Ганц Саяка: Приют для отверженных духов

Ганц Саяка: Приют для отверженных духов

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №5(162)/2016
Фото: из личного архива Саяки ГАНЦ

Птица из пластиковых вилок? Собака из ржавых цепей? Лошадь из мотков старой проволоки? То, что большинство людей, не задумываясь, отправляет в утиль, для японской художницы Саяки Ганц служит неиссякаемым источником вдохновения. Свои оригинальные скульптурные инсталляции она создает из… обычного хлама.

Жизнь на чемоданах
 
Саяка Ганц появилась на свет в японском городе Йокогама в 1976 году. Когда девочке было пять лет, ее семья вначале перебралась в Бразилию, затем в Гонконг, и лишь позже окончательно осела в американском городке Форт-Уэйн. Отучившись в Соединенных Штатах, Ганц в 2000 году получила степень бакалавра изобразительных искусств, театра и драмы в Университете Индианы. Спустя восемь лет Саяка стала магистром изящных искусств и после детального изучения технологий 3D-визуализации сконцентрировала свою деятельность на скульптуре. По словам художницы, постоянные переезды изменили ее способ видения мира и помогли стать гибкой в творчестве. В детстве на девочку оказала глубокое влияние японская национальная религия – синтоизм, согласно которой все предметы и организмы обладают душой. Саяка до сих пор считает, что те вещи, которые выбрасывают за ненадобностью, «ночью плачут в мусорном ведре». Это и определило творческий путь японки, которая сделала выброшенные домашние вещи материалом для создания своих скульптур. Таким образом она хочет вернуть объекты духам через движение, выраженное в органических формах.
 
Вдохновенный галоп
 
Художница работает в технике ассамбляж – она собирает детали своих скульптур как мазки, чтобы создать эффект, похожий на картины Ван Гога, но в трехмерном измерении. Большинство творений японки – это животные. «Чаще всего я выбираю таких, которые обладают яркими, мощными и грациозными движениями, – говорит Саяка. – Например, лошади – это одна сплошная волна энергии. Чего только стоит галоп, когда конь несется вскачь с развевающейся гривой! Мне интересно описать это движение за счет использования пластиковых предметов, а не просто путем изображения анатомических форм».
 
На обочине дороги
 
Для создания скульптур Саяка использует в основном пластиковые кухонные принадлежности, товары, выброшенные из хозяйственных магазинов, ненужные вещи друзей и родственников, а иногда просто то, что лежит на обочине дороги. Ганц берет самый разный мусор – от пластиковых тарелок до сломанных солнечных очков или рваных корзин. На создание самой большой скульптуры ушло несколько сотен предметов и месяц труда. Художница принимает пожертвования, но для работы не покупает ничего нового, за исключением металла для каркаса, краски и кабельных стяжек. «Я не крашу саму скульптуру, – поясняет Саяка, – только основу. Все пластиковые предметы я сортирую по цвету, но, даже будучи в одной цветовой палитре, они создают огромное разнообразие оттенков и игру света и тени».
 
С трепетом души
 
Сорокалетняя Саяка замужем. Своего будущего супруга, профессора и художника, она встретила в университете. Пара воспитывает сына, которому девушка также пытается привить уважительное отношение к вещам. В настоящее время миссис Ганц преподает рисование и дизайн в университете Индианы, а ее скульптуры можно увидеть в музеях и галереях Лондона, Токио, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Толедо и многих других городов мира.
 
В эксклюзивном интервью GM Саяка Ганц раскрыла секреты своего творчества:
 
– Такое впечатление, что ваши лошади умеют проходить сквозь стены. Как удается добиться подобного пластического эффекта?
– Лошади обладают очень четким аллюром – галопом, с мощным движением вперед и прыжком с гармоничным округлением шеи и корпуса. Для меня они символизируют свободу и энергию без границ.
 
– Вы сами как-то связаны с миром лошадей?
– В детстве, когда моя семья жила в Бразилии, я брала уроки верховой езды. То чувство, когда на полном скаку ветер развевает мои волосы и холодит кожу, запомнилось мне навсегда и до сих пор питает воображение.
 
– Вы удивительным образом даете вторую жизнь выброшенным вещам. Вам их жалко?
– Да, мне жаль эти вещи, которые сиротливо ютятся на полках секонд-хендов в ожидании, что кто-нибудь их заберет. Мне хочется сделать их счастливыми, помочь обрести новое место и новую, красивую жизнь.
 
– С чего начался ваш творческий опыт? 
– В детстве я обожала рисовать, делать поделки и собирать головоломки. Я могла составить пазл из тысячи кусочков, ничуть не утомившись. Первую работу в технике ассамбляж я создала из металлолома и поняла, что нашла способ объединить в единое целое вещи, которые любила в детстве. Это было так естественно, что процесс поглотил меня целиком.
 
– Не видите ли вы противоречий между эстетикой современного искусства и творениями старых мастеров?
– Мои симпатии на стороне современности. Я, как правило, предпочитаю очень открытые, скелетные работы, столь популярные сегодня. Наверное, в этом «виноват» технический прогресс. Легкие и прочные материалы помогают создавать скульптуры, «побеждающие гравитацию». Но когда я посещаю свою родную Японию, каждый раз вспоминаю, как сильно люблю простую цветовую палитру и смелую, но точную и детальную структуру старых храмов, святынь и садов, которые находятся в удивительной гармонии с природой.
 
– Какой философией вы хотели бы поделиться с вашим ребенком?
– Я хочу, чтобы дети открывали для себя чудеса природы, любили друг друга, людей, животных и всех существ, живых и не живых, включая вещи, созданные человеком.