Австрия: танцующие лошади Дунайской империи // ЗМ № 1 (39) 2004

Австрийская республика (Republik Osterreich) – государство, расположенное в Центральной Европе, граничащее на севере с Чехией, на северо-востоке – со Словакией, на востоке – с Венгрией, на юге – со Словенией, Италией и Швейцарией, на западе с Лихтенштейном, Швейцарией и Германией. Австрию – «Страну гор, страну на реке» (имеется ввиду Дунай), если цитировать первую строчку гимна – населяют 8 млн. 132 тыс. человек (в основном, католиков). Большую часть территории страны занимают Восточные Альпы, подразделяющиеся в свою очередь, на Альпы Северного Тироля, Зальцбургские, Циллертальские и Карникские.

Поголовье лошадей в Австрии невелико и составляет около 75 тыс. голов, под содержание которых используется более 60 тыс. га сельхозугодий. Коневладельцев в стране тоже немного – около 20 тыс. человек. Конная индустрия Австрии на протяжении веков переживала, скорее, больше падений, нежели взлетов. Предпосылками к этому служили некоторые исторические события, происходившие в Европе. Итак, обратимся к истории.
    С 1282 года Австрией правила династия Габсбургов. В 1526 году, присоединив Чехию и Венгрию, где они титуловались королями, и другие территории, Габсбурги стали монархами обширного многонационального государства – Австрийской империи, которое в результате преобразования, на основе соглашения 1867 года между господствующими классами Австрии и Венгрии получило название Австро-Венгрия (делилась на Австрийскую империю или Цислейтанию и Королевство венгров или Транслейтанию).
   После Революции в России революционные выступления охватили и различные районы многонациональной Австро-Венгрии. Империя пала, и  Австрия была провозглашена республикой (12 ноября 1918 г.). Венгрия, в результате волнений, также стала республикой (16 ноября). На других национальных территориях распавшейся Австро-Венгрии в конце 1918 г. возникли независимые Чехословакия и Королевство сербов, хорватов и словенцев (спустя 11 лет оно было переименовано в Югославию). А на бывших землях Российской империи образовались независимые Финляндия, Латвия, Литва, Эстония и Польша (в ее состав вошли и польские территории, ранее принадлежавшие Германии и Австро-Венгрии).
   Неотъемлемой частью Австрийской империи всегда были лошади. Например, когда в 1863 году турки второй раз стояли перед веной, если бы войска польского короля Яна Собеского и карла Лотарингского не спасли город, он был бы полностью захвачен. Конечно, в битве принимали участие разные рода войск, но основу составляла – кавалерия! И можно с уверенностью заявить, что если Рим спасли гуси, то Вену, бесспорно, лошади.
   Так, один из величайших австрийских художников-пейзажистов XIX века – Фридрих Лоос – на своих картинах обязательно отводил место лошадям, чей вклад в историю и культуру любой страны просто неоценим.
    Политические территориальные деления Австрийской империи, а позже Австро-Венгрии не могли не оставить свой след в конной индустрии Австрии. Все конское поголовье, все племенное богатство, нажитое вековыми трудами специалистов того времени, фактически было поделено между образовавшимися государствами. Даже конный завод «Липпица», в котором выращивались липпицианы – гордость Австрии – оказался на землях современной Словении.

Страна музыки

    Если не вспоминать дефицитные австрийские сапоги, с удобной колодкой, из хорошей кожи, за которыми в советское время «гонялись» дамы всех возрастов, то первое, что приходит на ум при упоминании Австрии – фамилия Штраус, а именно Иоганн Штраус (отец), австрийский скрипач, дирижер, композитор, наряду с Й.Ланнером создавший венский вальс. Следующий в списке – Иоганн Штраус (сын), славный продолжатель дела отца. Именно Иоганну младшему принадлежит введение классического типа венского вальса.
    Говорят, что идея бессмертного произведения – «Сказки венского леса» – пришла Иоганну Штраусу (сыну) во время прогулки в экипаже по этому самому Венскому лесу. Пение птиц, мерный стук копыт пары лошадей и скрип экипажа навеяли композитору прекрасную мелодию, которую он записал сразу же по возвращении с прогулки. Теперь знаменитый вальс Штрауса называют неофициальным гимном Австрии.

Моцарт и конфеты

     Кроме вышеупомянутой семьи Штраусов, в Австрии творили такие великие композиторы, как Йозеф Гайдн и Вольфганг Амадей Моцарт. Мелодии Моцарта звучат в Зальцбурге (его родном городе) даже в мобильных телефонах таксистов, а от сувениров с его изображениями рябит в глазах. Протискиваясь в густой толпе по узеньким улочкам и сравнивая цены на стандартные наборы конфет «Моцарткугель», выставленные через каждые два метра, не сразу удается опознать отмеченный во всех путеводителях дом, где родился композитор.

Конепоезд и почта

    Но не только конфеты влекут людей в «кузницу композиторов». Достопримечательность Австрии – Восточные Альпы, пользующиеся огромной популярностью у людей предпочитающих «канарам» и «багамам» лыжные курорты.
   Туристы из всех стран мира очень любят эту страну. Наряду с парками динозавров, сафари и приключений или старейшей соляной шахтой мира,  в этой удивительной стране можно увидеть конную железную дорогу, находящуюся в верхнеавстрийском Райнбахе, в Мюлькрайсе, с вокзалом, и первым в Европе станционным буфетом. Тяга быть первыми у австрийцев проявлялась во многом. К примеру, первая в Европе конная почтовая линия, начавшая действовать в 1490 году, пролегла между Инсбруком (Австрия) и Мехеленом (тогда Нидерланды, сейчас Бельгия).

Лошади во дворце

   Несмотря на постоянные военные конфликты австрийская архитектура пострадала не сильно. Поэтому, если слух в Австрии все время радует музыка великих композиторов, то глаз – обилие дворцов, что полностью отвечает требованиям империи: «Каждый новый император не наследует покои предшественника, он обязательно получает свое новое жилище, характеризующее его индивидуальность».
     Сейчас в одном из дворцов горной страны – Шеннбруне – летней резиденции Габсбургов открыта выставка экипажей, где экспонируются кареты, сани, паланкины, портшезы. В центре коллекции – позолоченая, богато отделанная императорская карета весом около тонны.
   Нельзя рассказывать об Австрии, не упомянув Хофбург – императорский двор, открытый архитектурный комплекс в Вене.   Самая «юная» и наиболее монументальная его часть, «Нойе Бург», создававшаяся в 1881-1913 годах. Перед «Нойе Бург» – пространство «Хельденплац» – «Площадь героев». Когда-то она служила для пышных парадов, проводившихся любившим муштру кайзером Францем Иосифом. Площадь украшают два конных памятника:  принцу Евгению Савойскому – «благородному рыцарю», легендарному победителю турок и эрцгерцогу Карлу – противнику Наполеона в битвах при Асперне и Ваграме. Чуть дальше –  здание бывших придворных конюшен, построенное в 1723-25 годах по проекту Йоханна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, также исторически относящееся к ансамблю Хофбурга. Долгие годы, вплоть до 1994, это здание использовалось как выставочный комплекс.
    Там же находится и сооруженное в 1558 году для эрцгерцога Максимилиана и переделанное в 1565 году в конюшни здание Штиллунген, служащее сегодня домом Испанской школы верховой езды, одной из достопримечательностей Вены. В 1580 году эрцгерцог Штирии Карл решил основать в Липпице, деревеньке под Триестом конный завод для выведения новой породы – помеси арабских скакунов с андалузскими кобылами. После падения австро-венгерской монархии Липпица отошла к Италии, а завод переселился в Пибер под Грацем, где по сию пору выводят лошадей, известных как «липиццанер». В 1729 году по проекту Иосифа Эммануэля Фишера фон Эрлаха было начато строительство зимней школы верховой езды, завершенное в 1735 году. Сегодня в просторном белом зале с двумя галереями искусные обер-берейторы демонстрируют гостям столицы свое уникальное мастерство.
       Несмотря на стремительный бег времени и технический прогресс, иногда складывается впечатление, что в этой горной стране почти ничего не изменилось со времен правления династии Габсбургов.

Эй, фиакер, гони-ка к Пратеру

      Конечно, кроме как в праздники, вы вряд ли встретите на улице горожан в национальных костюмах, зато некоторые странички прошлого дожили и до наших дней – это фиакры, в которых катаются тысячи туристов со всех стран мира. Правда, с течением времени они утратили свою колоритность и на облучке все чаще сидит австриец в повседневной одежде. Зато в праздники город преображается, а с ним преображается и национальная достопримечательность Австрии – фиакры. И тогда уже фиакрами правят персонажи времен Габсбургов…
   Правда, недавно городские власти столицы Австрии Вены решили сократить количество традиционных конных экипажей – фиакров. Здесь вступило в силу распоряжение, согласно которому половина из 116 фиакров будет обслуживать туристов только по четным дням, а другая – по нечетным. Необходимость столь суровых санкций власти объясняют тем, что в центре города хронически не хватает стоянок. К тому же лошади создают пробки на улицах и оставляют кучи навоза. В былые времена, при государе-императоре Франце-Иосифе, таких проблем не существовало. Были специальные служащие – пфердендректрегеры, которые собирали «конские яблоки», а потом продавали крестьянам.

Спасибо Архиепископу Зальцбургскому!

    Порода легких упряжных лошадей – норикийская – возникла и развивалась в горных районах Австрии на протяжении нескольких тысяч лет. Несмотря на свою древнюю родословную, до сравнительно недавнего времени эта порода не подвергалась целенаправленной селекции.Племенная книга была заведена примерно 400 лет назад благодаря Архиепископу Зальцбургскому. И только тогда определили стандарты породы, появились племенные фермы.
    Сегодня норикиец это – крепкая, выносливая, и вместе с тем обладающая удивительно спокойным нравом лошадь. Благодаря этим качествам порода приобрела популярность во всей Европе. Норикиец также стал родоначальником других пород, включая баварскую, получившую название южно-германская хладнокровная (она распространена в верхней и нижней Баварии).
     Большинство норикийских лошадей бурой масти, но порода допускает самые различные окраски. Вливание крови андалузских и неаполитанских лошадей позволило вывести несколько новых линий различных мастей, включая серых и чубарых. Другая ветвь этой породы, у которой оказался пятнистый окрас, появилась в местности Пинцгау, где сохранилась в наибольшей чистоте, отсюда второе название этой породы – пинцгауэр.

Цирк да и только...

      Лошади чубарой масти известны и высоко ценились с древних времен. Их можно увидеть на работах мастеров древнего Китая, чубарые племенные лошади были среди норикеров, могучий потенциал которых проявился при создании многих современнях пород. Знаменитый в прошлом кнабструп ведет свою родословную со времен наполеоновских войн. В те годы чубарая кобыла по кличке Флебенхоппен была куплена мясником Клебе. Кобыла обладала исключительной резвостью и выносливостью. От нее и фредериксборгскимих жеребцов пошла линия чубарых лошадей, получившая название Кнабструп. Эта порода была менее сильной, чем фредериксборгская, но отличалась крепким сложением и здоровьем, а привлекательная масть сделала ее популярной цирковой лошадью.


Альпийский трактор

     Гафлингер (Haflinger – от названия крошечной деревни Hafling) – идеальная лошадь для всей семьи, лошадь для спорта и фермерства. Неприхотливый и выносливый Гафлингер в некоторых справочниках фигурирует, как «Альпийский трактор». Эта лошадь обладает устойчивой психикой, что сделало гафлингера основой Австрийской кавалерии, где более чем 100 лошадей этой породы обслуживают горные военные части каждый день.
      Гафлингер легко узнаваем. Золотистая масть с белыми гривой и хвостом – визитная карточка породы. Эти лошади имеют длинную историю, в попытке ответить на вопрос относительно точного возраста и происхождения гафлингера проводилось много исследований. В средневековых летописях упоминается порода лошадей, найденных в Австрийских Альпах.
     Документальное подтверждение селекции гафлингеров началось с 1874 года, когда был записан первый жеребец 249 Folie, полученный от полуаравийского 133 Эль-Бедави XXII и чистопородной тиролеанской кобылы. 249 Folie стал первым зарегистрированным гафлингером и родоначальником породы. В настояшее время все чистопородные гафлингеры восходят родословной к этому первому Фолие.

Австрийская полукровная

     После Второй Мировой войны число лошадей в Австрии, как и во всей Европе, сократилось. К концу 50-х годов наметились тенденции развития конного спорта, но собственных резервов верховых лошадей в стране не было, так как большое число конных заводов оказалось за пределами новых границ. Cозданным в 1964 году Обществом по разведению полукровных лошадей из Германии был импортирован выдающийся ганноверский производитель Фердинанд, использование которого на матках (липпицанской породы) конного завода Пибер позволило получить потомство с хорошими спортивными задатками и спокойным темпераментом. Удачный опыт положил начало импорту большого числа жеребцов, в основном ганноверского и тракененского происхождения.
     Сейчас полукровная популяция Австрии составляет около 2500 кобыл (большинство зарегистрировано в Верхней Австрии). После продажи в 1997 году государственного конного завода Штадль-Паура в частные руки, жеребцы (всего около 100 голов) содержатся только в частных случных депо. Полукровное отделение конного завода Пибер, состоявшее из лошадей, восходящих к линиям Предсвита и Фуриозо, было ликвидировано в 1983 году после эпидемии вируса герпеса, с тех пор конный завод занимается исключительно липпицанами.
     По типу полукровные лошади, разводимые в Австрии (высота в холке около 160 см), соответствуют общеевропейскому типу универсальной спортивной лошади, пригодной к любой дисциплине конного спорта, приближаясь к типу, свойственному немецким полукровным породам. Заводчики стремятся получить лошадь среднего калибра, пригодную для выступлений в соревнованиях по выездке и конкуру. Лошадей австрийского разведения, выступающих на турнирах международного уровня, нет.

«Школьные» лошади

    И в заключение вернемся к липпицанам, упомянутым в начале. Липпицанская лошадь восходит к лошади испанской, котрая в 1580 году в Липпице была скрещена с арбской и берберийской. Сейчас липпицанов выращивают во многих странах, но лучшие получаются в Австрии. Липпицан превосходно подходит для выездки и хорош, как упряжная лошадь.
    В возрасте 8 месяцев многие липпицаны начинают двигаться неуклюже, входят в стадию «гадких утят» и пребывают в ней почти до трех лет. В течение этого периода неловкости типичный липпицан совершенно непохож на представителя этой породы и смотрится скорее как неуклюжий мул. В Австрии молодых липпицанов отправляют в Альпы, где их не смогут увидеть туристы, и возвращают в трехлетнем возрасте. Тогда присущая им элегантность проявляется и остается навсегда, даже по достижении преклонного возраста, а зачастую и до смерти.
       Содержать липпицианов несложно. У этих лошадей спокойный характер, редко встречается хромота, они чрезвычайно быстро приспосабливаются к частым или быстрым изменениям окружающей среды и сменам корма.

Доминанты австрийского турфа

     Чистокровное коннозаводство Австрии исторически тесно связано с венгерским и немецким. Инициатором ввоза скаковых лошадей в тогдашнюю Австрийскую империю был граф Иштван Шечени, который, по окончании наполеоновских войн, в 1815 году посетил Великобританию. Вернувшись на родину, он провозгласил, что «в  Англии есть три вещи, которым стоит поучиться – конституция, машинерия и коннозаводство». Слово не разошлось с делом – уже на будущий год граф привел из Британии 21 голову чистокровных лошадей, составивших основу его завода. Скаковые правила были разработаны по образцу английских, а первые скачки состоялись в Прессбурге (ныне столица Словакии – Братислава) в 1827 году. Впоследствии, также были построены ипподромы в главных городах Австро-Венгрии – Вене и Будапеште, на протяжении второй половины XIX и начала  XX века считавшиеся основными скаковыми центрами Центральной Европы.
    Австрийское Дерби впервые состоялось в 1868 году, и на протяжении последующих лет его победителями неоднократно выходили лошади венгерского происхождения, включая легендарную кобылу Кинчем (выиграла в 1877 году). В 1921 году первым финишировал  Балбинус, кровь которого сохранилась в России через внука по материнской линии Агрегата, отца оксистки Аналогичной, матери Анилина. Позже дербистами становились такие лошади, как Империал в 1963 году, Неман в 1984-м и Кораб в 1985-м.
     В последние десятилетия в австрийских классических скачках, напротив, доминируют лошади с немецкими педигри – так, только в 1999-2001 годах победителями Дерби становились дети ведущих производителей Германии Акатенанго, Ломитаса и Монсуна. Дербист 2003 года Фенш (Грейнтон – Федерспил от Конигштула) также был приобретен двухлеткой на аукционе чистокровных лошадей в Баден-Бадене. Общая призовая сумма выигранной им главной скачки сезона составила 65 тысяч евро.

Жокей не играет в футбол...

     Самый известный в мире современных скачек австриец – жокей Андреас Зуборикс. Он родился в 1971 году в Вене, где и начал свою скаковую карьеру, одержав первую победу в возрасте 16 лет. В юности Зуборикс увлекался футболом и даже играл за один из венских клубов, однако его рост и вес гораздо больше подходили для скачек, чем для какого бы то ни было другого вида спорта.
С 1993 года Зуборикс живет и выступает в соседней Германии, где является одним из ведущих жокеев наряду с Андрашем Старке. На его счету более 30 побед в групповых скачках и около 20 – в скачках 1-й группы. Лучшие лошади, на которых ему довелось выступать – Тайгер Хилл (приз Бадена-98 и Далмайр Прайс-99), Силвано (Арлингтон Миллион-01 и Кубок Сингапура-01) и Паолини (две скачки 1-й группы в Италии в 2001 году).


Канадский австриец

     22-летний Франц Строхзак эмигрировал из Австрии в Канаду в 1955 году, и уже через три года, обзаведясь «англоязычным» вариантом фамилии (Фрэнк Стронак), открыл в штате Онтарио свой бизнес. Через пару десятилетий его фирма Magna International Inc превратилась в ведущего поставщика высокотехнологичных автоматических систем и компонентов для автомобилей, а сам Стронак воплотил мечту своей юности, занявшись разведением чистокровных лошадей. В настоящее время ему принадлежит огромный комплекс Адена Спрингз: три завода в Кентуки и Канаде. Лошади Стронака неоднократно выигрывали самые престижные скачки Северной Америки – так, в 1997 году его Тач Голд победил в Белмонт Стэйкс, лишив Силвер Чарма уже почти завоеванной им «тройной короны», а годом спустя Осем Эгэйн стал первым в Бридерс Кап Классик.
       Не забывает уроженец маленького австрийского городка Вайс и о своей исторической родине. Корпорация Magna – многолетний спонсор венского Дерби – инвестировала десятки миллионов долларов в строительство нового ипподромно-развлекательного комплекса вблизи от столицы Австрии. Первые скачки на нем должны состояться во второй половине 2004 года.

История «беговой» дружбы.

    Австрия, равно как и вся Европа, в плане бегов во многом обязана России. В XIX веке орловские рысаки являлись резвейшими в Европе и доминировали на европейских ипподромах.
      Впервые бега в Австрии состоялись в 1874 году и долгое время проходили на Пратере (район Вены). Крио – первый ипподром Австрии – появился более чем через 20 лет, в конце 90-х годов XIX века.
Сейчас в Австрии 16 беговых ипподромов. 5 крупнейших из них действуют круглогодично, а остальные – только несколько дней в году. Кроме профессионалов высокого класса, таких как Адольфо Ублейс – победитель практически всех классических призов Австрии, чемпион Мира 1973 года, на счету которого 3410 побед – в стране хорошо развиты любительские бега. К слову, первый заезд любителей состоялся в 1905 году.
      Главный приз Венского ипподрома, считающийся интернациональным, разыгрывается в честь графа Кальмана Хунеяди – одного из крупнейших деятелей австрийского рысистого коневодства, основателя «Рысистого бегового общества» Австрии.
     Лучшей рысистой лошадью Австрии последних лет по праву можно признать Ле Рой Крауна,  многократного победителя и призера  классических и интернациональных призов. Легкость хода, в сочетании с отличной мускулатурой, делает его практически недосягаемым для соперников. К тому же, Ле Рой Краун отличается очень красивыми движениями, что делает его выступления очень зрелищными.
      Российские наездники имеют давнюю дружбу с австрийскими мастерами беговой дорожки и неоднократно выступали на Венском ипподроме. Например, в 1967 году участие в престижном призе Мариан Диден приняли наши соотечественники Евгений Калала (Гарем), Михаил Фингеров (Крепкий зарок) и Евгения Лихобаба, которая на великолепном Гривеннике и одержала победу. А в 1989 году на специально заказанном самолете в Австрию летал Сорренто, выступление которого мечтали увидеть в этой стране. Тогда Сорренто на Венском ипподроме выиграл приз Вены и установил рекорд 1.14,5
на 1700 м.
      В Музее коневодства в Москве находится серебряная статуэтка кобылы Красы, завода Мазурина, которая на Венском ипподроме выиграла множество интернациональных призов. Самая престижная VIP-трибуна на ипподроме Крио носит название «Салон графа Орлова», а на втором этаже трибун, недалеко от «Салона», в память о дружбе России и Австрии и, отдавая дань орловским рысакам, с которых начались бега в Вене, висит фотография старинных трибун (до 1910 года) Центрального Московского ипподрома.

Звезда австрийского конкура

     Самым известным спортсменом, вознесшим Австрию на всевозможные пьедесталы почета, без сомнения, является выходец из Германии Хуго Симон. Ни до него, ни сейчас, никто из австрийских всадников не достигал таких значимых успехов.
     Хуго Симон прославился не только своими достижениями – а их было немало – но и удивительным долголетием в конкуре. Он один из немногих подряд принимал участие почти в десятке Олимпиад, был чемпионом неофициальных олимпийских игр 1980 года среди капстран, серебряным призером Олимпиады в командном зачете в Барселоне в 1996 году, трижды побеждал в финале Кубка мира (в том числе в самом первом финале в Гетеборге в 1979 году). Также он вошел в историю Кубка как самый старший победитель  финала – в 1997 году, когда Хуго Симон в третий раз выиграл Кубок мира, ему исполнилось 55 лет. Пик карьеры связан с ганноверцем по кличке E.T. FRN, которого Хуго Симон называет своей самой любимой лошадью. И сегодня Хуго Симон все еще остается в седле и выступает на крупных турнирах, хотя его возраст уже перевалил 60-летний рубеж.
      Интересно, что эта единственная «легенда» австрийского конкура родился и начал свою спортивную карьеру в Германии, но из-за большой конкуренции в немецкой сборной, пошел искать счастья в сопредельной и родственной Австрии, где его приняли с распростертыми объятиями. Чтобы не иметь препон в спортивной карьере, Хуго Симон принял австрийское гражданство и вошел в национальную сборную. При этом он оставался не профессиональным спортсменом, а любителем. Хуго Симон давно и успешно ведет собственный строительный бизнес – возводит торговые центры по всей Европе, а на доходы от бизнеса занимается конкуром в свое удовольствие. Правда, гордиться его успехами Австрия может только в прошлом – в настоящее время престарелая легенда мирового конкура занимается возвращением немецкого гражданства и постепенно уходит из конного спорта.
      Равноценной смены Хуго Симону в австрийском конкуре пока нет. В 90-х годах австрийская команда была более стабильна, и, кроме олимпийского серебра в Барселоне на финале Кубка мира, блеснул Томас Фраман – он стал вторым австрийским конкукристом, выигравшим Кубок. Сегодня лучшие австрийские всадники редко попадают в лучшую сотню конкурного рейтинга. В их числе стоит назвать Герфрида Пака (166-я позиция рейтинга), Джулию Кайзер (№ 167), Татьяну Фретаг (№ 172). К слову, сам мэтр Хуго Симон ныне занимает только 176 позицию международного рейтинга.
       Чуть лучше положение в выездке. Выше всех удалось подняться Виктории Мак-Тиарер, на конец 2003 года она занимала 18-ю позицию рейтинга ФЕИ и несколько раз выигрывала Гран-при престижных европейских турниров. За ней следует Нина Стадлингер (№24), которая была победителем турнира Вена-Штатхалле CDI*** в ноябре 2003 года. Близко к вершине выездкового рейтинга подбирается и Андреа Джон, на начало года она занимала 34 позицию рейтинга.

Высшее мастерство – величайшее искуство

    История Венской испанской школы верховой езды, первое упоминание о которой датируется 1572 годом, начинается одновременно с историей выездки в Европе.
Конный завод «Липпица», где была выведена порода очень способных для выездки лошадей – липпицанская, был учрежден в 1580 году. Предками липпицанов, которыми укомплектовывалась Венская школа, были испанские лошади, отсюда и название – Венская испанская школа. Но «испанский шаг» и другие искусственные упражнения в школе не культивировались и с названием никак не связаны. Главным в школе считается сохранение традиций: понимание верховой езды как цели в себе, как искусства, поиски совершенства, отказ от конкуренции, от моды, от дешевой популярности, от личной славы, поэтому она не работает ради представлений, а стала скорее музеем.
      Самым известным обер-берейтором является Макс Риттер фон Вейротер, работавший в школе с 1813 по 1833 год. Так же по всей Европе гремели имена и других обер-берейторов: Нидермейера (1867 – 1887) и Мейкснера (1897 – 1916), которого иногда называли «гением верхового искусства». У Мейкснера, кстати, учился Ричард Ветьен – тренер олимпийских команд троеборцев США в 1948 году, выездки (в ФРГ) в 1956 году.
      Еще один крупный деятель в истории школы – Алоис Подгайский – бронзовый призер Олимпийских игр 1936 года, занимавший должность обер-берейтора с 1935 года, а директора – с 1939 по 1964 год. Чтобы доказать универсальность липпицанских лошадей и венских методов тренировки Подгайский участвовал в международных соревнованиях по конкуру. В 1965 году вышла его книга «Классическое верховое искусство», в которой подробно  излагались Венские традиции и методы, передававшиеся ранее только устно.
      Школа дала много воспитанников, которые перенесли методы школы в другие страны в обычную выездку. К слову, олимпийскую чемпионку 1976 года Кристину Штюкельбергер тренировал один из бывших обер-берейторов школы Георг Валь.
    Сущность «классического верхового искусства» очень хорошо выразил Подгайский: «Всадник должен чувствовать, что он является частью своей лошади». Главное отличие классической езды заключается в гармонии лошади и всадника.
       Обер-берейторы Венской школы искали гармонию путем постоянного повышения сбора. Например, Нидермейер показывал пиаффе, изменяя ритм движений точно по метроному, колебания которого меняли посетители, при этом на крупе его лошади, при исполнении пиаффе, стоял полный стакан с водой. Мейкснер делал другое упражнение: двигаясь галопом по средней линии манежа, через каждые два маха галопа переменно налево и направо пируэты (каждый ровно шесть махов галопом). Таким образом он выполнял всего восемь пируэтов налево и направо, что считал лучшей пробой выезженности лошади.
      Неизменность идеалов способствовала образованию в Вене строго регламентированной методики подготовки лошадей. Последовательность упражнений в целом цикле подготовки и в каждом уровне стандартна и делится на три фазы:
 - 1 фаза (один год) – «езда прямо вперед». Сначала лошадей приучают двигаться и уравновешиваться на корде, потом выезжают ездой по прямым линиям, свободно, без сбора, уделяя особое внимание спокойствию, ритму, контакту с поводом. Специальных упражнений не требуют, поэтому в седло сажают молодых, начинающих всадников (опытные слишком требовательны) и к концу года доходят до правильного подъема в галоп.
 - 2 фаза (около одного года) – «строевая езда». Работают много на кругу, в углах, боковыми движениями на рыси – развивают аллюры, импульс, гибкость. Применяют полуодержки, выпрямление, тренируют езду в сборе. В конце периода вырабатываются остановки, пируэты на шагу, осаживание.
 - 3 фаза (может быть очень продолжительной) – «вся высшая школа». Только на совершенно послушной, мягкой, с хорошим сбором лошади можно начинать упражнения высшей школы. К третьей фазе обучения у нее уже хорошо развиты естественные аллюры, она физически заметно красивее и сильнее, чем в начале подготовки.
     Обучение всадника в школе происходит в той же последовательности упражнений, что и обучение лошади. Вначале освоение правильной посадки (6-12 мес.) и только на корде (езда на подготовленной, как правило, учителя). Через 2 – 4 года ученик способен выполнять на такой лошади все упражнения высшей школы, но самому обучать лошадей ему позволят лишь через 4 – 6 лет занятий. Полный же курс обучения длится 6 – 8 лет. Вообще всадник продолжает учиться всю жизнь, даже его посадку регулярно улучшают и поправляют работой на корде. По этому поводу директор Гандлер писал, что «Высшая школа верховой езды как мудрость жизни – она приобретается в зрелом возрасте».
     В Венскую школу можно поступить только достигнув 18 лет, причем предыдущие занятия верховой ездой считают скорее минусом, нежели плюсом. Одновременно классической школе выездки обучаются только 4 ученика, при том, что «штат» лошадей – 60 голов, а группа выступающих берейторов насчитывает 12 человек. С каждым учеником занимаются два тренера из числа выступающих берейторов. Ученик имеет двух лошадей – готовую, которая учит его, и молодую, которую он учит сам. К сожалению, а возможно и к счастью, требования в Венской испанской школе к ученикам очень строгие, и поэтому, довольно часто их просят уйти через несколько лет занятий.
       Сейчас занятия в Венской школе временно приостановлены – она находится на ремонте. А пока в стенах старого здания работают мастера, лошади отдыхают в родном конном заводе Пибер, где уже много лет выращиваются специально для Венской школы.
      Еще один интересный австрийский всадник – Стефан Питер. Манеру его езды часто сравнивают с выступлениями русских спортсменов на ранних чемпионатах Мира. Например, Питер очень любит переходы из прибавленного галопа на пиаффе, что требует большой концентрации и внимания от человека и лошади.
       Успехи маячат и на горизонте австрийского драйвинга – на чемпионате мира 2003 года во всех видах программы австрийские драйверы мелькали в числе лидеров. По итогам чемпионата в командном зачете для парных упряжек австрийская сборная заняла 6-е место, в командном зачете для одиночек – третье. Сразу три австрийских драйвера – Йохан Вольфмайзер, Георг Мозер и Исидор Вебер – входят в двадцатку лучших по итогам рейтинга.

Вена. Штатхалле.

     Один из двух крупнейших австрийских турниров, очень престижный по европейским меркам AUDI CUP CSI****/CDI*** проходит ежегодно в центре Вены на арене Штатхалле. Автором и устроителем этих соревнований на протяжении многих лет является Питер Недетски, организатор крупномасштабных конноспортивных шоу. Турнир этот проходит в ноябре, закрывая календарь международных турниров на территории Австрии.
    Арена Штатхалле не является специализированным конноспортивным сооружением. Это многопрофильный культурно-развлекательный центр, основной деятельностью которого скорее можно назвать организацию концертов, фестивалей, выставок и прочих музыкальных и художественных мероприятий. В Штатхалле выступали такие мировые звезды, как Deep Purpl, Ozzy Osborn, Iron Maidem, Rammstein, Bob Dylon, Depeche Mode,  Pink Floyd, Vanessa May. Здесь же проходили гастроли лучших мировых балетных трупп и оперных театров. Но в ноябре на три дня в Штатхаалле воцаряются конкур и выездка. Главным призом турнира является Кубок AUDI по конкуру. Его стоимость приближается к $100 000, а победитель получает автомобиль AUDI.
     Радуя австрийских любителей конкура, в Штатхалле неоднократно выступал Хуго Симон и оставлял в стране самые почетные трофеи, как например было в 1999 году, когда Хуго Симон на  E.T. FRN выиграл второй по ценности и один из главных по значимости конкур – Кубок Вены.
    В Штатхалле приходилось стартовать и нашим всадникам. Из конкуристов здесь «отметился» Михаил Сафронов, а в программе выездки выступала Елена Сиднева.
    

    Безусловно, политическая ситуация оказывает огромное влияние на экономику страны и, как следствие, на конную индустрию. В случае с Австрией, превратившейся из большой дуалистической монархии в маленькую республику, об историческом симбиозе напоминает, разве что, нынешний законодательный орган страны – двухпалатный парламент, да «исконноавстрийские» породы лошадей, распространенные на территориях сопредельных стран, благодаря развалу двуединства.
      Но, несмотря на препятствующие развитию коневодства исторические аспекты, Австрия сумела выйти из кризиса и сейчас конная индустрия этой страны находится на достаточно высоком уровне (не случайно Елена Сиднева предпочла России Австрию, и теперь живет и тренируется там). Просто австрийские коневладельцы, наряду с работой «на себя» немного поработали на страну! И, надо заметить, опыт удался...