Буазель Габриель и ее империя шедевров

Буазель Габриель и ее империя шедевров

Автор: Егор МЕЛЕНТЬЕВ, Ксения АНТОНОВА
Номер журнала: ЗМ №5 (129) 2013

Имя немецкого фотографа Габриель Буазель известно каждому любителю лошадей. Ей удалось создать первый и самый успешный бренд в мире в области фотоиппологии. Каждая работа, издаваемая под маркой ее издательства, будь то календарь, или книга-альбом, или даже простая открытка, способна рассказать целую историю, передать самую суть самобытной и одухотворенной частицы природы, которую бережно подхватил объектив фотоаппарата. Благодаря феноменальной популярности творчества Габриель огромное количество людей открыли для себя очарование и красоту лошади, на ее работах выросло целое поколение конников.
Back in USSR 
В жизни Габриель еще в детстве был интересный эпизод, имеющий самое прямое отношение к России. Ее отец, Вернер Буазель, в годы Второй мировой войны воевал на восточном фронте, на территории СССР, попал в плен, но бежал. Одна крестьянская семья, несмотря на угрозу быть обвиненной в совершении тяжелейшего государственного преступления, приютила у себя немецкого военнопленного и укрывала до конца войны, после чего он благополучно вернулся на Родину. Всю свою жизнь он с чув­ством безграничной благодарности относился к этим людям, а о России вспоминал с теплотой. Поэтому в 1964 году, когда «железный занавес» слегка приоткрылся и у граждан западноевропейских стран появилась возможность посетить Советский Союз, он сразу же ею воспользовался. Найти ту семью не представлялось возможным, но он хотел просто «поговорить с людьми». Задолго до создания Евросоюза Вернер Буазель был одним из тех чудаков, кто пытался доказать миру, что Европа – включая Россию – должна быть единой и прекратить постоянные войны. Взяв с собой всю семью, включая маленькую Габриель, он отправился в Москву. Так Габриель Буазель впервые увидела нашу страну и русских людей. 
Габриель вспоминает: ее поразило то, что никто не хотел общаться с ее отцом – люди буквально шарахались от «не по-нашему» одетых и странно улыбающихся ино­странцев. Тогда она не знала, что для советских людей контакт с иностранцем мог стоить свободы или даже жизни. 
 
Приключение «американской шпионки»
В конце 70-х годов молодая немецкая девушка Габриель начала увлекаться фотографированием. 
У нее уже был свой фотоаппарат, и ей удалось издать первый календарь с коллекцией фотографий лошадей арабской породы. В 1985 году один конный американский журнал заказал Габриель небольшой фоторепортаж, посвященный арабским лошадям Терского конного завода, для публикации на двух полосах. К слову, лошади арабской породы советского разведения тогда очень высоко ценились во всем мире, а вот желающих отправиться в загадочный и далекий Советский Союз в разгар холодной войны среди американских журналистов не нашлось – и издательство обратилось к Габриель. 
Прилетев в Кавказские Мине­ральные воды и поселившись в Терском заводе, Габриель Буазель совершенно неожиданно для себя натолкнулась на стену непонимания и, как ей казалось, неприязни со стороны наших соотечественников. Как позже выяснилось, сознательные советские граждане просто боялись общаться с «американской шпионкой» (именно так ее поначалу и воспринимали), выдающей себя за фотографа лошадей, чтобы не навлечь на себя дополнительного внимания КГБ. К тому же погода стояла, как назло, самая отвратительная, было пасмурно и дождливо, провести съемку никак не представлялось возможным. В один из таких дней, когда Габриель решила подойти поближе к лошадям, находившимся в леваде, она оказалась в такой вязкой грязи, которая буквально проглотила ее обувь. Промокшая до нитки, отчаявшаяся немецкая девушка лишь наблюдала за прекрасными лошадьми, даже не пытаясь достать фотоаппарат. А время было неумолимо, и драгоценные дни, отведенные визой, убегали, словно горные ручьи.
За день до отъезда Габриель сидела одна на стоге сена и пыталась сдержать слезы. Мимо проезжал верхом начкон завода Александр Пономарев. За собой он вел вторую лошадь. Не говоря ни слова, он бросил Габриель поводья, и девушке ничего не оставалось, кроме как забраться в неудобное седло и по­следовать за Александром. Как впоследствии вспоминала Габриель, ей было тогда очень страшно: дождь, гроза, скользкие камни под копытами лошадей, горы и компания мало знакомого мужчины… Охваченный романтическим чувством, Пономарев попытался ее поцеловать, однако взаимности со стороны Габриель не последовало и она отвесила ему звонкую пощечину. Александр не обиделся. По возвращении он ввел ее в заводскую столовую, сказал что-то своим коллегам, обнял по-дружески Габриель – и зал взорвался аплодисментами. Он пообещал Габриель, что утром небо прояснится и они помогут ей отснять необходимый материал.
Так и случилось: облака развеялись, и заря следующего дня выдалась такой волшебно-красивой, какая бывает только на Кавказе. Это был настоящий подарок судьбы! К шести утра все лошади были отчищены до блеска и уже ждали начала съемки. До отъезда в аэропорт оставались считаные часы, но такой возможностью Габриель не могла не воспользоваться! В итоге фотосессия получилась просто великолепной. После того как она представила отснятый материал американскому журналу, он принял решение поменять концепцию статьи – и вместо двух запланированных было напечатано 30 (!) полос с эксклюзивными фотографиями великолепных русских лошадей. Благодаря этой публикации творчество Габриель Буазель стало известно далеко за пределами ее родины.
 
Календарная мастерская
Вернувшись из СССР окрыленная успехом Габриель с двумя соратниками, Паулем и Рут, открыла в своем родном городе Шпайер небольшое издание, специализирующееся на профессиональном изготовлении конных календарей с фотографиями Габриель. Продукция под маркой Edition Boiselle быстро обрела популярность. Габриель стала активно путешествовать по всему миру с фотоаппаратом, от снимка к снимку создавая уникальные шедевры. В рамках этой статьи не имеет даже смысла перечислять все страны, в которых побывала Габриель: без преувеличения – весь мир.
Героями фотографий Буазель, в отличие от ее предшественников и коллег, впервые стали не только «отлакированные», поставленные по всем экстерьерным правилам лошади высоких кровей, а любые, самые разнообразные «дворняжки» или представители каких-нибудь редких и зачастую весьма неказистых пород, но обладающие удивительной душой, очарованием и своей неповторимой грацией. Работы Габриель отражают всю красоту и многообразие лошадей, культуру и традиции общения человека с этим животным в разных уголках земного шара.
 
Раскрывая секреты
Как любой признанный мастер своего дела, Габриель не может оставаться в стороне от такой важной деятельности, как передача опыта и знаний любителям и новичкам в деле фотоискусства. С этой целью она постоянно проводит выездные практические семинары или целые многодневные групповые фотопутешествия, в том числе и далеко за пределы Германии, где участники не только получают уникальную возможность съемки в интереснейших конных местах (на конных заводах и фермах, на различных мероприятиях и шоу) под руководством мэтра с мировым именем, но и подробный последующий анализ своих работ, «работу над ошибками», советы и рекомендации от Габриель.
В России Габриель уже также проводила свои семинары – мастер-классы: сначала в 2007-м, а затем дважды в 2008 году – в Санкт-Петербурге в рамках Все­российских конных игр и в Москве на «Эквиросе». Прошедшей зимой она побывала на КТБ «Аванпост» в Можайске и провела фотосессию костюмированной в стиле русского дворянства XIX века конной охоты с борзыми собаками. 
В следующем году Габриель думает возобновить традицию фотосеминаров для российских фотографов и снова посетить окрестности Москвы. Информационным партнером семинаров станет «ЗМ» – следите за информацией на нашем сайте и на страницах журнала! 
 
Солнечный фотограф
Мастерство Габриель Буазель неоспоримо. И все же в заключение хочется отметить удивительную жизнерадостность, открытость и позитив этого человека. Заряд положительной энергии она всегда дарит каждому, кто имеет счастье с ней познакомиться, а ее очаровательная улыбка ни у кого не оставит сомнений в том, что этот человек умеет и любит дарить радость людям. 
Ее искренняя и необъятная любовь к лошадям, которой наполнен каждый ее снимок, передается каждому зрителю и задевает самые тонкие струны его души. Наверное, в этом и заключается секрет ее феноменального успеха.