Фаррингтон Кент: Рассудок без предрассудков

Фаррингтон Кент: Рассудок без предрассудков

Автор: Юлия СЕРКОВА
Номер журнала: GM №4(171)/2017

Голливудская улыбка и номер один в рейтинге Longines по конкуру – это Кент Фаррингтон, один из самых креативных и целеустремленных всадников. Он подходит к тренировкам с особой скрупулезностью, использует в работе лошадей инновационные программы, известен в кругу спортсменов своей непоколебимой решимостью и абсолютным спокойствием по отношению к соревнованиям и спорту в целом. В чем же секрет «летающего американца»?
А пони тоже кони…
 
Задолго до того, как Кент Фаррингтон получит серебряную медаль в командном зачете и пятую в личном на Олимпийских играх 2016 года в Рио-де-Жанейро, станет победителем национального и мирового Гран при и будет признан всадником года, в его жизни появится маленькая лошадь – пони по кличке Саманта. 
 
Мальчик родился и вырос в Чикаго в совершенно «не конной» семье. Идея завести пони появилась у него в восемь лет, когда он увидел фото своей матери верхом на лошади. Младшая сестра Кента, Ким, тоже хотела ездить верхом и поддержала брата в просьбе купить им коня. И вот в рождественское утро 1989 года дети получили… игрушечных лошадок! «Наш отец всегда любил шутить, – вспоминает Ким. – Я обрадовалась игрушкам, а Кент обиделся, протянул мне свою и сказал: «Можешь взять – не поеду же я на Олимпиаду на пластиковой лошадке». После шутники-родители предложили детям пойти в сарай взять санки (хотя снега не было), и тут-то брат с сестрой и увидели свою первую лошадь – пони по кличке Саманта. Предполагалось, что заниматься на ней они будут вдвоем, но в действительно­сти сестре доставались только чистка и отшагивание, а ездил верхом Кент. Через некоторое время родители купили ему еще одного пони – Бустера, – и дети, наконец, поделили лошадей.
 
Молодые годы
 
Кент тренировался в местном пони-клубе и даже недолго участвовал в скачках на пони, но затем перешел в конкур по просьбе родителей, которые сочли скачки слишком опасными. Вскоре талантливого юношу заметили профессионалы и дали ему возможность работать своих лошадей. Так, в 16 лет Фаррингтон отправился на свое первое Гран при в Детройте. «Я выступал на очень смелой лошади, на которой тренировался еще ребенком, поэтому не боялся», – вспоминает Кент. Единственный способ хорошо играть в гольф – много играть в гольф, единственный способ хорошо прыгать – делать это постоянно. И Фаррингтон набирается опыта: он выигрывает несколько крупных турниров в юниорском зачете, работает два года в конюшне Лесли Ховард, и к тому моменту, как ему исполнилось 21, выходит в большой спорт. Его первая звездная лошадь – голландская теплокровная кобыла Мэдисон – принадлежала семье Уикс. В 2004 году Кент и Мэдисон выиграли свой первый Гран при в Сожерстис, Нью-Йорк. В следующем году они приняли участие в чемпионате мира в Вашингтоне, а в 2006, когда всаднику исполнилось 26 лет, он стал участником Кубка мира FEI в Куала-Лумпуре, Малайзия, где был самым молодым членом команды США.
 
Командная игра 
 
На данный момент Кент Фаррингтон занимает 1-е место в мировом рейтинге по конкуру, является обладателем бронзовой и золотой медали Панамериканских игр (2011 и 2015 годы), бронзовым призером ВКИ в Нормандии (2014), серебряным призером Олимпиады в Рио (2016) в командном зачете – перечень побед можно продолжать до бесконечности. Излишне говорить, что он представляет угрозу своим конкурентам всегда, когда счет идет на доли секунд. Однако все победы начинаются задолго до того, как спортсмен преодолевает первое препятствие. Каждый свой день Фаррингтон начинает в идеально чистой конюшне, где для него важна каждая деталь. «В конном спорте слишком много факторов, находящихся вне нашего контроля, – говорит он. – Вы не можете просто сказать живому существу „сегодня самый важный день, а то, что было вчера, не считается“. Миллион вещей может пойти не так – коваль ошибается, ветеринар ошибается, лошадь может просто чувствовать себя не очень хорошо, поэтому я стараюсь, чтобы все, что в наших силах, было организовано до мелочей». 
 
Еще одним ключом к успеху Кента является команда, в частности, его давний коновод и менеджер Алекс Уорринер. Он собирает лошадей, ставит жерди, отвечает на телефонные звонки, снимает видео, планирует график и при этом умудряется помогать Фаррингтону еще и как личный психолог! «Мне очень повезло, что вокруг меня такие люди, – говорит спортсмен. – Моя задача – убедиться в том, что они чувствуют себя частью нашей отличной команды и что все они понимают в ней свою ценность». Многие работают с Кентом более десяти лет и стали ему настоящей семьей. Другие, как коновод Дениз Мориарти, чуть меньше, однако спортсмен высоко ценит и уважает каждого. «В общей сложности на меня работают 15-20 человек, каждый коновод обслуживает четырех лошадей, плюс со мной сотрудничают берейторы и офисные сотрудники». 
 
Будучи крайне скрупулезным, Кент Фаррингтон высоко ценит это качество и в окружающих, отмечая, например, работу курс-дизайнеров. «Я думаю, что на сегодняшний день в мире много отличных курс-дизайнеров, – говорит он. – Например, Боб Эллис проделал потрясающую работу на Олимпиаде, кроме того, мне нравится Конрад Хомфельд. Он понимает лошадей и видит спорт „изнутри“, и это проявляется в его внимании к деталям в каждом маршруте».
 
Учитесь слышать своего партнера
 
В 2002 году Фаррингтон основал компанию – конюшни Kent Farrington LLC в Гринвиче, штат Коннектикут, и Флориде (США). На конюшне одновременно содержится 20 лошадей – у каждой есть своя отдельная амуниция и седло – и в этом тоже весь Фаррингтон. «Найти хорошую лошадь сложно, – рассказывает спортсмен. – Но когда нашел, нужно правильно работать, чтобы как можно дольше сохранить здоровье коня и, главное, его желание сотрудничать с всадником. Мы должны организовать правильный тренинг, адаптировать работу в зависимости от физического и психического состояния лошади, помнить, что у них тоже есть хорошие и плохие дни, как и у нас. Для меня очень важно, чтобы лошади проводили как можно больше времени вне денника – не только работая, но и просто гуляя, отдыхая. Я хочу, чтобы они чувствовали себя хорошо, потому что только так они могут побеждать и сохранять здоровье на протяжении многих лет. Первое, что я ищу в лошади, – это сердце, и это даже важнее спортивных качеств». «Чтобы добиться результата, лошади должны хотеть побеждать точно так же, как и мы, – продолжает Кент. – В противном случае они, может быть, и выиграют несколько соревнований, но не построят успешной карьеры. В лошадях я ищу конкурентоспособность, но на самом деле мне нравится работать и бороться, чтобы побеждать. Преодоление важно для меня, но победа сама по себе – это не то, к чему я стремлюсь. Вместо этого важно попытаться найти подход к каждой лошади в процессе тренировок день за днем. Вы не можете всегда заставлять животных выкладываться на 100% – надо учиться их слушать. Я очень люблю своих лошадей и надеюсь, что все относятся к своим партнерам так же». 
 
Главная характеристика всех лошадей Фаррингтона – скорость. «Вуайер – самая сложная из моих лошадей, – приводит пример спортсмен, – у него очень странный характер: он сильный, но в то же время очень чувствительный, и вы определенно не можете меряться с ним силами, особенно поводом, иначе с ним станет невозможно работать». Вуайер попал к Кенту из конюшен Леона Тхиссена в 2012 году, и после нескольких месяцев работы оказался в команде США на ВКИ в Нормандии. Тогда дуэт занял 32-е место в индивидуальном зачете и выиграл бронзовую медаль в командном, и в том же сезоне Кент и Вуайер дебютировали в финале Кубка мира FEI.
 
Сегодня Фаррингтон является владельцем либо совладельцем лошадей (Шеркан д’Амори, Криданс, Дублин, Газель, Усеко, Вуайер и т.д.), способных выиграть самые престижные соревнования. «У меня есть владельцы и спонсоры, которые меня поддерживают, – говорит Кент. – И я считаю себя очень удачливым человеком». 
 
Когда речь заходит о приобретении турнирных лошадей высокого класса, у Фаррингтона есть определенные принципы, которыми он руководствуется: «Я пытаюсь найти супераккуратных лошадей, – говорит он. – Это обоюдо­острый меч, потому что иногда лошадь настолько осторожна, что может встать, но я предпочитаю ездить на той, которая более аккуратна и более точна. Во-вторых, я выбираю высококровных лошадей – они энергичнее и невероятно конкурентоспособны в том, что касается скорости». Возраст животных не является для всадника главным фактором – кого-то он приобретает в возрасте 4-5 лет, других – в возрасте 10 лет и старше. «Интересно то, что лошадь, которая кому-то не подойдет, может оказаться идеальной для тебя, – говорит Кент. – И наоборот. Поэтому я всегда начеку в поиске лошадей». Чтобы поддерживать себя в форме, Кент не только работает лошадей, но и занимается йогой для развития гибкости. «В детстве я немного занимался гимнастикой и боевыми искусствами, – рассказывает всадник. – И продолжаю сегодня. Большую часть времени уделяю контролю над балансом и переносом собственного веса».
 
Наставник молодых
 
Кент часто проводит мастер-классы, пользующиеся большой популярностью. Главное слово в тренировках мастера – «дисциплина», которое используется в нескольких контекстах. Так, всадники должны оставаться дисциплинированными, чтобы правильно заводить лошадей на препятствия, быть последовательными в обучении и в самосовершенствовании. 
 
Как правило, мастер-класс начинается с разминки и выравнивания лошадей на рабочей и собранной рыси. «Не бойтесь просто сидеть, – говорит конкурист. – Лошади должны взять вас на спину, так же, как принимают шенкель». Затем то же самое ученики повторяют на галопе. Кент призывает не облегчаться и не валиться вперед, оставаться в седле центрированным и даже не ронять плечи. После всадники работают над гимнастикой и начинают прыгать. Фаррингтон очень подробно анализирует работу каждого и индивидуально объясняет все ошибки. Если необходимо, он возвращается к предыдущему упражнению, тщательно разбирая возникшие проблемы. При этом время не лимитировано, тренировка длится столько, сколько потребуется. Неудивительно, что на такие семинары с каждым годом стремится попасть все больше спортсменов. 
 
Оказывать помощь юным спортсменам Кент Фаррингтон готов не только на тренировках. «Индустрия конного спорта в США с каждым годом становится все сложнее, – отмечает он. – Молодым, амбициозным всадникам все труднее пробиться в высшие эшелоны, потому что спорту на профессиональном уровне не хватает поддержки». Именно поэтому Кент в 2010 году стал одним из основателей организации North American Riders Group, которая каждый год присуждает грант молодому талантливому всаднику, открывая ему дорогу в большой спорт.
 
Олимпийский роман
 
Личная жизнь спортсмена бурлит так же, как и конная. Сейчас Кент встречается с канадской всадницей Тиффани Фостер, которая еще совсем недавно была официальной девушкой и даже собиралась замуж за другого конкуриста топ-уровня – Эрика Ламаза! Блондинка родилась в Ванкувере и так же быстро, как Кент (в 28 лет), попала в Олимпийскую сборную Канады. Ламаз уступил ей одну из своих лошадей, стал ее тренером, наставником… а затем и бойфрендом! Герой Олимпиады в Пекине, Ламаз, провел детство в Монреале с бабушкой-алкоголичкой. В прошлом он не раз попадался на употреблении кокаина (и даже на несколько лет был отстранен от соревнований), привлекался к суду за вождение автомобиля с просроченными правами и аварии и неожиданно покорил сердце «хорошей» девочки. Тиффани долго ходила с ним по судам, а затем ушла насовсем – к Кенту Фаррингтону. Ламаза, видимо, этот факт не слишком расстроил, ведь он при этом сумел остаться хорошим другом Кента!
 
Соперники-любовники Тиффани и Кент выступали на последних Олимпийских играх вместе. Несмотря на конкуренцию, они поддерживали друг друга, хотя в итоге медаль получил Кент, а Тиффани осталась за бортом. Объединит ли спорт их сердца или разведет по разные стороны баррикад – покажет будущее. 
 
Сегодня Кент Фаррингтон продолжает успешно стартовать. В этом месяце он стал первым и выиграл 300 тыс. евро в Гран при Rolex в рамках Роял Виндзор Хорс Шоу, вновь оказался самым лучшим в серии GCT в Майами и самым быстрым в Антверпене на турнире CSI5*. «Я стараюсь избегать суеверий, это и есть мое суеверие, – со смехом говорит спортсмен. – Если я начинаю думать, что что-то приносит мне удачу, то тут же избавляюсь от этого. Много лет назад мне сказали, что суеверия – это слабость и когда-нибудь они обратятся против меня, поэтому нужно просто делать свое дело хорошо и следовать своей мечте». 
 
Между тем Кент разрывается между Америкой и Европой, а лето планирует провести в Бельгии. «В моих ближайших планах старты в Аахене, Калгари и Женеве, – говорит спортсмен. – А если вы спросите меня, в чем секрет моего успеха, я скажу лишь одно: готовы ли вы выложиться на все сто?»