Петряков Михаил: В этом сезоне появятся новые персонажи

Петряков Михаил: В этом сезоне появятся новые персонажи

Автор: Елена СТОЛЬНАЯ
Номер журнала: GM №3(170)/2017

Об этом человеке можно сказать: эксперт. Талантливейший жокей, начинавший еще в 1970-е в тренотделениях у Насибова и Шавуева, впоследствии он, выступая в Польше, стал чемпионом этой страны и продолжил карьеру в качестве тренера. За последние 10 лет в России он – и как жокей, и как тренер – выиграл бесчисленное количество призов, включая и семь Дерби. Речь о Михаиле Петрякове. В его отделении сейчас обычно 6-7 лошадей, каждой из которых он уделяет максимум личного внимания.  Он выиграл на них практически все крупные традиционные призы на ЦМИ: Дерби, Окс, Анилина, Аналогичной, Струны, Спринтерский, Осенний и приз ЦМИ в день президентских скачек. 
Сегодня Михаил беседует с нами о предстоящем скаковом сезоне.
– С каким настроением вы встречаете начало скакового сезона?
 
– Я с удовольствием жду наступления теплых солнечных дней. Тогда можно будет работать лошадей так, как я считаю нужным, без ограничений, которые накладывают холодная зимняя погода и обледеневшая дорожка.
 
– Какие лошади сейчас в вашем отделении, как вы оцениваете их перспективы в скачках?
 
– Сейчас у меня в тренинге 7 лошадей: 4 двухлетки, одна 3-летняя кобыла, не скакавшая в прошлом году, и две лошади старшего возраста: кобыла Катарамба и жеребец Меридиан. Он сын немецкого дербиста Камсина, родился в Германии, ко мне попал в трехлетнем возрасте. Это единственная лошадь иностранного происхождения в моем отделении. Хозяин Меридиана – Сергей Пеннер. Все остальные лошади принадлежат Сергею Меркулову и рождены в России. Это дети Сазерн Элемента. Мне нравятся лошади от этого производителя. Они умные, открыты к взаимодействию с человеком и хорошо чувствуют, что от них хотят. Об их перспективах в этом сезоне пока можно сказать так: в мае-июне я не планирую им больших нагрузок. Я никогда не стараюсь вывести лошадей на пик формы в начале сезона. Считаю, что втягивать их в работу нужно постепенно. 
 
– Но ведь Приз Президента опять будет в июне. Это самые дорогие скачки в стране. Ваши лошади участвуют?
 
– Нет. И я считаю, что решение проводить скачки на Приз Президента в июне – это ошибка. Этого нельзя делать в начале сезона, ведь крупные призы требуют форсированной подготовки к выступлению и полной отдачи от лошади. После этого они могут не восстановиться даже к концу сезона. К тому же, в  каждом скаковом сезоне должна быть интрига: кто выиграет главные скачки? Чем дольше не наступает развязка, тем зрелищнее скачки в течение сезона. А у нас после розыгрыша ПП всегда наступает спад, ведь самое интересное  для публики уже позади.
 
– Как вы думаете, кто сможет выиграть Приз Президента РФ-2017? Ведь в эту скачку запишут лучших лошадей старшего возраста. Все они известны нам по прошлому году.
 
– В этом сезоне будет много сильных лошадей старшего возраста, однако прогнозы по прошлогодним результатам оправдываются далеко не всегда. Вот, например, Чекист – великолепный жеребец, прекрасно выступавший в двух- и трехлетнем возрасте, но в прошлом году ничего не показавший. Полагаю,что в своем потенциале это один из лучших жеребцов на ЦМИ, и мне любопытно, как он будет скакать в этом сезоне. 
В «Донском» мне очень нравится Икарий. Считаю, что на дистанциях до 2000 м ему просто равных нет. Лошади этого завода славятся высокими результатами. Предполагаю, что в этом сезоне они выступят еще лучше, потому что зимовали не на Ростовском ипподроме, а на собственной базе, где созданы отличные условия для тренинга. Так что Тайгер Кид и Центурион, думаю, снова будут претендовать на победу в ПП. Из прошлогодних участников самым опасным соперником для них, скорее всего, будет Конард Лорд. Не следует однако забывать, что группа лошадей старшего возраста пополнится новыми сильными жеребцами. Это победители и призеры Дерби прошлого сезона. 
 
– А кто, по вашему мнению, сможет претендовать на остальные главные призы и кто лучше выступит в начале?
 
– Здесь можно говорить только о лошадях трех лет и старше. Наиболее подготовленными к сезону они бывают в отделении А.Х. Дерова. Думаю, что и в обоих отделениях к-з «Волгоградский» лошади тоже достаточно втянуты в работу. Ведь в этом году было заранее известно, что ПП будет в июне. Значит, тренеры готовили своих лучших лошадей заранее. После приза Президента главной интригой сезона станет Всероссийское Дерби. В прошлом году на ЦМИ выделялись три 2-летних жеребца: Арпачин, Цицерон и Караул. Кайф выиграл Осенний приз, опередив Арпачина. Это был его первый и единственный старт в сезоне. По идее все четверо и должны быть главными претендентами на победу в Дерби. Хотя я знаю много примеров, когда лошади, великолепно скакавшие в двухлетнем возрасте, не показывали высоких результатов в своем следующем сезоне. И наоборот, некоторые набирают лучшую форму только к трем годам. Многие победители Эпсомского Дерби в 2 года ничем не выделялись из основной массы. А если вспомнить дербистов советских времен – Флоридона, Этена, Струну, то они тоже не блистали в 2 года. Победитель приза Европы Аден тоже не выиграл ни одной скачки в свой первый сезон. Стоик же, наоборот, в 2 года выиграл 5 скачек и только в призе М.В. Калинина остался третьим. А в трехлетнем возрасте его успехи были значительно скромнее. Поэтому давать какие-либо прогнозы я воздержусь, к тому же, в этом сезоне, возможно, появятся новые персонажи. 
 
– В последнее время скачки для лошадей, рожденных в России, становятся все более престижными и популярными. Были даже предложения сделать закрытыми все главные призы. Что вы думаете по этому поводу?
 
– Такие скачки, конечно, нужны. Радует, что их становится все больше и что находятся спонсоры, заботящиеся об увеличении призового фонда. Это хоть как-то стимулирует отечественных коннозаводчиков, ведь разведение скаковых лошадей – дело затратное. Но у меня есть большие сомнения в целесообразности закрытия главных скачек.
 
– В вашем отделении большинство лошадей рождены в России. Это сознательный выбор?
 
– Это сознательный выбор владельцев – братьев Меркуловых, с которыми я работаю уже давно. На импортных лошадях они выиграли много крупных призов, в том числе Окс и Дерби. Теперь хочется получить от них потомство и испытать его в скачках. И я прекрасно понимаю владельцев.
 
– Трудно ли конкурировать с «американцами» и «европейцами»?  
 
– С классными лошадьми работать проще. Можно допустить ошибку в тренинге или кормлении, и они тебе «простят» и выиграют, несмотря на твои промахи. С рядовыми – гораздо сложнее. Приходится все время стараться привести их в такой абсолютно идеальный порядок, который «бьет класс». Тут необходимы большая отдача и постоянные творческие поиски. Это само по себе интересно. А когда лошадь показывает в скачке максимально возможный для нее результат, я испытываю большое удовле­творение, независимо от того, какое место она займет.
 
– В прошлом году, в день закрытия сезона, ваш Кучум прекрасно выступил в скачке 1-й группы на 2400 м и занял 2-е место, опередив сильных импортных лошадей. Почему он не стартует в этом сезоне?
 
– Кучум родился и рос на Алтае. Это нетрадиционная зона разведения чистокровных лошадей. Когда в двухлетнем возрасте его привезли на ипподром, он был мелковат и не слишком хорошо развит. Все приходилось наверстывать в процессе работы. На ЦМИ ему было трудно конкурировать с лошадьми, купленными в Америке и Европе. А компании по его силам и возможностям не собирались. Поэтому результаты Кучума в скачках оставляли желать лучшего. Но по характеру он очень старательный, добросовестный и прилагал все усилия, чтобы выступить как можно лучше. Второе место в призе Города-Героя Москвы – апофеоз его скаковой карьеры. Кучум заслужил спокойную и приятную жизнь жеребца-производителя на своем родном Алтае. Там он будет улучшателем местных пород лошадей.
 
– Все помнят успехи Мариинки, Зазин Гола, Амонита и С Аранчи. Где сейчас эти лошади?
 
– Амонит, Зазин Гол и Мариинка стоят производителями в частном коневодческом хозяйстве в Краснодарском крае. С Аранча – в Германии. Там от нее уже получен жеребенок, который осенью должен прийти в заездку.
 
– Сезон 2015 года вы со своими лошадьми провели в Германии. Была ли эта поездка полезна в профессиональном плане?
 
– Я ездил не на экскурсию по лучшим конным заводам. У меня была конкретная работа на одном месте. И то, что я там увидел, меня разочаровало. Большинство тренеров за границей основной доход получают с постоя лошадей. Они не особенно заинтересованы, чтобы их подопечные выступали в скачках. Так спокойнее. И лошадь целее, и перед владельцем не надо оправдываться в случае неудачи. Поэтому тренер с помощью ветврача ищет любой предлог, чтобы не слишком классные лошади стартовали как можно реже. Тренинг у них стереотипный, без индивидуального подхода. На результат выходят в основном за счет различных препаратов. Перед утренней работой лошадям дают транквилизатор, чтобы они спокойно вели себя на проездке. После тренировок лошадей не чистят. Для меня все это было дико. Но если наблюдать за тем, что происходит вокруг, и анализировать увиденное, всегда можно найти что-то полезное. Мне понравились их бинты и сам способ бинтования ног, махровые попоны. Не могу не отметить главный положительный момент. Руководство каждого ипподрома всеми силами и средствами стремится привлечь как можно больше коневладельцев для участия в скачках, создает для них все условия. Штат на ипподромах очень небольшой, но он прекрасно справляется. Там полный порядок и есть все необходимое. 
 
– Наверняка перед началом сезона у вас есть какие-то пожелания к организаторам скачек и дирекции Центрального Московского ипподрома.
 
– Я думаю, они будут общими для всех тренеров. Это увеличение размеров призовых, календарное расписание, учитывающее физиологию тренинга скаковых лошадей, и главное – постоянный уход за дорожкой и содержание ее в идеальном порядке.