«Максима горит!» – такие посты, подкрепленные видео с огромными клубами дыма, облетели все конные соцсети и чаты в считанные минуты. Ужаса добавлял тот факт, что именно в этот день, 10 сентября, в MAXIMA PARK стартовал чемпионат и первенство России по выездке – сюда съехались ведущие спортивные пары со всей страны. К счастью, почти сразу выяснилось, что сильнейший пожар полыхал не в самом клубе, а в соседнем с ним здании логистического комплекса, и никто из людей и лошадей не пострадал. Турнир, хоть и был, конечно, на время приостановлен, прошел в заявленные сроки.
Мария Кабукаева и Эммели заняли второе место в категории «U25» (юниоры 16-25 лет). Спортсменка осталась довольной результатом, который дался очень непросто. Во-первых, ее лошади, весьма чувствительной к сильному задымлению, объективно было тяжело сохранить настрой и форму на протяжении турнира. Но было и еще одно трагическое обстоятельство, которое обрушилось на Марию в эти дни. Со стороны это, вероятно, было не заметно, но прямо во время соревнований она проживала тяжелую утрату – прямо в самом начале турнира Мария получила известие, что ее бывший четвероногий партнер Элинор пал.
Тяжелое первенство
Начнем с самой, наверное, тяжелой темы. Расскажи, как ты узнала о том, что случилось с Элинором? Как ты нашла силы выступать?
Я узнала в день выводки, в первый день соревнований. Я просто поговорила с тренером и попросила дать мне до вечера время, чтобы переварить это внутри. Конечно, было тяжело. Во время выступлений я старалась не думать об этом, отстраняться. Я просила всех об этом не говорить, пыталась забыть. В общем, я ехала и переживала это по-своему. По большому счету, от такого невозможно отстраниться, это надо только проживать. Но соревнования помогли мне – иначе накрыло бы сильнее.
Он же уже не выступал, был на пенсии?
Да. И я очень рада, что он успел пожить свою лучшую жизнь: успел и постартовать – куда только не ездил (в том числе и в Европу), и отдохнуть. Увидел нашу новую конюшню, понял, что значит жить в комфорте. Даже с Каспером гулял вдвоем в большой леваде.
Какие впечатления у тебя остались после первенства России?
Мне кажется, оно было очень тяжелое и морально, и физически для меня и для моей лошади. Во-первых, из-за пожара и дыма был очень тяжелый воздух, а у моей лошади и так с дыханием в силу возраста есть определенные проблемы. Ей было тяжеловато на этих стартах. Мне кажется, у нее не хватило энергии на последний день. Поэтому прошло тяжело, было очень напряженно. Первый день был единственный, который задался, потому что она была еще заряженная и энергичная, а к третьему дню мы обе подустали, и я не смогла доработать некоторые моменты.
У меня самой еще небольшой опыт в этой категории. Я пока не совсем понимаю в этих ездах, где надо поднажать, где сделать что-то в правильный момент. Мы весь сезон стартовали по Среднему призу, а потом резко решили перепрыгнуть. Это было обдуманное решение, мое и тренера, но получилось резковато.
Ты не пожалела, что поднялась на высоту Большого приза – пусть и в категории «U25»? Может, стоило отложить на следующий сезон?
Нет, точно нет! У меня лошадь не молодая, и я хочу успеть с ней попробовать в этой категории. Поэтому мы решили не тянуть.
Как бы ты в целом оценила это сезон?
Думаю, что хорошо.
У тебя несколько статусных побед – почему не «отлично»?
Мне кажется, «отлично» никогда не бывает. Всегда есть, куда расти.
(фото: из личного архива Марии КАБУКАЕВОЙ)
Статус для роста
Осенью ты получила одобрение на нейтральный статус. Почему ты приняла такое решение?
После последнего первенства России мы уже подустали только от национальных стартов, захотелось чего-то нового: дальше расти и развиваться, получить новый турнирный опыт. Поэтому решили быстро.
Насколько сложная бюрократическая сторона этого вопроса?
Этим занимался тренер, Анна Рыкова, она нам помогла с документами. И на самом деле, нам подтвердили статус очень быстро, за пару месяцев.
Ты уже представляешь, как будешь ощущать себя в таком статусе на соревнованиях?
Если честно, пока нет. У меня сейчас немного другая цель. Мне хочется, скорее, получить опыт, нежели что-то выиграть или себя заявить. Конечно, хочется успешно выступить, но я планирую поехать в Европу за тренировками с известными тренерами. Уже есть план. Думаю, в конце весны туда отправятся лошади, а я поеду после сдачи сессии.
Расскажи, как ты планируешь провести время в Европе?
Я хочу за три летних месяца выжать по максимуму. Поэтому буду, скорее всего, там жить. Пока нет конкретных планов по стартам. Сейчас с тренером пытаемся строить план соревнований, и потом будем отталкиваться от него. Выступать будем с Эммели.
(фото: из личного архива Марии КАБУКАЕВОЙ)
Маленькая, веселая, талантливая
Кстати, расскажи про Эммели. Вы начали выступать вместе с прошлого года. Как произошло ваше знакомство?
Это забавная история. Мы купили Киллера, и я поехала к Саше Максаковой на неделю потренироваться. Потом просто смотрели лошадей, среди них была и Эммели. Вариант покупки мы рассматривали, но не планировали. Это было, скорее, для опыта. Думали: «Вдруг повезет, и найдем идеальную лошадь!». К счастью, так и вышло, хотя сначала Эммели мне вообще не понравилась. Хорошая лошадь, никаких особых вопросов, но она такая низенькая, маленькая... И еще она была очень неактивная, мне было тяжело ее двигать, она не реагировала на ногу. Мне показалось, что нет, это не то.
Но мама уговорила меня посмотреть второй раз, попробовать поездить. Она приехала через два дня, я села, и она попыталась меня скинуть. И я почему-то решила, что это хороший знак. Второй раз она была очень активной. Поговорила с папой и мамой. Все были настроены хорошо. Мама сразу сказала, что надо брать. Вет-чек был тоже очень хороший. В итоге она переехала к нам в начале прошлого лета.
Как складывались ваши отношения?
Первое время у нас было недопонимание. Каждый раз, когда я на нее садилась, она могла что-то выкинуть: козла дать, прыгнуть куда-то, попытаться ускакать. Так было на протяжении двух месяцев, пока она вводилась в работу после долгого перерыва.
Я достаточно пугливая в этом плане. Сейчас уже привыкла, все нормально. Но тогда это был не очень приятный опыт.
Судя по тому, что ты весь сезон с ней провела, видимо, все выровнялось…
Да, мы нашли невообразимый контакт. Я ее наизусть знаю, очень сильно чувствую, и она меня тоже. У нас отличный коннект.
Вы пришли к этому внезапно или незаметно, маленькими шагами?
Думаю, внезапно. Я поняла, что все пойдет хорошо, на самых первых соревнованиях. Мы сразу выиграли по юношам, наехали 72 %, 71 %, 74 % в Кюре было. После перерыва это был хороший результат. На том старте она повела себя по-другому, больше слушала, начала учитывать не только свое мнение, но и мое. После этого мы научились друг к другу подходить.
Но все равно бывают моменты, когда она веселится. Она прыгает перед соревнованиями очень часто, все это видели. Она это делает не со злости, а чтобы развеселиться, разбудить себя. Ей не хватает энергии на старт, ей надо проснуться, чтобы хорошо выступить.
Она немолодая, наверняка у нее большой турнирный опыт... Что тебе известно про ее бэкграунд?
Она много выступала в Европе, занимала призовые места, везла очень большие проценты. Она как раз по U25 последний год ездила с девушкой из Голландии. С самого детства она была у одной всадницы. Это большой плюс, потому что такие лошади, привыкшие к постоянному режиму и одним рукам, безопаснее. Им перестроиться легче, и можно сказать, что мне подстроиться под нее легче, чем ей под меня. Так и произошло.
Мария Кабукаева и Эммели (фото: Наталья АЛЕКСЕЕВА)
Спорт как перезагрузка
Давай немного поговорим про твою учебу. Совмещение с полноценной спортивной карьерой – это всегда больной вопрос…
Я учусь на втором курсе бакалавриата СПбГУ на направлении «Реклама и связи с общественностью». И, если сравнивать со школой, совмещать, конечно, намного сложнее. В школе я могла уехать на соревнования на неделю и не переживать, что сильно пропущу – предметы понятные, можно потом пройти с репетитором или заниматься во время соревнований. Сейчас такой возможности нет – в университете нет репетиторов. Когда уезжаю, выпадаю из учебного процесса, и потом тяжело возвращаться.
Есть мысли, как строить свою жизнь и профессиональную карьеру, когда учеба закончится?
Думала работать в профессии, в рекламном агентстве в России. Но пока не знаю, как сложится конная карьера. Думаю, что без лошадей и этого спорта я уже не смогу. Может, получится найти что-то связанное с конной сферой. Она достаточно гибкая – надеюсь, мне получится применить здесь свое образование.
Спорт помогает отвлечься от учебы?
Да. Когда не приходится думать о том, что надо выучить к экзамену, переживать насчет этого. На тренировках нет жизненных проблем, тяжелых моментов, потерь. На тренировках я про все забываю. У моего тренера Анны Рыковой есть особенность: у нас не бывает просто тренировок, когда мы «просто» ездим. Тренировка – это всегда процесс, в который она вкладывается на сто процентов, и всадники погружаются так же. Не остается выбора, ты настолько погружен, что даже часовая тренировка пролетает незаметно.
Ты не устала от лошадей за те годы, что ты в конном спорте?
От лошадей – нет. Конечно, есть рутина, когда долгий период без соревнований, и пропадает стимул, когда не к чему готовиться. Появляется внутреннее сомнение: «зачем я это делаю?». Но потом вспоминаешь, что через четыре месяца соревнования. Старты дают мотивацию! Вся карьера строится на этом.
Что бы ты себе пожелала на следующий спортивный сезон?
Стать лучше, чем прежде!