Гонка по пустыне. Постскриптум

Гонка по пустыне. Постскриптум

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №1(210)2022
Фото: из личного архива

Объединенные Арабские Эмираты – центр мира. По крайней мере, восточного его полушария. Не верите? Посмотрите на карту. На практике это проявляется в том, что авиаперелеты в ОАЭ из подавляющего большинства стран Европы, Азии, Африки и Австралии не превышают пяти часов. Кроме того, здесь безопасно, хороший климат и высочайший уровень сервиса. А еще – и это, разумеется, не секрет – в Эмиратах очень любят лошадей. И пробеги, пожалуй, главное проявление этой любви.

Трое российских спортсменов: Александр Пономаренко, Николай Гоголь и Юлия Павленко – 10 декабря стартовали в крупном международном турнире CEI2*– 120 в Абу-Даби. Николай завершил тяжелую 120-километровую дистанцию с шестым результатом из 19 стартовавших. Мы попросили рассказать нашего героя о том, как все прошло на трассе, и, конечно, за ее пределами.
 
Участники из России (слева направо): Юлия ПАВЛЕНКО, Николай ГОГОЛЬ, Александр ПОНОМАРЕНКО
 
О впечатлениях
 
Конечно, мы ставили себе цель доехать дистанцию до конца. Однако, я сейчас в том возрасте, когда важно, чтобы в первую очередь было интересно. Нам хотелось увидеть тренировочный процесс и организацию соревнований в стране, которая является мировым лидером по пробегам. И примерить на себя «мундир» спортсмена в условиях пустыни – такой челлендж у всей нашей команды  был впервые. Должен сказать, мне понравилось – я финишировал на 120 км, но сейчас уже хочется попробовать себя и на дистанции в 160. После финиша я, хоть и устал, но чувствовал, что силы еще остались. Для меня это был хороший знак. 
 
Стадион, где проходил турнир – Bouthib Endurance Village в Абу-Даби, производит потрясающее впечатление. Он огромен! Каждый этап идет по отдельному маршруту. Везде стоит разметка, контролеры – заблудиться невозможно. Больше всего нам понравилось, как организовано пространство между линией финиша и восстановительной площадкой перед ветгейтами. Организовано так, что пересекая финиш, ты идешь пешком около 30 метров, и уже на шагу, по дороге на ветгейт, можешь оказывать лошади помощь, поливать. Все работает, как в «Формуле 1» – четко и слажено. Только представьте – лошадь восстанавливается в среднем за две минуты! Если дольше – это уже вызывает озабоченность. 
 
На ветгейте, кажется, 11 стоек для одновременной подачи. Конечно, здесь полностью исключены любые манипуляции с ветеринарными показателями – не только все транслируется через кардиомониторы, но и специальные камеры фиксируют лошадей как в статичном положении, так и в движении. Рядом с зоной груминга для лошадей находятся места отдыха для команд – под специальными навесами в форме полусфер – тоже очень здорово устроено. Я обратил внимание, что для восстановления лошадей организованы специальные тазики со льдом – для охлаждения ног. 
 
О случае на дистанции
 
Важная особенность этой трассы – с обеих сторон от основного трека расположены две дороги, по которым двигаются группы сопровождения участников на автомобилях. Это очень удобно, потому что можно постоянно общаться с тренером и другими членами команды. Наверное, такое возможно только в пустыне – и у нас в стране, и тем более в Европе вряд ли можно найти столько свободного пространства.
 
Так вот, представьте – когда стартуешь в группе всадников (у каждого своя машина сопровождения), кажется, что едешь посреди какой-то гигантской автоколонны! А, кроме того, мы приняли старт еще в темноте, притом, что трасса не освещалась. Но зато фары и прожектора на джипах светили с двух сторон так, что пробивали темноту на несколько десятков метров вперед!
 
Старт состоялся еще до восхода солнца, но машины сопровождения прекрасно освещали путь
 
С проблемами пришлось столкнуться на третьем этапе. Примерно на его восьмом-десятом километре мы потеряли друг друга – из-за того, что участок проходил по высоким барханам, автомобильная дорога уходила чуть в сторону, и моя команда потеряла меня из виду. Это отразилось на том, что в двух точках так называемого «пит-стопа» – местах, где помощникам разрешено подавать всадникам воду, чтобы охладить лошадей – мне никто не помог. Другие команды не поддерживают друг друга принципиально – воды мне никто так и не дал. Температура к тому времени уже была 32 градуса.
 
Александр ПОНОМАРЕНКО помогает Николаю ГОГОЛЮ справиться с жарой между этапами дистанции
 
Кроме того, я лишился возможности общаться с тренером, который лучше меня знал коня (Николай стартовал на 12-летнем арендованном мерине арабской породы Ео Рукане – прим. ред.) и мог бы мне подсказать его состояние. Примерно за километр до четвертого «пит-стопа» я понял, что коню стоит помочь – слез и это расстояние мы прошли в поводу. Тут как раз меня нагнала и моя команда…
 
Российская делегация, включая группу поддержки 
 
О коне
 
Мы с Александром Анатольевичем Пономаренко понимали, что везти своих лошадей в Эмираты бессмысленно, там бы им пришлось проходить долгую акклиматизацию. Поэтому заранее озаботились тем, чтобы найти подходящих лошадей в аренду на месте. Мы сотрудничали с Али Аль Марзуки – его конный центр «Аль Джияд» специализируется на подготовке лошадей к пробегам. Атмосфера там просто потрясающая, очень дружелюбная, гостеприимная. 
 
Коня, которого мне предложили для выступления, звали Ео Рукан. Он понравился мне с первого дня тренировки! Я люблю лошадей, которые идут вперед, едут немножко в поводу. У него как раз такой характер – он очень добросовестный. А еще одна его особенность – он очень добрый. Ео Рукан умилял всех! Очень спокойный: после работы оставишь его постоять – он стоит.
 
ЕО Рукан проходит ветеринарный контроль
 
Могу сказать, что с конем мне точно повезло. Средняя скорость в 17,19 км/час, которую мы показали (с учетом всех наших приключений), стала лучшим результатом и в моей, и в его  карьере на такую дистанцию. Конечно, я, как и остальные участники нашей команды, полностью доверился тренеру Ганиму Альмарри, старался внимательно его слушать, когда он говорил, где можно ехать вперед и поднажать. 
 
Рынок предоставления пробежных лошадей в аренду в Эмиратах хорошо развит. Конечно, на топовых лошадях всегда едут свои всадники, но также представлен большой массив поголовья, способного показывать среднюю скорость 19-20 км/час. Для очень многих наших всадников и тренеров это пока почти недостижимый уровень. Так что, мы смело можем арендовать лошадей на месте и вполне достойно выступать по мере наших способностей.
 
Цена аренды в среднем полторы – две тысячи долларов – за участие на лошади в соревнованиях. Если говорить о занятиях с тренером для подготовки к стартам, то и здесь почасовая стоимость вполне демократичная – примерно как у нас в «Отраде». В конюшне, где мы тренировались, порядка 300 пробежных лошадей, и их тренинг поставлен на поток.
 
Лошадей, конечно же, подбирают под всадников индивидуально – учитываются многие факторы: уровень подготовки, вес спортсмена и многое другое. Нам с Александром Анатольевичем, например, выбирали крупных лошадей. Кроме того, у нас же есть и амбиции – повторюсь, мы хотели обязательно доехать до конца. Поэтому нам предлагали тех лошадей, на которых это было бы возможно. Выступление нашей команды тренер в целом оценил весьма одобрительно.
 
Об индустрии
 
Вообще, в Эмиратах индустрия пробегов сейчас активно работает не только в сторону собственного спорта высоких достижений, но и на развитие дисциплины за рубежом. Это абсолютно здравый подход – там заинтересованы в том, чтобы увеличить спрос на местные услуги по аренде лошадей, тренингу и так далее. Там активно делятся опытом, приглашают на стажировки. За неделю, которую там провели, мы, конечно, не успели разобраться во всех тонкостях методик тренинга, кормления и прочем. Но уже предварительно договорились, чтобы отправить к Али наших ребят – берейторов, спортсменов,   которые, пройдя там полезную практику, привезут свои знания в Россию. 
 
Особенно приятно нам было побывать – и даже потренироваться! – в конном центре, принадлежащем наследному принцу Дубая. Тот уровень инфраструктуры и профессионализма подготовки лошадей для пробегов, конечно, вызывает колоссальное восхищение! Я молчу про сами конюшни и трассы с идеальным грунтом, которые там построены на любую дистанцию – выбирай в зависимости от своих задач. Разные типы водных процедур: специальные бассейны с температурой воды от +4 до +45 градусов. Специальные барокамеры с разряженным (как будто горным) воздухом. Лошадь «раскачивает» свои легкие, когда находится там. А самое главное – слаженность действий персонала. Все как на конвейере: один ведет, другой снаряжает, третий разминает, дальше разъехались по трассам – все с экипажами сопровождения. У каждого – четкая программа, как в лучших скаковых тренотделениях. А после нагрузки – лошадей – в прохладный бассейн. Где они от удовольствия прям фыркают! Чтобы вы понимали, поголовье этого конного центра – около тысячи лошадей!
 
О России
 
Проанализировав происхождение пробежных лошадей арабской породы в Дубае, мы пришли к выводу, что к числу стран, где их разводят, относятся, в первую очередь, Франция, Австралия и Уругвай (откуда, кстати, родом и мой четвероногий партнер Ео Рукан). Это было хорошей новостью, так как мы с Александром Анатольевичем и сами в течение прошлого года приобретали лошадей именно во Франции. И я могу уверенно говорить, что они абсолютно конкурентоспособны тем, которые выступают в Эмиратах.   
 
Сейчас 10 таких лошадей находятся в прекрасном состоянии в «Отраде». Ближайшие год – три они будут у нас в тренинге как основные спортивные лошади. Кроме того, мы стараемся покупать и кобыл очень хороших, пробежных, линий. Сейчас их три. Ближайшая перспектива – конечно, спорт, а потом, я надеюсь, это будет хорошее маточное поголовье. 
 
Конечно, у нас в стране есть и своя линия русских пробежных арабов – она известна в мире, кстати, высоко ценится у тех же французов. Но со своей стороны мы стараемся мотивировать производителей и тренеров. Так, в прошлом году, благодаря финансовой поддержке Комитета по пробегам ФКСР мы запустили программу выделения грантов, на которые спортсмены сами могут приобретать себе лошадь. Любую, какая им понравится. Единственное условие – она должна быть арабской породы. На 2022 год мы еще раз прописали конкретные условия получения такой поддержки. Надо сказать, что идею финансовой мотивации спортсменов-пробежников – мы подсмотрели как раз в Эмиратах. Там подобные программы работают уже давно.
 
Наша поездка, конечно, здорово вдохновила нас на то, чтобы продолжать развивать дисциплину в России, улучшать инфраструктуру, повышать уровень профессиональной подготовки, приобретать классных лошадей. Уже в прошлом году мы провели чемпионат России на довольно приличном уровне, но мы должны совершенствоваться и дальше. Чтобы спорт­сменам и гостям уже из Эмиратов было у нас комфортно и уютно выступать. Я уверен, что время, когда, мы будем ездить на турниры друг к другу, уже не за горами. GM
 
Блиц-интервью с Натальей Гоголь
 
 
Вы гордитесь выступлением своего мужа?
Конечно, вне зависимости от его результата! Но, если серьезно, то шестое место на такой трудной дистанции мы расцениваем не иначе, как победу! 
 
Как Вы его поддерживали?
Своим присутствием, я была в команде сопровождения на этапах. Кроме того, болела вся «Отрада», все наши друзья. 
 
Какие ощущения были после того, как побывали в машине сопровождения?
Это очень круто! Это совершенно удивительная история, когда ты и зритель, и болельщик, и участник одновременно. Учитывая, что все четыре круга были абсолютно разные, ты созерцаешь все вокруг, на джипе можно прибавить и проехать чуточку вперед. У тебя могут быть разные ракурсы – едешь сзади, впереди или параллельно. 
 
В какой-то момент Вы друг друга потеряли…
Это было на третьем круге. Я тогда не поехала. Поверьте, я бы своего мужа не потеряла!
 
Что Вы будете вспоминать об этой поездке через 10 лет?
Она настолько круто сложилась, что невозможно вспомнить что-то одно, это был всеобщий праздник, там все удачно прошло и нам здорово повезло! Хочется, пожалуй, отметить командный дух: была искренняя, душевная командная поддержка.
 
Меры по поддержке пробегов в России
 
В 2021 году спортсменам из шести регионов России (Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Республика Крым, Пензенская область и КБР) были вручены 10 сертификатов номиналом 300 тыс. руб. на приобретение чистокровных арабских лошадей в спорт. Спортсмены подавали заявки в комитет, и далее комитет уже выбирал тех, кому действительно нужна помощь, делая упор на поддержку регионов. Кроме того, были учреждены гранты за показанный результат в первенстве мира среди юниоров: от 200 тыс. руб. за успешный финиш, до 1 млн руб. за победу. 
 
Проект «10 сертификатов на приобретение чистокровных арабских лошадей» с обновленными условиями на 2022 год:
 
250 тыс. руб. – отсутствие квалификаций, возраст лошади – четыре года и старше;
300 тыс. руб. – квалификация на 40 км, возраст лошади – пять лет и старше;
350 тыс. руб. – две квалификации на 40 км, возраст лошади – пять лет и старше;
400 тыс. руб. – две квалификации на 40 км и одна квалификация на 80 км, возраст лошади – шесть лет и старше;
500 тыс. руб. – две квалификации на 40 км и две квалификации на 80 км, возраст лошади – шесть лет и старше.