую работу. Спортсменка работала в ДСО «Урожай» вместе с известным тренером Елизаром Львовичем Левиным и подготовила мастера спорта, впоследствии члена сборной команды страны, участника Олимпийских игр, троеборца Виктора Калинина. В последние годы Роза Никитина трудилась в школе верховой езды при ЦМИ. 
Елена Кондратьева (1925-1995 годы) (уч-к №11) была известна современникам, скорее, как блестящий ученый, профессор и заведующая кафедрой микробиологии биологического факультета МГУ, лауреат многочисленных премий, член-корреспондент АН СССР, академик РАН. Тем не менее была в жизни этой женщины еще одна страсть, кроме науки, – конный спорт. Кондратьева стала мастером спорта и судьей международной категории, ее включали в состав национального Олимпийского комитета, но мало кто знает, что спортсменке запрещали участвовать в международных соревнованиях – на тот момент она была «невыездной».
Советский троеборец, офицер (воспитанник КВОКШ), мастер спорта Николай Сова (1925-1954 годы) также нашел свой последний приют на Ваганьково (уч-к №2), не дожив до 30 лет. Николай был лучшим другом олимпий­ского чемпиона Сергея Филатова, с которым познакомился в Тамбовском кавалерийском училище. В 1952 году он стал чемпионом СССР по троеборью, а через два года трагически погиб во время тренировки, разбившись на кроссе. 
Похоронен на Ваганьковском кладбище и Георгий Рогалев (1903-1989 годы) (уч-к №31) – советский тренер, судья международной категории и ветеринарный врач. Сделал блестящую военную карьеру, после чего работал главным судьей на ЦМИ, организовал первую в Москве прокатную конюшню, был председателем коллегии судей Федерации конного спорта СССР и главным ветеринарным врачом на Олимпийских играх 1980 года. Именно Георгий Тимофеевич стал основателем оздоровительной верховой езды в нашей стране. Рогалев также является автором и соавтором множества книг, статей и печатных методических указаний, в числе которых настольная книга каждого конника «Словарь-справочник по коневодству и конному спорту».
 
На ответственном посту
Ваганьковcкое кладбище стало последним пристанищем четырех директоров Центрального Московского ипподрома. Михаил Тигранович Калантар (умер в 1956 году, похоронен на армянском участке) в предвоенные годы работал начконом в к/з «Восход», был главным специалистом по верховому коннозаводству Минсельхоза СССР и в 1950 году был назначен директором Центрального Московского ипподрома. После снятия железного занавеса Калантар впервые повез за границу на соревнования несколько рысаков с наездниками по приглашению французской рысистой ассоциации. Но на тот момент советская делегация не могла конкурировать с французами – спортсмены проиграли, а причиной назвали то, что Калантар уделял им мало внимания, часто отлучался на званые вечера и т.д. Этого было достаточно, чтобы обвинить его в проигрыше команды и снять с должности. Не выдержав удара судьбы, Михаил Тигранович пустил себе пулю в сердце. На памятнике М.Т. Калантара выбита склоненная голова плачущей лошади.
Пост М.Т. Калантара занял его друг и соратник Евгений Николаевич Долматов. Именно он объединил ипподром в единый комплекс – построил новые конюшни вокруг бегового круга, перевел туда все поголовье и обнес территорию забором (до этого момента территория не была огорожена). Благодаря Долматову на ЦМИ появился первый прокат и был заложен новый большой манеж. Однако, несмотря на свой авторитет и опыт, Евгений Долматов тоже был снят с должности по доносам и анонимкам в 1969 году.
Вместо Долматова директором ЦМИ был назначен Юрий Борисович Алексеев (1925-2009 годы) (уч-к №39). Алексеев достроил манеж и создал призовую дорожку по новейшим по тем временам технологиям. Помог Юрий Борисович и сотрудникам ипподрома – вместо бараков они получили квартиры в жилых домах, построенных возле ипподрома. Через несколько лет он ушел на повышение и занял должность в отраслевом Главке, а новым директором ипподрома был назначен Михаил Нисонович Эфрос (1925-2002 годы). Он проработал директором ипподрома 14 лет и за это время успел сделать очень многое, а именно: подобрать уникальную команду специалистов, рекон­струировать беговую и скаковую дорожки, достроить дома и гостиницу «Бега» и, наконец, внедрить на ипподроме тотализатор, который позволил выйти на новый уровень дохода. Тем не менее, несмотря на всю коммуникабельность и связи с руководством Минсельхоза и Госагропрома, Эфрос был вынужден, не по своей воле, оставить работу и уйти на пенсию.
 
Кудесники ипподромного круга
Михаила Гидальевича Пупко (1933-1995 го­­ды) (уч-к №17) конники знают как талантливого наездника, который одержал победу в 43 традиционных призах и 15 международных. Он дважды выигрывал приз Пиона и дважды Барса, стартовал в Германии, Финляндии, Венгрии, Швеции и других странах мира. 
На Ваганьково нашли свой последний приют и многие другие великие наездники: заслуженный мастер Эдуард Францевич Ратомский, победитель рысистого Дерби 1916 года, и его еще более титулованный сын Виктор Эдуардович (1911-1990 годы), ставший двукратным победителем Дерби и Приза Элиты, четырехкратным победителем Приза имени СССР. На участке № 44 находится совместная могила Николая Александровича Калалы (1903-1983 годы) и его сына Евгения Николаевича, мастера-наездника международного класса, а на соседнем, 45-м участке похоронен Александр Иосифович Хирга (1919-1987 годы), прославивший многих классных лошадей Дубровского конного завода, в том числе и на дорожках ФРГ, Франции, Скандинавии.
 
Звезды кино и цирка
Актера, режиссера, каскадера и телеведущего Андрея Ростоцкого (1957-2002 годы) (уч-к №12) называли русским Жераром Филиппом не только за то, что он умел прекрасно держаться в седле, стрелять, фехтовать, выполнять сложнейшие трюки без дублеров, но и за его особый шарм. Несмотря на талант и заслуги, от военной службы молодому человеку «отвертеться» не удалось, но служить выпало в кавалерийском полку. Прославился Ростоцкий и как… жокей! В 1998 году на скачках на приз имени Венедикта Ерофеева на Центральном Московском ипподроме актер стал победителем скачек на 400 м.
Поистине виртуозно умел управляться с лошадьми заслуженный артист РСФСР Михаил Туганов (1900-1974 годы). Он посвятил свою жизнь цирку, с успехом выступал в джигитовке, демонстрировал искусство высшей школы верховой езды и ставил уникальные, похожие на мини-спектакли номера с участием ло­­шадей. Во вре­­мя войны Туганов от­­правился служить в Первый Особый кавалерийский полк. Однажды, отвозя ценное донесение, он попал в деревню, занятую гитлеровцами. Они начали стрелять по всаднику, тот понимал, что уйти не удастся, и тогда решился на самый важный в своей жизни трюк. На полном скаку, будто раненый, Туганов сделал «обрыв», закрепившись ногами в стременах и волочась по земле руками. Конь благополучно ушел от преследователей, капитан подтянулся в стременах, сел в седло и успел доставить донесение.
 
Заметки на полях 
Лошади стали одной из центральных тем творчества Петра Ширяева (1886-1935 годы). Писатель со всей чест­ностью описал тяжелые времена Гражданской войны, с головой окунулся в мир коннозаводства, ипподромов и наездников, что позволило ему создать знаменитую повесть «Внук Тальони» об орловской кобыле Лести и ее знаменитом потомке – рысаке по кличке Внук Тальони. 
С научной точки зрения писал о лошадях известный русский географ, антрополог, этнограф и музеевед Дмит­рий Анучин (1843-1923 годы). Среди прочего исследователь изучал вопросы происхождения домашних животных – результатом этой работы стала книга «К вопросу о диких лошадях и об их приручении в России» (1896 год). 
 
Последний приют
Такие разные, но в чем-то похожие, погибшие рано или ушедшие из жизни в почтенном возрасте, известные, талантливые, упорные и волевые… На этих людей стоит равняться, ими можно гордиться и восхищаться, они внесли огромный вклад в развитие науки, искусства, спорта и коннозаводства в нашей стране. В судьбе каждого из них очевидно или незримо присутствовали лошади. Если вам однажды доведется посетить Ваганьково, присмотритесь повнимательнее к именам людей, которые нашли здесь свой последний приют, остановитесь на минуту и просто вспомните о них. Ведь каждый человек жив до тех пор, пока живет память о нем.