Яхты – это не лошади
Натали начала учиться верховой езде еще в детстве, как того требовало воспитание члена королевской семьи, а тем более дочери патрона датского коннозаводства – принцессы Бенедикты. Первого пони Натали звали Паша, и это был далеко не самый добродушный учитель. А в возрасте 10-ти лет Натали с матерью присутствовала на чемпионате Европы (1985) в Копенгагене и, сидя на трибунах, поняла, что она больше всего на свете хочет стать всадницей выездки топ-уровня и блистать в свете софитов под взглядами членов королевских династий и бизнес-элиты. Надо сказать, что до нее еще ни один из Зайн-Витгенштейн-Берлебургов не выступал в конном спорте. При этом один пример успешного члена этой семьи в спорте все-таки был. В 1960 году дядя Натали, греческий король Константин, выиграл золотую медаль в парусном спорте на Олимпиаде в Риме, но яхты – это все-таки не лошади…
Выездковая грамота
Мечте юной Зайн-Витгенштейн о карьере всадницы, однако, пришлось пройти через испытание временем. С поступлением в школу-интернат отец строго-настрого запретил Натали отвлекаться на конный спорт, ведь ей предстояло сосредоточиться на получении приличиствующего европейской принцессе образования. И только после окончания 5-летней изоляции от любимого занятия Натали наконец решила, действительно ли она хочет посвятить всю себя выездке.
В 1994 году Натали начала тренироваться на базе шведской конюшни Flyinge под руководством экс-чемпионки мира по выездке Киры Керклунд. «Она хлопотала вокруг меня, как мама-наседка, пытаясь отгородить от всех опасностей и расстройств, – вспоминает Натали, – Кира стала мне как родная, и я до сих пор тесно общаюсь с ней и ее мужем». Керклунд не давала принцессе ничего, кроме базы. В этом заключался ее подход: каждому всаднику она объясняет, какая позиция в седле подходит именно ему, как соблюдать идеальный баланс… Эдакие основы выездковой грамоты. Никакой магии, никаких фокусов, но после занятий с ней можно было «читать» любую лошадь, понимать, на что она способна, делать из нее то, что тебе нужно, и ехать. Эту философию Натали полностью разделила и восприняла. С тех пор ее выступления всегда отличались невероятной выразительностью движений лошади, одновременно с аккуратностью по езде и гармонией пары.
Выход из изоляции
Спустя всего 4 года Натали стала бронзовой призеркой чемпионата Европы в составе сборной Дании, но, к сожалению, была вынуждена сменить тренера, так как Керклунд переехала в Англию. Новым наставником принцессы стал тренер сборной Германии – Клаус Балкенхол. И если в Швеции Натали была изолирована от мира, то в Германии все оказалось совсем по-другому, – здесь самая серьезная конкуренция и сильнейшие всадники. То и дело на конюшне Балкенхола появлялись такие звезды выездки, как Надин Каппельман, Лора Бехтольсхайменр и, конечно же, дочь мэтра – Анабэль Балкенхол.
Принадлежность королевской семье стала для Натали преимуществом в спорте. Ведь в то время как многие выходцы из простых семей были вынуждены, сбегая с уроков, скитаться от конюшни к конюшне, Натали все получала на блюдечке с золотой каемочкой. И ее первые выступления анонсировались как «выходы принцессы». Однако, чем выше становился уровень стартов и жестче конкуренция, тем больше золотоносный флер королевского титула начинал тускнеть. Ведь в топе каждая вторая – принцесса, светская львица, дочь магната или настоящий трудоголик, шаг за шагом выгрызающий свое место в спортивном рейтинге. Начались тяжелые будни, – Натали поняла, что «родиться в королевской семье» – совсем не то же самое, что «родиться чемпионом». Успех достигается трудом и потом, а труд – далеко не королевское занятие.
Всегда нужна еще одна пара глаз
Именно Клаус Балкенхол научил Натали пассажу и пиаффе и посоветовал ей работать над этими элементами в седле, а не с земли. И, надо сказать, что два эти элемента в исполнении Натали будут считаться эталонными на шести чемпионатах Европы и четырех чемпионатах мира. Но именно в Германии Натали поняла, что хотя цель у всех одна, у каждой школы свой подход и свои секреты. Однажды Клаус посадил принцессу на легендарного Голдштерна, уже закончившего к тому моменту свою спортивную карьеру. И Натали не смогла с ним справиться! При всем своем опыте ей не удалось даже провести его по прямой в поводу! После того как она попросила о помощи, Клаус велел чуть натянуть правый, а затем левый повод, и лошадь тут же сдала в затылке, – все было так просто! Но так непривычно…
«Всегда важно иметь пару глаз, наблюдающую за тобой, – вспоминает Натали. – Нужен тренер, который время от времени подсаживается на лошадь, чтобы подтвердить, что тренинг идет в правильном направлении, или предотвратить ошибки. Но лучший тренер – это не тот, кто сделает все за тебя, а тот, кто даст тебе самому найти способ преодолеть проблемы. В Рим ведет множество путей, и можно выбрать любой. Но если тебе вовремя не подскажут путь, то можно оказаться в Сибири».
Тренировки с Балкенхолом дали в итоге результат. В 2000 году Натали завоевала право поехать резервным всадником на Олимпиаду в Сиднее. Спустя год спортсменка приняла участие в чемпионате Европы 2001, где поднялась на бронзовую ступень пьедестала, а еще через год, на чемпионате мира, в составе сборной Дании заняла 4-е место. В 2008 году в Пекине команда Дании получила олимпийскую бронзу, и на этот раз Натали уже не томилась в резерве, а внесла полноценный вклад в командный результат.
Обстоятельства для предложения
4 января 2010 года сын конкуриста Генриха-Вильгельма Йоханнсманна, 33-летний немецкий коннозаводчик Александр Йоханнсманн, сделал датской принцессе Натали предложение. Они уже давно жили вместе, но новость о беременности принцессы вынудила отца ребенка наконец решиться на серьезный шаг, – ведь Натали – член королевской семьи, и о родах вне брака не могло быть и речи. Пара зарегистрировала брак 27 мая 2010 года. При этом на церемонии присутствовали только самые близкие люди, ведь на восьмом месяце скрывать живот уже было невозможно. По этой причине венчание в церкви было надолго отложено. 24 июля 2010 года на свет появился Константин Густав Генрих Ричард. Крестными мальчика стали крон-принцесса Дании Мэри, тетя младенца Анн-Катрин Йоханнсманн и его дядя принц Густав.
Спустя год в присутствии элиты мировой выездки и представителей королевских домов Дании и Греции супруги обвенчались в евангелической церкви Штадткирхе в немецком Берлебурге. Принцесса была одета в атласное платье цвета слоновой кости от датского дизайнера Генрика Хвиида, а ее голову украсили традиционная для членов королевской семьи фата ирландского кружева и тиара от Cartier.
С появлением ребенка жизнь спортсменки встроилась в новые, очень жесткие рамки. Муж работает в семейной компании по конеперевозкам. Натали ездит верхом утром, пока няня смотрит за малышом. После обеда принцесса полностью берет на себя заботу о ребенке. Тем не менее Натали безумно счастлива, оттого что семья понимает, как важно для молодой мамы продолжать заниматься любимым делом, дает ей эту возможность.
Дворцовые будни
Натали с мужем и детьми поселились именно в том крыле фамильного замка Зайн-Витгенштейнов в Бад Берлебурге, что прилегает к конюшням, которые тоже напоминают дворец. Шикарный манеж, построенный из сосны, привезенной из фамильных лесов королевской семьи, полон света и янтарной теплоты. Белокаменные строения, величественные многолетние деревья, просторный плац в центре парка у подножья замка, оранжерея и фонтан, – все это окружено большой темной стеной. Неповторимая атмосфера напоминает декорации к фильмам о Гамлете, а цоканье копыт пронзает звенящую тишину мелодичным звоном. Территория королевского парка открыта для широкой публики. Натали нередко тренируется на фоне свадебных гуляний, прогулочных экипажей и автобусов, полных туристов. Лошади Натали привыкли к этому, но иногда случаются и неожиданности, когда у одного из соседних домовладельцев в парк сбегают куры, кобыла Долани может начать от удивления демонстрировать движения, которым позавидует Испанская школа верховой езды! При этом Натали сохраняет истинно королевское спокойствие, и лошадь, повинуясь ей, успокаивается и вскоре переходит на идеальные менки, – будто соглашаясь, что не царское это дело отвлекаться на кур.
Подарок с продолжением
В 1984 году Датский союз полукровного коневодства подарил матери Натали – принцессе Бенедикте кобылу по кличке Оксенхолм Памина. Это стало точкой отсчета ее серьезному увлечению коневодством. Настолько, что сначала Бенедикте взяла союз под покровительство, а с 2006 года стала патроном Всемирной ассоциации коннозаводчиков. Любопытно, что самых успешных лошадей под седло Натали дала именно Оксенхолм Памина. Например, Дигби (Доннерхолл – Сандро), на котором Натали выиграла бронзу Олимпиады в Пекине и титул резервного чемпиона в Финале Кубка мира 2011. «Дигби – моя суперзвезда. Я до смерти его люблю, и он это прекрасно знает. Он чувствует себя королем конюшни, хотя я стараюсь не поощрять его больше, чем других, ведь они тоже все чувствуют». Именно на Дигби в 2012 году в Лондоне Натали показала 12-й личный результат, который позволил команде подняться на 4-ю строчку итоговой таблицы результатов Олимпиады. Еще один отпрыск семейного коннозаводства – Долани (от Дона Шуфро) напоминает принцессе Дигби, но справиться с ним – не самая простая задача. Натали прилагает массу усилий, чтобы оставаться спокойной и собранной и не «вестись» на шуточки, которые может выкинуть гнедой хулиган. Терпение – ее главный секрет в работе с лошадьми. Но кому, как не принцессе, знать, что такое настоящее терпение!
Датский метод
Схема, разработанная Натали в работе со своими лошадьми, проста: заездка проводится в 3 года, а на лето лошади отправляются в поля. Осенью лошади снова берутся под седло и работаются 3-4 дня в неделю, гуляют в левадах и для разнообразия отправляются под седлом на природу. В 4 года Натали снова отправляет лошадей в поля на лето, чтобы они окончательно подросли, и лишь с осени начинается серьезный тренинг.
Трехлеткам принцесса дает только шаг, рысь и галоп по прямой и большие вольты на длинном поводе. «В этом возрасте мне достаточно простых упражнений, – делится она своими секретами. – Я не хочу требовать от молодняка движения на 10 баллов, я хочу добиться доверия. Для трехлетки лучше получить движения на 8 с перспективой, чем на 10, и на этом замкнуться».
Настоящая слабость Натали – это менки ног. Она «делает» лошадям менки так рано, насколько это возможно, и считает, что это облегчает дальнейший тренинг, а вот пассаж и пиаффе, которые сейчас так модно «делать» в раннем возрасте, Натали, наоборот, откладывает на потом.
Вы спросите, как же она выступает на стартах для молодых лошадей с таким странным подходом? Да никак. Натали считает, что лучше несколько лет спокойного тренинга, чем формирование ради тестов для молодых лошадей, на которых и закончится их карьера в спорте. Странно, но… пример с Дигби, которого Натали берегла до 2008 года, доказывает эффективность такой работы.
Сейчас главная надежда Натали – 14-летняя Фабиенн, но эта лошадь далась принцессе с огромным трудом. В ней столько импульса, что при заездке никто не мог ее остановить. Если же принцессе все-таки удавалось сделать остановку, то кобыла буквально дрожала от напряжения и желания двигаться вперед. Лишь поистине королевская выдержка позволяла Натали упорно продолжать тренинг. Но настоящим испытанием, поставившим острый вопрос наличия смысла в этих мучениях, стали излюбленные спортсменкой менки. Зато, справившись с ними, Натали поняла, что теперь она просто обязана довести Фабиенн до Большого приза. И последние старты в Донауэшенгене и Фритценлз-Шиндлхофе показали результат 69,2% в Большом призе и 74,7% в КЮРе.
Просто принцесса!
В 2014 году немецкая земля Северный Рейн-Вестфалия назвала датскую принцессу Натали Спортсменкой года. А буквально за пару месяцев до этого Натали и Александр объявили о скором рождении еще одного ребенка в семье. В феврале 2014 года им стала девочка Луиза Маргарита Бенедикта Ханна.
Двое детей, лошади, турниры… Симпатичная блондинка отнюдь не производит впечатления «принцессы из замка», – она привыкла вести себя весьма приземленно, – например, после тренировок Натали любит поесть куриных наггетсов с картошкой фри в кафе неподалеку от замка. Она всегда сама заплетает своих лошадей перед стартом и приветствует кивком всех прохожих в королевском парке, даже во время тренировок. Хотя, возможно, это уже признак королевского гостеприимства… Ведь в то же самое время Натали никогда не выходит из дома без одного из колье своей бабушки, а ее осанка полна аристократического достоинства.
«Каждая лошадь – индивидуальность, и не существует двух одинаковых, – считает датская принцесса Натали Ксения Маргарита Бенедикта цу Зайн-Витгенштейн-Берлебург. – Я стремлюсь найти уникальность в каждой лошади и развить этот потенциал. Такой подход дает потрясающий результат, но требует терпения и времени. Но мне некуда спешить, а терпение у меня в крови».