Пятеро сыночков и лапочка дочка
Каэтано родился 4 апреля 1963 года в семье герцогини Марии дель Росарио Каэтаны Фиц-Джеймс Стюарт, 18-й герцогини Альба, и Луиса Мартинес де Ирухо-и-Артаскоса, 9-го герцога Сотомайора. После замужества пара, как водится, мечтала о мальчике, который должен был унаследовать титул герцога Альба. Вуаля – в 1948 году у Марии родился первый сын по имени Карлос Фитц-Джеймс Стюарт Мартинес де Ирухо. Затем – второй сын Альфонсо. Тогда герцогиня стала мечтать о девочке, но по иронии судьбы третий и четвертый дети тоже получилиcь мальчиками! На тот момент Марии было уже под сорок, она понимала, что вряд ли сможет выносить еще одного ребенка, поэтому дала своему пятому по счету сыну (и герою нашей статьи) имя, припасенное для дочки, – Каэтано (в испанском языке почти все имена имеют как мужскую, так и женскую форму). Интересно, что дочка у пары все же родилась – именно ей досталась вся материнская любовь, а сыновей, наоборот, воспитывали в дисциплине и строгости. По воспоминаниям герцогини, Каэтано был трудным, но при этом самым любимым ее сыном, возможно, потому, что именно ему передались ее харизма и характер. С одной стороны, она пыталась воспитывать его так же строго, как остальных детей, с другой – не могла не баловать. Альба даже не пожалела своей тиары, называемой «русской» (из-за формы кокошником) из платины и бриллиантов стоимостью 200 тыс. евро: она продала ее, чтобы купить Каэтано, который к тому времени твердо решил связать свою жизнь с конным спортом, перспективную лошадь по кличке Жиголо.
Каэтано (слева) на свадьбе сестры Евгении, мужем которой стал известный тореро Франциско Ривера Ордонез (1998 год)
Роковая женщина
В первый раз герцогиня вышла замуж в далеком 1947 году за отца Каэтано, офицера Педро Луиса Мартинеса де Ирухо-и-Артаскоса. В 1972 году супруг Альбы умер от лейкемии, и овдовевшая аристократка скоро вновь собралась замуж – на этот раз за бывшего иезуитского священника и теолога Хесуса Агирре-и-Ортиса де Сарате. Мало того, что он был моложе невесты на 11 лет, так еще и сам был рожден вне брака! Неудивительно, что свадьба наделала много шума и посеяла в семье нешуточный разлад. Так или иначе в 2001 году де Сарате скончался, но герцогиня снова не собиралась оставаться одна.
Очередная (уже третья) свадьба 85-летней герцогини состоялась 5 октября 2011 года, а ее избранником стал работник департамента социального обеспечения и сотрудник PR-компании Альфонсо Диас. К тому времени дети Марии все-таки смирились с ее независимым нравом, тем более Диас подписал бумаги, что не претендует на состояние Альбы (около миллиарда евро), которое перед свадьбой она поделила между шестью своими детьми. Кроме того, Альба передала им коллекцию предметов искусства и несколько особняков в Испании. Таким образом, сложно упрекнуть Альфонсо Диаса в браке по расчету – его суженая отправилась под венец, фактически не имея ни гроша.
Несмотря на то, что аристократка была одной из самых эксцентричных женщин Европы, в стране ее любили – за жизнелюбие, непосредственность и смелость, поэтому ее смерть в ноябре 2014 года стала настоящей национальной трагедией. В Севилье ей даже установили памятник, сделав Каэтану еще и единственной испанкой, удостоенной монумента при жизни. Герцогиня упрямо не хотела стареть: предпочитала молодых мужей и не брезговала пластическими операциями, выбирала яркие наряды с бантами, цветами, кружевами и перьями, мини-юбки и разноцветные чулки. Она даже появилась на обложке журнала топлесс, и это в 55 лет! Говорят, позировать без одежды однажды ей предлагал сам Пабло Пикассо, но первый супруг не позволил. Альба каталась на горных лыжах, танцевала фламенко, пела и брала от жизни все ее прелести. Герцогиня до последних своих дней продолжала вести активную светскую жизнь, а на вопросы журналистов о возрасте отвечала: «Я еще буду хоронить вас всех!» Альба попала и в книгу рекордов Гиннеса как обладательница самого большого числа титулов. Ей принадлежат восемь герцогских титулов, 19 титулов маркизы и 22 графских титула, а также по одному титулу виконта, барона и рыцаря, а это даже больше, чем у Елизаветы II. К тому же она являлась потомком английского короля Якова II и дальней родственницей Уинстона Черчилля.
Дань традиции
Ездить верхом Каэтано начал в возрасте 5 лет – благо, лошадей у аристократов было предостаточно. «Я пришел в мир конного спорта, потому что так было принято в нашем обществе: все мои сверстники занимались верховой ездой, и этот спорт был частью нашего воспитания, – рассказывает герцог. – Я выбрал именно конкур, потому что выездка казалась мне скучной, а прыгать было увлекательно. Интересно, что другие члены моей семьи не особо тянулись к лошадям – для них это была просто дань традиции, но для меня это занятие очень быстро превратилось в профессию». Параллельно граф окончил Лондонский университет, где получил степень бакалавра. В 16 лет Каэтано стал членом юношеской сборной по конкуру и принял участие в Кубке Наций.
В 19 он и вовсе бросил «родные пенаты» и перебрался в Германию, где уже ничего не могло отвлечь его от главной страсти – лошадей (по другой версии, Каэтано буквально сбежал в Германию от бесчисленных соблазнов в виде вечеринок и дискотек). Там на протяжении трех месяцев он тренировался у легендарного спортсмена Ханса Гюнтера Винклера, чемпиона Олимпийских игр, мира и Европы по конкуру. В 24 года Мартинес поехал на свой первый чемпионат мира. Конечно, он попал далеко не в первую десятку, но отнесся к этому спокойно.
Каэтано МАРТИНЕС ДЕ ИРУХО и МАГНУМ ДУ ВЕРРОН
Палка о двух концах
В 1986 году Каэтано получил золотую медаль FEI за почетные заслуги в области развития конного спорта и решил заниматься более интенсивно, для чего перебрался в Голландию. Там он начал работать с одним из самых востребованных тренеров, бывшим главным наставником национальных сборных Испании и Швеции по конкуру, Хенком Нуреном. Под его руководством Каэтано Мартинес де Ирухо усердно готовился к Олимпийским играм в Барселоне в 1992 году. Его труд оказался не напрасным – спортсмен выступил неплохо. В таблице результатов личного зачета он расположился на 46 строчке, между французом Мишелем Робером и россиянином Анатолием Тимченко, зато в командном зачете он занял 4 место. «Четвертое место в Барселоне по-прежнему остается для меня чем-то непонятным и вызывает смешанные чувства: это как либо наполовину полная чаша, либо наполовину пустая... Намного большее значение для меня имела победа на чемпионате мира в Стокгольме (1990 год), в Gran Premio в Мадриде (2000 год) и на этапе Кубка мира в Хельсинки (1999 год)», – признается Мартинес.
Что немцу хорошо…
После Игр Каэтано переехал в Нормандию, затем в 1995 году в Великобританию. В 2001 году спортсмен начал тренироваться у знаменитого Людгера Бербаума, которого считает самым выдающимся мастером конкура и лучшим примером для всех спортсменов на сегодняшний день. В настоящее время он по-прежнему живет на две страны: Испанию и Германию. Мартинес является поклонником не только Бербаума, но и всего немецкого. «Чтобы добиться успеха, нужно все копировать и повторять с немцев, ведь они лучшие! Все уже придумано. Нужно тренироваться и жить в Германии или просто у себя на родине и максимально приближаться к тому, что делают и как делают немцы», – с восторгом говорит герцог.
Каэтано (справа) со своим звездным наставником Людгером БЕРБАУМОМ
Сейчас Каэтано занимается не очень много, но весьма усердно. В эксклюзивном интервью собственному корреспонденту GM в Испании спортсмен заявил: «На данный момент я тренируюсь намного меньше, ведь почти ушел из спорта. В настоящее время я занимаюсь в клубе Compo Villa de Madrid порядка двух часов в день». Несмотря на то, что у спортсмена в работе целый ряд лошадей, Каэтано помнит и ценит своих первых учителей. «Мою первую лошадь звали Балеар, а любимым был Элегаст (именно на нем Мартинес выступал на ВКИ в Стокгольме в 1990 году и на Континентальных играх в Ла Боле в 1991 году). К сожалению, его больше нет», – говорит конкурист с печалью в глазах.
Школа жизни
С 1999 года по 2007 Каэтано Мартинес возглавлял Международный клуб конкуристов (IJRC), а когда он уступил свою должность Родриго Пессоа, был избран президентом объединенной ассоциации спортсменов, занимающихся верховой ездой (UEAA), которая была создана для того, чтобы представлять конные дисциплины в Международном Олимпийском комитете. «Пока я находился на посту, моей главной целью была помощь молодым спортсменам», – говорит Мартинес. В 2001 году, однако, Каэтано вернулся в Международный клуб конкуристов в качестве председателя после финала чемпионата Европы. В настоящее время герцог также является членом спортивной комиссии FEI и председателем Ассоциации спортсменов (AD). Он всеми силами старается пропагандировать верховую езду в Испании. «Я советую этот вид спорта молодежи, но при условии, что к этому занятию будут относиться серьезно. Конный спорт учит очень многому. Это настоящая школа жизни.
Кушать подано!
Еще одним серьезным увлечением графа является гастрономический проект под названием «Alba house». На идею создания линейки натуральных продуктов высшего качества Каэтано натолкнула мать. Флагманом продукции является оливковое масло первого отжима (семья уже 400 лет владеет огромным участком земли, где растут оливковые деревья), также Мартинес намерен поставлять супермаркетам и ресторанам мед, орехи, свинину, апельсины и шоколад. «Наши продукты легко продаются, – рассказывает Каэтано. – Все потому, что мы сами по себе известны, и это дает нам преимущество. Кроме того, мы вовремя начали свой бизнес, воспользовавшись огромной популярностью моей матери. Главная наша цель на данный момент – дистрибуция и маркетинг на международном уровне». Каэтано честно признается, что он обжора. «Мне приходится заботиться о своей фигуре и том, что я ем. Я люблю кухню, в семейном имении у меня даже был бар, и я частенько готовил вместе с поварами».
В горе и в радости
О своей личной жизни Мартинес распространяться не любит, однако «шило в мешке не утаишь». Избранницей аристократа стала испанская пловчиха Мелани Коста. Они познакомились в июне 2013 года через Ассоциацию спортсменов, в то время Ирухо работал в ней в должности председателя.
Многих пугает большая разница в возрасте пары – 26 лет – однако Мелани это не страшит, она во всем поддерживает Каэтано. Так, девушка утешала Мартинеса после смерти его матери и проводила все ночи в больнице, когда Каэтано потребовалась срочная операция из-за острой кишечной непроходимости. Так что, возможно, это и есть настоящая любовь. Однако предлагать руку и сердце своей избраннице Каэтано не спешит. За плечами у него уже остался неудачный опыт брака. В 2000 году аристократ познакомился с мексиканкой Женевьевой Казановой, и уже через год у них родилась двойня. В 2005-м пара все-таки оформила отношения, но брак продержался всего два года. В июле 2009 года испанская пресса опубликовала фотографии Женевьевы с мексиканским певцом Луисом Мигелем, намекая, что эти отношения длятся не один год, но девушка решительно опровергла эти слухи.
С тех пор Каэтано боится новых разочарований (видимо, с этим связана его нерешительность относительно второго брака) и в глубине души остается очень одиноким. Он ведет отшельнический образ жизни и не очень любит общаться с журналистами. К слову, и в спортивной среде у него нет ни одного настоящего друга. Видимо, единственным близким человеком для него была мать, и ее смерть стала для Мартинеса самым тяжелым ударом, поэтому лошади, пожалуй, остаются сегодня его главным лекарством от одиночества.
Так же, как все
Как настоящий испанец, Каэтано обожает футбол и болеет за команду Atletico Madrid, а также в свободное время увлекается боксом. Когда-то он занимался баскетболом. Сегодня Каэтано Луис Мартинес де Ирухо – это совершенно простой человек, далекий от звездной болезни, присущей как некоторым аристократам, так и успешным спортсменам. Граф утверждает, что, кроме голода и отсутствия крыши над головой, прошел через все. «В нашем доме не было роскоши, не потому что мы не хотели, а потому, что этого просто не было». Именно поэтому герцог – очень экономный человек, и если, например, он не доест ужин, то никогда не позволит себе выбросить еду, а съест на следующий день. Свою простоту Каэтано унаследовал от отца и до сих пор позволяет себе быть немного старомодным (например, он не особо разбирается в новых технологиях, поэтому доверяет секретарю вести дела и даже отвечать на электронные письма). Словом, как и у всех, в жизни Каэтано были и тяжелые, и хорошие времена. Именно конкур закалил его, заставил быть дисциплинированным и ответственным, приучил добиваться результата и идти вперед, несмотря ни на что.