СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
Как и многим успешным личностям, Изабель Регине Верт (ее полное имя) помог случай. Еще ребенком она начала заниматься верховой ездой, а позже пони-спортом. Тренировалась девочка на ферме своих родителей, Генриха и Бригитты Верт в Рейнберге (неподалеку от Дюссельдорфа, Германия), больше склоняясь к преодолению препятствий. При этом ни о какой серьезной карьере в конном спорте она тогда и не думала. Сразу после окончания школы в 1989 году она поступила в гимназию, где начала изучать юриспруденцию. Возможно, сегодня мы знали бы о госпоже Верт, как об успешном адвокате или судье. Но старым другом ее родителей был Уве Шультен-Баумер, известный тренер и берейтор молодых лошадей. За его способность будто «рентгеновским» взглядом безошибочно определять потенциал молодой лошади, среди немецких конников он получил прозвище Доктор, которое настолько прижилось, что его чуть ли не официально стали именовать Д-р Шультен-Баумер, хотя никакой ученой степени он не имел.
Однажды Доктор предложил 17-летней Изабель поработать с его лошадью, и она, не задумываясь, согласилась.
«В то время я не предполагала, что займусь профессиональным спортом, – вспоминает Изабель Верт. – Вскоре старшие дети Доктора (Алекса и Уве – прим. ред.) перестали ездить на лошадях, а я шаг за шагом вошла в этот мир. Как наставник, он всегда был у меня за спиной. Он держал меня за руку в любых ситуациях».
«Конечно, это было не всегда легко, – рассказывает Верт. – Доктор был непростым учителем и человеком. Но сегодня, оглядываясь назад, я полностью уважаю и поддерживаю его работу. Он всегда был серьезен с лошадьми и дал мне большую базу».
Лучшим из тех лошадей, что подобрал Доктор для спортсменки, стал будущий олимпийский партнер Изабель Нобилис Жиголо FRH. «В то время, может быть, я не понимала, насколько здорово начинать карьеру с такой лошадью, как Жиголо. Он стал самой успешной лошадью в мире».
После длительных тренировок с Шультен-Баумером Изабель пришлось доказывать себе, что она может работать с лошадьми одна и доводить их до высшей ступени. Ей понадобилось несколько лет, чтобы научиться анализировать и осознавать, что самостоятельно корректирует и улучшает лошадей, а также обрести чувство покоя, когда никто не сидит рядом с ней.
После того, как Изабель начала тренироваться самостоятельно, ей еще раз улыбнулась удача, когда ее хорошая подруга Мадлен Винтер-Шульце стала владельцем ее лошадей и спонсором. Взаимоотношения с Мадлен (кстати, давним спонсором Людгера Бербаума) и ее мужем были намного свободнее, чем с Доктором, не признававшем компромиссов, так как они доверяли ее методу подготовки лошадей и турнирному опыту. Если Изабель говорила, что верит в лошадь, Мадлен всегда отвечала: «Мы ее покупаем».
На два года Изабель переехала на базу Винтер-Шульце в Меллендорф (недалеко от Ганновера), после чего в 2004 году, наконец, обзавелась собственной тренировочной конюшней на 22 головы в родном Райнберге. После этого главной профессией Изабель Верт уже на 100% стал конный спорт. (Буквально за 4 года до этого, после успешной сдачи второго государственного экзамена, она получила диплом юриста и два года умудрилась проработать по специальности).
МИНИМУМЫ И МАКСИМУМЫ
«По мере становления и приобретения опыта, может происходить все, что угодно, способное нарушить ваш мир. Постепенно вы разочаровываетесь, испытываете недостаток успеха – и в этом нет ничего плохого».
У Изабель Верт в карьере произошло два серьезных потрясения. В 1999 году после месячной битвы с коликами пал Амаретто, вестфальский мерин, который должен был стать «преемником» Жигало. А спустя десять лет в крови ее лошади по кличке Виспер на турнире в Висбадене нашли запрещенное вещество флюфеназин, и спортсменка была дисквалифицирована от участия в соревнованиях на шесть месяцев.
Кроме того, в 2014 году Изабель Верт была оштрафована на 2000 евро после того, как ее лошадь Эль-Санто получила положительный результат на циметидин – препарат, используемый для лечения язв желудка, на чемпионате Рейнланда в Ленгенфельде в июне 2012 года.
«Я понимаю, что невозможно оставаться на вершине все время – у вас будут взлеты и падения. Задача – всегда возвращаться после падения. Это сложнее, чем первое восхождение. Когда вы молоды, ничто вас не задевает, вы идете по своему пути легко. Сложные ситуации делают вас сильнее, закаляют. Но какими бы трудными они ни были, я никогда не переставала верить в лошадей».
Сатчмо и Варум Нихт стали теми лошадьми, которые помогли Изабель продолжить спортивный путь, подчеркивая уникальный талант всадника: Варум Нихт, получивший прозвище Ханнес, был гигантом с очень робким сердцем, а его экстерьер не совсем подходил для выездки, но Изабель действительно верила в него.
Ханнес должен был стать ее партнером на «домашних» Всемирных конных играх 2006 года в Аахене, но он получил травму за несколько дней до чемпионата, открыв путь для более подготовленного партнера Сатчмо. «Эта лошадь научила меня смирению, – говорит Верт. – Он очень зависит от своего настроения, в любой момент может внезапно начать бунтовать».
ТАЛАНТ К ТАЛАНТУ
Умение видеть перспективных молодых лошадей можно причислить к дару или шестому чувству, которое в конном спорте играет одну из важнейших ролей. Видимо, эта способность передалась Изабель Верт еще от ее первого наставника Доктора Шультен-Баумера. Все лошади Верт обладают выдающимися врожденными качествами, которые в руках мастера открываются во всей красе. На вопрос, как она выбирает лошадей, с которыми уже около четверти века находится на вершине, Изабель Верт отвечает: «С открытыми глазами. Вы просто должны искать их».
«Белантиса я увидела однажды на шоу, он мне понравился. Там же я общалась со своими партнерами, и мне сказали, что хотят привезти ко мне на базу для тренировок и выступлений лошадь. В итоге выяснилось, что мы говорили о Белантисе».
На аукционах команда Верт выбирает, как правило, несколько лошадей. Изабель не устает говорить: «Выездка для меня – это не только Белла Роуз, Белантис, Дон Джонсон, Вайегольд или Эмилио. Между ними было много лошадей. Если бы я ждала «того самого», у меня была бы пустая конюшня».
ДИКТУЕТ ТРЕНДЫ
В последние несколько лет авторитет Изабель Верт стал настолько огромным, что она непосредственно стала отчасти определять тренды мировой выездки.
В 2011 году Верт появилась на соревнованиях в непривычном для нее образе: вместо элегантного цилиндра венчал голову всадницы довольно практичный золотого оттенка шлем, который до этого по правилам FEI обязаны были надевать только юные всадники.
Тогда это вызвало бурную реакцию! Подавляющее большинство выездковых всадников приняли этот жест как необоснованный эпатаж и попытку привлечь внимание к своей персоне. Изабель Верт упрекали – как выяснилось, небезосновательно – в пиаре бренда Uvex, производителя спортивных шлемов, стремящегося создать новый большой сегмент рынка за счет выездки. Но время расставило все на свои места, благодаря Верт пропаганда безопасности во время верховой езды шаг за шагом захватила весь мир.
Сейчас мало кто может представить Шарлотту Дюжардин в цилиндре. Шведский всадник Патрик Киттель разминается в шлеме и только перед выходом на боевое поле меняет его на привычный цилиндр. По новым правилам FEI с 2018 года всадники, не достигшие 26 лет, обязаны выступать исключительно в защитном шлеме.
Кроме того, у Изабель Верт есть своя линия одежды для всадников и амуниции для конного спорта, а также предметы интерьера. Помимо этого, Верт приняла участие в разработке седел британского бренда BATES и австралийского – WINTEC. Модели, носящие имя спортсменки, до сих пор востребованы среди профессиональных всадников.
ЗА КУЛИСАМИ
Личная жизнь Королевы остается за плотным занавесом, из-под которого совсем немного проглядывают детали семейного гнезда Верт.
В октябре 2009 года конный мир облетела новость, что сорокалетняя Изабель родила сына Фредерика. С его отцом Вольфгангом Урбаном она познакомилась в далеком 2001 году, когда в течение года работала в отделе маркетинга компании Karstadt AG, которая, кстати,была спонсором «всадницы-юриста». Вольфганг тогда был менеджером компании. Сегодня ему 72 года, он продолжает работать как консультант для различных фирм, любит играть в гольф и обожает проводить время с сыном.
«Я мечтала стать матерью, и время пришло! – делится Изабель. – Существует естественный предел, когда можно родить здорового ребенка, и у меня было ощущение, что это самое подходящее время. Нам повезло, что все получилось».
Обычный день Королевы выездки состоит из рутинных забот. Утром Изабель Верт отправляет сына в школу. После чего, с 9 часов приступает к работе с лошадьми – за несколько часов через ее руки проходит около 7 голов. Остальная часть дня, как правило, вращается вокруг бизнеса и Фредерика.
Когда ей было 30 лет, она переживала: «В определенный момент моя спортивная карьера подойдет к концу. Она не является моей главной целью – я не верю, что смогу выступать на высоком уровне, когда мне будет 50 или 60 лет. А еще я подумываю о семье и детях».
Но ее судьба сложилась иначе. Спорт захватил навсегда, а семья и дети, хоть и поздно, но все-таки появились в жизни Изабель.
В ЧЕМ СЕКРЕТ?
История Изабель не о девушке из обеспеченной семьи и «готовых» лошадях. Ее история про талант и упорство, которые при правильном подходе и по воле случаев засияли олимпийским золотом. Ее секрет в труде, который она ежедневно вкладывает в каждую из своих лошадей.
И все-таки Изабель Верт сегодня представляет собой необъяснимый феномен мировой выездки. Что это значит? Это – 30 золотых медалей Олимпийских игр, Кубков и чемпионатов мира и Европы. Это – привести в пятый раз сборную Германии к олимпийскому золоту. Это – быть в Топ-10 мирового рейтинга сразу с тремя (!) лошадьми. Это – иметь невероятно обаятельную улыбку, за которой не видно тех сложностей, через которые пришлось пройти. Это – обливать шампанским соперников на пьедестале и уметь радоваться победам других. Это – талант. И это – любовь. К лошадям.
ХРОНИКА ПЬЕДЕСТАЛОВ
1991 чемпионат Европы – золото в личном и командном зачете (в паре с Жиголо);
1992 Олимпийские игры – серебро в личном и золото в командном зачете (в паре с Жиголо);
1993 чемпионат Европы – золото в личном и командном зачете (в паре с Жиголо);
1994 Всемирные конные игры – серебро в личном и золото в командном зачете (в паре с Жиголо);
1996 Олимпийские игры – золото в личном и командном зачете (в паре с Жиголо);
1998 Всемирные конные игры – золото в личном и командном зачете (в паре с Жиголо);
1999 чемпионат Европы – золото в командном зачете (в паре с Жиголо);
2000 Олимпийские игры – серебро в личном и золото в командном зачете (в паре с Жиголо);
2001 чемпионат Европы – золото в командном зачете, финал Кубка мира – личное серебро (в паре с Энтони);
2006 Всемирные конные игры – бронза в личном и золото в командном зачете (в паре с Сатчмо), финал Кубка мира – личное серебро (в паре с Варум Нихтом);
2007 чемпионат Европы – серебро в личном и командном зачете (в паре с Сатчмо), финал Кубка мира – личное золото (в паре с Варум Нихтом);
2008 Олимпийские игры – серебро в личном и золото в командном зачете (в паре с Сатчмо), финал Кубка мира – личное серебро (в паре с Варум Нихтом);
2009 финал Кубка мира – личное серебро (в паре с Сатчмо);
2010 Всемирные конные игры – бронза в командном зачете (в паре с Варум Нихтом);
2011 чемпионат Европы – серебро в командном зачете (в паре с Эль Санто);
2013 чемпионат Европы – золото в командном зачете (в паре с Дон Джонсоном);
2014 Всемирные конные игры – золото в командном зачете (в паре с Белла Розе);
2015 чемпионат Европы – бронза в командном зачете (в паре с Дон Джонсоном);
2016 Олимпийские игры – серебро в личном и золото в командном зачете (в паре с Вайегольдом);
2017 чемпионат Европы – золото в личном зачете, финал Кубка мира – личное золото (в паре с Вайегольдом).