Скелтон Ник: Таланты и демоны Ника Скелтона

Скелтон Ник: Таланты и демоны Ника Скелтона

Автор: Анна КАРПОВА
Номер журнала: GM №8(165)2016

За спиной Ника Скелтона более 40 лет спортивной карьеры, тысячи побед и сотни медалей Гран-при, а сумма его призовых превышает 7 млн фунтов! Его знают везде, – на арене Олимпии и Хикстеда, в Гетеборге, Париже и Спрус Медоуз, а число его побед и лошадей за годы, прожитые в спорте, даст фору многим гуру мирового конкура. Этот седовласый весельчак, известный своим взрывным характером, стал самым возрастным победителем Олимпиады среди британцев со времен Джошуа Миллнера, получившего в далеком 1908 году в возрасте 61 года золото в стрельбе. 
Мятежная душа
 
В этом весь Ник, – сегодня он «рвет» соперников на арене, а завтра выкидывает что-нибудь невероятное. Например, ради удовлетворения своей гедонистической прихоти покупает в родном Шрули (графство Уорвикшир) местный паб Дурам Окс, где весело проводит время со своими друзьями – внучкой королевы Елизаветы II Зарой Филлипс и гитаристом из Black Sabbath Тони Айомми. Скелтона можно назвать мятежной душой, – ему мало преодолевать двухметровые барьеры на полутонном животном, он столь же азартен в стремлении тешить все свои страсти. Но все же главной из них остается стремление к спортивным победам. И тот энтузиазм, с которым Скелтон, плюнув на годы, подошел к Играм в Рио, вполне сравним с настроем 28-летней давности  перед его первой Олимпиадой в Сеуле. В чем же секрет вечной молодости Ника?
 
«Дело в лошадях, – считает Скелтон, – если у тебя есть лошадь олимпийского уровня и ты сам достаточно опытен, чтобы потянуть такую цель, нужно лишь сделать первый шаг и отдаться азарту. На трех последних Олимпиадах под моим седлом были лошади невероятного уровня и достойные победы. И на этот раз удача была на моей стороне».
 
Буйная молодость
 
Ник впервые сел на лошадь в полтора года, когда родители подарили ему уэльского горного пони по кличке Оксо. Лошадь и мальчик были одногодками. В итоге Оксо прожил в семействе Скелтонов 39 лет, и на нем успели научиться ездить два сына Ника. Но вернемся в детство будущего олимпийского чемпиона. Выступления в пони-классе были для Ника скорее детской забавой, нежели увлечением, но с 14 лет он пересел на спортивных лошадей, и здесь уже потребовалась помощь профессионалов. С подростком занимались  Тэд и Лиз Эдгар, а Скелтон взамен работал на их конюшне. Каждый день в течение двух лет Ник, едва досиживая уроки, мчался на конюшню... Неудивительно, что в конце концов спортсмен бросил школу, так и не доучившись до аттестата, и с головой окунулся в конный спорт.
 
Первые же успехи Скелтона на лошади по кличке Мэйби быстро привели его в национальную молодежную сборную. В 1975 году Ник впервые был отобран в команду на юношеский чемпионат Европы. Молодого спортсмена переполняли волнение и гордость, ведь ему выпал шанс представлять свою страну на самом высоком уровне. Подготовка шла полным ходом, но буквально за пару недель до старта Мэйби захромал. Казалось, все пропало. Резервный всадник уже потирал руки, видя себя на месте Скелтона. Ветврач не обещал ничего хорошего по поводу ноги Мэйби. И тогда Ник предпринял отчаянный шаг – заявил замену лошади на заурядного мерина по кличке О.К. Конечно, шансов показать высокий результат на этой лошади было в разы меньше, но и уступить столь желанное место в команде Ник просто не мог! Злые языки уже расписывали за его спиной перспективы «угробить» командный результат из-за личных амбиций, а Ник тем временем взял… и выиграл личное золото чемпионата! Этот абсолютно непредсказуемый успех заставил замолчать любителей «помыть кости» и открыл Нику хорошую спортивную перспективу. Всадник получил в работу новых лошадей, стал больше выступать и в 1978 году даже установил рекорд в соревновании на мощность прыжка, во время шоу Олимпия в Лондоне он преодолел на Ластике 2 м 31 см.
 
Опасный авантюрист
 
Ник Скелтон легко ввязывался  в авантюры не только в спорте. Он и в частной жизни никогда не отказывал себе в удовольствиях,  не сдерживался в выражениях и жил на полную катушку.
 
В 21 год в конкурной тусовке Ник прославился как молодой наглец, осмелившийся подраться с Харви Смитом, – признанной звез­дой тех лет, настоящим ветераном спорта. Юный Скелтон очень едко подшучивал над спортсменом на вечеринке, и Смит долго терпел его выходки. В какой-то момент терпение у Харви закончилось, и он пригрозил проучить молодого всадника, если тот не закроет рот. Скелтон решил, что взрослый и солидный Харви просто шутит, и сказал: «Давай». Следующее, что он помнил, был потолок, – потому что очнулся Ник уже лежа на полу. «Он вырубил меня с одного удара!».
 
Это не единственная драка на совести Ника. Однажды в Швеции он навалял своему тренеру Теду Эдгару прямо в лобби отеля, когда тот удивленно воспринял новость о том, что у Ника есть дети. Скелтона возмутило безобидное любопытство Теда, и он воспринял это как личное оскорбление.
 
К слову о детях, – к тому времени Скелтон уже женился на Саре Эдвардс, которая родила ему двух мальчиков. Нику удалось заразить их любовью к лошадям. Сегодня мальчики столь же успешны в своем деле, как их звездный отец. Дэниел работает национальным тренером в стипль-чезе и уже после трех сезонов имеет в копилке более 200 побед, а Гарри – жокей, ставший в 2009 году самым молодым победителем Irish Grand National. Но, увы, натура дебошира и сибарита Ника Скелтона не могла не проявиться и в семейных делах. Первая жена Ника – Сара ушла от него, устроив весьма эффектный скандал. Она набросилась на мужа с кулаками во время семейного отпуска на Мальдивах прямо на причале, узнав, что ее благоверный спутался с женой швейцарского конкуриста Беттиной Маллигер. Незадачливому ходоку пришлось уворачиваться от града ударов разъяренной Сары. Натиск обманутой супруги был так велик, что Нику пришлось спасаться в… море. Он просто спрыгнул в воду, а когда весь мокрый добрался до бунгало, то увидел лишь запертый на ключ номер, в то время как Сара вываливала его вещи из окна прямо в Индийский океан. Но скандальный развод не сильно опечалил Ника – роман новоис­печенного холостяка с Беттиной длился, к взаимному удовольствию, еще очень долго. 
 
Взлеты и падения
 
Пересев в 1984 году на лошадь по кличке Сент Джеймс, Скелтон ворвался в основной состав сборной Великобритании, и с тех пор является ее неотъемлемой частью. В то же время Ник покинул насиженное место в конюшнях Эдгардс и начал «сольную карьеру», сделав ставку на собственную лошадь Аполло. Ставка сыграла – Скелтон на Аполло сумел выиграть практически все топ-турниры, не говоря уже о медалях чемпионатов. 
 
Следующей звездой под седлом Ника стала Доллар Герл. Конечно, в конюшнях Скелтона было много лошадей, но именно у Доллар Герл была особая миссия, – на ней спортсмен нацелился на олимпийские медали Барселоны. И несмотря на неудачное выступление в Играх 1992 года, пара все же считалась одной из сильнейших в мировом конкуре тех лет, что получило подтверждение после их победы в финале Кубка мира в Гетеборге в 1995 году.
 
Банальная, но болезненная истина – чем выше взлетаешь, тем больнее падать, не миновала и нашего героя.  Олимпийский 2000 год на пике карьеры внезапно поставил Ника на грань между жизнью и смертью. Многие всадники прошли через серьезные травмы, после которых так сложно возвращаться в строй, но для Ника подобные примеры показались бы детской сказкой. Ведь двойной перелом шеи для него не только поставил крест на конном спорте, но и потребовал максимальных врачебных усилий, чтобы сохранить спортсмену жизнь. Ник клялся, что, когда, вылетев из седла, он вертикально воткнулся в землю, слышал хруст собственных позвонков. Вес всего тела при ударе пришелся на голову, и шея, конечно же, не выдержала. Помимо этого у Скелтона были переломаны колени, плечо и смещены кости таза.
 
Чудом выжив, Ник попрощался с конкуром и сел писать автобиографию. А что еще делать, если спортивной карьере пришел конец? Но взрывной характер не давал ему покоя. Да и что толку слушать врачей, когда жизнь без лошадей теряет всякий смысл? Удивительно, но уже в 2002 году Ник Скелтон снова вернулся в строй, поразив абсолютно всех своей неудержимой страстью выступать и побеждать. И уже в 2004 году верхом на Арко Ник одержал победу в Открытом чемпионате Великобритании и собрал множество призов крупных национальных турниров. Это невероятно, но спустя всего пару лет после катастрофической травмы Ник не просто вернулся в строй, – он снова занял место в сборной и получил олимпийскую лицензию в Афины-2004, где вплоть до самого финального дня лидировал в личном зачете! Этот парень просто феноменален!
 
Та самая лошадь
 
Когда карьера Арко покатилась к закату, Ник обратился к своим старым друзьям Гари и Беверли Виддоусон: «Нет ли у вас для меня достойных лошадок?». Так к нему попали Юник, Карло 273 и Биг Стар, принесший ему первое золото Олимпиады, которого Великобритания ждала долгих 60 лет. Биг Стара заприметила подруга и новая спутница жизни Ника – американская конкуристка Лора Краут. К слову, спортсмены не расстаются ни на миг, решив даже проблему океана, разделяющего их страны, – в течение лета пара тренируется в Англии у Ника и стартует в Европе, а на зиму они перебираются в теплую Флориду к Лоре, где проходит знаменитый Зимний конный фестиваль. И, вполне возможно, что в этом плане Скелтон наконец остепенился…
 
Как бы то ни было, но новые жизненные обстоятельства свели Скелтона с Биг Старом, и это именно та встреча, о которой мечтают абсолютно все спортсмены. Тандем превзошел все ожидания. В 2012 году Ник Скелтон и Биг Стар привели сборную Великобритании к командному золоту Олимпиады в Лондоне. Это незабываемое событие буквально взорвало страну гордостью! Биг Стар был признан лучшей лошадью года, а всем членам команды присвоили почетное звание Офицера Ордена Британской Империи.
 
Цель всей жизни
 
В 2016 году на олимпийское золото Рио было много претендентов. И даже эксперты терялись в догадках, на кого делать ставки, – так сильно в конкуре выросло количество отличных всадников и высококлассных лошадей. Но никто и подумать не мог, что немолодой Ник Скелтон не просто заберется так высоко, а еще и помашет всем ручкой с вершины олимпийского пьедестала! 
 
«Конечно, каждый участник Олимпиады мечтает о медали, даже если это далеко не первые его Игры, – заявил Скелтон после своей победы. – Лично я начал думать о Рио сразу после того, как сошел с пьедестала Игр в Лондоне.  Я знал, что все зависит от меня, – если я не допущу ошибок, то и моя лошадь не подведет».
 
Ник «чисто» отпрыгал оба гита и первым безошибочно преодолел перепрыжку. Он внимательно следил за тем, как соперники один за другим выходят на поле, и, когда канадец Эрик Ламаз повалил жердь, осознание победы пришло к Нику вместе с восторженными криками его товарищей по команде.
 
 «Именно в тот миг, когда одерживаешь победу, нет ощущения триумфа и восторга, – поделился ощущениями новый олимпийский чемпион, – ты просто наслаждаешься реальностью этого момента твоей жизни». 
 
В своей карьере он видел разное: когда-то на своих первых Играх в Сеуле в 1988 году Ник и его друзья по сборной бегали за город к деревенским прачкам, чтобы дешево постирать свою одежду. Сегодня в Рио спорт­смен может позволить себе самый комфортабельный сервис, а его лошадь обслуживается по высшему разряду. Но все это вовсе не важно, ведь Ник все тот же – прежний. Его глаза так же горят, как и 28 лет назад, хотя голова покрылась серебром, а лицо – мелкими морщинами. На вопрос о следующих играх 2020 в Токио Ник категоричен, – он не поедет. Во-первых, он не выносит японскую кухню, а во-вторых, обещал сыновьям содействие в семейном бизнесе. Скаковая конюшня Гарри и Дэниела расположена всего в километре от его дома. «Я хочу успеть насладиться успехом своих детей, а не купаться в лучах былой славы, до бесконечности пытаясь повторить этот результат – категоричен Скелтон-старший. – Я знаю, что у меня никогда не будет такой же лошади, как Биг Стар. Он уникален. Я буду продолжать прыгать, но как только Биг Стар покинет топ мировых турниров, я готов уйти с арены вместе с ним».