Русские лошади: карьера за рубежом

 Вопреки всем рассуждениям о недостатках российского коннозаводства «русские лошади» — лошади, рожденные и выращенные на просторах бывшего СССР — завоевывают высокие награды на крупнейших турнирах — финале Кубка мира, чемпионатах Европы и мира, Олимпийских играх. Но в честь их побед поднимаются флаги и звучат гимны совсем других стран

На их спинах сидят не российские всадники, а мастера из Германии, Франции, США, других стран мира. Кто не помнит знаменитого Нельсона Пессоа, ставшего в 1968 году в Мехико призером Олимпийских игр на выращенной в России лошади буденновской породы. Ни в одном протоколе нельзя было найти происхождение того буденновца, но когда Нельсон Пессоа снял седло, взорам присутствующих на соревнованиях советских спортсменов открылось клеймо одного из советских конных заводов. 
   В 80-х годах с пары Райнер Климке — Биотоп начался настоящий бум русской лошади в Европе. Ведущая финская всадница Кира Керклунд была в восторге от вороного Эдинбурга, подготовленного Иваном Кизимовым. Лидер мирового рейтинга по выездке Улла Зальцгебер на выращенном в Латвии Расти (Роторе) стала обладательницей Кубка мира по выездке 2001 года, кроме Расти в конюшне Зальцгебер находятся «русские» лошади Уолл Стрит (Бах) и Атаман. From Russia with love — «Из России с любовью» — такую кличку получил выступающий в конкуре под седлом Тины  Брабант темно-гнедой мерин Апогей, рожденный в конном заводе имени Кирова. На международных турнирах завоевывают победы Куиксотт Прибой и Куиксотт Паваротти, подготовленные всадниками из Ярославля. «Там» — в Европе — ценят выращенных у нас лошадей, открывая у них особые качества, отличающие их от западноевропейских лошадей. Среди европейских всадников постепенно растет число поклонников «русских лошадей».
     При покупке лошадей им дают новые клички, и после, к сожалению, не всегда удается найти информацию об их истинном месте рождения — нередко в графе «происхождение» в стартовых протоколах вместо кличек отца и матери у приобретенных в России лошадей можно увидеть прочерк или одно — единственное слово «unknow» — неизвестно. Несмотря на это, наши заводы занимают заметные строчки в европейских рейтингах, а конный завод имени Кирова лидировал среди заводчиков выездковых лошадей по итогам последнего десятилетия.
   Как нам кажется, тут очень уместен вопрос: «Так ли плохи наши лошади, как многие привыкли считать?». Кто же они — «русские лошади», сделавшие спортивную карьеру под «чужим» седлом? Мы хотим напомнить вам о лучших спортивных лошадях отечественной селекции, с успехом выступающих на международной арене под европейскими всадниками и предлагаем мнение известной французской всадницы о лошадях из России.

Мариэтта Альмази:
Личный опыт работы с русскими лошадьми
 
     Мариэтта Альмази — спортсменка и тренер, имеющая опыт международных соревнований по выездке. Много лет она провела в Бразилии в конном заводе, где тренировала лошадей доктора Хорхе да Роха. Затем вернулась в Европу и сейчас живет во Франции. За последние несколько лет в числе лошадей, которые находились у нее в тренинге, было несколько представителей тракененской породы, рожденных в России. На трех из них она с успехом выступала на международных соревнованиях. В 2001 г. Альмази на коне по кличке Куиксотт Паваротти (Пест) стала чемпионкой Франции по выездке и выступала в финале Кубка мира. Что думает госпожа Альмази о русских лошадях .
   «Говоря о русских лошадях, я подразумеваю рожденных в России тракененских лошадей. Наряду со многими лошадьми полукровных пород, некоторых из которых я подготовила до уровня программы Большого приза по выездке, мне пришлось тренировать нескольких «русских тракенов», а потом выступать на них в соревнованиях. Все эти лошади, с которыми у меня накопился большой опыт работы, происходят исключительно из конного завода имени С.М.Кирова. В Германию они были импортированы Александром Мокселем. 
    Эта благородная конская порода олицетворяет для меня нечто особое. Например, их глаза, они смотрят по-особому. Взгляд и связанное с ним выражение морды, говорят понимающему человеку очень много о характере лошади. По моему личному мнению, основанному на повседневном общении с этими созданиями, «русские тракены» очень разумны, впечатлительны, они всем интересуются —словом, каждый из них это личность. Они не так уж нарядны и не очаровывают своей яркостью, зато они способны к очень быстрому обучению. «Русские тракены» обладают крепкой нервной системой и очень хорошо знают чего хотят, у них в головах постоянно возникают новые идеи. Эти особенности обусловлены текущей в их жилах арабской кровью, она же является причиной выраженного чувства собственного достоинства и горделивости этих лошадей. В этой связи я вспоминаю многочисленные межконтинентальные перелеты. Несмотря на необычную обстановку, лошади никогда не были испуганы, напротив, живой заинтересованный взгляд каждой из них при открытии грузового отсека, казалось, говорил, что они понимают, что самолет уже приземлился.
     Сходство «русских тракенов» с арабскими лошадьми проявляется, однако, не только в их характере, но и в конституции. У них облегченное телосложение, а конечности отличаются сухостью и чистотой. Их суставы не слишком мощные, но трудно сказать обусловлено ли это генетически или же является следствием условий выращивания и особенностей тренинга.
    Чтобы ездить на «русском тракене» не требуется большой физической силы, здесь нужны, скорее, настойчивость и упорство. Кроме того, работая с русскими лошадьми, надо иметь большое терпение и выдержку, чтобы каждый день начинать все с начала, ибо «подарков» эти «русские тракены» не делают никогда. С другой стороны, недопустимо и «перегибать палку». Если всадник хотя бы немного превысит давление на психику лошади, он, как правило, ничего не добьется. По моему опыту, основанному на многих наблюдениях, «русские тракены» больше подходят всадницам, чем конникам-мужчинам, во-первых из-за легкого экстерьера и, во-вторых, из-за особенностей характера. Хороший пример тому конь Биотоп ( Блеск — Плакса), который хотя и успешно выступал под доктором Райнером Климке, но впоследствии под его дочерью Ингрид выглядел намного лучше. 
     Расскажу теперь о моем русском тракененском коне Паваротти. На всех турнирах он смотрится, как ангел, мне почти совсем не требуется усилий, нужна лишь большая концентрация внимания. Зрители не знают, однако, какая огромная повседневная работа скрывается за каждым удачно выполненным упражнением. Для сравнения обычно привожу в пример очень хорошую голландскую кобылу, которая также находится у меня в тренинге. Она в любой день одинакова проста в обращении. Напротив, работа с Паваротти требует все время находиться в напряжении. Если в какой-то день я уделяю ему недостаточно времени, то такая слабость обязательно скажется на соревнованиях. Если же на разминке перед турниром мне удается добиться от Паваротти желания поработать, он выполняет все упражнения легко и красиво. Я давно поняла, что каждый раз он меня испытывает, так что никогда нельзя точно предугадать, как все закончится. Таков уж он есть — с безумно сильным характером, и мне это нравится. Выразительность и связанный с нею шарм, ставшие почти харизматическими чертами, отличают «русских тракенов» от лошадей других полукровных пород, зачастую реагирующих на управление лишь как хорошо отлаженные механизмы. 
     Паваротти был привезен непосредственно из России, где он прошел первоначальную подготовку в высшей школе верховой езды. Многие конники поначалу отнеслись к нему скептически. Я сама трижды летала из Бразилии, где тогда жила, в Германию и признаюсь, что мне было трудно решить, стоит ли его покупать. В то время Паваротти был очень скован, спина у него совсем не работала, и двигался он, так сказать, «только ногами». Я вспоминаю, как пробовала его во второй раз, и у меня было ощущение, как при езде на некоторых испанских лошадях, которые также идут «без спины» — одними ногами. Пиаффировать он также не мог, а если русская лошадь не выполняет пиаффе, приходится задуматься стоит ли обращать на нее внимание, так как русские тренеры и спортсмены затрачивают много времени и усилий, чтобы научить лошадь этому упражнению. Шаг Паваротти тоже оставлял желать лучшего. Из-за напряжения, с которым его демонстрировали, он не мог показать хорошие движения. Он двигался скованно с недостаточным захватом пространства, не переступая задними ногами через след передних ног. В третий раз я долго на нем ездила и примерно через полчаса внезапно почувствовала, что, вероятно, смогу найти к нему подход. Постепенно после долгих, порой вполне оправданных колебаний мы смогли понять друг друга. 
    Я уверена, что в России есть много отличных лошадей, наделенных большим талантом и восприимчивостью, способных к быстрому обучению. Русские лошади обладают быстрой реакцией и отличными рефлексами, которые выражены заметно лучше, чем у лошадей других пород. Эта реактивность отражается на работе задних ног, что очень важно для современного конного спорта. Иногда, если лошадь выезжена в России, возникают трудности, так как ее подготовка отличается от той, к которой привыкли мы — западноевропейские спортсмены-конники. В России лошадей заезжают много дольше и строже, чем у нас, и очень рано начинают отрабатывать сложные упражнения. По-моему, и в этом мнении я не одинока, это часто приводит к физическому и нервному истощению лошади раньше, чем она может проявить свои задатки. У меня сложилось впечатление, что в начальном обучении выездковой лошади, которое практикуют в России и  в том, что принята у нас, есть существенные различия. Русских конников можно упрекнуть в том, что они требуют от своих лошадей слишком много и зачастую бывают очень жесткими в обращении с ними. Часто совсем молодых лошадей работают на мундштуке, нередко со строгим грызлом. В дальнейшем это может привести к нечувствительности рта лошади, мне часто приходилось бороться с этим явлением. В России мало уделяют внимания гимнастическим упражнениям для развития мускулатуры лошади и работе, снимающей напряжение ее спины. Лошади, выезженные в России, не знают полуодержек, переходы с галопа на рысь и обратно выполняются ими с трудом. Главное внимание русских всадников обращено на выполнение более сложных элементов выездки, таких как перемена ног на галопе, пиаффе и пассаж. При этом недостаточно отрабатываются прямые сгибания, эластичность и непринужденность движений лошади. 
     Просмотр фильмов, снятых 20 лет тому назад, убеждает нас, что тогда выездка была иной, а следовательно иными были и требования к лошадям. Именно поэтому русские конники могли в то время одерживать триумфальные победы. Сегодня же судьи, спортсмены и публика желают, чтобы лошади двигались по-другому. 
     Разрешите подвести итог. Русские тракены в чем-то подобны высококлассным спортивным или гоночным автомобилям. Когда их видишь впервые, невольно попадаешь под их очарование, но стоит в первый раз сесть на такую лошадь, как наступает отрезвление, настолько она чувствительна и трудна в управлении. Если же ты сможешь добиться взаимопонимания и научишься использовать ее возможности, то как бы пробегает искра взаимной симпатии, приводящая к успеху, которого никогда нельзя достичь за счет одного лишь автоматического пользования средствами управления лошадью».


О русских лошадях

Куиксотт Прибой (Блеск — Пряха), Куиксотт Паваротти - Пест
(Призыв — Энергичная)

    Темно-гнедой жеребец Прибой родился 21.02.1989 в Кировском конном заводе, был подготовлен в Ярославле под руководством Валерия Волкова. Его международная карьера под кличкой Куиксотт Прибоя началась в 1997 году под седлом Мариэтты Альмази. Куиксотт Паваротти известен нашим спортсменам под кличкой Пест. Этот темно-гнедой мерин был рожден в 1990 году также в конном заводе имени Кирова. Пест выступал в России под всадниками из Ярославля, в частности под седлом Анны Пыркиной. В 1995 году он 7 раз стартовал на турнирах общероссийского значения, в 1996 — 12 раз, при этом 7 раз был на призовых местах, в 1997 году на счету Песта было 8 стартов и победы в соревнованиях уровня Среднего приза №1. В 1999 году Пест выступал уже под кличкой Паваротти под седлом француженки на уровне Большого приза, а в 2000 году стартовал в финале Кубка мира в Хертогенбосе. По итогам сезона 2000/2001 года Пест занимал 27 строчку рейтинга WBFSH.

Эдинбург (Элевер — Дисциплина)

    Уже закончил спортивную карьеру вороной жеребец Эдинбург, выступавший под седлом финской всадницы Киры Керклунд. Эдинбург родился в феврале 1981 года в Ставропольском конном заводе от тракененского Элевера и полукровной терской кобылы Дисциплины. 
    В 1983 году двухлетнего Эдинбурга приобрел для своей спортивной конюшни Иван Кизимов, золотой медалист Олимпийских игр в Мехико. До этого Кизимов готовил к Олимпиаде в Сеуле его брата Эфеса, но к несчастью Эфес пал от колик. Кстати, Эдинбург также отличался уязвимостью пищеварительной системы и находился под угрозой колик почти постоянно. До 1988 года спортивная карьера Эдинбурга проходила в Санкт-Петербурге. В 1991 году Эдинбург уже выступал по программе Большого приза и готовилсяк Олимпиаде в Барселоне. В разное время на Эдинбурге выступала петербуржская всадница Ольга Додонова, потом Ольга Карпинская. Эдинбург под седлом Карпинской впервые принял участие в международном турнире в Финляндии, где их впервые заметила Кира Керклунд. В то время Кира Керклунд лишилась своей основной лошади Матадора и оказалась перед необходимостью покупки готовой большепризной лошади. Учитывая сложившуюся на тот момент экономическую ситуацию в России, Эдинбург был продан финской всаднице.
     В 1992 году финская всадница с Эдинбургом была пятой на Олимпийских играх в Барселоне, годом позже спортивная пара заняла четвертое место на европейском чемпионате в Липице, в 1994 году они стали третьими в Кубке мира в Гетеборге (Швеция). Эти успехи были далеко не единственными в карьере замечательной спортивной пары «Кира Керклунд — Эдинбург».Биотоп (Блеск — Плакса)

Акартенанго-Гарпун  (Погремок — Гантель)

    Крупные всероссийские соревнования по выездке в 1993-1998 неизменно выливались в противоборство между двумя лучшими тракененскими лошадьми России — Гарпуном и Подходом. Вороной Гарпун был, несомненно, одной из самых известных российских лошадей в выездке, не раз становившийся лидером в программе Большого приза на чемпионатах России, этапах Кубка мира, с успехом выступавший в других соревнованиях высочайшего уровня сложности под седлом Нины Меньковой. Гарпун родился в 1986 году в конном заводе имени Доватора (Беларусь) от чистокровного верхового жеребца Погремка и Гантели, был участником межзаводских испытаний в Тирайне (Латвия). Этот крупный, но простоватый жеребец выделялся прежде всего хорошими настильными движениями. До уровня Большого приза был подготовлен Ниной Меньковой. 
    В конце 1999 года вокруг Гарпуна разразились жаркие споры. Владельцы лошади высказали намерение вывезти лошадь в Европу для лечения после напряженного спортивного сезона, против чего возражала выступавшая на Гарпуне Нина Менькова. Официальные спортивные инстанции встали на сторону владельцев лошади. Жеребец был отправлен в Европу, и спустя некоторое время продан и попал под седло немецкого всадника Стефана Петера. С некоторых пор спортивная пара Петер — Акартенанго (Гарпун) с успехом выступает на международных соревнованиях. Только в 2002 году Акартенанго (Гарпун) под седлом Стефана Петера занимал призовые места на знаменитом турнире Париж — Берси (CDI-W), на этапах Кубка мира в Липице (Словения), Сан-Патриано (Испания). По итогам сезона 2001/2002 Акартенанго (Гарпун) занимает 39 место в рейтинге WBFSH, что является неплохим результатом для 17-летней лошади .

«Русские» лошади Уллы Зальцгебер

     Самой титулованной лошадью «советского» происхождения, безусловно, является 15-тилетний мерин латвийской породы Расти, выступающий под седлом немецкой всадницы Уллы Зальцгебер. Расти рожден на племенной ферме Буртниеки в Латвии, при рождении получил кличку Ротор (Ребус-Акра). 
    В 1990 году Ротор (Расти) был признан лучшей двухлеткой хозяйства по прыжковым качествам. После заездки он попал в руки конкуриста Юрия Байрамукова, работавшего в то время в Белоруссии. Байрамуков выступал на нем в конкурах с высотой препятствий до 120 см, а потом его супруга Галина начала готовить Ротора (Расти) по программе высшей школы верховой езды. Лучшим результатом Ротора под седлом Галины было третье место в Малом призе на этапе Кубка мира (Volvo) в Минске. Несколько позже Ротор был приобретен Александром Мокселем. В Германии Ротор попал в руки Улле Зальцгебер и получил кличку Расти.
     Как часто случается, в стартовых протоколах в графе о происхождении Расти стояло «неизвестно»,  успех и способности Расти никоим образом не связывали с советской или латвийской селекцией. После победы на финале Кубка мира в 2001 году Расти возглавил таблицу лучших выездковых лошадей мира и тут остро встал вопрос о его происхождении. После небольшого скандала с происхождения Расти сняли гриф «неизвестно», и весь спортивный мир узнал, что Улла Зальцгебер выиграла финал Кубка мира на «русской лошади». За этим последовали недолгие разбирательства, и справедливость была окончательно восстановлена: Расти было возвращено его латвийское происхождение, а его отец Ребус попал в десятку лучших выездковых производителей мира по рейтингу WBFSH . 
    Расти не единственная русская лошадь Уллы Зальцгебер. Под ее седлом выступает также подготовленный в России Атаман. Лучшим из молодых лошадей Уллы называют Уолл Стрита. Не так давно Уолл Стрит под кличкой Бах выступал под седлом Юрия Ковшова. Выращенный на Украине, он был подготовлен Ковшовым до уровня Малого приза, и в середине 90-х принимал участие в московском этапе Кубка мира по выездке. После Бах попал к Улле Зальцгебер. Как-то раз в интервью одному немецкому издательству Улла Зальцгебер вскользь заявила, что эта лошадь попала к ней абсолютно сырой, неспособной к выполнению даже элементарных упражнений. Насколько объективна была оценка, судить трудно, но Улла высказывалась подобным образом и о других своих «русских» лошадях, в частности о Расти, первоначальная подготовка которого фрау Зальцгебер не совсем устраивала.

Альмокс Принц (Хоккей — Павана) и другие

     Самой известной конкурной лошадью российского разведения в Германии, безусловно, является Альмокс Принц. Первоначальную конкурную подготовку Принц прошел под седлом Анатолия Тимченко. После этого он был передан в аренду в Германию (где находится до сих пор), попал в конюшню Александра Мокселя и получил приставку «Альмокс» (сокращенно фамилия и имя Мокселя), которую имеют все принадлежащие Мокселю лошади. Выступая под седлом Эльмара Гунделя, Альмокс Принц выиграл крупные турниры в Висбадене, Фонтенбло и Роттердаме и трижды занимал высокие места в Большом призе Аахена. В Германии Альмокс Принц был использован для племенного разведения, среди его потомства — производитель Донаупринц, а также самая дорогая лошадь элитного весеннего аукциона в Северном Рейне — Вестфалии 1998 года — Аль Пассал, хорошо известный российским конникам. 
    Альмокс Принц, тем не менее, не единственная конкурная лошадь, выступающая под седлом европейских всадников. Не сразу попал к своей нынешней всаднице Барбаре Байнвакс (Австрия) тракененский жеребец Абрек (Эх-Ма -Актриса), рожденный в 1984 году также в конном заводе имени Кирова. Международная карьера Абрека началась под седлом Юрия Ханулая, участника чемпионатов Европы из Словакии. В 1992 году спортивная пара не раз побеждала в конкурах высшего уровня сложности, на их счету была, например, победа в Большом призе Братиславы. Под седлом Барбары Байнвакс Абрек выступает с 1994 года и неоднократно становился победителем крупных австрийских турниров. В настоящее время жеребец совмещает спортивную и племенную карьеру. В 1997 году жеребчик из его первой ставки был признан лучшим жеребенком в Нижней Австрии, многие потомки Абрека были премированы.  Два потомка Рейса также выступали в конкуре под европейскими всадниками: Ритмикал (Рейс — Чудодейка) и Бизонс Голден Джой (Рейс — Аксиома). Рыжий мерин Ритмикал (Ритмичный) родился в Буденновском конном заводе в 1985 году, в настоящее время выступает под седлом американки  Ноны Гарсон. По итогам сезонов 1992-2001 гг. Ритмичный занимает 58 строчку в рейтинге WBFSH спортивных лошадей в конкуре. Рыжий жеребец Бизонс Голден Джой при рождении был назван Раутом (1984 г. р. в Буденновском конном заводе). Выступает он под седлом Юргена Зюсманна.

   Пожалуй, больше других на слуху был русский тракененский жеребец Биотоп, чье имя в последние годы неразрывно было связано с именем доктора Райнера Климке. После смерти этого выдающегося всадника темно-гнедой жеребец выступал под седлом Ингрид Климке. 
    Биотоп был рожден в конном заводе имени Кирова, первоначальную подготовку прошел в Москве под седлом Валерия Тишкова, но в каких-либо значительных турнирах в России участия не принимал. Зато в Германии его карьера сложилась более чем успешно. Пожизненная сумма выигрыша Битопа на турнирах разного уровня составила 250 тысяч ДМ ( более 60 призовых мест). 
   За выдающиеся спортивные успехи Биотоп получил допуск к племенному использованию в тракененском коневодстве Германии, и последние несколько лет племенная карьера играет более значительную роль в жизни этого жеребца, чем спортивные выступления.
    Из первой ставки 1999 года в 2002 году было представлено к регистрации в племенную книгу тракененского союза 5 дочерей Биотопа, и все удостоены премий. Дочь Биотопа Шакира была признана лучшей кобылой 2002 года. В земле Рейнланд-Пфальц-Заар другая дочь Биотопа Фаланкс стала вице-победительницей выставки трехлетних кобыл.
   Кроме названной территории, Биотоп имеет лицензии на племенное использование в Северном Рейне-Вестфалии, Ольденбурге, Швейцарии и Нидерландах.

По материалам журнала «Grand Prix»
Перевод: Д. Я. Гуревич