Орехова Елизавета. И вопреки всему, я мир свой сохраню!

Орехова Елизавета. И вопреки всему, я мир свой сохраню!

Автор: Наталья МАЙОРОВА
Номер журнала: GM №5(220)2023
Фото: из личного архива

Что придает нам силы и вдохновляет, дарит бесконечную радость и помогает преодолевать любые трудности? Конечно, любовь. Если посмотреть на конноспортивную карьеру Елизаветы Ореховой, может показаться, что ее лейтмотив – это талант, профессионализм и целеустремленность. И по большому счету, это правда. Но все-таки в первую очередь это история любви…  
Жизнь на работе
 
На часах 7.30 утра. Елизавета уже на конюшне кормит лошадей. Ехать ей никуда не нужно, живет она здесь же – у нее небольшой домашний конный клуб с конюшней на 16 голов, манежем, плацем, шагалкой и левадами. Свой утренний кофе она может позволить себе только после того, как лошади приступили к завтраку. После этого, уже вместе с персоналом клуба, Елизавета выпускает лошадей в шагалку или леваду.  
«Почему я делаю это сама? Потому что я каждое утро вижу всех лошадей: как они выглядят, как они вышли из денника, какое у них настроение, в каком состоянии у них ноги, уставшие ли они после вчерашнего дня или, наоборот, бодрые. Из этого я уже получаю много важной для себя информации», – рассказывает Елизавета.
 
Дальше, если ей не нужно уезжать, скажем, на тренировку, ветчек или на просмотр лошади, она до самого вечера проводит в седле. Сейчас у нее в работе 12 голов, так что ежедневно она отрабатывает по десять лошадей. Тем временем жизнь в конюшне идет своим чередом: может приехать коваль, ветеринарный врач, физиотерапевт или конный стоматолог. В перерывах между лошадьми Елизавета непременно пообщается с каждым и обсудит все важные вопросы и задачи, обменяется идеями. День она заканчивает тем, что в 10 вечера кормит лошадей – тоже, разумеется, сама.
 
Елизавета – редкий пример, когда весь процесс работы полностью сосредоточен в одних руках. Это дает ей возможность досконально знать своих лошадей, а значит грамотно предлагать их клиентам. Вероятно, именно поэтому Elizaveta Orekhova Dressage – это не просто одна из дилерских конюшен Голландии, а настоящий бренд с хорошей репутацией, к которому покупатели выездковых лошадей обращаются снова и снова.
 
Впрочем, как ни странно, Елизавета находит время и на другие дела, кроме работы с лошадьми. Например, по средам она посещает курс body balance в центр физической и психологической подготовки спортсменов ECO-COACH. Эти занятия помогают оттачивать баланс, контроль дыхания, концентрацию. Навыки, полученные здесь, она, разумеется, применяет во время езды верхом.
 
Еще одна сфера, где Елизавета определенно нашла себя, – занятия йогой. Один или два раза в неделю она проводит открытые групповые уроки в специальной студии. Кроме физической и психологической перезагрузки, эти занятия помогают ей регулярно общаться за пределами конного сообщества, заглянуть, если можно так сказать, в более широкий социальный круг. А с большинством своих учеников она уже давно крепко дружит.
 
(фото: из личного архива)
 
Непредвиденные обстоятельства
 
«Серьезным вызовом последних двух лет, конечно, стали санкции в отношении России и российских спортсменов. По Елизавете они ударили сразу с двух сторон: во-первых, лишили ее возможности выступать на турнирах, а во-вторых, сильно усложнили продажи лошадей – именно из нашей страны к ней приходила значительная часть покупателей.
 
«Занимаясь много лет лошадьми, я хорошо знаю, что это очень рискованное дело, – говорит Елизавета. – Может случиться что угодно: лошадь захромает, заболеет или просто испугается в самый ответственный момент и результат выступления будет хуже. Ты к этому готов, можешь понять. Это просто неприятно: расстроился и поехал дальше. Но сейчас мы оказались в такой ситуации, которая раньше даже в голову не могла прийти». Но все же Елизавета старается мыслить позитивно, уделяя больше внимания работе с клиентами из других стран. 
Для западноевропейских конников в целом нынешние политические потрясения принесли ощутимые и неприятные последствия – цены выросли буквально на все: на бензин, на корма для лошадей. Стоимость коммунальных услуг выросла примерно в восемь раз. Выход тут только один – работать приходится еще больше.
 
От Дон Драматика до Игоря
 
Собственная спортивная карьера в большой выездке для Елизаветы тоже всегда была крайне важна. Причем планку она сама себе заведомо ставит очень высокую: «Я хочу выступать на международных турнирах по Большому призу. То есть моя философия: либо все, либо ничего! Причем выступать не абы как, а что бы сразу сильно. Но для этого нужна очень хорошая лошадь, которую надо готовить лет пять или даже дольше. Быстро это не бывает. Долгое время такой лошади мне как раз не хватало. В 2019 году у меня был Дон Драматик. Потом, в 2021 году, Дон Датчи. Он тоже почти доехал до Большого приза. Результаты были хорошие, но тоже не сложилось. При этом все эти годы у меня был Игорь (это его полное имя). Нам определенно было суждено с ним встретиться. Я его купила, когда ему было три года. Он был весьма вспыльчивый, непростой в работе. За все эти годы я так и не решилась его продать, оставила у себя. Но теперь абсолютно не жалею – мы с ним отлично сработались, дошли до Большого приза. Сейчас ему 10 лет – самое время выходить на большие турниры». Правда, в условиях всех нынешних ограничений сделать это сложно. И этот ребус спортсменке еще только предстоит решить.
 
(фото: из личного архива)
 
Новый наставник
 
Даже самому талантливому спортсмену необходим тренер. «Я открыта к любому мнению со стороны и даже критике, – говорит Елизавета. – Это очень полезно, хотя собственный подход к работе для любого всадника тоже важен. И не надо это смешивать. Многие дороги ведут в Рим, но мне не обязательно идти всеми этими дорогами одновременно». В Нидерландах у Елизаветы уже был опыт сотрудничества с такими топовыми наставниками, как Эдвард Гал и Аделинда Корнелиссен, однако вплоть до 2021 года у нее продолжалась уже порядком затянувшаяся «самостоятельная работа». 
 
Такая ситуация ее не устраивала, но тут появился шанс попасть к настоящему маэстро – Фрэнсис Вербеек. Про нее надо, конечно, сказать пару слов. В прошлом большепризная всадница, выступавшая в составе голландской сборной, сейчас она является судьей по выездке международного уровня «5*» с общим судейским стажем уже больше 35 лет. В ее послужном списке уже все крупнейшие турниры планеты: чемпионаты Европы и мира, Олимпийские игры (включая последние, в Токио). Френсис имеет огромный опыт, а ее энергии можно только позавидовать – она не только судит, но и ведет тренерскую деятельность, а с начала 2022 года ее пригласили возглавить сборную Испании, которая уже получила командную лицензию на Игры в Париже.
 
Так вот, неподалеку от конюшни Елизаветы Френсис раз в месяц проводила мастер-классы. Пробиться на них было крайне тяжело, но Елизавете удалось. Несмотря на категоричность и даже жесткость Френсис в общении с учениками, с первого же занятия всадница поняла, что это именно тот тренер, с которым ей хотелось бы сотрудничать. Первое время она приезжала к ней домой на занятия раз в месяц. А с прошлого года Елизавета стала сама приезжать к Френсис – уже по два раза в месяц – расстояние в 200 км ее не смутили.
 
Елизавета ни разу не пожалела о выборе этого тренера: «У нас с Френсис получается найти подход абсолютно ко всем лошадям, с которыми я к ней приезжаю. Она потрясающе видит лошадей – мне достаточно проехать полкруга, и она уже говорит, что мне нужно делать. Я рада, что смогла к ней попасть. Она очень классная!»
 
Всепобеждающая любовь
 
Сейчас Елизавета Орехова продолжает много работать, увлеченно занимается любимым делом без малейших признаков выгорания, несмотря на все трудности. «Думаю, моя жизнь будет в любом случае развиваться хорошо, – рассуждает Елизавета сегодня. – Я все для этого делаю, и у меня много планов. Пока есть силы, надо ехать дальше».
 
Ее настрой может даже удивить – как ей удается сохранять свой позитив и оптимизм, несмотря на непростую и постоянно меняющуюся реальность вокруг? Но тут нет никакого секрета: если занимаешься делом, которое любишь всем сердцем, тебе не страшны никакие преграды. Пример Елизаветы Ореховой подтверждает это вне всяких сомнений.