Куда пропали «трижды венчанные»?

Куда пропали «трижды венчанные»?

Автор: к. с-х. н. Алена АКИМОВА
Номер журнала: GM №3(226)2025
Фото: Charlie Riedel

Как и большинство вещей, связанных с гладкими скачками, термин «Тройная корона» возник в Великобритании. С ростом популярности скакового спорта своя «Тройная корона» появилась практически во всех странах, где проводятся гладкие скачки, обзаведясь, при этом, региональными особенностями. А позднее такую комбинацию побед стали разыгрывать не только в гладких и барьерных скачках, но и в других видах спорта, включая даже покер.
Впервые о «трижды венчанном», применительно к скачкам, заговорили в 1853 году, когда гнедой жеребец Уэст Острэлиан сумел выиграть 2000 Гиней, Эпсомское Дерби и Сент-Леджер. До него подобное не удавалось никому, хотя «Гинеи» были учреждены за полвека до этого, в 1809 году, последними из серии. О значимости трех скачек для коннозаводства и до 1853 года говорили достаточно много, но теперь появился способ его дополнительно подчеркнуть.
 
Британия: проклятие Нижинского
 
С тех пор все три скачки британской серии «Тройной короны» удавалось выиграть лишь пятнадцати лошадям. Трое их них – Поммерн (Pommern), Гэй Крусэйдер (Gay Crusader) и Гейнсборо (Gainsborough) считаются «трижды венчанными» с оговоркой, поскольку из-за военных действий, а их победы пришлись на Первую мировую войну, все скачки серии были разыграны в Ньюмаркете, в то время, как в обычных условиях лошадям предлагаются три разных ипподрома: Ньюмаркет, Эпсом и Донкастер. Последним на сегодняшний день победителем британской серии «Тройной короны» был Нижинский (Nijinsky). С 1970 года лишь три лошади сумели выиграть первые два этапа «короны». А с 2012 года ни один дербист даже не участвовал в Сент-Леджере. Последним претендентом на титул «трижды венчанного» был Камелот (Camelot), выигравший «Гинеи» и Дерби, а в Сент-Леджере финишировавший вторым.
 
Под седлом легендарного Лестера ПИГГОТА НИЖИНСКИЙ стал «трижды венчанным» в 1970 году. С тех пор британская «Тройная корона» не доставалась никому (фото: Keystone Pictures USA)
 
Очень вероятно, что Нижинский так и останется последним британским «трижды венчанным». За последние пару десятилетий подход к скачкам у многих коневладельцев изменился. Да и прежней универсальности от скаковой лошади уже не требуют. Готовить лошадь к выступлению на разные дистанции сложно, и очень немногие животные способны одинаково успешно выступать как на милю (1600 м), так и на две (3200 м). Напротив, в странах с развитым скаковым делом большинство лошадей имеют свою дистанционную специализацию, что логично: когда у тебя в тренинге несколько десятков лошадей, как в некоторых больших конюшнях, закрыть все позиции можно разными ипподромными бойцами.
 
И дело не только в самих скачках. Еще полвека назад универсальный, резвый, но при этом крепкий и выносливый жеребец-производитель пользовался бы очень большим спросом у владельцев племенных кобыл. Теперь же на Британских островах стайеры, как правило, получают назначение в конные заводы, производящие лошадей для скачек с препятствиями, а у остальных в почете, преимущественно, майлеры, спринтеры и, на худой конец, «классики». На чистых стайеров спроса практически нет.
 
США: коронация при демократии
 
Что же выходит, «Тройная корона» больше не нужна? Вовсе нет. В то время как в Великобритании зрительский интерес к серии несколько ослаб, в США она по-прежнему популярна.
 
Любовь американцев к громким названиям и ярким заголовкам известна давно. В США существуют десятки спортивных премий, присуждаемых за вклад в развитие того или иного вида спорта. Существуют так называемые «залы славы» – списки, в которые вносятся особенно успешные спортсмены. Свой зал есть и у скаковых – Horse Racing Hall of Fame. В него попадают выдающиеся тренеры, жокеи и, конечно, скаковые лошади. Все 13 американских «трижды венчанных» являются «резидентами» этого зала славы.
 
Американская «Тройная корона» состоит из трех наиболее важных скачек сезона для трехлетних лошадей, разыгрываемых по песку: Кентукки Дерби (Kentucky Derby), Прикнесс (Preakness Stakes) и Бельмонт (Belmont Stakes). Впервые именно как о серии о ней стали говорить в 1923-м, а официально признали лишь в 1950-м. К этому моменту в стране уже было фактически восемь «трижды венчанных». Всем им (или наследникам коневладельцев, чьи лошади выиграли все три скачки серии) были вручены именные трофеи – треугольные серебряные вазы работы ювелирного дома Cartier. Каждая из сторон символизирует определенную скачку. 
 
В отличие от Великобритании, где «Тройную корону» не выигрывали с 1970 года, американская серия за последние десять лет покорялась дважды: в 2015 году ее выиграл Американ Фэроу (American Pharoah), а в 2018 – Джастифай (Justify). И снова, в отличие от Британских островов, в США попытки взять «корону» предпринимаются регулярно. Даже при том, что американская серия сложнее с точки зрения подготовки лошади. В отличие от Великобритании, где скачки серии «Тройной короны» распределены по летней части скакового сезона, в США все три события умещаются в полтора месяца. Выдержать такой марафон под силу не каждому.
 
ДЖАСТИФАЙ побеждает в Бельмонте и становится «трижды венчанным» в 2018 году (фото: Bryan Smith)
 
Подготовка к участию в «Тройной короне» начинается сильно заранее: чтобы выйти на старт Дерби, лошадь должна набрать необходимое количество очков отборочной серии, которая так и называется «Дорога к Дерби». Первые скачки проводятся в сентябре, за полгода до розыгрыша Kentucky Derby. По мере приближения скачки напряжение растет и на поверхность выходит второй (если не первый) смысл отборочной серии – привлечь как можно больше зрителей и игроков. И, надо сказать, с этой задачей «Дорога к дерби» справляется отлично. 
 
Чтобы подчеркнуть важность события, организаторы американской «Тройной короны» неоднократно привлекали специальных спонсоров, поддерживающих именно «трижды венчанных». Так, в 1987–1993 годах автоконцерн Крайслер (Chrysler Corporation) предоставлял дополнительный призовой фонд в размере 5 миллионов долларов США победителю всех трех скачек. С 1995 по 2005 аналогичный бонус предоставляла банковская система Visa. Разу­меется, желающих попытать счастье и побороться за внушительную сумму было предостаточно. И, конечно, такой ажио­таж вокруг «Тройной короны» подогрел интерес публики: скачки в прямом эфире смотрели около 13 миллионов человек.
 
Япония: каждому по короне
 
Американская «Тройная корона» – одно из наиболее ярких событий в мировом скаковом календаре. Однако по уровню эмоциональной и финансовой вовлеченности зрителей даже она сильно уступает… японской. 
 
Японское чистокровное коннозаводство достаточно длительное время развивалось «в себе»: скачки проводились только для своих лошадей. При этом в страну покупались очень ценные лошади, ставшие впоследствии фундаментом для национального коннозаводства. Успех американской «Тройной короны» вдохновил японцев и в 1959 году в стране восходящего солнца разыграли свою собственную серию. 
 
Скаковая индустрия в Японии на сегодняшний день может смело браться за образец: всегда полные трибуны ипподромов, колоссальные охваты теле- и интернет-трансляций, огромные обороты денег в тотализаторе. Помимо привычной всем «травяной» серии, включающей «Гинеи» (Satsuki Sho), Дерби (Tokyo Yushun) и Сент-Леджер (Kikuka Sho), в Японии есть «Тройная тиара» (три скачки для кобыл: Oka Sho, Yushun Himba и Shuka Sho), и песчаная «Тройная корона», проводимая под юрисдикцией Национальной скаковой ассоциации на региональных ипподромах. С 1959 года классический вариант «Тройной короны» в Японии выигрывали восемь лошадей, включая выдающегося жеребца-производителя Дип Импакта (Deep Impact). Последним был Контрейл (Contrail), взявший серию в 2020. «Тройная тиара» находила своих обладательниц семь раз. При этом за последние 10 лет всю серию получилось выиграть сразу у трех кобыл: Олмонд Ай (Almond Eye), Дэйринг Тэкт (Daring Tact) и Либерти Айланд (Liberty Island).
 
(фото: Кристина КСЕНДЗОВА)
 
Существуют и другие, менее каноничные версии «Тройной короны». Так, в Гонконге в серию входят скачки для лошадей трех лет и старше, в Ирландии Сент-Леджер открыт для участия лошадей старшего возраста, в Австралии есть отдельная «Тройная корона» для двухлетних лошадей, в Новой Зеландии в дополнение к основной есть спринтерская «Тройная корона» и серия из трех дорогостоящих гандикапов с весовым уравниванием (тоже «Тройная корона», конечно). Своя «Тройная корона» есть и у рысаков, но это уже – другая история.
 
Выходит, «Тройная корона» – не только престижная серия скачек, но и чрезвычайно важный инструмент влияния на развитие отрасли. Она позволяет привлечь не только (и не столько) новых зрителей, но и, в первую очередь, подтянуть к скачкам новый капитал. При том – разными путями: через спонсорство, через продажу билетов на событие, сопутствующих товаров и сувенирной продукции (в этом компоненте японцы преуспели как никто другой) и, что особенно важно, через тотализатор.
 
Россия: статус «не определен»
 
А что Россия? В нашей стране идея розыгрыша серии скачек «Тройной короны» также нашла отклик. В СССР к чистокровной верховой лошади предъявлялись довольно специфические требования: помимо собственно скачек, она использовалась в классических видах конного спорта и как улучшатель для массового коневодства. Поэтому от жеребцов-производителей требовалась не только (и не столько) непосредственно резвость, сколько универсальность и крепость конституции. В итоге советская «Тройная корона» приобрела уникальный вид – она включала в себя три скачки для лошадей разных возрастов: Приз им. М.И. Калинина на 1600 м для двухлетних лошадей, Большой Всесоюзный приз (Дерби) для трехлетних на 2400 м и Приз им. СССР для лошадей старшего возраста на 3200 м. Быть одновременно и скороспелой, и крепкой, обладать резвостью и дистанционной выносливостью, сохраняя при этом спортивное долголетие – задача не из легких. Не удивительно, что за все годы существования российской «Тройной короны» в подобном исполнении ее выигрывали всего три лошади: Будынок в 1930 году, Грог II – в 1950 году и Анилин – в 1965 году. 
 
В 2025 году исполняется ровно 60 лет с момента завоевания АНИЛИНОМ последней  (пока?) «Тройной короны» в нашей стране (фото: Ю. Андреев)
 
В начале 2000-х принимались попытки трансформировать российскую «Тройную корону» на европейский лад. Существовавший тогда «Национальный коневодческий союз» объединял в эту серию Большой Летний приз (2000 Гиней), Большой Всероссийский приз (Дерби) и Приз им. С.М. Буденного (Российский Сент-Леджер). Однако в данном формате «трижды венчанных» не случилось. Более того, Приз им. С.М. Буденного на сегодняшний день потерял статус приза первой группы, поскольку практически никогда не собирает сильнейших трехлетних лошадей и участие дербиста в скачке уже стало редкостью. Вот и выходит, что легендарный Анилин – последний на сегодняшний день «трижды венчанный», а может и вовсе, по аналогии с Нижинским, остаться последним победителем серии «Тройной короны» в России.
 
Впрочем, в отличие от США, Японии или Великобритании, где серия существует официально, имеет своих спонсоров, престижные трофеи и заслуженное внимание прессы и любителей скачек, российская «Тройная корона» – скорее дань традициям. Она не закреплена в скаковых правилах, а в скаковом сообществе нет даже твердой договоренности о том, какие скачки следует в нее включить. Насколько это плохо – судить сложно. Конечно, наличие подобных информационных поводов всегда положительно сказывается на развитии спорта. Но скачки в России на нынешнем этапе имеют гораздо более серьезные проблемы, чем отсутствие своей «Тройной короны».
 
Однако если абстрагироваться от насущного и представить, что основные проблемы преодолены, что могла бы привнести в скаковой календарь «Тройная корона» – настоящая, по образцу американской или японской, а не номинальная, как сейчас? Во-первых, зрителей, которых, конечно же, можно конвертировать в финансы через тотализатор, входные билеты, различную сувенирную продукцию и т.д. Во-вторых, конечно же, новые деньги – спонсорские и от тотализатора. И в-третьих, это вопрос престижа: приятно иметь скаковую лошадь, но быть владельцем «трижды венчанного» почетно втройне.
 
Кроме того, розыгрыш серии призов, в особенности, хоть немного разведенных по времени между собой, позволяет задержать на ипподроме поголовье скачущих лошадей. Нужно ли нам это? Безусловно, да. Возможно ли сделать прямо сейчас? Скорее да, чем нет, но нужно быть готовым к тому, что придется проделать немало работы.