Елизавета Австрийская: Трагедия и скитания венценосной амазонки

Елизавета Австрийская: Трагедия и скитания венценосной амазонки

Автор: Анна ИЛЬЯСОВА
Номер журнала: ЗМ №5(129) 2013

Елизавета Австрийская – одна из самых любимых и обсуждаемых представительниц европейских монархий. Ее незапланированная свадьба с императором, статус самой красивой женщины Европы, трагическая гибель детей, борьба за права венгров, маниакальная забота о своем внешнем виде – все это спустя годы волнует профессиональных историков и просто людей, интересующихся историческими сюжетами. Но самое интересное, что сама императрица оставила о себе память не только как участница драматических событий, но и как одна из лучших всадниц Европы своего времени.

Беззаботное детство
Елизавета Амалия Юждин фон Виттельсбах родилась 24 декабря 1837 года в Мюнхене и была вто­рой дочерью графа Максимилиана Баварского. Макс был увлечен своими страстями – лошадьми, женщинами, музыкой, книгами и цирком. Тем не менее он находил время обучать своих дочерей ездить в дамском седле (с обеих сторон), в том числе и без стремян.
Детство Сисси проходило в Мюнхене, и никто даже подумать не мог, какая великая судьба ее ожидает, ведь в юном возрасте девочка не отличалась особой красотой или дарованиями. Большие планы родители возлагали на ее старшую сестру – Елену, которую с детства готовили в жены императору Австро-Венгрии. Что же касается Сисси, то она не участвовала в процессе этой «придворной муштры», наслаждаясь обыкновенными радостями детства в компании простых детей.
 
С первого взгляда
Однако судьба расставила все по-своему: когда в 1853 году состоялось знакомство Елены и Франца-Иосифа, на встрече присутствовала Сисси, ее тетя Софи и два кузена. Вместо Елены Франц-Иосиф влюбился в молоденькую Сисси, да так сильно, что никто не смог его переубедить. Сисси поразила его не только природной красотой и непринужденностью, но и своей смелой ездой на лошади, в то время как ее сестра Елена боялась лошадей. Франц-Иосиф был страстным любителем верховых прогулок и нашел в Сисси прекрасного компаньона. Не прошло и года, как 16-летняя Сисси стала императрицей Австрии, королевой Венгрии и Богемии после бракосочетания с Францем-Иосифом, состоявшегося 24 апреля 1854 года.
Мать Франца-Иосифа – София – никогда не жаловала юную невестку – она тщетно пыталась привить девочке хорошие манеры и придворный этикет. Сам Франц-Иосиф был предан своей маме и редко поддерживал жену в ссорах с Софией. Такое положение вещей привело к тому, что свекровь разлучила Сисси с ее новорожденными детьми – дочкой Софией (названной в честь бабушки без спроса матери) и Гизелой (рожденной в1856 году). Сисси практически не видела детей, однако на период поездки императорской четы в Венгрию (1857 год) она настояла на том, чтобы дети сопровождали их. Однако это решение оказалось фатальным – оба ребенка заболели в пути и малышка София не перенесла болезни и умерла. 
 
Наследник престола
После этого трагического события Сисси родила долгожданного наследника престола – кронпринца Рудольфа, которого также незамедлительно разлучили с матерью. 
В том же 1858 году Францу-Иосифу пришлось покинуть страну, ведь его командования ждали военные действия против французов в Италии. Сисси молила о разрешении поехать с ним, но это было невозможно. Молодая императрица страдала от одиночества и меланхолии, и ее единственным утешением стала верховая езда. Именно тогда Сисси подружилась с англичанином Генри Холмсом, отвечавшим за императорские конюшни. Они стали ездить верхом вместе, Генри начал учить императрицу английскому языку. Именно благодаря знаком­ству с Холмсом Сисси заинтересовалась Англией, и впоследствии каждый год австрийская императрица ездила охотиться в Англию, взяв с собой двух своих любимых лошадей – Корна и Пичли.
 
Путешествия в седле
Все горести, выпавшие на долю императрицы, негативно отразились на самочувствии, и под предлогом попытки «поправить здоровье» она покинула Вену, все больше времени посвящая путешествиям, заботе о своем внешнем виде и совершен­ствованию своего мастерства верховой езды. В 1867 году Сисси арендовала в Англии поместье, принадлежавшее герцогу Помфрет, где она охотилась и ходила на скачки. Более того, все более интенсивные занятия верховой ездой Елизавета объясняла стремлением сохранить «идеальную талию» – на тот момент талия Сисси была признана самой тонкой в Европе!
 
Риск и скорость
Во время визита турецкого султана Елизавета Австрийская пригласила высокого гостя на прогулку в коляске, которой правила сама, да так лихо, что перепуганный восточный владыка вскоре не выдержал. «Achtung!» – выкрикнул он един­ственное известное ему немецкое слово. Когда лихая наездница натянула вожжи и лошади остановились, он тотчас выскочил из экипажа и отказался ехать дальше при условии, что повозкой будет управлять императрица. 
Приехавшей в Кремзир русской августейшей чете пришлось пройти такое же испытание. Александр III слышал об истории с турецким султаном, а при виде запряженных в коляску горячих лошадей венгерских кровей император проговорил:
«Мадам, нас с турецким султа­ном объединяет одно, – обратился Александр к австрийской императрице, которая уже сидела в коляске с кнутом в руке, – оба мы терпеть не можем, когда ездят сломя голову».
Императрица Елизавета засмеялась и обещала ехать осторожно, но, едва отъехав от дворца, Елизавета утратила контроль над лошадьми. Жизнь русской императорской четы, ехавшей в коляске, которая неслась по грунтовой дороге, оказалась в реальной опасности! Рослый и грузный Александр III в любую минуту мог своим весом опрокинуть неустойчивый экипаж. Однако сил Сисси не хватало для того, чтобы удержать лошадей, да, возможно, она того и не хотела. Тогда сам Александр III выхватил у нее из рук вожжи и остановил животных.
 
Обратная сторона
Несмотря на то что поводом к регулярным занятиям верховой ездой была забота Сисси о своем физическом здоровье, не обошлось и без травм. Летом 1875 года Елизавета отдыхала в Бретани, наслаждаясь морским воздухом и верховыми прогулками. Рискованная резвая езда стоила Сисси серьезного падения, результатом которого стало сотрясение и множественные ушибы, однако даже этот факт не смог охладить страсть императрицы к лошадям.
С возрастом здоровье Сисси стало ухудшаться, что вынудило ее все меньше времени уделять верховой езде. Тогда страсть к лошадям сменилась страстью к морским путешествиям. Императрица была един­ственной женщиной, остававшейся на борту даже в самые сильные шторма, именно в этот период она сделала в своем дневнике запись: «Я бы с большей радостью оказалась на борту с людьми, приговоренными к смерти, ведь им нечего терять». Сисси даже сделала татуировку в виде якоря на плече, находясь в Корфу, – этот шаг был просто неслыханным для персоны королевских кровей.
 
Чаянья судьбы
Единственным политическим моментом, на который Сисси оказала непосредственное влияние, стало введение венгерской конституции, после чего Австрийская империя стала Австро-Венгерской монархией.  
В 1868 году Елизавета родила свою последнюю дочь – Мари Валери – единственного ребенка, в воспитании которого Сисси могла принять непосредственное участие. Однако и это радостное событие в жизни императрицы омрачилось трагедией – кронпринц Рудольф и его 17-летняя любовница Мэри Вацера совершили самоубийство, в чем по наущению Софии двор немедленно обвинил отчаявшуюся от горя Сисси. София вменила в вину Елизаветы безучастие к судьбе сына и «скверную» кровь Виттельсбахов, по ее мнению, по­влиявшую на ментальное здоровье Рудольфа.
 
Катастрофа в Женеве
За два года до наступления XX столетия респектабельная и вполне благополучная Европа содрогнулась от неслыханного злодеяния, совершенного в самом тихом и миролюбивом ее уголке. Острие заточки, направленное анархистом Луиджи Лучени, безжалостно вошло в сердце женщины, спокойно прогуливающейся сентябрьским утром 1898 года по берегу Женевского озера. Чья злая воля направляла руку убийцы, неизвестно, но по неумолимой воле судьбы его жертвой сделалась самая красивая женщина Европы, австрийская императрица Елизавета.
Луиджи Лучени прибыл в Женеву с целью убить графа Орлеанского, однако французский принц уже покинула город. Тогда убийца прочитал в газете, что именно в эти дни в гостинице Beau-Rivage остановилась императрица австрийская. Лучени поджидал Сисси весь день, и, когда та вышла на прогулку, вонзил заточку прямо ей в сердце. Это было роковое стечение обстоятельств, ведь анархист  планировал убить совершенно другого человека, однако в ходе следствия Лучени заявил, что убил бы любого высокопоставленного вельможу или персону королевских кровей, пребывавшую в городе.
 
Сисси была настоящим кумиром своего времени, а ее трагическая судьба лишь подогрела любовь к персоне императрицы. Сегодня огромное число ее фанатов обсуждает детали жизни своей героини на форумах, конференциях, создаются литературные произведения по мотивам реальных событий, все больше и больше картин иллюстрирует знаковые моменты жизни Сисси. Настоящей сокровищницей, хранящей память о Елизавете, является музей в Вене, в экспозиции которого, в частности, представлены кареты, на которых выезжала императрица, в том числе знаменитая золотая карета с коронации в Будапеште, а также единственное сохранившееся седло Сисси, черная амазонка и портреты любимых лошадей императрицы.