История четвероногой Золушки. Ч II. Из грязи в европейские князи

История четвероногой Золушки. Ч II. Из грязи в европейские князи

Автор: Екатерина ШТАТНОВА/www.equestrian.ru
Номер журнала: ЗМ №8(121)2012

Коневодство в Западной Европе представляет собой хорошо смазанный и безотказно работающий механизм, уже несколько десятков лет исправно поставляющий четвероногих победителей чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр. Но даже сквозь их стройные ряды время от времени на первую ступень пьедестала почета пробиваются лошади «без роду, без племени», чьи сердца бойцов и грамотный тренинг в опытных руках делают возможными истории, похожие на сказку про Золушку.
Олимпийская легенда
 
Всего через несколько дней после окончания Второй мировой войны в конюшне Густава Верлинга в Дармштадте родилась неприметная гнедая кобылка. Ее отцом был американский стандартбредный рысак Оберст, а матерью – французская рысистая Хелен неизвестного происхождения. Кобылку назвали Халлой, и после заездки она проходила тренинг как стипль-чезная лошадь. Затем на нее обратили внимание члены Олимпийского комитета Германии, и у Халлы началась вторая часть спортивной карьеры – троеборная. Она была очень чувствительной и капризной кобылой, и несколько спортсменов не смогли найти с ней общего языка. Наконец, в 1951 году она попала в руки Ганса-Гюнтера Винклера, который рассказывал об этом как о большой удаче: «В те годы дорога в конный спорт была открыта или кадровым военным, или аристократам. Я не принадлежал ни к тем, ни к другим. Халла мне досталась только потому, что никто не хотел работать с ней, несмотря на ее очевидный талант к прыжкам». 
 
Халла могла внезапно испугаться чего угодно – собак, птиц, зрителей на трибуне, но постепенно терпение и настойчивость Ганса-Гюнтера Винклера принесли свои плоды. В 1954 и 1955 годах Халла привезла своему спортсмену золото чемпионатов мира – в Мадриде и Ахене соответственно. В 1956 году пара была включена в состав немецкой команды на Олимпийские игры в Стокгольме. В первом гите Халла оттолкнулась на прыжок через одно из препятствий издалека, Ганс-Гюнтер был подброшен в воздух, но в конце концов ему удалось приземлиться обратно в седло. В результате он серьезно повредил мышцы в паху. Если бы он принял решение не продолжать соревнование, команда Германии была бы исключена. Преодолевая сильнейшую боль, спортсмен мог только с трудом направлять Халлу на следующее препятствие. Кобыла отпрыгала весь маршрут без штрафных очков, и наградой мужественному спортсмену стали золотые медали в личном и командном зачетах. Так начиналась легенда...
 
В 1960 году Халла и Винклер заработали для своей страны еще одну золотую олимпийскую медаль в командном зачете. За свою спортивную карьеру они выиграли 125 соревнований по конкуру, а Халла попала в Книгу рекордов Гиннесса как обладательница трех золотых олимпийских медалей.
 
Халла была отправлена на почетную спортивную пенсию в 1960 году, но продолжила карьеру как матка. Она дала восемь жеребят, но ни один из них не смог проявить себя в спорте. Халла умерла в  солидном возрасте 34 лет в 1979 году, оставшись в памяти людей как уникальная рысистая кобыла с огромным спортивным сердцем.
 
Рожденный прыгать – может летать!
 
Когда Хуб Хелворт договаривался о продаже одного из своих жеребят, он вряд ли мог предположить, что через 20 лет этот «рыжик» сделает его одним из самых успешных заводчиков выездковых лошадей.
 
Однажды Хуб решил покрыть одну из своих кобыл жеребцом Коктейлем. Хотя родословная Коктейля содержала в себе конкурные линии, на нем успешно выступала в выездке Анке ван Грюнсвен. Кобыла Шарман, рожденная и выращенная на конюшне у Хелворта, также относилась к конкурному направлению голландского коневодства, хотя в ее родословной присутствовали гельдерлендские крови. 
 
Жеребенок, родившийся в мае 1991 года, получил имя Якоб в честь известного голландского журналиста и конного фотографа Якоба Мелиссена, но после продажи был переименован в Джаза. Длинноногий и нескладный жеребенок преображался на рыси. В три года он был отправлен на испытания жеребцов, где получил «десятки» за рысь, а его единственным слабым местом, несмотря на конкурное происхождение, был прыжок.
 
Дальнейший тренинг показал полное отсутствие конкурных талантов, но о выездковом потенциале Джаза с восторгом отзывались все его всадники. Владельцы приняли решение переориентировать жеребца на выездку, и это было как нельзя более правильным решением. В 2001 году Джаз впервые стартовал в Малом призе под седлом Тинеке Бартельс, а в 2002 году пара уже была включена в состав национальной сборной на Всемирные конные игры в Хересе. К тому времени владельцем жеребца уже был синдикат из 10 человек, впрочем не все решили остаться в доле после 2004 года, когда Джаз не попал в команду на Олимпийские игры в Афины. Жалеют ли они о своем выборе – трудно сказать, но очень скоро оказалось, что основная ценность жеребца лежит не в области конноспортивных, а в области коннозаводческих достижений.
 
За свою карьеру в качестве жеребца-производителя Джаз стал отцом более чем трех тысяч жеребят, из которых почти 100 принимали и принимают участие в соревнованиях уровня международного Большого приза. Он – отец возглавлявшего список лучших дрессурных лошадей планеты в 2009 году Парцваля. Также на счету этого поистине выдающегося производителя лицензированные KWPN сыновья: Johnson, Norway, Olivi, Riant, Tango, Vic, Westpoint, Wynton, и внуки: Armani, Citango, Ub-40, Undigo, Universeel, Valdez, Vivaldi, Zardando, Zhivago, Zizi Top, Zuidenwind. Ольденбургским, Вестфальским, Баварским и Ганноверским союзами Германии допущен в разведение сын Джаза – Джаз Тайм, который и сам с успехом стартует в выездке на уровне Большого приза.
 
Эти и другие подобные достижения вывели Джаза на первое место среди выездковых жеребцов-производителей мира, а его владельцам – конному заводу «Броер» – принесли не только всемирную известность, но и вполне солидный капитал.
 
Конь для принцессы
 
Можно подумать, что люди, по праву рождения относящиеся к королевской династии, живут припеваючи и не знают отказа ни в чем. Но времена прекрасных принцев и принцесс, купающихся в роскоши, давно миновали. Члены королевских семей, посвятившие свою жизнь конному спорту, вынуждены искать себе лошадей не на шикарных аукционах, а в более скромных местах. В 1999 году капитан Марк Филлипс, супруг английской принцессы Анны, во время одного из своих тренировочных семинаров по троеборью обратил внимание на лошадь одной из своих учениц. Это был 7-летний крупный рыжий конь неизвестного происхождения, но с зачатками спортивного таланта.
 
Через несколько месяцев конь по имени Тойтаун был куплен для дочери Марка Филлипса, принцессы Зары Филлипс. Однако оказалось, что лошадь хороша только на трассе кросса. Конкур и манежная езда не были его сильными сторонами. В 2001 году на международных соревнованиях по троеборью категории «2 звезды»  в Виндзоре Зара лидировала по результатам двух дней соревнований, но на конкуре заработала 25 штрафных очков и переместилась вниз по таблице технических результатов.
 
Однако этот результат не обескуражил спортсменку. Она взялась за совершенствование прыжковой техники Тойтауна с удвоенным упор-
ством, и в 2002 году к Заре пришел первый настоящий успех. На первенстве Европы среди юниоров Зара Филлипс и Тойтаун выиграли серебро в личном зачете. В 2003 году состоялся их дебют на соревнованиях категории «четыре звезды» в Бергли, где пара заняла второе место, пропустив вперед только Пиппу Фаннел, в то время занимавшую первую позицию во всемирном троеборном рейтинге.
 
Два года спустя состоялся дебют Зары и Тойтауна во взрослой национальной сборной – на чемпионате Европы в Бленхейме они выиграли золотую медаль в личном и командном зачетах. В 2006 году копилка наград Зары пополнилась еще двумя медалями – золотом чемпионата мира в личном зачете и серебром в командном зачете. Несмотря на эти впечатляющие результаты, Тойтаун время от времени продолжал преподносить своей спортсменке неприятные сюрпризы. Например, в 2007 году на чемпионате Европы по троеборью в Италии груз штрафных очков, привезенных с конкурного поля, не дал Заре Филлипс возможности завоевать очередную медаль в личном зачете, хотя команда Великобритании в тот год и выиграла золото. Последним стартом Тойтауна были международные соревнования в 2009 году в Гаткомбе. С тех пор он наслаждается заслуженным отдыхом, иногда появляясь на публике во время торжественных церемоний. В  2012 году Зара Филлипс и Тойтаун принимали участие в эстафете олимпийского огня на ипподроме в Челтенхеме.
 
Мал да удал
 
Джейни и Лекси Маккинаны не смогли удержаться от смеха, когда из коневоза вышел конь, которого они собирались купить. По трапу спустилась серая лошадь, которая была больше похожа на пони. В четыре года рост Ленамора не превышал 150 см в холке, а ездить на нем собиралась Лекси Маккинан, в которой было 175 см росту. Прежние хозяева серого Ленамора начали активно подыскивать для него новые руки, когда поняли, что не могут справиться с ним.  В результате Маккинаны решили все-таки купить коня за 700 английских фунтов, и это была цена целого набора проблем. Ленамор оказался с сильным характером и не был настроен на сотрудничество с всадником – потеря всадником баланса на прыжке немедленно вела к катапультированию его из седла, Ленамор козлил и свечил.
 
Новым хозяевам пришлось практически заново заезжать его, но были у Ленамора и положительные черты – прекрасный сбалансированный галоп, уверенный прыжок и умение выходить из самых сложных ситуаций. Лекси Маккинан тренировалась у известного троеборца Яна Старка, и однажды она взяла Ленамора на одну из тренировок, чтобы спросить мнение профессионала. Вердикт Яна Старка был прост: «Если соберетесь продавать коня, дайте мне знать, я куплю его!» Когда Лекси исполнилось 25 лет, она решила, что карьера профессионального спортсмена не для нее, и начала искать работу, не связанную с лошадьми. А для Ленамора была найдена другая спортсменка – Каролин Пауэл.
 
В 2004 году Каролин и Ленамор остались вторыми на международных соревнованиях категории «три звезды» в Блейр-Кастле, а на следующий год состоялся их дебют в Бадминтоне. Для лошади ростом 152 см в холке преодоление огромных троеборных препятствий на одной из самых сложных в мире трасс было героическим мероприятием, но его атлетическая подготовка и уверенность в собственных силах творили чудеса. Пара прошла кросс без штрафных очков и заняла в том году 14-е место.
 
В спортивной карьере Ленамора были еще шесть турниров в Бадминтоне и пять – в Бергли, не считая прочих, менее престижных стартов. В 2010 году Каролин Пауэл и Ленамор заняли в Бергли первое место, а в следующем, 2011 году, они остались в Бадминтоне шестыми. Несмотря на то что в нынешнем году Ленамору исполнилось 20 лет, в июне он занял четвертое место на международных соревнованиях в Брамхэме (Великобритания).