Физиологичесские основы работы выездковой лошади

 Все движения лошади осуществляются организованной работой сотен мышц и сухожилий под руководством центральной нервной системы. Биомеханика движений лошади устроена таким образом, что число дыхательных движений всегда кратно количеству движений шага, рыси или галопа, и соотносится, соответственно, как 2:1, 1:2 или 1:1. Слаженность работы всех двигательных и дыхательных систем при всем многообразии и сложности аллюров выездковой лошади возможна только при абсолютной координированности нервных импульсов, когда работа дыхательного и двигательного центров объединяется в единую систему взаимодействия.

Функционирование такой системы опирается на выработку высокоспециализированных условно-рефлекторных связей на уровне коры головного мозга. В систему синхронизации физиологических процессов вовлечена и сердечно-сосудистая система, при этом сердечный ритм обычно в два раза чаще, чем дыхательный. Волна нервных импульсов, распространяемая из дыхательного центра, создает «фон возбудимости» нервных клеток в коре головного мозга и других отделах нервной системы, навязывая им свой ритм.
    Нервно-рефлекторный механизм синхронности дыхания и движения на одном аллюре не могут работать на другом в силу их сильной специфичности. Поэтому для спортивной лошади большое значение во время тренировок и выступлений имеет навык перехода с одного аллюра на другой, что подразумевает умение быстро налаживать дыхательный ритм в соответствии с новым темпом и характером движения. Для успешного вырабатывания подобных рефлекторных комплексов требуются следующие условия: «дыхание-движение».
    ПЕРВОЕ – необходимость поступления кислорода в кровь и вывода из организма углекислого газа. Чем сильнее работа легких, как, например, при переходе от шага к собранной, а затем прибавленной рыси или галопу, тем раньше и четче начинает функционировать система «дыхание-движение».
    В состоянии покоя и в начале движения стимуляция дыхания недостаточна для функционирования этой системы. Поэтому в начале тренировки перед отработкой сложных элементов выездки следует установить синхронность дыхательных и двигательных циклов лошади на достаточно интенсивных аллюрах, т.е. открыть у лошади глубокое ритмичное дыхание.
    Обычно у тех лошадей, у которых на собранной рыси дыхание еще недостаточно активно, при переходе на прибавленную рысь, за счет увеличения дыхательных потребностей, дыхание становится более глубоким и синхронным с движением.
    При выполнении принимания на рыси согласованность движения и дыхания такая же, как при обычной рыси, за исключением тех случав, когда всадник принуждает лошадь к боковому движению при помощи болевого воздействия. Каждое воздействие шпоры или грубая работа шенкеля может вызвать у лошади спазм дыхания, вспомните, как вам случалось «не вздохнуть, не охнуть» при ушибе. Поэтому мягко выезженные лошади охотнее и четче делают сложные элементы, просто им есть, чем дышать от начала и до конца езды.
    При галопировании у всех лошадей, как правило, быстро устанавливается глубокое ритмичное дыхание, синхронное движению. При перемене ноги в три, два и один темп дыхание сохраняет такой же характер, что и на обычном галопе (1:1), если, конечно, не шпорить лошадь.
    На работу рефлекторных систем лошади сильное влияние оказывает внешняя обстановка, особенно во  время соревнований. В незнакомом манеже лошадь нервничает, пугается, у нее сбивается дыхание, а, следовательно, нарушается качество ее движений. Во время работы с лошадью, особенно пугливой или молодой, в целях профилактики надо постепенно приучать ее к смене обстановки, добавляя внешние раздражители на тренировочной площадке, такие как плакаты, музыка, шум зрителёй, работающие машины. Для молодой лошади также полезно будет тренироваться в манеже с более спокойными лошадьми, но постепенно ее надо приучать к тому, что она работает на площадке одна. Для успешного выступления на соревнованиях необходимо продумывать все до мелочей: испуг при погрузке и транспортировке, встреча с незнакомыми лошадьми, напряженная обстановка соревнований так могут перевозбудить лошадь, что на само выступление не останется никаких сил. 
    Выбирая лошадь для спорта, стоит не только внимательно обследовать ее здоровье и экстерьер, но и темперамент лошади, т.е. ее реакцию на резкие звуки и движения, прикосновения, на проезжающие рядом машины и т.д. 
    Пусковым механизмом для выработки рефлексов лошади служат действия всадника, голос, запах, вес, манера держаться в седле и т.д., но главные — это работа повода, шенкеля, перемещение центра тяжести. При разной степени воздействия удил — от очень мягкого, почти неощутимого, до сильнейшего - в нервную систему идут различные импульсы. Легкое давление, не достигающее порога болевой чувствительности, воспринимается лошадью как тактильный раздражитель, который, будучи четко закрепленным в условном рефлексе, позволяет управлять лошадью. Неопытные всадники часто жалуются на то, что они «из всех сил работают шенкелем», а лошадь чем дальше, тем хуже их слушается, а лошадь ни в чем не виновата, она просто «тупеет» от тупого шенкеля. 
    Выдающиеся мастера выездки добиваются четкого послушания лошади за счет того, что их не сильные, но точные воздействия опираются на сис-тему заранее отработанных полезных рефлекторных связей. 
  Приходится признать, что в конном спорте распространено злоупотребление болевыми раздражителями. Действия поводом, хлыстом, шпорами вместо мягко принуждающего средства часто приобретают характер разрушающих деятельность нервной системы факторов, вносящих хаос в работу физиологических систем. В результате возникают спазмы дыхания, задержка вдоха. Задержка дыхания дыхания при остановке - явление широко распространенное из-за сильного воздействия повода, в результате вместо предоставления организму лошади возможности отдохнуть во время езды по схеме, растрачиваются силы, подчас в большей степени; чем при выполнении сложных элементов.
  Множество упражнений в выездке – движение собранной рысью, на собранном галопа и др. лошадь должна выполнять на укороченных движениях и в «сборе», т.е. с определенным поставом головы и шеи. Такая поза, в принципе не естественная, в результате специальной тренировки должна стать для лошади естественной. Лошадь должна научиться принимать ее в ответ на соответствующие сигналы. Но многие лошади выполняют эти упражнения лишь в ответ на двойную боль — с удил, чтобы был «сбор», и со шпор, чтобы «не потухла» и не перешла на менее интенсивный аллюр. В подобных случаях лошадь не дышит даже на галопе. Не говоря о том, что в такой ситуации у лошади нет шансов на удачные выступления, с ветеринарной точки зрения, такая работа приводит к срыву процессов высшей нервной деятельности, растяжению легочных альвеол и эмфиземе. 
  Речь не идет о том, чтобы отказаться от исполь-зования шпор, а о том, чтобы использовать их разумно, при необходимости, вслед за действием шенкеля.
   
  ВТОРОЕ. Полученные в результате выездки навыки закрепляются в высших отделах нервной системы сначала в виде краткосрочной, а затем в течение нескольких часов трансформируется в долговременную память. При этом обе эти памяти реализуются разными физико-химическими процессами. 
  Краткосрочная память основывается на циркуляции по нервным клеткам электрических импульсов, а долговременная, сохраняющаяся практически на всю жизнь, на хромосомном аппарате клетки, где ее материальным носителем служит дезоксирибонуклеиновая кислота. 
  Эксперименты показали, что двигательно-пищевые рефлексы образуются у лошади исключительно быстро, обычно после 3-5 сочетаний в течение 10-15 минут. Однако их воспроизведение в первый день отличается нестабильностью, лошадь часто отвлекается и «путается». Во второй день лошади обнаруживают стабильный рефлекс, который возможен только при извлечении его из долговременной памяти. Становится понятна причина частых срывов у спортивных лошадей, когда к ним предъявляют жесткие требования немедленной реакции при отработке новых элементов, а часто можно наблюдать, как спортсмен повторяет и повторяет элемент; а получается все хуже и хуже, ведь лошадь устает и путается все больше и больше, всегда надо вовремя остановится и похвалить коня.
  Смысл выездки лошади заключается в совершенствовании ее тела и наивысшего развития его гибкости и координации, и в обогащении ее памяти необходимыми условно-рефлекторными навыками. 
Лошадь как фигурист или гимнаст должна не только хотеть выполнить движение, но и обладать для этого физическими возможностями и координацией. Не торопитесь получить сразу максимальный результат от лошади, дайте ей время нарастить нужную мускулатуру и выучить движение. Нетерпеливость и грубость всадника – и у лошади появляется страх перед работой. Страх вырабатывается у лошади как реакция на боль. В ответ у лошади поднимается кровяное давление, учащается сердцебиение, спазмируется дыхание, наступает общее перевозбуждение, и со временем сама обстановка манежа становится для лошади пугающей. Чем мягче спортсмен работает с лошадью, тем естественнее включается у нее правильное функционирование системы «дыхание-движение», тем качественнее выступление, а особенно переходы с аллюра на аллюр.
      Каждый переход с одного аллюра на другой сопровождается паузой в дыхании лошади, которая говорит о том, что центральная нервная система производит в этот момент работу по выбору нового режима работы систем. Эта работа и есть ТРЕТЬЕ необходимое звено, называемое «решением». Несмотря на то, что как собранная, так и средняя рысь, к примеру, должны протекать в одном ритме, интенсивность движения и захват пространства на них различны, и ритм дыхания должен остаться тот же, при совершении же перехода с рыси на галоп ритм дыхания становится реже. Таким образом, выездка лошади базируется на развитии пластичности и устойчивости систем дыхания и движения.
      Для выработки у лошади правильного дыхания надо потратить много терпения и сил. Перепробовав массу режимов работы, организм лошади рано или поздно «устаканивается» на том, который позволяет открываться «глубокому дыханию», эффективно снабжающему ткани кислородом, позволяющему переносить нагрузки, который и закрепится в памяти.
      Именно потеря общего ритма и движения ведет к срыву элементов, особенно таких, как пассаж, пиаффе, при этом, чем сложнее элемент, тем, как правило, строже применение средств управления, а, следовательно, сбой в дыхании, спазм, что еще больше усугубляет ситуацию.
      Не надо думать, что все вышесказанное относится только к выездке, залог успеха  конкурной лошади также лежит в ее умении «дышать» на маршруте, т.е. до и после прыжка, независимо от его сложности. Однако часто приходится наблюдать, что лошади, отлично справляющиеся с одиночными препятствиями любой высоты, на соревнованиях показывают плохие результаты. Часто причина в том, что лошадь преодолевает 4-5 препятствий  «на одном дыхании», а дальше ее мышцы не получают кислородного питания, и у лошади просто не хватает сил для дальнейшего выступления. Для выработки у лошади необходимых дыхательных навыков очень полезна работа на кавалетти и клавишах, в шпрингартене, а также прыжки с рыси через невысокие барьеры.