Фристайл: В свободном стиле

Фристайл: В свободном стиле

Автор: к. с-х. н. Марина ПОЛИТОВА
Номер журнала: GM №5(199)2020
Фото: FEI/Jon Stroud

Современная выездка все более благосклонна к кобылам: в 1995-1996 годах в топ-100 лучших лошадей мира в этой дисциплине входило всего 7 кобыл. Сегодня их три только в первой пятерке! 

Белла Роуз (№ 1*), Вайегольд (№ 2*), Далера (№ 4*) – выступления этих кобыл заставляют замирать сердца любителей выездки по всему миру. Свое восхождение на этот женский Олимп начала еще одна лошадь – Фристайл. Принадлежит гнедая ганноверская кобыла конному заводу «Маунт Сент Джон» из английского графства Йоркшир. Поэтому и кличку выдающейся партнерши Шарлотты Дюжарден дополняет префикс Mount St. John 
 
Родилась будущая звезда выездки в 2009 году в хозяйстве немца Штефана Курца, проживающего между Штутгартом и Нюрнбергом. Многообещающего жеребенка эмиссары Ганноверского союза отобрали для участия в Элитном аукционе в Фердене. Там интересную кобылку приметила Эмма Бланделл, владелица британского конного завода Маунт Сент Джон. 
 
«Мы тогда только формировали свое маточное поголовье. Уже получив первого жеребенка путем трансплантации эмбриона, мы приехали на Ферденский аукцион, чтобы приобрести еще одну кобылку, – вспоминает Эмма. – Выбор жеребят в Европе огромен, но мы искали крови Доннерхалла в сочетании с отличным характером, правильным экстерьером и аллюрами, отвечающими требованиям самого высокого спорта. И нашли». 
 
Женская сила
 
Кровь Доннерхалла в родословную Фристайл принесла ее мать, баден-вюртембергская Донна Грациа. Но если Доннерхаллом в педигри первоклассной дрессурной лошади мало кого удивишь, то скаковыми лошадьми – пожалуй.  
 
Не все знают, что в Германии уже больше века существует полукровное скаковое направление разведения. Исторически у него сложилось два центра: Восточная Пруссия и Нижняя Саксония. Развитие полукровных скачек было связано с более либеральным подходом к допуску: с 1922 года для участия в них ни жокею, ни тренеру не требовались лицензии. 
 
В то время как чистокровным коневодством занимались крупные конные заводы, на полукровные скачки своих воспитанников выставляли мелкие крестьянские хозяйства. В их распоряжении были чистокровные жеребцы, допущенные для использования в полукровном коневодстве, стационированные преимущественно на случных депо государственных заводских конюшен. Причем плата за случку зависела от родословной подводимой под жеребца кобылы: владельцы чистокровных верховых кобыл платили дороже, чем владельцы полукровных маток. Благодаря такому подходу в ганноверской породе сформировалась группа лошадей с очень высокой долей кровности по чистокровной верховой. В качестве примера можно привести легендарного Домкраата 1957 г.р., за 11 лет принявшего участие в 164 скачках, 31 из которых завершилась для него победой, причем нередко и над чистокровными участниками. 
 
В результате такой работы в ганноверской породе сформировалось несколько «скаковых» маточных семейств, среди которых и семейство Либеслюст. Гнедая Либеслюст родилась в 1917 году. В родословной этой некрупной (156 см в холке) кобылы нечистокровный предок находился только в третьем ряду. 
 
Из этого семейства вышли такие троеборные лошади, как Леонас Дансер (участник Олимпиады под Андреасом Дибовски), Калле J (финалист бундесчемпионатов под Андреасом Брандтом, трехзвездочные троеборные турниры под Анушкой Ройманн), Гоу фор S (восходящая звезда конюшни Михаэля Юнга). К Либеслюст в девятом поколении восходит и Фристайл. 
 
Нельзя сказать, что кобылы высокой работоспособности в родословной Фристайл ограничиваются скаковой Либеслюст. 
 
Ее бабка по материнской линии Аарона (родная сестра производителя ГЗК «Целле» Антибеса) выступала в конкурных турнирах класса S и после карьеры была покрыта Доннерхаллом. Результатом подбора стала Донна Грациа, мать Фристайл, которая, к слову, тоже выступала в выездке, пусть и на легком уровне. Кстати, кроме Фристайл, карьеру в спорте начал еще один потомок Донны Грации – сын от Джонсона. 
 
Фактор «ф»
 
Линия Фуриозо II, к которой по мужской линии восходит Фристайл, в мировой выездке представлена двумя «крылами»: одно представляют голландские Коктейль, Джаз, Джонсон (восходит к Пуриозо), другое – немецкие Фиделио – Флорестан, Флоренсио. Чуть более дальней родней по мужской линии являются потомки Ферро и Руссо – они восходят к полубрату Фуриозо II – Мехико. 
 
Фидермарк, отец Фристайл, относится к немецкой ветви и является основным продолжателем линии. Зарегистрированный в Вестфальском студбуке жеребец в 1994 году стал вице-чемпионом керунга в Северном Рейне-Вестфалии, а затем с большим отрывом победил в испытаниях жеребцов (индекс двигательных качеств – 141,28, прыжковых – 102,85, общий – 135,74). В этом он пошел по стопам своего отца Флорестана I, также становившегося победителем керунга 1988 года (правда, в Рейнланде) и чемпионом 100-дневных тестов в Варендорфе. 
 
Фидермарк успешно выступал и в спорте, начав с победы в бундесчемпионате в классе 4-летних жеребцов. Карьера прервалась на уровне Большого приза под седлом голландки Марлис ван Баален: в апреле 2003 года рыжий жеребец пал от сердечной недостаточности  в деннике случного депо. 
 
За весьма короткую племенную карьеру Фидермарк дал 648 потомков, выступающих в спорте, в том числе 73 в выездке на уровне S, 3 в конкуре S-класса, а общая сумма выигрыша составляет около 0,9 млн евро. 
 
В рейтинге жеребцов-производителей мировой выездки WBFSH за 2019 год сын Фидермарка Фидертанц занял седьмое место.
 
Первые шаги
 
После отъема Фристайл вместе со своей будущей соконюшенницей (и по совместительству первой выездковой лошадью собственного разведения Бланделлов) Фронт-Роу, ставшей одной из основных маток хозяйства, переехала в Британию. Первый старт Фристайл приняла в четыре года под седлом своей хозяйки Эммы. Пиком их карьеры стало шестое место на чемпионате Англии. Впрочем, само попадание в национальный финал для спортсменки стало фурором: она не ставила планов попасть в выездку, поскольку до этого выступала в основном в классе «гунтеров». 
 
В начале 2015 года перспективная молодая кобыла поступила в работу к Шарлотте Дюжарден и, конечно, Карлу Хестеру. К слову, только в работу – в отличие от Валегро, которым Хестер частично владеет, Фристайл полностью принадлежит Эмме и ее матери Джилл Бланделл (то есть заводу «Маунт Сент Джон»). Спортивный дебют принес паре Дюжарден/Фристайл 78 %. Первые же восемь стартов в ездах FEI завершились восемью победами. 
 
В 2016 году Фристайл принесла Дюжарден победу в чемпионате British Dressage National Summer. 
 
«Фристайл всегда настроена на работу и просто обожает саму атмосферу соревнований», – делилась в одном из интервью Шарлотта.
В девятилетнем возрасте Фристайл дебютировала на Всемирных конных играх в Трионе. Турнире, запомнившемся плохой погодой и большими проблемами с организацией. Именно тогда впервые в истории большой выездки Кюр был отменен прямо в течение соревнований. Впрочем, интрига все равно состоялась. Поклонники уже тогда понимали, что кобыла призвана сменить под седлом британской всадницы легендарного Валегро. Кобыла оказалась самой молодой участницей в своем первом сезоне езд на уровне Большого приза и не разочаровала фанатов, вернувшись в Великобританию с бронзовой медалью. Сегодня за Фристайл уже закрепилось прозвище «Миссис Валегро». 
 
Есть у Фристайл и собственная «фишка»: она наслаждается атмосферой награждения и фанатской «волной» на трибунах – во время вручения призов поднимает одну ногу, как бы приветствуя зрителей. 
 
В январе 2020 года в квалификации на Кубок Мира в Амстердаме Шарлотта и Фристайл установили свой новый рекорд – 89,5 %, уступив лишь другой женской паре – Изабель Верт с неподражаемой Вайегольд. Но спорт – не единственная тропинка, по которой Фристайл следует за ольденбургской Вайегольд.
 
Оставить след
 
Борьба за женское равноправие уже захватила и конный мир! Если раньше только жеребцы могли совмещать «семью и карьеру», то сегодня благодаря трансплантации эмбрионов и топовые кобылы успешно передают свои гены «без отрыва от производства». 
 
Интересный факт: конный завод Маунт Сент Джон вообще делает ставку на кобыл. Из двух десятков находящихся в тренинге лошадей вообще нет жеребцов – родившиеся жеребчики продаются, благо передовая генетика привлекает таких клиентов, как Шокемёле, Хельгстранд, Папе и другие. 
 
У самой Фристайл в ее 11 лет уже три жеребенка: кобылы А-ля Фристайл от Ампера 2013 года и Дэнсфлор от Де Ниро 2014 г. (обе уже пополнили маточное поголовье родного завода), мерин Стритдэнс от Сан Амура 2014 г.р. Да что там дочери! Фристайл уже в десять лет стала бабушкой: в 2019 году Дэнсфлор родила жеребчика от Ван Гога, в 2020 году последовали две кобылки – Дороти (от Дамси) и Джулиан (от Джеймсона). Да и старшая дочь, А-ля Фристайл, также не разочаровала мать (и владельцев), принеся уже трех жеребят. 
 
В таком вольном стиле, не ограниченная условностями, ганноверская кобыла движется к заветной цели – вершине мировой выездки. Как выдающаяся спортивная лошадь, впрочем, она уже всем все доказала: в последнем очном противостоянии с нынешней четвероногой «королевой выездки» Вайегольд Фристайл уступила всего 0,78 процента. Осталось дождаться результатов выступлений ее потомков, чтобы, возможно, говорить о «Миссис Валегро» еще и как о выдающейся племенной матке.
 
____________________
 
*место во всемирном рейтинге FEI по выездке