Иванские. Полвека на двоих

Иванские. Полвека на двоих

Автор: Евгений ГВОЗДЕВ
Номер журнала: GM № 6(215)2022
Фото: Наталья БУДЫЧЕВА

9 октября Александру Васильевичу Иванскому исполнилось 55 лет. Дата красивая, хоть и не круглая. Но гораздо более значительный юбилей будет через полтора года, когда мастер-жокей международного класса отпразднует сорокалетие «творческой деятельности»! Для профессии, где порой уже к тридцати становятся ветеранами – случай почти уникальный. Впрочем, возраст это только цифры. И заглядывать в паспорт жокею бессмысленно. Куда красноречивее итоговый судейский протокол.

 

В 1980‑х годах в легендарном конном заводе «Восход» была создана Школа жокеев, выпускники которой не только учились сидеть в седле, но и получали полновесную специальность. Эта школа стала настоящей кузницей профессии.
 
Александр Иванской-старший: «Первый раз я сел на лошадь в шесть лет. Старший брат позвал помочь пасти коров. Мы тогда жили в станице Шкуринская, на севере Краснодарского края. Там было много маленьких ферм, и пару лет спустя уже не осталось хозяйств, где бы я не ездил на лошадях. Я ими буквально бредил. Интересно, что все могло случиться иначе. После школы я поехал в Ростов, где подал документы в мореходное училище. В сентябре уже должен был уехать на учебу, но однажды мама показала мне небольшую статью в районной газете “Сельская жизнь”. Как сейчас помню, называлась “Здесь готовят жокеев”. Так в 1982 году я оказался в “Восходе”».
 
Беспечный ездок
 
Весной 1984 Школа жокеев выдала первые дипломы. Среди того самого первого выпуска значился и Александр Иванской. Ребят сразу раскидало по югу Советского Союза. Впрочем, многие из них за полтора года поняли, что не только в седле, но и в коневодстве в целом им делать нечего. По словам самого Александра Ивановича на сегодняшний день он единственный, кто из того первого потока остался работать с лошадью. Тогда, 17‑летний ездок, как их тогда называли, был предоставлен самому себе. Перед ним были открыты двери всех ипподромов, но легкой жизни это не сулило.
Сейчас принято говорить, что в те времена жокеи хорошо зарабатывали, и, отчасти, это правда. Но для хороших призовых нужно было хорошо выступать. Сейчас Иванской – это своего рода бренд, который хочет заполучить едва ли не каждая конюшня страны. А 38 лет назад это имя еще ничего толком не значило. И в седла лучших лошадей страны приходилось пробиваться.
 
Александр Иванской-старший: «Все началось с Москвы. На практику я попал в тренотделение к Сослану Дзилихову из Бесланского конного завода. В тот год я проскакал больше, чем кто-либо из моих однокурсников. Правда, ни одной победы у меня не было. Но в то время куда важнее была практика. Поэтому, когда в 1984 я вернулся в “Восход”, на меня смотрели как на полноценную боевую единицу. Первым моим тренером стал Анатолий Мамедов, о котором вспоминаю только добрым словом, но так как у него не было возможности скакать, я перешел в отделение к Александру Сафонову. Год спустя, на его лошади я выиграл свой первый приз – Приз Сравнения на Краснодарском ипподроме. Думаю, после этого я окончательно решил, что останусь в профессии, покуда позволит здоровье».
 
Иванской выбрал свою профессию. Дело оставалось за малым: теперь нужно было, чтобы профессия выбрала Иванского. И, прежде чем это состоялось, были одержаны десятки побед.
В 1990‑е считалось, что едва ли не лучшие условия ждут жокеев на Ростовском ипподроме. Там выдавали жилье, была собственная баня (что особенно ценили люди, которым часто приходилось сгонять вес). Но главное – там были полные поля, а митинги запросто могли включать в себя 18, а то и 20 скачек. В то время судьба, а может и поиск лучшей доли, закинули Иванского именно в Ростов‑на-Дону. Ростовский этап стал определяющим не только для карьеры, но и в жизни. Именно здесь Иванской стал тем жокеем, которым мы видим его сегодня.
 
Авторитет из Ростова
 
Иванской славился своим невероятным спокойствием. Ремесло жокея довольно травмоопасно, а он будто не в седле скакуна, а дома на стуле у телевизора. Кроме того, тренеры отмечали его молниеносную реакцию, умение выбрать верное решение во время нестандартной ситуации на дорожке. Ну, и, конечно, работоспособность. Порой в программке скакового дня не было ни страницы без его фамилии.
 
Александр Иванской-старший: «Были случаи, когда меня печатали трижды в одну скачку, на трех разных лошадях. Тренеры, а в Ростове я скакал практически у всех, за день до скачек еще не могли между собой договориться. Зато это была удивительная практика, ведь там, помимо чистокровной, были еще лошади донской и буденновской пород. А это в три раза больше скачек. И в три раза больше побед».
 
Публика на Ростовском ипподроме в те годы была особенной. В кассах тотализатора могли столкнуться бандит и замначальника уголовного розыска, дворник и помощник министра, студент и профессор, заваливший его на сессии. И жокеи были настоящими глянцевыми звездами той пыльной ипподромной эпохи. Каждый скаковой день – это маленькая жизнь со своими удачами и поражениями.
Несмотря на все будущие победы, главные достижения Иванского можно отнести именно к тому самому периоду. В 1995 году он на кобыле Арии выиграл свое первое Дерби. На премию от Ростовского конного завода был приобретен огромный плазменный телевизор.  Вечером, дома у Александра  собирался весь ипподром. Таких экранов во всем Ростове было наперечет. В общем, люди смотрели на телевизор, а не то, что по нему показывали… 
А еще в 1995 у Александра родился сын, которого сегодня все любители скачек знают, как Сан Саныча Иванского.
 
Александр Иванской-младший: «Я родился в Центральной городской больнице Ростова-на-Дону. Она прямо через дорогу от ипподрома. Маму выписали на третий день, и она первым делом поехала со мной на конюшню. Дома мы оказались только вечером. Конечно, желание стать жокеем не было спонтанным. Еще в дошкольные годы я знал, что буду скакать».
 
 
Александр ИВАНСКОЙ-младший после победы в Спринтерском призе в Краснодаре (2019 г.)
(фото: Наталья БУДЫЧЕВА)
 
Параллельные карьеры
 
Династия Иванских для ипподромного дела не совсем типична. Ведь в большинстве случаев карьеры отцов и сыновей тесно связаны. Творческие пути наших героев пересекутся лишь однажды. И это больше будет похоже не на совместную работу, а на ускоренный курс восходовской школы с практическими занятиями и экзаменами на аттестат зрелости. Никаких поблажек за именитую фамилию Александру-младшему не было. Наоборот, каждый день ему нужно было доказывать, что он Иванской «не только по паспорту».
 
Александр Иванской-младший: «Первые деньги я стал зарабатывать в 14 лет. Я конюшил у тренера Симонова, и платили мне 10 500 рублей. Так делали многие ребята. Рядом со мной работал Валера Гусаков. Когда летом все мои одноклассники ходили на речку, мы – на конюшню. С тех пор я ничего не просил у родителей. И вообще, я уже тогда говорил, что всего добьюсь сам. Но, когда у тебя отец – один из лучших жокеев страны, то грех было бы не воспользоваться его советами».
 
Александр Иванской-старший: «В то время я уже пере­ехал в Москву, а Саша остался в Ростове. И там, в тайне от меня, пошел катать проездки. Конечно, я скоро все узнал, попросил ребят за ним приглядывать. Когда у него стало получаться, я забрал его к себе. Мы тогда с Евгением Неумывакиным работали у Валентина Петровича Бухтоярова. Так что один сезон оба Иванских все же провели в одной команде. Честно говоря, Сашке у нас было не сладко. Он скакал против лучших жокеев России. А мне было важно понять, как он будет вести себя в ситуации, когда всё против него. И надо сказать, что раскатался он довольно быстро».
 
Начиная с 2014 Иванские следили за выступлениями друг друга в основном по выложенным в интернет видео скачек. Их карьеры, изредка пересекаясь во время гастрольных туров, в основном шли параллельно: у одного преимущественно в Москве, у второго – на юге. Теперь они были не просто отец и сын, а соперники.
 
Александр Иванской-старший: «В скачке ты отключаешься. Ты сосредоточен только на лошади и своих действиях. И тебе уже не важно, кто перед тобой: Хамзат, Анзор, Мырзабек или Сашка. Мы все соперники, а не друзья, братья или сыновья. А вот после финиша начинаешь искать глазами: проехал ли столб? “Фух, проехал! Цел, все хорошо!”. Конечно, еще лучше, если, допустим, я первым, а Сашка – вторым».
 
Цена хладнокровия
О выдержке Иванского-старшего всегда ходили легенды. И только благодаря его хладнокровию в июне 2017 приз «Национальное достояние» ценой 9,5 млн рублей уехал в «Волгоградский конный завод». Конечно, Честер Кэт – это великолепный жеребец, а его тренер Хусей Касаев прекрасно подвел его к скачке. И если бы вы узнали о результате только из судейского протокола, наверное, вы бы посчитали, что победа Честер Кэта – это закономерное и некотором роде даже заурядное событие. Но было одно «но». Примерно за полкруга до финиша у Иванского, который в принципе контролировал ситуацию, лопнул повод. Таких форсмажоров в битве за такой призовой фонд Московский ипподром еще не видел.
 
Александр Иванской-старший: «Когда лопнул повод, главное было не упасть. Если бы жеребец тянул, меня просто отбросило бы назад. А дальше все было как в замедленном кино. Хотя на самом деле прошли сотые доли секунды. Я машинально схватился за оголовье. Честер Кэт даже не понял, что с ним произошло. В том момент мы были в так называемом районе переезда, где лошади выходят на проминку, а после работы сворачивают домой. Если бы жеребец вдруг решил отправиться на конюшню, думаю, мне было бы очень сложно его удержать. Но когда переезд остался позади, деваться нам уже было не куда. Или пан или пропал! Спасибо Хусею Даудовичу – Честер Кэт был в полном порядке. Перед выездом на финишную прямую я уже собрал в руки все обрывки повода, чтобы ему ничего не мешало. Вел тогда Леконт Володи Мелехова, тоже очень хороший жеребец. Но Честер Кэт оказался сильнее».
 
Победа Александра ИВАНСКОГО-старшего  на ЧЕСТЕР КЭТЕ в призе «Национальное достояние» – 2017 с порвавшимся поводом. 
(фото: Артем МАКЕЕВ)
 
После награждения по ипподрому пошел слух, что на самом деле проблемы были еще до старта. Дело в том, что Александр Васильевич едва не проспал скачку! Есть у Иванского-старшего такая привычка: если между скачками выпадает хотя бы минут двадцать свободного времени, его, мирно посапывающего, всегда можно найти на диванчике в жокейской. А в тот день все как-то закрутилось, и его едва не забыли разбудить. Впрочем, возможно, это очередная ипподромная байка…
И все же главная победа была впереди. Трудно поверить, но у одного из самых титулованных жокеев страны еще совсем недавно в личной коллекции не было Всероссийского Дерби. Эту историческую несправедливость удалось исправить 26 августа 2018 года. Кстати, волгоградского жеребца Чилд Плэя для той скачки вновь готовил Хусей Касаев. Впоследствии Иванской еще дважды поднимет над головой почетный трофей, каждый раз переписывая уникальное достижение, ведь он самый возрастной жокей, выигрывавший Дерби на ЦМИ. Свою первую победу в самой престижной скачке России он одержал в пятьдесят.
 
Но 2018‑й запомнился еще одним дерби за авторством Иванского. Только не в Москве, а в Краснодаре. И не старшего Иванского, а младшего. Та скачка стала образцом работы тренера «Прогресса» Ивана Лыкова, подготовившего жеребца Гектора и 23‑летнего Сан Саныча, показавшего невероятно зрелую езду. Это было одно из ярчайших зрелищ сезона на Краснодарском ипподроме. Лидер менялся несколько раз. Иванской повел Гектора в атаку на входе в последний поворот, из-за чего ему пришлось делать довольно широкий выход на прямую. Но, потеряв несколько метров, он сумел сохранить темп. Гектор с третьего места взлетел на первое, и когда поехали основные фавориты, его было уже не поймать. Для Александра Александровича это было первое Дерби. А так как истории свойственно повторяться, в тот год Иванской-младший впервые стал отцом.
 
 
Его дочке Еве (на фото) сейчас уже четыре. Она прекрасно сидит в седле и не боится лошадей. Если задуматься, то девушки-жокеи в нашей стране не такая уж и редкость…