Кому нужны разряды?

Кому нужны разряды?

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ
Номер журнала: GM №3(179)/2018

У военных, полицейских и пожарных есть звания, у государственных служащих – классные чины, ученые защищают диссертации и получают степени, врачи подтверждают квалификационные категории, представители рабочих специальностей стремятся получить более высокий разряд. Все это – примеры так называемой ступенчатой классификации в разных направлениях деятельности. Спортсмены тоже вынуждены классифицироваться в форме получения спортивных разрядов и званий. О том, насколько это актуально сегодня в конном спорте, мы побеседовали с Николаем Чебышевым, судьей FEI по конкуру уровня «3*».

Для чего, вообще, были введены разряды и звания в спорте? Когда и в какой стране это впервые про­изошло?
 
Разрядная система в спорте, или ступенчатая классификация, возникла много тысяч лет назад, скорее всего с появлением регулярной армии в Месопотамии, в Шумерских городах-государствах в третьем тысячелетии до нашей эры, и уже точно была в Ассирийском царстве. Назначение ее было точно такое же, как и сейчас – мотивация профессионального роста, правда, тогда только для воинов. Спорт, кстати, сам по себе – изначально это тоже система мотивации для подготовки воинов и охотников, но возникшая еще раньше. Система поощрений путем присвоения почетных званий оказалась настолько эффективной, что она быстро распространилась сначала по армиям древнего мира, а затем проникла практически во все сферы деятельности человека. Поскольку спорт многие сотни лет был частью военной подготовки, то в отдельной спортивной классификации нужды не возникало, военные ранги и чины вполне справлялись с задачей мотивации физической и технической подготовки.
 
Первым прототипом чисто спортивной классификации, скорее всего, следует считать сис­тему разделения обучающихся боевому искусству на уровни в монастыре Шаолинь около 500 года нашей эры.
 
Дала ли ступенчатая классификация – возможно, на каком-то историческом этапе развития спорта – положительный эффект? Какие, вообще, плюсы несет эта система?
 
Ее задачей было и остается создание мотивации для повышения человеком своей квалификации. Бесполезно доказывать новичку, что он в состоянии стать самым лучшим на планете в своем деле. Никто не поверит. Но если разбить весь путь на несколько ступеней, каждая из которых не кажется недоступной, и ставить ученику задачу достигнуть именно эту, ближайшую цель, мотивация включается на полную мощность. Никто не родился олимпийским чемпионом и, глядя на то, как виртуозно великие мастера конкура решают сложнейшие технические задачи с огромными препятствиями, а топовые всадники выездки создают танцевальные шедевры, мало кто может представить себя на их месте. А вот подготовиться к маршруту из 8 одиночных препятствий с максимальной высотой в 1 м – сложно, требует упорства, много тренировок, но, по большому счету, достижимо для каждого. Выполнив же эту задачу, и следующая высота выглядит не такой уж непреодолимой, надо только еще немного напрячься. Все мас­тера прошли этим путем.
 
Могли бы вы выделить отдельные виды спорта, где система присвоения разрядов и званий необходима или, по крайней мере, соответствует уровню мастерства спортсменов?
 
В мировой спортивной прак­тике только в восточных единоборствах система ступенчатой классификации великолепно отработана и действует практически безотказно. В большинстве видов спорта единой системы не существует, а есть только национальные аналоги, приспособленные к местным условиям и обстоятельствам, как правило ограничивающиеся начальными уровнями. Классы (E, A, L, M, S) как в Германии, или «галопы» (которых всего 7), как во Франции, подразумевают сдачу экзамена по теории, навыкам ухода за лошадью, по верховой подготовке. В случае успеха присваивается очередной ранг и выдается специальный значок или документ. Для спортсменов высокой квалификации чаще используется текущая классификация, когда учитываются результаты за определенный период. Фактически это разновидность рейтинга.
 
Можно ли расценивать разряды в качестве оценки эффективности работы тренеров и в целом системы подготовки спортсменов? Грубо говоря: чем больше тренер или, например, спортивная школа подготовила разрядников или мастеров, тем лучше они поработали. Соответственно выстраивается порядок государственного или иного поощрения таких специалистов или организаций.
 
В принципе, разрядная система может использоваться и для оценки тренерской работы или даже целых клубов и школ. Объективной такая оценка будет при условии, что система работает надежно и честно. К сожалению, изначально хорошая идея Единой спортивной классификации как раз из-за прямого бюджетного финансирования деградировала настолько, что сейчас уже невозможно сопоставлять квалификацию спортсменов не то что из разных видов спорта, и не то что из разных дисциплин одного вида, как, например, в конкуре и в выездке, но и внутри одной дисциплины. Если бюджетные, то есть, в понимании большинства тренеров, «ничьи» деньги можно добыть путем увеличения количества выполненных разрядов, то самый простой путь – занижение нормативов через административные процедуры. Активное давление на спортивных функционеров на протяжении четверти века привело к перманентному снижению разрядных норм. Результат – десятки и сотни новоиспеченных мастеров спорта, не дотягивающих до 1 разряда двадцатилетней давности. Другой фактор, приведший к печальному результату, – это отмена пожизненной квалификации, когда разряды требуется подтверждать через определенный промежуток времени. В данном случае авторы этого предложения попытались совместить ступенчатую классификацию и текущую, показывающую не опыт спортсмена, а его сиюминутное состояние. Потеряли и то, и другое.
 
Что значит «активное давление на спортивных функционеров»? Кто и каким образом давил?
 
В большинстве областей, краев и республик раньше повсеместно, но и по-прежнему – во многих, региональные федерации базируются на одной спортивной школе. Соответственно, ключевые должности занимают либо руководители школ, либо тренеры. А зарплаты отдельных тренеров и фонд оплаты труда в целом в бюджетных спортивных школах определялись (возможно, и сейчас определяются – перестал следить, поэтому не уверен) путем аттестации тренеров-преподавателей. Один из основных факторов, учитывающихся при аттестации – количество выполненных разрядов спортсменами этого тренера. Для этого нужны квалификационные соревнования с минимальным участием «чужих» судей. Чтобы решить этот вопрос, нужно снизить требование по определенному уровню турнира – на местные не требуется утверждение судейской коллегии в ФКСР, а значит, больше шансов обойтись «своими силами». Тогда и препятствия могут быть пониже, и дистанция кросса покороче. Такая же логика у появления третьих разрядов в выездке. При Петушковой считалось – а я и сейчас так думаю – что для участия в соревнованиях по выездке надо выполнить минимум 3 разряд в конкуре. Без этого всаднику крайне сложно почувствовать полноценную энергию движения лошади. Но появление возможности выполнения третьего разряда в выездке резко увеличило количество выполнений и, соответственно, тренерские показатели. 
 
Есть выражение «Этот конь не одного кандидата в мастера (здесь есть варианты) привез!» Может быть, дело в таких случаях не в спортсменах, а именно в талантливых и хорошо подготовленных лошадях, которые «привозят» всадникам награды и разряды. Корректно ли, на ваш взгляд, присуждать всадникам разряды, которые они выполняют на лошадях, подготовленных другими людьми?
 
Если результат в спорте перестает зависеть от уровня подготовки спортсмена, а достигается использованием более качественного оборудования, снаряжения или, как в нашем спорте, более дорогих лошадей, этот спорт умрет. Никому не интересны соревнования, в которых решающую роль играют деньги. По счастью, в конном спорте роль спортсмена все еще превышает значение лошади, даже очень хорошо подготовленной. Рассуждения о конях-самовозах больше базируются на слишком большом количестве лошадей, испорченных неверным тренингом, содержанием, участием в слишком сложных соревнованиях. На этом фоне нормально подготовленная лошадь под нормально подготовленным всадником уже выглядит впечатляюще. Однако, если не считать откровенно жульнические технологии «выполнения» разрядов, количество конского брака заметно снижается, а вместе с этим утихают разговоры о самовозах. При этом проблема слишком дорогих высококлассных лошадей, дающих преимущество всаднику при равновысокой квалификации остается актуальной. В любом случае фундаментальный принцип спорта «случайно можно проиграть, но не выиграть» все еще незыблем.
 
Что за «жульнические технологии» выполнения разрядов?
 
Их много, но я не уверен, что это следует популяризировать. Например, чиновники наградных отделов почти никогда не бывают на квалификационных соревнованиях, а спортсмены и тренеры, которые могли бы обнаружить несоответствие, не видят наградные документы. Поэтому не составляет труда приложить технические результаты, скажем, с не стартовавшими спортсменами. Или договориться с судьями «натянуть» нужные проценты «правильному» всаднику, который по совместительству является директором спортивного комплекса или хорошей подругой регионального министра спорта. 
 
Какова в нашей стране законодательная база по присвоению разрядов и званий? 
 
Единая Всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) является инструментом государственной политики в области спорта. Выполнение, присвоение разрядов и званий регламентируется нормами, устанавливаемыми Министерством спорта Российской Федерации. (На сегодняшний день действует приказ Минспорта России от 13 ноября 2017 г. № 988, Приложение № 15 – Нормы и условия их выполнения по виду спорта «конный спорт» – Прим. ред.) Нормы же эти готовят общероссийские федерации по различным видам. И хотя специалисты Минспорта достаточно внимательно смотрят документы до их утверждения, все особенности многочисленных видов спорта они, конечно, не знают. Поэтому за последние 20 лет не было случая, чтобы в классификации по нашему виду не нашелся какой-нибудь ляп. То «мастера спорта международного класса» за маршрут 140 присвоят, то «мастера» десятками выполняются.
 
Если признать, что требования ЕВСК в конном спорте морально устарели, как можно было бы их реформировать?
 
Главная черта эффективных ступенчатых систем в спорте – это максимальное влияние разрядного требования (то есть занятого места/количества побед в соревновании определенного ранга); и совсем небольшое значение разрядной нормы (количества штрафных очков, процента положительных баллов и прочее). 
 
Много лет назад разработана и действует такая система классификации в отношении конкура. Спортсмены включаются в класс, если занимают первое место в классическом соревновании без штрафных очков в основном гите. Например, с начала XXI века маршруты 160 на таких условиях выигрывали всего 12 граждан России: Александр Белехов, Владимир Белецкий, Наталья Белова, Геннадий Гашибаязов, Анна Громзина, Виктория Крашевич, Вячеслав Колесников, Кирилл Майоров, Сергей Петров, Михаил Сафронов, Наталья Симония и Владимир Туганов. Но уж к ним никаких вопросов по уровню квалификации нет и быть не может. Это истинные мастера конкура реально международного, «красного» класса, элита конкура. Была в свое время такая традиция – красный редингот надевали только те спортсмены, которые хотя бы один раз выиграли Гран-при. 
 
На один уровень ниже, в маршрутах до 150 см, в клуб мастеров с начала 2001 года пробились 40 человек. И оспорить это достижение невозможно. Именно так, на мой взгляд, должна работать система спортивной квалификации.
 
Послесловие
 
Карьера профессионального спортсмена сегодня находится, как будто, в двух разных системах координат. С одной стороны, это нормы ЕВСК, с другой – квалифи­кационные требования и рейтинги FEI. В обоих случаях спортсмену или его тренеру неплохо было бы тщательно изучить все нормативные документы, чтобы разбираться во всех нюансах. Нормы и условия присвоения разрядов и званий только в конкуре занимают 5 страниц мелкого текста, в котором далеко не все трактуется однозначно. 
 
Из-за сложности и непрозрачности в выполнении и присвоении разрядов, часто у спортсменов возникают претензии, которые в конечном счете адресуются в Федерацию конного спорта России. Может быть, уже наступило время, когда стоит задуматься об упрощении (ни в коем случае – не о снижении!) трактования разрядных норм и пересмотреть их в пользу увеличения влияний разрядных требований. 
 
В 2021 году в Минспорта России выйдет новый приказ об утверждении ЕВСК. Давайте сделаем так,  чтобы по нашему виду спорта в этом документе у спортсменов не было вопросов. Время еще есть.