Альбрехт Адам: Художник, который едва не стал кондитером

Альбрехт Адам: Художник, который едва не стал кондитером

Автор: Владислава СМИРНОВА
Номер журнала: ЗМ №11(112)2011

Адам Альбрехт не собирался становиться профессиональным живописцем. Он родился в семье кондитера и намеревался продолжить семейное дело. Живопись была его хобби, но Господь наделил его большим талантом, что заметили окружающие.
Близкий друг Адама Альбрехта, молодой художник (позже очень известный) – Йоганн Мориц Ругендас – убедил его поменять кондитерское ремесло на искусство. Мнение Ругендаса, видимо, стало последней каплей, и Адам Альбрехт принял кардинальное решение.
 
В 1807 году он переехал в Мюнхен и занялся живописью профессионально. Он писал батальные и конные сцены – впрочем, в те годы это не было редкостью среди художников. 
 
 
Судьбу Адама Альбрехта определило участие в Австрийской кампании Наполеона Бонапарта в 1809 году – там он впервые проявился как живописец, способный «документировать» военные события. Одной из самых ярких картин, написанных по впечатлениям от австрийского похода, стало полотно «Austrian Cavalry Resting in a Village» («Австрийская кавалерия отдыхает в деревне»). На этой картине Альбрехт показал свое мастерство и в изображении деталей солдатского быта (нарисовав, в частности, сцену домогательств австрийских солдат к добропорядочной селянке), и как художник конного жанра, с изяществом и детальностью изобразив лошадей и всадников. Он все видел, все замечал и умело передавал свои впечатления в рисунках.
 
Летописец Наполеона
 
После австрийского похода Адам Альбрехт привлек внимание пасынка Наполеона Бонапарта – Евгения де Богарне, стал его придворным живописцем и благодаря этому позже принял участие в походе Наполеона против России в     1812 году. Какая роль отводилась художнику? Во время всего похода Адам Альбрехт должен был зарисовывать (документировать) разные моменты кампании – от самых важных до незначительных. Столетие спустя такую роль выполнял военный кинематограф, а тогда летописцем стал Адам Альбрехт.
 
Альбрехт был приписан к IV-му (итальянскому) пехотному корпусу Великой Армии, которым командовал получивший титул вице-короля Италии Евгений де Богарне. Весь поход художник провел в непо­средственной близости от Наполеона. Каждый день он не выпускал из рук бумагу и карандаш – зарисовывал все происходящее. 
 
Особенно детально Адам Альбрехт изобразил Бородинское сражение, в котором принимал участие. В музее-панораме «Бородинская Битва» есть несколько работ Альбрехта – настоящая хронология события. Например, на гравюре «Накануне сражения у Москвы 4 сентября» хорошо видно, что битва еще не началась. Следующий день описан литографиями «На поле боя под Москвой 5 сентября 1812 г.» (на ней изображено начало боя за Шевардинский Редут) и «В окрестностях Москвы вечером 5 сентября». 6 сентября зарисовки показывают, как армия ждала ключевого сражения. На литографии «В окрестностях Бородина 6 сентября» итальянский корпус расположился бивуаком в небольшим лесу около Бородина и был атакован казаками. Самой битве под Бородино 7 сентября посвящено несколько работ. На одной их них Адам Альбрехт сожалеет о гибели графа Витгенштейна, командира баварской кавалерии, на другой описывает смерть французского генерала Коленкура. 
Одной из самых ценных (в историческом плане) считают работу Альбрехта «Наполеон перед пылающим Смоленском», написанную им по собственным зарисовкам в 1837 году. Картина посвящена событиям накануне Бородинского сражения (взятию французами Смоленска). Существует очень мало портретов Наполеона на фоне русских городов, и эта картина – одна из немногих. 
 
 
После окончания Русского похода наполеоновской армии Адам Альбрехт по своим многочисленным зарисовкам создал целую серию гравюр, литографий и картин. Под впечатлением от пережитого Адам Альбрехт выпустил литографический альбом «Voyage pittoresque militaire» («Военный художественный вояж»), а также альбом с рисунками – более 80 рисунков маслом по бумаге. Чуть позже Альбрехт выпустил альбом «Napoleon’s Army in Russia. The Illustrated Memoirs of Albrecht Adam-1812» («Армия Наполеона в России. Иллюстри­рованные воспоминания Адама Альбрехта», – рисунки и комментарии к ним. 
 
С просьбой написать несколько картин, посвященных войне, к художнику обращался российский император Николай I. Некоторые работы Альбрехта теперь хранятся в государственном музее «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.
 
 
Арабские лошади
 
После войны 1812 года Адам Альбрехт предается вполне мирным занятиям. Он поселился в Штутгарте, занялся семьей – у него подрастали четыре сына. Новым влиятельным покровителем Альбрехта стал король Баварии Максимилиан I. Для дворца Максимилиана I Альбрехт рисовал очередные батальные сцены, в том числе посвященные все той же войне 1812 года, а также многочисленные картины на конные темы. 
 
В это время главными «героями» его картин стали арабские лошади. Почему именно арабские? – об этом доподлинно неизвестно. Одна из самых известных картин в России этого периода – «Лошади у крыльца» («Horses at the Porch»), которая хранится в настоящее время в «Эрмитаже». Количество «араб­ских» картин Альбрехта ничуть не меньше его батальной серии. В 1848 году уже пожилой Альбрехт был снова нанят в качестве живописца-хроникера маршалом Радецким и императором Австрии Францем Джозефом для похода в Сардинию. В этот поход художник отправился с сыном Евгением и по окончании похода выпустил альбом воспоминаний «Erinnerungen an die Feidzuge der оsterr. Armee in Italien in den J. 1848-1849» (Мюнхен, 1850). 
 
 
В последние годы жизни картины Адама Альбрехта являли собой коллективное творчество – его и сыновей. Все четыре сына Адама стали художниками и помогали ему в работе, а младший Джулиус открыл собственное издательство, в котором все члены семьи Альбрехта выпускали свои литографии.
 
 
Последней значительной (и самой большой его картиной по размеру) стало полотно «Битва под Цорндорфом» на тему Цорн­дорфского сражения в ходе «Семилетней войны». Это полотно, посвященное историческим событиям XVII века, заказал Адаму Альбрехту император Максимилиан II. Художник закончил полотно в 1862 году и вскоре после этого умер.