Вита КОЗЛОВА: «Принять предложение выйти замуж на 3-й день знакомства спустя 20 лет брака уже не кажется безумством…»

Вита КОЗЛОВА: «Принять предложение выйти замуж на 3-й день знакомства спустя 20 лет брака уже не кажется безумством…»

Номер журнала: ЗМ №9(100)2010
Фото: из архива Виты КОЗЛОВОЙ

Когда городская девочка, которая никогда в жизни, за исключением цирка, не видела живую лошадь, сказала родителям, что будет заниматься конным спортом, они не отнеслись к этому серьезно. Фигурное катание, которым занималась Вита, устраивало их больше.

Но настойчивость уже тогда была сформировавшейся чертой ее характера, и вскоре она держала в руках заветный адрес Днепропетровской конноспортивной школы. Однако любовь к лошадям не пришла в жизнь Виты Козловой одновременнос желанием заняться конным спортом: сначала появился интерес к самой выездке, и только позже пришлои понимание лошадей,и любовь к ним.

Маленькая Вита мечтала быть дрессировщиком в цирке, потом микробиологом, а позже хирургом. Последнее, видимо, было результатом настойчивости родителей, прочивших дочери будущее врача или юриста. Однако родительским мечтам не суждено было сбыться, потому что в какой-то момент выездка настолько увлекла девушку, что она не мыслила для себя другого пути. Впрочем, забегая вперед, стоит заметить, что юрист в семье все-таки появился. Муж Виты Святославовны – Владимир – по образованию юрист-правовед, доктор юридических наук.

«Чешский» период «Прадара»

Юношеские занятия выездкой, по словам самой героини статьи, вряд ли можно назвать серьезным, «взрослым» вступлением в конноспортивный мир. «Пожалуй, для меня этот период начался с создания в Чешской республике клуба «Прадар», – рассказывает Вита Святославовна. – «Историю создания клуба можно разделить на два периода – так называемый «чешский» и российский. Чешский «Прадар» появился в 10 километрах от границы с Германией, в маленьком местечке Бернартице, на территории конного завода, специализировавшегося на разведении чешских теплокровных лошадей. Пан Рэдл, владелец завода, предоставил нам в аренду свое лучшее (смеется) помещение – свинарник, в котором в результате расселения «жильцов» и последующего ремонта удалось разместить 10 боксов и маленький амуничник – это было начало. Через год, уже хорошо ориентируясь в чешском конноспортивном мире, мы присмотрели, а затем приобрели в собственность уютный комплекс с необходимой инфраструктурой, расположенный в Хлапоницах, на расстоянии 90 км от Праги. А еще год спустя он стал самым популярным в Южной Чехии местом для занятий конным спортом и проведения соревнований.

В определенный момент мы приняли решение разделить проект на две составляющие – конкур и выездку, перевезя в Москву выездковую ветвь клуба. Однако клубу не суждено было бы появиться на свет, если бы не поддержка тогдашнего министра сельского хозяйства А.В.Гордеева. К счастью, Алексей Васильевич в отличие от многих чиновников, в том числе и спортивных, понимал, что расширение инфраструктуры использования лошадей является одним из главных факторов развития коннозаводства».

Второй по счету, но не по значению

Итак, первые прадаровские лошади, привезенные в Россию, были размещены в манеже Центрального Московского ипподрома, и началась история Большого международного конного клуба «Прадар». «Условия для профессиональных занятий конным спортом в манеже были далеко не идеальны. Следовательно, их нужно было улучшать, а значит, полностью реконструировать здание, – вспоминает Вита. – Свой сегодняшний облик клуб приобрел во многом благодаря помощи наших друзей, владельцев крупных строительных компаний, которые помогали на всех этапах реконструкции – от создания проекта до отделки помещений. Также нас поддерживал владелец самого современного на тот момент конного клуба «Новый Век»,

Анатолий Меркулов, который охотно делился опытом, рассказывал о том, с какими проблемами придется столкнуться, и давал полезные советы. Однако самый важный практический опыт мы все-таки получили в Германии. С особой теплотой хочется еще раз поблагодарить первого Председателя Совета директоров нашего клуба, экс-вице-президента Федерации конного спорта Германии Андреаса Майера-Ландрута – человека, который знает нашу страну лучше, чем многие из нас, поскольку долгие годы являлся послом Германии в России. Именно он познакомил нас не только со структурой конного спорта Германии и высочайшими мировыми стандартами в данной области, но и с людьми, которые эти стандарты устанавливают.

Частью этого опыта были технические и технологические новинки, позаимствованные нами на конюшнях у Людгера Бербаума и Йоханна Хиннеманна, с которыми «Прадар» в то время сотрудничал. Это были и особая конфигурация бортов в манеже, и система полива, и оборудование для кормоцеха, и водилки, и многое, многое другое».

ЗМ: Вита Святославовна, «Прадар» – действительно произведение искусства, и создать такой профессиональный конный клуб под силу не каждому. А какое собственное достижение Вы считаете самым серьезным?

В.К.: Организация и проведение в 2002 году первого Кубка Президента по выездке с участием таких звезд, как Анке ван Грунсвен с Салинеро и Ариен Тойвиссен с Гестион Голиафом, Марлис ван Баален с Идокусом (Нидерланды), Хубертус Шмидт с Вансуэлой Суэрте (Германия), Лоне Йоргенсен с Кеннеди (Дания), Пиа Лаус с Ренуаром (Италия), а также других представителей элиты мировой выездки и судейского корпуса. До настоящего момента это был единственный в нашей стране турнир, в котором приняли участие всадники такого класса, а российские специалисты и любители выездки могли воочию лицезреть их мастерство.

ЗМ: Да, многие до сих пор вспоминают тот турнир. Ведь мы тогда впервые увидели звезд мировой выездки, что называется, вживую. А к чему Вы стремитесь сейчас? Расскажите о Ваших мечтах.

В.К.: Выспаться! А если серьезно – я бы заменила слово «мечта» на слово «план», как более определенную категорию. В моих планах создать при клубе «Прадар» лучшую в России школу верховой езды. И еще – чтобы дело, которым я занимаюсь, как можно дольше приносило удовольствие и счастье.

ЗМ: Людям свойственно ошибаться. Что Вы считаете самой большой вашей ошибкой?

В.К.: Я отношусь к ошибкам как к подсказкам, которые позволяют сделать правильные выводы на будущее. Считаю, что боязнь сделать ошибку иногда парализует людей, доводит их до состояния, когда они вообще боятся начать делать что-либо. А когда мои ошибки сопровождались достаточно серьезными финансовыми потерями, появилась шутка, что неправы те, кто утверждает, что опыт нельзя купить за деньги.

ЗМ: Что для Вас в жизни значат лошади, мир конного спорта, кроме того, что это одно из дел Вашей жизни?

В.К.: Лошадь для меня – источник положительной энергии, а мир конного спорта и коннозаводства – то, на что эта энергия тратится.

ЗМ: Ездите ли Вы верхом в настоящее время?

В.К.: Период активных занятий конным спортом завершился для меня в 18 лет. В дальнейшем на это стало оставаться все меньше и меньше времени, так что в седло не садилась давно.

ЗМ: Вы известны в конных кругах как успешная бизнес-леди. Расскажите о Ваших «неконных» занятиях.

В.К.: До 2007 года одним из видов деятельности была сеть салонов красоты «Фабрика Грез». В планах есть достаточно амбициозный проект – создание центра красоты и здоровья, объединяющего не только SPA, услуги стилистов и косметологию, но и стоматологию, диетологию, психологию, гинекологию/урологию, эстетическую и пластическую хирургию – в общем, все то, что заставляет сегодня людей в поисках данных услуг путешествовать по всему городу и отнимает массу времени. Кроме того, недавно наша семья вошла в кондитерский бизнес, которым теперь тоже нужно заниматься.

ЗМ: Семья – отдельный вопрос. Расскажите подробнее о членах семьи, кто они, разделяют ли они Ваше увлечение лошадьми?

В.К.: Нельзя сказать, что семья полностью разделяет мое увлечение конным спортом. Однако именно благодаря семье я имею возможность реализовывать свои идеи и планы, а благодаря маме – и время на это. Всегда могу рассчитывать на поддержку и правильный совет мужа, хотя конником его не назовешь. Владимир многие годы посвятил работе в МВД, закончил службу в звании генерал-лейтенанта милиции в должности первого заместителя министра. С 2002 года по настоящее время – заместитель генерального директора ОАО «Северсталь». Однако его нельзя назвать дилетантом в области конного спорта, поскольку за годы существования клуба ему пришлось научиться разбираться во внутренних механизмах выездки. Благодаря тому, что он имеет спортивное прошлое (в свое время чуть было не стал профессиональным футболистом), проблемы, возникающие в этой области, ему хорошо известны.

Наш сын Глеб уже пятый год учится в Великобритании. Мои усилия сделать из него конника чуть было не потерпели фиаско, если бы не его увлечение конным поло. И хотя в последнее время на первый план вышли футбол и регби, Глеб все еще остается «сочувствующим», неплохо знает специфику и нюансы выездки.

ЗМ: Какие встречи в конноспортивном мире стали для Вас самыми запоминающимися и интересными?

В.К.: Это встречи с выдающимися спортсменами Гансом Гюнтером Винклером, Людгером Бербаумом, Изабель Верт, Анке ван Грунсвен, Хубертусом Шмидтом, Лоне Йоргенсеном, Беатрис Феррер-Салат, тренерами Яном Бемельмансом, Йоханном Хиннеманном, Рудольфом Цайлингером, Съефом Янссеном, Иваном Михайловичем Кизимовым. И конечно, Георгом Теодореску. К сожалению, невозможно перечислить всех уникальных специалистов, с которыми мне довелось общаться. Это и судьи, и крупнейшие менеджеры конной индустрии, в числе которых не могу не назвать Ули Кассельмана. Особо хочется отметить период сотрудничества с Еленой Владимировной Петушковой.

ЗМ: Какой случай, связанный с лошадьми или конным направлением вообще Вам запомнился больше всего?

В.К.: Общение с В.В.Путиным в нашем клубе.

ЗМ: Расскажите о каком-нибудь «конном курьезе», участником которого Вам довелось быть?

В.К.: В период организации «Прадара» на конюшне у Йоханна Хиннеманна я подсмотрела несколько полезных приспособлений, в числе которых была тележка для сушки вальтрапов, бинтов, попон и пр. Вернувшись в Москву, я заказала мастеру по ковке почти такую же, но стилизованную под старину. В итоге тележка выглядела как настоящий антиквариат. Приехавший в «Прадар» с ответным визитом Йоханн увидел ее и остановился в изумлении: «Боже мой! Я был уверен, что это я придумал! А оказалось, что это придумали сто лет назад, да еще и в России!»

ЗМ: Кого Вы могли бы назвать «великим человеком» XX-XXI вв. и почему?

В.К.: Солженицына и Евтушенко. Думаю, вряд ли необходимо объяснять, почему.

ЗМ: Кто, по-Вашему, самый великий конник?

В.К.: Безусловно, Ганс Гюнтер Винклер – пятикратный олимпийский чемпион, человек, названный всадником ХХ столетия. А из соотечественников – Григорий Терентьевич Анастасьев, выдающийся тренер, под руководством которого наша сборная прославила советский конный спорт на весь мир. Таких результатов, причем во всех трех дисциплинах, не достигал ни один – ни советский, ни российский тренер

ЗМ: Какая из лошадей достойна звания «Великая лошадь» и почему?

В.К.: Орловский рысак Балагур. Путь от милицейской патрульной лошади до бронзы Аахенского турнира и пятого места в Большом Олимпийском призе могла пройти только лошадь, достойная этого звания.

ЗМ: Лошадь, запавшая Вам в душу, кто она? Откуда появилась, какова ее судьба, что с ней связано?

В.К.: Трагически погибший Онегин – уникальный жеребец русской верховой породы, так ярко блеснувший и так нелепо ушедший. Он был куплен в семь лет у одного из лучших тренеров и специалистов по подготовке лошадей, заслуженного мастера спорта СССР Валерия Яковлевича Волкова. Едва появившись на спортивной арене, Онегин покорил сердца не только любителей выездки, но и судей. Увы, беспроигрышную серию турниров прервала трагическая смерть на таможенном терминале на белорусско-польской границе.

ЗМ: Скажите пожалуйста несколько слов о перспективах развития коневодства и конного спорта в нашей стране…

В.К.: Уровень развития конного спорта всегда зависел от уровня развития спортивного коннозаводства. Пока мы вынуждены приобретать лошадей за рубежом в связи с отсутствием достойных предложений на внутреннем рынке, мы будем проигрывать тем, кто имеет возможность оставлять себе лучшее. В свою очередь, уровень развития коннозаводства есть отражение социально-экономического положения страны и в особенности – менталитета общества. Поэтому что сеем – то и пожинаем.

ЗМ: Какие животные, кроме лошадей, входят в число Ваших любимцев, были у Вас в детстве, живут сейчас у Вас дома?

В.К.: Проще сказать, каких животных у меня в детстве не было – от ужей, рыбок и хомячков до кошек и собак. Даже мартышка! То, что я начала заниматься выездкой, в какой-то степени порадовало родителей: по крайней мере, сказал папа, лошадь не будет жить у нас дома. Сейчас у меня живет только маленький той-терьер Жемчужонок Киф, который откликается на прозвище Кефир, данное ему нашим ветеринарным врачом Евгением Горовым.

ЗМ: Вы много путешествуете. Но, наверно, остались еще места, где Вы не были, но очень хотели бы побывать?

В.К.: Так сложилось, что, посетив несколько стран американского континента, я ни разу не побывала в США.

ЗМ: Расскажите о Вашем самом безумном поступке.

В.К.: В семнадцать лет приняла предложение выйти замуж на третий день знакомства. Хотя двадцать лет спустя это не кажется таким уж безумством…

ЗМ: Расскажите о Вашем распорядке дня.

В.К.: Как правило, будильник заведен на 6-00. Люблю неспешно завтракать с книгой, пока все домашние спят. На работу приезжаю к десяти. Часто бывает, что ухожу из офиса тоже в десять, только вечера (кстати, не всегда последней!). Стараюсь выкроить время для тренировок. По выходным езжу на дачу с семьей и друзьями.

ЗМ: Жизнь – это не только работа. Где и как любите отдыхать?

В.К.: Главное – не где, а с кем. За многие годы сложился определенный круг друзей, с которыми всегда приятно не только поболтать за ужином или улететь за тысячи километров в поисках приключений, но даже реализовать какой-либо конноспортивный проект – как это было с чешским «Прадаром», а позже с серией Гран-при по конкуру и Чемпионатом России по выездке.

ЗМ: Назовите, пожалуйста, три черты характера, которые выражены в Вас больше всего?

В.К.: Эмоциональность, трудоголизм и перфекционизм.

ЗМ: Назовите, пожалуйста, три качества характера, которые Вы в себе стараетесь искоренить?

В.К.: Я бы не хотела ничего искоренять, разве что снизить интенсивность перечисленных выше качеств.

ЗМ: Самое сильное воспоминание из детства. О чем оно?

В.К.: Первая зарубежная поездка. Оказалось, что можно жить по-другому, а загнивающий капитализм – достаточно симпатичная штука! (смеется).

 

 Справка ЗМ:

Вита Святославовна Козлова

Президент Большого международного конного клуба «Прадар»

Дата рождения:

11 июня 1971 года

Место рождения:

г. Днепропетровск

Образование:

Российская государственная академия физической культуры,

специальность – тренер-преподаватель

Научные степени:

кандидат педагогических наук,

доктор социологических наук,

слушатель программы MBA Executive (стратегический менеджмент)

Спортивные разряды:

мастер спорта Украины по выездке

Знание языков:

немецкий язык (в рамках профессионального общения)

Жизненный девиз:

Не думай, что можешь. Знай.

Хобби:

дизайн интерьеров и моделирование одежды, коллекционирование картин

и скульптур конной тематики

Кулинарные пристрастия:

итальянская кухня, в особенности рыба и морепродукты, и, конечно, вина.