Платов Владимир: курс-дизайн как хобби

Платов Владимир: курс-дизайн как хобби

Автор: Елизавета ПАВЛОВИЧ
Номер журнала: GM №9-10(176)/2017
Фото: Alesya SAFE

13 ноября свой день рождения отмечал Владимир Платов – курс-дизайнер с более чем 20-летним стажем работы в этой сфере и один из ведущих специалистов не только в России, но и за рубежом, имеющий международную судейскую квалификацию МК Level-3. В прошлом спортсмен, со временем Владимир оставил спортивную карьеру и посвятил себя курс-дизайну. Сейчас он имеет международную судейскую категорию и является техническим делегатом в дисциплине «конкур».
GM: Владимир, курс-дизайн не является вашим основным видом деятельности, это же ваше хобби?
 
В.П.: Да, это мое хобби. Во всем мире не так много курс-дизайнеров, которые бы занимались этим профессионально. Для этого нужно слишком многим пожертвовать: временем, семьей, личной жизнью. Это постоянные путешествия с одного турнира на другой, причем не всегда в соседний город или даже страну. Поэтому я, как и большинство людей, трудящихся в этой области, работаю на основной работе, а курс-дизайном занимаюсь в свое удовольствие.
 
GM: Что подтолкнуло вас к занятию курс-дизайном?
 
В.П.: Это случилось благодаря Елене Владимировне Петушковой. До 30-35 лет я профессио­нально занимался конкуром, был даже чемпионом Советского Союза в составе юношеской и юниорской сборной, а потом наступила перестройка. Какое-то время я работал за границей в Италии, Германии и Японии, а потом стало понятно, что для серьезных занятий конным спортом нужна хорошая спонсорская поддержка, которой у меня не было. И единственным вариантом остаться в профессиональном спорте было судейство и курс-дизайн. В одной из заграничных командировок мы встретились с Еленой Владимировной, и она мне сказала, что с моим знанием языка и опытом в конном спорте, я мог бы поучаствовать в семинарах по судейству и курс-дизайну. И через некоторое время, по возвращении на Родину, она пригласила меня на совмещенный семинар по судейству и курс-дизайну, который проходил в Ратомке в 1996 году. После этого я стал активным участником многих семинаров, и занимаюсь курс-дизайном уже много лет.
 
GM: Почему вы выбрали именно курс-дизайн, а не судейство? Что привлекает в составлении маршрутов?
 
В.П.: Потому что это более сложная, творческая работа. Как сказал Арне Гюго, профессор Аахенского университета и основатель школы курс-дизайна: «Курс-дизайн – это хореография». Курс-дизайнер – это дирижер турнира: от него во многом зависит исход соревнований и зрелищность борьбы на боевом поле, насколько все это захватывает зрителя. Также меня привлекает сам творческий процесс, ведь каждый маршрут по-своему уникален и над каждым приходится долго работать, продумывая детали. Я ощущаю себя художником, и мне это нравится. 
 
Еще важную роль сыграл тот факт, что в какой-то момент я был избран в Конкурный комитет FEI. Это достаточно серьезная международная организация, в нее входят всего пять человек со всего мира, с разным опытом работы. Я как раз был на Генеральной ассамблее в Копенгагене, когда освободилась вакансия в Конкурном комитете. Сейн Холберг, возглавлявший его в то время, знал меня лично и был хорошо знаком с моим «портфолио» и опытом работы, а потому предложил мою кандидатуру. Им как раз нужен был курс-дизайнер, причем из Восточной Европы, и много факторов тогда совпало. 
 
Я проработал четыре года в Конкурном комитете FEI, и это дало большой толчок моему профессиональному развитию.
 
GM: Где вы учились курс-дизайну?  Где совершенствовали свои навыки?
 
В.П.: Я два раза присутствовал на семинарах Арне Гюго в Аахенской школе курс-дизайна, который уже более 20-ти лет является курс-дизайнером на Аахенском фестивале, что по своим масштабам сравнимо с чемпионатом мира или даже Олимпийскими играми. Также я был на семинаре в Барселоне на арене Sunshine и на семинаре FEI. Для получения каждой последующей категории достаточно пары семинаров в год, но я участвовал во многих, поскольку была такая возможность. Особенно мне понравился «пилотный» семинар на арене Sunshine, подготовленный Комитетом по образованию FEI в рамках обучающей программы. Это был информативный семинар с обсуждением деталей программы семинара, чтобы в перспективе запустить целую серию таких обучающих мероприятий. 
 
GM: Как можно стать курс-дизайнером? Существует ли какая-то специальная школа, кроме Аахенской? Есть ли что-нибудь подобное у нас в России? 
 
В.П.: Дмитрий Титов, будучи президентом ФКСР, организовал систему подготовки судей, в том числе курс-дизайнеров, я также участвовал в этой программе. ФКСР имела договоренность с Аахенским университетом, и один-два раза в год к нам приезжали Арне Гюго и Кристофен Бах и давали семинары. Тогда мы перенесли немецкую национальную систему подготовки курс-дизайнеров в нашу страну, так как своей системы мы не имели. В Германии есть национальные категории подготовки специалистов: прежде чем попасть на международный семинар, курс-дизайнер должен пройти обучение в Национальной федерации, потом отработать год в качестве курс-дизайнера или ассистента главного курс-дизайнера на турнирах определенного уровня (зависит от квалификации курс-дизайнера). И все это фиксируется в специальной индивидуальной книжке учета судейской практики.
 
А чтобы стать курс-дизайнером у нас в России, нужно зайти на сайт ФКСР, найти там семинар по курс-дизайну базового уровня и зарегистрироваться в числе участников. Потом приходите на семинар, заводите книжку учета судейской практики и в течение следующего года заполняете ее, принимая участие в качестве ассистента курс-дизайнера в различных турнирах. После этого получаете национальную категорию и дальше ровно по такой же схеме повышаете свою квалификацию, принимая участие в различных турнирах.
 
Сейчас у нас в России действует система по аналогу немецкой, где категории привязаны к высотам: 90-110-120-130-140-150 см, причем 150 см – самая большая национальная высота. В дальнейшем можно получить рекомендацию FEI и пройти семинар на получение международной квалификации Level-1, Level-2, Level-3 и Level-4, причем последняя, самая высокая квалификация присваивается за заслуги в области курс-дизайна. Сейчас в мире всего около двадцати человек, имеющих квалификацию Level-4. У меня на данный момент Level-3.
 
GM: На каких крупных турнирах вы работали? Составление маршрутов для каких соревнований считаете своим достижением?
 
В.П.: Трижды я  был официальным ассистентом курс-дизайнера на финалах Кубка мира. В Лейпциге – в 2011 году, в Хертогенбоше – в 2012 году и в Лионе – в 2014 году. Эти турниры по значимости сопоставимы с чемпионатами мира или континентальными чемпионатами. Глава департамента по конкуру Джен Рош называет финал Кубка мира «самым успешным продуктом FEI». И я с ним абсолютно согласен: это действительно очень интересное и продуманное до мелочей зрелище, которого весь конным мир с нетерпением ждет  каждый год.
 
GM: Вы составляли маршруты для турниров в X-Boinic Sphere в Шаморине. Расскажите, пожалуйста, подробнее про этот проект.
 
В.П.: Шаморин – очень интересный и во многом уникальный проект. На данный момент он является самым крупным комплексом в Европе, сопоставимым с канадским Spruce Meadows. Комплексов с такой хорошо продуманной и проработанной логистикой, инфраструктурой, с таким качеством и количеством полей, с таким оформлением трибун очень немного. Это действительно достойный и перспективный проект!
 
Я  принимал участие в проектировании и подготовке первых турниров в X-Boinic Sphere вместе с Арне Гюго в 2015 году. Работать в Шаморине было интересно и необычно потому, что соревнования проходили на трех-четырех полях одновременно. 
 
У нас было несколько команд курс-дизайнеров и я гордился тем, что входил в международную «банду», где еще были австрийцы и финны. Мы постоянно менялись полями, которые были неправильной формы, и разрабатывали маршруты для разных групп участников. Это было достаточно сложно, но интересно. 
 
GM: Какие факторы приходится учитывать при составлении маршрута?
 
В.П.: В первую очередь, нужно ориентироваться на контингент участников. Если использовать терминологию ведущих курс-дизайнеров, то надо понять «драматургию маршрута», то есть разобраться, для кого и с какой целью проводится турнир. Если это подготовительный турнир для молодых лошадей или молодых всадников, то не нужно ставить альтернативные дистанции, лучше обойтись ровно 6-ю или 7-ю галопами, и никаких сложных комбинаций, узких или широких систем. Пусть 70% пар пройдут маршрут чисто. В данном случае  и для спортсменов, и для лошадей очень важен положительный соревновательный опыт. А вот в Гран при в Восточной Европе уже нужна интрига.
 
В перепрыжку должно попасть не более 15 пар, это требования организаторов турнира. Если есть телевизионная трансляция, то и вовсе 5 -7 пар. И вот, приходится включать всю свою креативность и использовать весь свой профессионализм, чтобы и маршрут был преодолим, и соревнования вышли зрелищными, и, самое главное, нетравматичными.
 
GM: Над маршрутами для каких турниров вы сейчас работаете?
 
В.П.: В  начале декабря я планирую поехать поработать в Прибалтику: в Вильнюсе будут проходить международные соревнования.
 
GM: Где Вам больше нравится работать: В России или в  Европе? Есть ли разница в подходах к составлению маршрутов?
 
В.П.: Везде есть свои плюсы и минусы. У нас я знаю всех спорт­сменов практически с детства и могу поговорить с ними по мере постановки маршрута, учесть их пожелания. Тут все свои, и мне это нравится. В Европе на крупных турнирах работа расписана по минутам. Перестановка маршрута занимает не более 15 минут, это обусловлено большим количеством участников. Когда старт первого участника в 8 часов утра и более 100 пар участников в каждом маршруте, система будет работать быстро и четко. А у нас спортсмены в этом плане избалованы, перерывы между турнирами до получаса. Если бы у нас было такое же количество участников и конкуров, мы бы тоже, наверное, работали так же быстро.
 
GM: У вас есть пример для подражания? Тот, чьи маршруты вам нравятся больше всего?
 
В.П.: Много интересных курс-дизайнеров и у каждого есть свои преимущества и недостатки. Мне очень нравится, как ставят Франк Отенберг и Алиен Вайт, еще сейчас популярен голландец Луис Кониг. Про него я бы хотел рассказать подробнее. По своему роду деятельности он врач-психотерапевт, очень глубокий и серьезный человек. Меня очень поразило то, как он готовится к каждому турниру – маршрутом он начинает заниматься где-то за полгода до турнира. Когда я работал с Конигом в качестве ассистента на финале Кубка мира, я приехал к нему, и он дал мне листок бумаги с моими обязанностями. Мои действия там были расписаны буквально по минутам на все пять дней соревнований! Вообще, на крупных турнирах все так и должно быть: там выделяется 15 минут на перестановку маршрута, дается время на то, чтобы главный судья смог пройти по маршруту и проверить все. Также выделяется время для медиакорреспондентов, которые тоже могли бы пройти по маршруту и рассказать обо всех основных его сложностях. Я считаю, что это правильная практика и ее стоит вводить на многих турнирах.
 
(фото: Maxima Stables)