Рождение Коко
Коко, или Габриель, как ее тогда звали, родилась в 1883 году в Сомюре. Мать умерла, когда девочке исполнилось двенадцать, а отец сбежал позже, бросив ее с четырьмя братьями и сестрами. Так, дети остались на попечении родственников и даже провели некоторое время в приюте. Неудивительно, что девушке с ранних лет пришлось самой зарабатывать себе на жизнь: она устроилась продавцом в магазин одежды, а по вечерам пела в кабаре. Ее любимыми песнями были «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu’a vu Coco», за что ей и дали прозвище Коко. Именно там она познакомилась с офицером Этьеном Бальсаном, который был буквально очарован девушкой во время одного из ее выступлений.
Коня на скаку остановит…
Французский кавалерист, наследник богатых промышленников, которые занимались снабжением армии военной формой, Этьен Бальсан сегодня больше известен как первый любовник неподражаемой Коко Шанель. Покончив с военной службой, Бальсан решил заняться скачками и разводить лошадей (что, кстати, было вовсе не прихотью, а хорошим вложением денег, поскольку в то время требовалось огромное поголовье для нужд армии). Неподалеку от Компьена Этьен купил замок Руайо и привез туда свою новую любовницу. Коко знала, что Бальсан не женат, но у него есть еще одна постоянная любовница, знаменитая кокотка Эмильенн д'Алансон. Однако на тот момент ей было важно почувствовать почву под ногами и любым способом вырваться из бедности. Говорят, что поначалу Коко обедала в Руайо в буфетной вместе с прислугой, но скоро покорила Этьена своим остроумием и дерзкими выходками, и они сблизились.
Бальсан был превосходным всадником, на скачках с препятствиями он мог даже посредственную лошадь привести первой и в мастерстве не уступал профессиональным жокеям. Когда Бальсан ездил галопом, он имел привычку зажмуривать один глаз – как он сам объяснял – на случай, если в лицо брызнет грязь.
Птичка в золотой клетке
Коко приходилось нелегко: она не знала, как себя вести с Этьеном и его друзьями, англоманами, элегантными и богатыми игроками в поло, поэтому ей приходилось подстраиваться. Она прекрасно сидела в седле, всегда, когда нужно, была под рукой и любила лошадей, потому что он их любил. Большую часть времени Коко проводила с тренерами и жокеями, поскольку именно здесь Бальсан принадлежал ей одной (вторая фаворитка Эмильенн боялась запачкаться на конюшне). Но время шло, и Коко все больше скучала, она понимала, что уехала с Бальсаном не затем, чтобы всю оставшуюся жизнь провести возле лошадей и на тренировочных полях. Она говорила: «Нельзя себе вообразить, как тосковала маленькая девочка, какой я была тогда. Томилась до смерти! Не знала, чем заполнить дни». Для Бальсана проблем не существовало: лошади приносили ему хороший доход и гарантировали постоянную беспечность, в то время как для Коко единственным капиталом оставались ее красота и молодость. Именно тогда в ее жизни появился новый фаворит – английский промышленник Артур Кейпел, к которому она сбежала от Бальсана.
Опасные связи
Артур Кейпел, прозванный приятелями Боем, был другом Бальсана – вместе они играли в поло. Именно там, в имении приятеля, Кейпел познакомился с Коко (на карикатурах их частенько изображали вместе, причем Кейпела рисовали в виде кентавра с клюшкой для поло в руках, на которой висит модная шляпка). Бой имел прекрасные манеры, был умен, образован, красив и богат. Шанель вдруг поняла, что по-настоящему влюбилась – Кейпел стал для нее и любовником, и наставником. Артур начал финансировать Коко и даже помог ей открыть первые магазины, однако история повторилась. Коко оказалась не единственной женщиной Боя, кроме того, он заметно ее стеснялся. Кейпел чрезвычайно трепетно относился к своей репутации в высшем обществе, а потому свою связь с Шанель старался не афишировать – они почти нигде не появлялись вместе, а когда посещали рестораны, то приходили и уходили врозь. И все же Бальсан вдруг осознал, что действительно любит Коко и предложил ей даже выйти за него замуж, но Коко уже почувствовала вкус свободы и собственных денег и отказала ему. Тем временем Кейпел не оставил желания жениться, и его выбор пал на дочь лорда Диану Уиндем. Она родила Кейпелу ребенка, потом снова оказалась беременна. Коко пришлось проглотить обиду и… снова остаться в роли молчаливой любовницы. Их связь, длившуюся девять лет, прервал трагический случай. В конце 1919 года у автомобиля, на котором Кейпел ехал из Парижа в Канн, на полном ходу лопнула шина, и Бой погиб. Шанель получила 40 тыс. франков по завещанию и снова осталась одна.
Маленькое черное платье, которое остается актуальным уже многие десятилетия, обязано своим появлением… трауру Коко по возлюбленному Артуру Кейпелу. Несмотря на то, что общество не одобряло ношение траура по человеку, с которым не был зарегистрирован брак, платье быстро стало актуальным как в качестве повседневного, так и в качестве вечернего наряда, и в 1926 году американский журнал Vogue приравнял его по популярности к автомобилю Ford. Спустя столетие парфюмер дома Chanel Жак Польж выпустил аромат Coco Noir, посвященный тяжелому периоду жизни Коко после смерти Артура Кейпела.
Из России с любовью
Осенью 1920 года Коко отправилась в Биарриц отдохнуть и заодно проверить, как идут дела в одном из ее филиалов – к тому времени она уже наладила свое производство и открыла бутики во французских городах Довиле и Биаррице. В обоих магазинах Шанель представила свою первую коллекцию спортивной одежды для женщин. Сама, будучи поклонницей верховой езды и позаимствовав идею бриджей из мужского гардероба, она разработала женские брюки, которые не уступали в элегантности корсету, но при этом выгодно отличались от вычурных туалетов тогдашнего стиля. На одном из вечеров приятельница Шанель, певица Марта Давелли, в шутку предложила Коко своего любовника, Великого князя Дмитрия Павловича, двоюродного брата Николая II, шепнув: «Если хочешь, я тебе его уступлю! Он мне дорого обходится». Дмитрий Павлович Романов показался Коко писаным красавцем: он был высок, силен и зеленоглаз.
Князь получил блестящее военное образование, окончил Офицерскую кавалерийскую школу, служил в лейб-гвардии Конном Его Величества полку. В 1912 году он участвовал в Олимпийских играх в Стокгольме в соревнованиях по конному спорту и занял 9 место в личном и 5 место в командном зачетах по конкуру. Представитель монаршей фамилии, русский аристократ привлек Шанель своим неотразимым славянским шармом и судьбой, полной приключений. Романов участвовал в убийстве «зловещего старца» Распутина и тоже, как и Коко, в младенчестве потерял мать, а в зрелом возрасте оказался в изгнании.
Шанель тут же пригласила Дмитрия поселиться в ее вилле. Каждое утро пару забирал рыбак и отвозил на пустынный пляж, где они купались, загорали, занимались любовью, устраивали пикники и гуляли по лесу. Иногда они ездили на экскурсии по окрестностям или принимали у себя друзей. Наведывались они и в Париж, где развлекались, как сумасшедшие: посещали казино, модные бутики и рестораны. Коко дарила Романову элегантные одежды, а он презентовал ей роскошные драгоценности, которые сумел вывезти из России. Именно в Париже Дмитрий Павлович познакомил Шанель с парфюмером Эрнестом Бо, создавшим в 1921 году «Шанель № 5». Эмигрант из России Эрнест Бо предложил Коко выбрать понравившийся аромат из образцов под номерами от 1 до 5 и от 20 до 24, и Шанель выбрала флакончик под номером пять.
Великий князь помог Коко забыть о потере Артура Кейпела, единственного мужчины, которого она искренне любила. Вместе пара пробыла около года, после Дмитрий Павлович женился на богатой американке Одри Эмери и уехал жить в США, но поддерживал с Шанель дружеские отношения вплоть до самой своей смерти в 1942 году.
Ставка на миллион
История бренда Chanel началась в далеком 1923 году, когда Коко познакомилась на скачках со своим будущим компаньоном, Пьером Вертхаймером. Он предложил Шанель заняться производством духов на его фабрике Bourjois, спонсировать выпуск коллекций и оплачивать все ее счета вплоть до смерти. В 1971 году Коко, не оставив наследников, скончалась от сердечного приступа, и семья Вертхаймеров стала единоличным владельцем бизнеса. К середине 1970-х дом Chanel пришел в упадок – в этом винили сына Пьера, Жака, который больше интересовался разведением скаковых лошадей, чем бизнесом, и спасать бренд было поручено его сыну Алену. Сейчас он является председателем правления директоров компании, а Chanel считается шестым в мире по стоимости люксовым брендом.
Модная шляпка
В 1939 году началась война: Шанель пришлось закрыть модный дом и все свои магазины, а в июне 1940 года ее племянника Андре Паласса взяли в немецкий плен. В попытке вызволить его Шанель обратилась к своему давнему знакомому, атташе немецкого посольства, барону Гансу Гюнтеру фон Динклаге. Говорят, Динклаге был левой рукой Гитлера и чуть ли не запросто мог заскочить к нему на огонек. По одной из версий, Коко и Гюнтер познакомились еще тогда, когда девушка была приятельницей Бальсана. Однако фон Динклаге был на тринадцать лет моложе Шанель. На тот момент, несмотря на то, что Гюнтер всегда оставался заядлым конником (по молодости служил кавалеристом), он явно был еще мальчишкой, и познакомились они, скорее всего, в Санкт-Морице. Коко стала любовницей фон Динклаге и не забывала ему помогать – она даже официально числилась в немецкой разведке и стала агентом по прозвищу Модная Шляпка. Вполне вероятно, что она его любила. Когда после войны на допросе Шанель спросили, почему она спала с офицером немецкой разведки, она ответила: «Мне столько лет, что, когда появляется любовник, я не спрашиваю у него паспорт!» Тем не менее Шанель припомнили сотрудничество с фашистами: сначала ее арестовали, однако потом выпустили на свободу при условии, что она покинет Францию, и Коко уехала в Швейцарию.
Сильное плечо
В жизни удивительной и загадочной Коко было много романов, интриг и, конечно же, любви. Мужчины помогали ей, служили источником вдохновения и финансов. «Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству, – говорила Шанель. – Но, когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…»