Под чью дудку пляшут федерации

Под чью дудку пляшут федерации

Автор: Анна Карпова
Номер журнала: GM№1(158)/2016

 
Развитие конного спорта в России заметно прибавило обороты в последние годы, однако, в любых промахах и недочетах наших всадников до сих пор «модно» винить Федерацию конного спорта России. При этом мало кто по-настоящему понимает, что же представляет из себя ФКСР, как она функционирует, «куда деваются бюджетные деньги» и есть ли они вообще. Многим известно, что наша федерация подчиняется минестерству спорта и олимпийскому комитету, а вот в других странах принцип работы такой организации и взаимосвязи устроены совсем иначе. 
Мы предлагаем подробно рассмотреть принцип работы нескольких ведущих в мире федераций конного спорта изнутри, сравнить модели государственного взаимодействия и функционирования отдельных подразделений.
 
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
 
Спортивные Федерации Велико­британии работают по принципу QUANGO – Quasi-autonomous non-governmental organization, то есть квази-автономная негосударственная организация. Тем не менее эта страна придает спорту большое значение и ставит спортивные задачи в приоритетное положение. Массовый спорт здесь считается частью культуры, которая способствует социальным преобразованиям  и благотворно сказывается на обществе в целом. Большинство федераций находится под протекторатом членов Королевской семьи. Например, Федерация конного спорта подпадает под патронат Ее Королевского Высочества графини Корнвелла.
 
ФКС Великобритании не является целостной организацией – это скорее некая структура, объединяющая ряд самостоятельных юридических членов. В состав Федерации входят 15 организаций и 4 ассоциации, таких как British Dressage, British Eventing, British Showjumping, а также British Grooms Association и прочие. Федерация не может влиять на деятельность этих организаций, а лишь принимает программные документы, определяющие общее направление деятельности всей этой структуры и ее членов. Тем не менее важнейшей ролью ФКС здесь является распределение денежных фондов – частично спорт финансирует государство, в том числе из доходов от национальной лотереи, но большая часть средств приходит от негосударственных фондов поддержки, столь популярных в Великобритании. Финансирование также может в обход Федерации напрямую поступать от частных инвесторов перспективным или титулованным спортсменам или организациям, занимающимся вовлечением в спорт молодежи.
 
ГЕРМАНИЯ
 
Спорт в Германии признан делом государственной важности – недаром федерации по всем дисциплинам, в том числе, и конноспортивным, напрямую подчиняются Министерству внутренних дел. Статус Федерации обозначен как «общеполезная общественная организация», что дает право на серьезные налоговые вычеты. В том случае, если полученная прибыль тратится исключительно на деятельность общеполезной организации, Федерация полностью освобождается от налогов. 
Весь мир ровняется на ФКС Германии – деятельность этой «машины по производству олимпийских чемпионов» настолько отточена, что эффективность ее работы не поддается сомнениям. Тем не менее все сложное чрезвычайно просто, и построить такую «машину» проще простого. Ведь создать спортивную Федерацию в Германии могут всего 7 человек или юридических лиц, а единственным условием является дислокация постоянно действующего органа управления Федерацией в Германии. Если подобное начинание обзаведется элементарным Уставом, где прописаны как минимум процедура членства, наличие членских взносов и порядок работы органов управления, то Минюст без лишних вопросов вносит компанию в заветный реестр общественных организаций.
 
На сегодняшний день ФКС Германии является крупнейшей в мире национальной организацией, объединяющей коннозаводческие ассоциации, всадников, спортсменов и центры спорта высших достижений. Всего под крылом Федерации объединены 7600 конных клубов, 4 тыс. коммерческих конноспортивных центров и более 709 тыс. физических лиц, представленных в 17 региональных конноспортивных ассоциациях. Также к ФКС присоединились 25 коннозаводческих организаций. Столь широкий масштаб развития конного спорта привел к тому, что Германия законодательно вывела спортивную лошадь из категории «сельскохозяйственного животного» в особый статус, практически приравненный к полноправному спортсмену. Что касается финансирования, то и здесь большую роль сыграл национальный размах популярности конного спорта – всего 9% бюджета ФКС Германии финансируется Министерством внутренних дел. Остальные средства поступают от реализации спортивных лицензий (которые обязан купить каждый, кто хочет выступать на соревнованиях), членских взносов, продажи медиаправ, а также процентов со стартовых взносов, перечисляемых в Федерацию организаторами соревнований.
 
ШВЕЙЦАРИЯ
 
В гордой и нейтральной Швейцарии к конному спорту (и спорту в целом) отнеслись еще серьезнее – Федерации здесь подчиняются напрямую Министерству обороны, в рамках которого организовано Федеральное бюро по делам спорта, а также Подразделение Федерального департамента обороны, защиты населения и спорта. Уже по названию видно, что приверженность спорту в Швейцарии – дело государственной важности, укрепляющее обороноспособность страны (особенно если вспомнить, что последний раз война там была более 150 лет назад). Что уж говорить о конном спорте, в котором наравне со спортсменами принимают участие лошади – стратегически важное средство в вопросах охраны порядка. 
 
Несмотря на столь пристальное внимание со стороны государства, ФКС Швейцарии работает на общественной основе: в ее состав входят конные клубы, объединенные в 15 региональных ассоциаций, и профессиональные ассоциации коннозаводчиков. Главным принципом работы аппарата ФКС по аналогии с Международным олимпийским комитетом (который также базируется в в этой стране) является волонтерская деятельность. Весь состав Совета директоров работает на общественных началах наряду с менеджерами дисциплин, комитетами, а также различными, преданными своему делу, официальными лицами и сотрудниками офиса (примерно 17 сотрудников, задействованных на полный рабочий день). ФКС является некоммерческой организацией и финансируется преимущественно за счет доходов от услуг и членских взносов. Частично деятельность ФКС поддерживает Федеральное бюро по делам спорта, но основной доход поступает от средств швейцарских компаний – спонсоров олимпийских видов спорта и частных пожертвований.
 
ФРАНЦИЯ
 
Французы широко известны своими общественными движениями и любовью к спорту. Спортивные Федерации здесь подчиняются Министерству молодежи, спорта и общественной жизни. Казалось бы, такой статус дает больше свободы действий, но – нет, государственное регулирование спортивных Федераций жестко регламентировано и описано в 4 (!) книгах спортивного кодекса. Эти 4 тома соответственно посвящены: 
1) организации физкультуры и спорта; 
2) субъектам физкультуры и спорта; 
3) спортивно-физкультурным практикам, безопасности и гигиене, организации и управлению спортивными событиями; 
4) финансированию спорта.
 
ФКС Франции является ассоциацией, созданной в 1921 году на основе договора, заключенного между конными клубами и организаторами соревнований, а значит, регулируется согласно законам контрактных норм. Сегодня ФКС объединяет все спортивные и развлекательные объединения конного и пони-спорта, а также Национальный комитет конного туризма и комитеты регионов и департаментов. Из 2 млн физических членов ФКС 700 тыс. ежегодно покупают спортивные лицензии, что позволяет конному спорту удерживать третью позицию по популярности в стране, уступая лишь футболу и теннису.
 
Конный спорт создает тысячи рабочих мест в регионах, чем привлекает внимание государства. Помните, какие сильные волнения охватили Францию, когда было принято решение о выводе из государственного сектора конных заводов и школ? Многим из этих организаций грозило закрытие, что лишило бы работы тысячи жителей регионов, а местные Департаменты здравоохранения и окружающей среды били настоящую тревогу, ведь было очевидно положительное влияние верховой езды на здоровье населения, сохранение природы регионов и развитие экологического туризма.
 
США
 
Соединенные Штаты придерживаются принципиально иной модели – здесь спорт выведен за рамки привычной нам социальной сферы и рассматривается исключительно как бизнес-модель. В США нет Министерства спорта, а организаций, претендующих на регулирование вида спорта на национальном уровне, может быть сколько угодно. Такие объединения функционируют по схеме спортивных лиг, и единственная форма их взаимодействия с государством – это налоговая отчетность в конце года. Конечно, есть возможность зарегистрировать Федерацию как некоммерческую организацию, но в таком случае она будет лишена возможности организовывать какие-либо мероприятия, включая соревнования – ведь это уже подразумевает прибыль. Наиболее находчивые предприниматели регистрируют некоммерческую Федерацию, а также отдельную фирму по организации соревнований. Осуществляя свою деятельность, организаторы соревнований указывают, что действуют в интересах некоммерческой Федерации, что позволяет существенно снизить налоги, хотя фактически и организаторы соревнований, и Федерация – одно и то же лицо. Кстати, не стоит обольщаться тем, что в названии практически каждого клуба или лиги в США фигурирует слово «Олимпийский» – это вовсе не говорит об уровне, практикуемом в данном объединении. Дело в том, что США не ратифицировали Олимпийскую Хартию по охране олимпийской символики, что дало им право свободно присваивать олимпийские регалии даже самому отсталому тренировочному центру.
 
В создании ФКС США также просматривается бизнес-модель, ведь она была основана в 1917 году организаторами 50 конноспортивных турниров с целью унификации правил. Первоначально это была именно Ассоциация американских конных шоу, и вплоть до сегодняшнего дня главной ее целью является соблюдение правил проведения и стюардинг на соревнованиях. 
 
РОССИЯ
 
В России спортивные Федерации являются общественными организациями, а с 2015 года получили новый статус некоммерческих корпораций. Общественный статус здесь значит очень много. На примере ФКСР можно увидеть, что в число ее юридических членов входят лишь региональные Федерации, так как членами общественной организации могут быть только общественные организации. Что это значит? Это значит, что конные клубы, заводы и прочие коммерческие организации не могут стать членами ФКСР, хотя их членство принесло бы прибыль, которой так не хватает. Даже СДЮШОРы вынуждены переплачивать за оформление документов на своих лошадей, так как согласно российскому законодательству, они также не имеют права стать членами ФКСР. 
 
Пожалуй, самый волнующий конноспортивную широкую общественность вопрос – это финансирование. ФКСР аккредитована Министерством спорта и подчиняется ему. Тем не менее Минспорта не финансирует ФКСР напрямую – сотрудники офиса не получают государственной зарплаты, а ФКСР не может использовать немногочисленные средства Минспорта на какие-либо цели, кроме проведения официальных спортивных мероприятий или выезда официальных же сборных команд на квалификационные соревнования за рубеж. Все средства, на которые существует ФКСР, поступают напрямую от Президента ФКСР, Попечительского Совета и других членов правления. Казалось бы, ситуация похожа на некоторые европейские страны, однако, уровень развития конного спорта в стране не столь массовый, что не позволяет рассчитывать на средства членских взносов физических лиц. Одновременно ФКСР с целью послабления условий для развития спорта в регионах не «задирает» взносы для регионалов и не вводит столь распространенную на западе систему лицензий. Более того, региональным ФКС разрешено самостоятельно оформлять документы на лошадей и оставлять себе половину прибыли от стоимости услуги! При этом каждый раз руководству приходится выискивать средства на выезды основных и молодежных сборных на чемпионаты и первенства, зачастую жертвуя средства из своего кармана.
 
Не стоит забывать, что «общественная организация» – это не просто формальная аббревиатура перед названием компании. Ключевое слово здесь – «общественная», что распределяет ответственность за результат на каждого, кто имеет отношение к общему делу, и только общими усилиями можно добиться достойного развития конного спорта в России.