«Игра престолов» FEI: новые спортивные жертвы

«Игра престолов» FEI: новые спортивные жертвы

Автор: Надежда ВОЛОДИНА
Номер журнала: GM №3(160)/2016

2016-й, год Олимпийских игр, призванных объединять и примирять все страны под эгидой спорта, с самого начала захлебнулся в спортивных скандалах. И конца этому не видно…
 
Складывается ощущение, что международные спортивные федерации, ранее чинно и степенно надзиравшие за своими видами, настолько заскучали, что решили развлечься, дергая за ниточки и сталкивая различные интересы. Либо же эти федерации сами повисли на крючке, который, впившись в бок, заставил их совершать неразумно резкие движения. Из офиса ФИФА документы изымаются на бесконечные проверки, легкая атлетика бьется в конвульсиях допинговых скандалов, а FEI вдруг разразилась многоголосым хором, осуждающим системы судейства, правила и регламенты, которые еще недавно все единодушно принимали и утверждали. 
 
Show must go on
 
Знаменитый лозунг о «спорте вне политики» и основные принципы олимпийского движения в последнее время все меньше соответствуют своему изначальному замыслу на фоне событий, разворачивающихся в спортивном мире. И пресса старается списать происходящее на пред­олимпийскую лихорадку… Но как тогда объяснить подобные «игры престолов» в неолимпийских дисциплинах? Например, накал страстей в тех же пробегах, который порой перекрывает шум вокруг протестов по поводу олимпийских рейтингов и лицензий. 
 
За яркими примерами далеко ходить не нужно: международное соревнование по дистанционным конным пробегам CEI 3* в Дубае 19 марта 2016 года было отменено накануне турнира, а ряд национальных федераций пригрозил санкциями спортсменам, собиравшимся участвовать в старте. 
 
Принципы и приоритеты
 
Вот уже несколько лет подряд FEI ведет борьбу с ОАЭ за благополучие лошади во время пробегов. Недовольство федерации вызвано большим количеством летальных случаев в этих соревнованиях. Правда, эти данные ни разу не были подтверждены какими-либо официальными цифрами. Но частая гибель лошадей в том же троеборье не является секретом. Все прекрасно помнят трагическую смерть знаменитого Хикстеда или усыпление Зи-Занг после падения под седлом Афины Онассис. А случай дисквалификации ирландского конкуриста Ричарда Хоули за то, что он спасал свою лошадь от приступа колик, шагая за пределами официально разрешенной зоны, вообще вызвал недоумение! Где же здесь приоритет благополучия лошади, если за спасение своего партнера всадник лишается победы и всех призовых? А ролл-кюр в выездке, который официально запрещен, но почему-то с завидным постоянством сходит с рук отдельным всадникам? 
Что-то в этой картине мира не так...
 
Яркий пример
 
Но вернемся к пробегам. 
 
В январе 2016 года на соревнованиях в ОАЭ произошли события, которые FEI посчитала грубым нарушением правил. В итоге все старты в ОАЭ были заморожены на две недели. За это время национальная федерация ОАЭ должна была подготовить соглашение с FEI по изменению регламента проведения соревнований на своей территории под угрозой их полной отмены до конца сезона. Это не первый подобный случай, и FEI все больше закручивает гайки в этом регионе. Хотя именно Эмираты вкладывают огромные деньги, благодаря которым пробеги за короткий срок приобрели невероятную популярность.
 
Со стороны кажется, что FEI не делает ничего предосудительного. Но если принять во внимание сроки, которыми оперирует Федерация, ее действия все больше смахивают на шантаж. Так, например, старты были заморожены 31 января, а на 13 февраля в календаре был намечен главный старт сезона – Кубок Президента ОАЭ. И, чтобы не сорвать важнейшие соревнования, за два дня до старта федерация ОАЭ была вынуждена пойти на подписание сепаратного соглашения с FEI, ужесточающего условия проведения соревнований по пробегам в этой стране до конца сезона. 
 
Два из двенадцати пунктов этого соглашения касаются условий финального ветгейта. Время восстановления после финиша было сокращено с обычных 30 минут до 10-15, а максимальный допустимый пульс лошади на финише уменьшен с 64 до 56-60 ударов в минуту. Многие ветеринары не побоялись высказаться, что это может негативно повлиять на состояние лошадей, ведь многие животные физиологически не могут выполнить такие условия. К тому же пульс 64 всегда считался нормальным.
 
Спорт не для спортсменов
 
Таким образом FEI решила наказать всадников из ОАЭ за их чрезмерные скорости, которые якобы плохо влияют на здоровье лошадей. Но можно ли наказывать всю страну, если виновны лишь отдельные спортсмены и тренеры? И зачем еще дополнительно наказывать приехавших в Дубай иностранных всадников (в том числе российских), которые, не имея за собой таких нарушений, были не готовы стартовать в новых жестких условиях? 
 
Примечательна история с Кубком наследного принца Дубая. Приглашения на него были разосланы еще 26 января. Соответственно, иностранные всадники готовились стартовать в соревнованиях со стандартными условиями финального ветконтроля. Все документы от участников были собраны в положенный срок – 10 февраля. А положение с неприятным сюрпризом было опубликовано гораздо позже, всего за неделю до официальной даты отправки лошадей самолетом в Дубай – 29 февраля. Отказаться от участия было уже невозможно – лошади в этот момент находились на пути в точку сбора, в Голландии. 
 
Уже в Дубае спортсмены подписали петицию в адрес FEI с просьбой вернуть стандартные условия финального ветгейта хотя бы для приглашенных участников соревнований. После этого спортсмены просили и об уменьшении минимально допустимой скорости с 14 до 12 км/ч. Документ поддержала ФКСР. Но, увы, обращения в FEI остались без ответа, что может расцениваться как знак неуважения.  
 
В итоге ни по одному из пунктов FEI навстречу не пошла. Директор федерации по пробегам Мануэль Бандейра Де Мелло лично прилетел в Дубай в день выводки, 18 марта, и провел переговоры с организаторами за закрытыми дверями. После этого он больше не появлялся, хотя у спортсменов были к нему вопросы. Апофеозом абсурда стала отмена международного старта за 2 часа до выводки. 
 
Чтобы сгладить неприятное впечатление и в знак уважения к гостям, организаторы разрешили всем иностранным всадникам принять участие в национальном соревновании CEN 120 со стандартными условиями финального ветконтроля. Но и здесь «happy end» не получился, – несколько всадников из Германии и Франции были вынуждены сняться со старта из-за запрета своих национальных федераций под угрозой дисквалификации и лишения возможности быть отобранными на чемпионат мира по пробегам! 
 
В итоге единственной жерт­вой в борьбе FEI против нерадивых арабских спортсменов стали иностранные всадники, потерявшие и деньги, и возможность стартовать. 
 
FEI-СпортФорум в Лозанне 
 
На спортивном форуме FEI, прошедшем в Швейцарии 4 и 5 апреля, всадница из Эстонии Елена Сбитнева, попыталась прояснить момент, касающийся изменений правил в связи с дубайским  инцидентом. Но ее поднятая рука была многократно проигнорирована. И лишь позже, когда вопрос был все же озвучен, генеральный секретарь FEI Сабрина Ибаньес в неуважительной манере резко оборвала Елену, не дав ей закончить. Сославшись на то, что вопрос не по теме, госпожа Ибаньес предложила решить все за закрытыми дверями. Дальнейшего решения не последовало, хотя инициатива эстонской всадницы имела под собой самые благие намерения.
 
No comments
 
Слова о том, что «Бюро FEI признает усилия, предпринятые Национальной федерацией ОАЭ относительно конных пробегов, с момента восстановления их членства в FEI в июле 2015 года», звучат как издевательство. Особенно на фоне того, что бюро FEI отозвало свое решение о проведении чемпионата мира-2016 по конным пробегам в Эмиратах, назначенных на декабрь. 
 
Теперь ожидается, что это соревнование состоится в сентябре-октябре. Таким образом, квалификационный период сместился на два месяца назад, и результаты для набора квалификационных очков на ЧМ теперь будут учитываться с октября 2014 года. 
 
То есть спортсменов задним числом поставили перед фактом, что их подготовка и планирование графиков стартов никого не волнуют. 
Совсем неясными для спорт­сменов остаются и технические условия, к которым им следует готовиться. Ведь новое место проведения чемпионата Бюро FEI планирует объявить лишь 14 июня. А пока спортсмены лишь гадают, будет ли это горная трасса во Флораке или проселочные дороги в Юстон Парке. При этом FEI «честно» делает вид, что пытается навести «порядок». Однако все намного глубже и противоречивее. И пока федерации решают, кто кому должен, простые спортсмены страдают и несут огромные расходы. 
 
Что же касается деклараций о развитии спорта, принципов справедливости и благополучия лошади, большими буквами прописанных в уставах всех федераций, то эти строчки, очевидно, годятся лишь для популярных в соцсетях агитационных роликов.
 
Елена Сбитнева: «Я за честный спорт»
 
Эстонская всадница Елена Сбитнева – человек из эпицентра событий и скандалов, связанных с последними пробегами в рамках FEI. Мы задали ей несколько вопросов.
 
 
GM: Елена, что вы думаете о современном развитии пробегов и почему вы выбрали для себя этот спорт?
 
Е.С.: Пробеги для меня помимо спорта, это – конечно же, еще и неповторимая гармония с живой  природой, ощущение свободы и счастья. За последний неполный год я стартовала в 14 международных и 5 национальных пробегах. Мне есть что с чем сравнивать. Многие страны смогли предложить прекрасные условия. Но та любовь и страсть, с которыми развивает спорт королевская семья Аль Мактум, ставит Дубай в мире пробегов вне конкуренции. Здесь есть все и даже больше: камеры, полиция на трассе, скорая помощь, клиника для лошадей, зоны отдыха, вода, лед и многое другое. Организация соревнований в Европе и в ОАЭ – это небо и земля. Именно поэтому мы поддерживаем петицию, протестующую против отмены ЧМ в Дубае.
 
GM: Какова ваша роль в пробегах на сегодня?
 
Е.С.: Я спонсор и организатор национальных соревнований в Эстонии, у меня в планах также спонсировать международные соревнования в России и Эстонии. Кроме этого я бесплатно даю спортсменам своих лошадей на большие соревнования. На последних соревнованиях в Дубае были шесть моих лошадей. В том числе и у россиян – Марии Кузнецовой и Мухамеда Калова. Все всадники получили хорошие денежные призы. И это только начало. В ближайшем будущем я хочу создать сильную и преданную команду из 10 всадников, которых я готова продвигать на мировом уровне с предоставлением лошадей.
 
GM: Расскажите, пожалуйста, о своих лошадях.
 
Е.С.: У меня сейчас 10 арабских лошадей, остальные были проданы в Европу. Мои любимые – это две основные: Quito El Indalo (12 лет, из Франции) и Karla De Fontanel (8 лет, из Франции), которая заняла 10-е место на Мировом чемпионате молодых лошадей в 2015 году. Есть и молодые лошади: Viva Denuste, от Друга, шести лет, которую я привезла из России в Эстонию; AE Egyptian Aliyy Jamil – вороной жеребец, лучший молодой арабский жеребец Эстонии 2015 года, и моя новая 5-летняя лошадь, Baltazar El Indalo от знаменитого Персика – возлагаю на него большие надежды, но время покажет. Также в планах приобрести еще лошадей в ближайшем будущем.
 
GM: Какую проблему вы считаете главной в современном спорте?
 
Е.С.: При решении сложных задач совершенно необходимо уметь слышать мнение спортсменов. Их знания, полученные на собственном опыте в конкретной дисциплине, – бесценный материал. Думаю, важная роль может принадлежать опросам и голосованиям среди всадников, официальных лиц, организаторов соревнований. Я за честный спорт. Сегодня этого пока нет, но я верю, что, сплотившись, мы победим!