Топс Ян: Сын пекаря – король конкура

Топс Ян: Сын пекаря – король конкура

Автор: Анна КАРПОВА
Номер журнала: GM №6(163)2016

Сегодня мировой конкур все больше напоминает шахматную доску, где влиятельные партии и фигуры ведут тактическую игру, и одной из самых солидных фигур на настоящий день является Ян Топс – президент и основатель Global Champions Tour. Йоханнес Аугустус Петрус Топс, известный всему миру как Ян Топс, родился 5 апреля 1961 года в голландской провинции Северный Брабант, в городе Валькенсваард.
Рецепт успеха из собственной пекарни
 
Ян не дает много интервью, но каждый раз, когда до него добираются представители прессы, бизнесмен упоминает о том, что секрет его успеха заложен еще в детстве. Родители Яна владели собственной пекарней и сами трудились в ней 7 дней в неделю круглый год. Ян смотрел на то, как они полностью отдавали себя любимому делу и были вознаграждены за усердие стабильным доходом. 
 
«Мне нравилось то, что они делают и как они это делают. Родители поддерживали меня во всем. Хотя они никогда не приезжали на мои соревнования из-за большой занятости, они знали результаты всадников, пожалуй, лучше, чем некоторые представители конноспортивной прессы!»
 
Когда Ян был еще ребенком, отец купил ему пони, потом еще. А затем так втянулся в увлечение своего ребенка, что даже начал заниматься разведением пони. Ему нравилось возиться с жеребятами, вживую видеть плоды своих трудов. 
 
С 15-ти лет Ян уже выступал на международных турнирах, а затем еще примерно 30 лет находился в топе мирового конкура.
 
Начиная с 1988 года Ян принял участие в четырех Олимпиадах подряд, но лишь однажды все компоненты головоломки спортивной судьбы сложились в результат, о котором мечтает каждый атлет. В 1992 году в Барселоне Ян Топс на лошади Топ Ган, рожденной в знаменитом частном мексиканском заводе La Silla, одержал победу в составе команды из Йоса Лансинка, Пита Раймайкерса и Берта Ромпа. Все четыре всадника до сих пор хранят сапоги, в которых взошли на золотую ступень пьедестала в Барселоне, а Пит Раймайкерс даже поместил изображение своей пары на лейбл собственной конюшни.
 
«Самое важное, что я унаследовал от родителей, –  вспоминает Топс, – не имущество, которое в жизни не помогает, а рабочую этику, дисциплину и отношение к партнерам по работе и окружающим людям».
 
«Отец всегда говорил: если не можешь себе этого позволить, не покупай, но если решишь покупать, то покупай только лучшее». К сожалению, отец Яна очень рано ушел из жизни, – в достаточно молодом для здорового мужчины возрасте он скончался от внезапного сердечного приступа. 
 
Жизнь за бортом арены
 
Когда Ян завершил спортивную карьеру, то ему стало не хватать того адреналина, который он сполна получал на турнирах. И тогда он решил создать серию лучших турниров в мире и международную бизнес-компанию по купле-продаже лошадей.
 
«Я всегда любил покупать и продавать, – откровенничал Топс, – эта бизнес-модель в моей крови, как и у моих родителей. Сегодня я могу сказать, что в моей жизни есть 2 главных удовольствия: удовольствие от владения хорошей лошадью и удовольствие от хорошей продажи лошади. Конный спорт сильно изменился за последние годы. Качество конкурных лошадей повышается с каждым годом, растут и требования к ним. Курс-дизайнеры задают все более сложные маршруты, и пройти их чисто могут только лучшие лошади, – таких лошадей в мире единицы и спрос на них невероятно высок. Даже коннозаводчики кардинально сменили ориентиры за последние два десятилетия: теперь в цене более легкие, гибкие, кровленые лошади, а не мощные атлеты, блиставшие в прошлом, когда дистанции были менее изощренными, а барьеры задирали выше головы. Заводчики увеличили объемы производства спортивных линий, но при этом лошадей с «волшебным ингредиентом», способных достигнуть олимпийских высот, больше не стало, – это такая же редкость, как и прежде, и разглядеть ее может только талантливый человек».
 
Ян Топс попал в золотую струю, ведь именно сейчас на конкурную арену выходят новые государства  – ОАЭ, Катар, Китай, – это страны с большими финансовыми возможностями, и за свои деньги они хотят все и сразу. Они формируют спрос на топ-лошадей и готовы платить, что дает возможность дилерам типа Топса заключать весьма прибыльные сделки. 
 
Все или ничего
 
Вся жизнь Яна проходила на турнирах в кругу спортсменов, владельцев и организаторов. Он часто слышал жалобы на те или иные недостатки турниров, на их плохую организацию. И тогда ему в голову пришла идея: а что если сделать серию турниров, в которой недостатков не будет? 
 
Казалось бы, решение воплотить такую идею в жизнь Ян принял чересчур поспешно, но, обладая деловым складом ума, спортсмен заручился поддержкой и несколькими ценными советами канадского железнодорожного магната Хантера Харрисона. Столь солидная «подушка безопасности» вселила в Яна уверенность и помогла претворить мечту тысяч всадников в жизнь.
 
В 2006 году Ян Топс создал Global Champions Tour, в котором стартовали вместе 40 лучших всадников рейтинга Rolex. Целью Яна изначально была серия, а не один турнир, ведь, по его мнению, только несколько этапных соревнований могут продемонстрировать миру лучшую сторону конкура и дать конному спорту позитивный импульс для развития, привлечь внимание медиа и повысить призовые фонды. Сегодня турниры серии GCT, как магнит, притягивают лучших всадников мира, выстраивающихся в очереди и готовых платить баснословные деньги за участие в этих поистине самых роскошных конкурных турнирах планеты.
 
Новые спонсоры, роскошные VIP-зоны, комфортное размещение для лошадей, хорошие призовые, – все по первому разряду! Ян Топс поднял конкур на новый уровень. С 2007 года этапы GCT проводятся исключительно в формате 5*, а это значит, что по меркам FEI эти соревнования уровня чемпионатов. Все маршруты GCT проводятся в соответствии с правилами FEI, но Федерация не принимает участие в организации турниров, лишь утверждает Положения, а Ян Топс является безраздельным "хозяином" серии.
 
Сама идея GCT работает на Топса, ведь начиная с 2008 года он собрал таких спонсоров, как часовые дома Jaeger-LeCoultre, Rolex и Longines, при этом патронессой серии является сама Афина Онассис де Миранда. А благодаря колоссальному зрительскому интересу в схему отлично вписался медиа-холдинг Eurosport с трансляциями в 59 странах,  
 
Охота на Эдвину
 
Долгое время Ян встречался с канадской конкуристкой Тани Цайдлер, у пары даже родилась дочь, но после расставания Тани и дочь Джулия уехали в Канаду. И вот, на Всемирных конных играх в Хересе в 2002 году 41-летний Ян обращает внимание на 28-летнюю австралийскую всадницу Эдвину Александер, предпринимающую последние отчаянные попытки «выжить» среди акул европейской конкурной индустрии. К тому времени Ян уже имел в своей копилке олимпийское золото и всеобщее признание. Конкурный мир лежал у его ног, но эта белокурая девушка не выходила из головы.
 
Спортсмены долго ходили вокруг да около, бросая на турнирах друг на друга заинтересованные взгляды. И вот случай свел их вместе: к Эдвине обратились ее австралийские клиенты, которым нужно было ее посредничество в приобретении одной из лошадей Яна Топса. Встреча оказалась судьбоносной. Ян давно старался привлечь внимание молодой стройной блондинки, и вот она сама пришла к нему, пусть и по делам бизнеса. Топс долго расспрашивал ее о делах, предложил помочь решить проблемы, возникшие у Эдвины после приобретения нескольких лошадей. Но девушка была достаточно самостоятельной, поэтому предложения Яна ее несколько насторожили. И лишь когда он предложил спортсменке возможность приобрести по заманчивой цене одну из его превосходных лошадей, австралийка проглотила лакомую наживку вместе с крючком. Гнедая фестфальская кобыла Исовлас-Пиалотта, на которой уже успели повыступать Ральф-Горан Бенгтссон и Стив Герда – была превосходна, и Эдвина верхом на ней моментально ворвалась в топы европейских конкуров. Настоящим джек-потом стало участие Эдвины на Исовлас-Пиалотте в финале Всемирных конных игр-2006 в Аахене. Спортсменка стала первой конкуристкой за историю Австралии, квалифицировавшейся в финал ВКИ, и в итоге заняла 4-е место! Но заголовки первых полос конной прессы были о другом. Всех больше интересовало то, что Эдвина и Ян стали открыто появляться на публике вместе.
 
17 сентября 2011 года Ян Топс и Эдвина Александер обменялись обручальными кольцами. Церемония прошла в соборе Святого Петра в Монако в закрытом и очень романтичном формате. «Эдвина – потрясающая, такая динамичная и всегда очень старательная, –  объяснил свой выбор Топс, –  я бы никогда не женился на ком-то, не обладающем всеми этими качествами одновременно». Пожалуй, единственное, чего сегодня не хватает этой красивой паре – это дети.
 
Новая формула 
 
Конкур зачастую ставят в один ряд с теннисом, гольфом и Формулой 1, но, в отличие от лучших спортсменов этих видов, топ-конкуристы не получают дивидендов от участия в турнирах, а напротив – платят за участие. Их не покупают и не продают, как игроков футбольных и хоккейных лиг. Так конный спорт жил испокон веков и так продолжалось бы еще долго, если бы на конкурном турнире не встретились два целеустремленных бизнесмена – голландец Ян Топс и американец Фрэнк МакКорт. На тот момент Фрэнку было 62, и он только что продал бейсбольную команду Лос Анджелес Доджерс за 2,15 млрд долларов. Девелопер из США искал себе новую игрушку. Кроме того, он только что пережил скандальный развод и на старости лет влюбился в 40-летнюю американскую конкуристку Монику Альгарра. Ради нее МакКорт был готов вложиться во все что угодно. Из «всего что угодно» Моника, разумеется, выбрала конный спорт, хотя Фрэнк не имел и понятия, с какой стороны подходить к лошади.
 
«Я, конечно, интересовался спортом, но о конкуре не имел ни малейшего представления, –  вспоминает американец, –  но это и к лучшему, ведь я мог увидеть все недостатки и преимущества свежим взглядом со стороны. Как и многим, конкур мне показался разобщенным, сложным для понимания спортом. С этим надо было что-то делать». Мак Корт нанял компанию «Блэестоун» для проработки всех слабых сторон конкура и поиска проекта для инвестиций. Именно они и свели его с Топсом. «Мне сказали, что Ян – тот человек, который сделал для конкура больше, чем все остальные за всю историю спорта, – рассказывает МакКорт, –  я не мог с ним не встретиться».
 
Историческая встреча состоялась в октябре 2013 года, и уже в феврале 2014 Фрэнк выкупил половину GCT. Сумма сделки не разглашается, но согласно бельгийским счетам Топс Трэйдинг в 2015 году предоплата компании во время отчисления налогов на доходы от GCT составила 5,5 млн евро. И это только налоги!
 
Став совладельцами GCT, Топс и МакКорт разработали новый проект – Champions League. Это конкурная лига, в которой выступают 15 команд, каждая из которых должна заплатить 2 млн евро в качестве вступительного взноса. Команда состоит из четырех основных всадников, двое из которых должны входить в топ мирового рейтинга, а другие два в конкурной статистике могут занимать любые позиции. Внутри команды не важна ни национальность, ни принадлежность какому-либо клубу или обществу. Команда набирает очки в течение сезона и в финале по итогам подсчета суммы очков решается судьба обладателя призового фонда размером в 7,5 млн евро. Для покупки-продажи спортсменов между командами будет существовать трансферное окно, как в игровых командных видах спорта. Champions League в этом плане чем-то напоминает Формулу 1.
 
Не все готовы делиться властью
 
Топс и МакКорт планировали запустить серию в 2016 году. Все было прекрасно подготовлено, и миллиардерша Афина Онассис даже уже пожелала стать владелицей одной из команд. Однако блистательный план столкнулся с проблемой. После 16-ти изнурительных месяцев переговоров с FEI федерация в итоге отказалась утверждать формат соревнований. А согласно введенным ей в 2013 году правилам тот, кто выступит в несанкционированном турнире, должен быть отстранен от официальных соревнований, включая и Олимпийские игры, на 6 месяцев.
 
Топса это не удивило. Он уже давно наблюдал за тем, как FEI пытается вставлять палки в колеса GCT, опасаясь, что серия затмит Кубок наций и Кубок мира, организуемые федерацией, и оттянет оттуда участников. Ведь помимо регулятивной роли у FEI есть в мировом конном спорте и свои бизнес-интересы. Однако это не остановило Яна и Фрэнка. В 2016 году Лига стартовала в рамках нового сезона GCT. FEI отреагировала немедленно и пригрозила дисквалификацией всем официальным лицам, работавшим на первом этапе Лиги. Топс и МакКорт не стали впадать в истерики, а спокойно и интеллигентно оспорили этот вопрос в бельгийском суде, где их представлял адвокат Филип Тютчаевер. Опытный юрист уже разбирал подобные дела в 
скейтбординге, плавании. 
 
В споре вокруг большого конкура он также одерживал победу в каждом слушании, пока FEI не исчерпала свои возможности на апелляции. 
Сегодня Яну уже 55, и это очень важный период, когда осознаешь, что уже сделано и что ты еще можешь успеть. Ян не поддается возрасту, – он загадочно улыбается и признается, что в 55 лет его жизнь просто прекрасна!
 
«Я считаю, что глупо сдаваться, – говорит Топс, –  пока ты не решишь покинуть поле. Даже сейчас, когда я многого достиг, я все равно продолжаю строить, изобретать и с оптимизмом смотреть вперед. В 2006-м я встряхнул мир конкура, и уж поверьте, пока я в игре, я не позволю ему снова забыться сладким, беззаботным сном».