По горячим следам сезона-2019

По горячим следам сезона-2019

Автор: к. с-х. н. Алена АКИМОВА
Номер журнала: GM №8(193)2019
Фото: Наталья БУДЫЧЕВА

Ипподромы России взяли паузу в проведении скачек до следующей весны, а значит, самое время оглянуться на прошедший сезон: подвести итоги и поговорить о новых героях и старых проблемах.

Скаковой сезон в России недолог, и зимой на большинстве ипподромов не происходит ничего интересного для публики. А жаль, ведь именно постоянные посетители – залог процветания ипподромов, а значит, скаковой индустрии и, в конечном итоге – чистокровного коннозаводства. В этом отношении выигрывают комбинированные ипподромы, где проводятся и бега, и скачки. Но таких у нас всего три – Центральный московский, Казанский и уфимский ипподром «Акбузат».
 
И дело ведь не только в состоянии дорожки во время осенних дождей и зимних холодов. Трибуны практически всех ипподромов (за исключением Казанского и «Акбузата») открытые, что, конечно же, делает практически невозможным комфортное размещение гостей. В итоге, посмотреть на зимние бега на ипподромы приходят только самые преданные поклонники. 
 
Да и на юге, где зима мягче, без крытых трибун не обойтись. Лишь два ипподрома в нашей стране – Краснодарский и Павловский – могли бы, в силу климатических условий региона, проводить скачки едва ли не круглый год. Но и они закрываются на зиму. К их чести, правда, стоит сказать, что именно там сезон самый длинный. Павловский ипподром в этом году открыл сезон 6 апреля, а закрыл – 8 ноября.
 
Одиннадцать ипподромов
 
Скаковых ипподромов и отдельных скаковых кругов в России много, но лишь одиннадцать из них имеют лицензии и проводят стабильный скаковой сезон. Все они, к сожалению, расположены в Европейской части России. А ведь в Сибири достаточно и скаковых лошадей, и азартных зрителей. К тому же среди участников скачек запросто можно встретить знакомые имена. Например, не стоит удивляться тому, что в следующем году в программе скачек ипподрома Якутской ГСХА вы встретите Свидетеля Барс – прошлогоднего пятигорского дербиста. В начале осени он переехал в Якутию. 
 
И, тем не менее, полноценных систематизированных сведений о скачках по ту сторону Уральских гор у нас нет. А жаль. Какие же ипподромы в итоге попали в наш список? Центральный московский, Ростовский, Краснодарский, Пятигорский, Павловский, Нальчикский, Элистинский, Казанский, ипподром «Акбузат» в Уфе, а также ипподромы в Беслане и Гудермесе. 
 
В общей сложности они провели 850 скачек для лошадей чистокровной верховой, арабской, ахалтекинской, буденновской, башкирской, татарской пород и высококровных лошадей с большой долей кровности по чистокровной верховой породе. 
 
Счет на миллионы
 
Общий призовой фонд превысил 213 миллионов рублей. Внушительная сумма, распределенная, однако, очень неравномерно – 150,8 миллионов (70,8 %) разыграны на трех ипподромах – ЦМИ, Краснодарском и Павловском. А если смотреть распределение призовых сумм по сезону, то и оно получится неравным. Большая часть этих денег приходится на крупные митинги: Приз Президента РФ (35 миллионов рублей) и Кубок шахтеров (27,9 миллионов) на ЦМИ, Кубок губернатора (10 миллионов) и двухдневный Кубок коннозаводчиков (32,4 миллиона) на Краснодарском ипподроме, Скаковой митинг Юга России (14,3 миллиона) на Ростовском ипподроме, день Дерби на Павловском ипподроме (13,2 миллиона). В остальные дни призовые суммы существенно ниже, даже если речь идет о значимых традиционных призах.
 
Ипподром в станице Павловской Краснодарского края можно назвать одним из самых молодых – первый официальный скаковой сезон состоялся там лишь в прошлом году. В этом году Павловский ипподром провел четыре скаковых дня и 35 скачек для лошадей чистокровной верховой, арабской и ахалтекинской пород. Все скачки имели серьезный призовой фонд, что, конечно же, привлекало гастролеров. За эти четыре дня на Павловском ипподроме было разыграно более 20 миллионов рублей. Это в два раза больше призового фонда всего сезона на Пятигорском ипподроме. Хорошо ли это? Скорее нет, чем да.
 
Все дело в том, что столь внушительные призовые суммы выделяются обычно под конкретные скачки, в которых принимают участие лучшие лошади. Это беда всего скакового дела в России, а не только Павловского ипподрома. В скачках с крупным призовым фондом на разных ипподромах участвуют одни и те же лошади. Казалось бы – что в этом плохого? Проблема в том, что эти лошади – визитная карточка, лицо скаковой индустрии. Развитие же обеспечивают статисты – лошади, выступающие в гандикапах и групповых призах, но никогда не попадающие в центральные события. Именно они «раскручивают» тотализатор и приносят деньги в отрасль. Соответственно, именно этих лошадей и нужно поддерживать призовыми. А получается, наоборот – большую часть призовых делят между собой одни и те же лошади, а среднечкам почти ничего не остается.
 
Однако не очень большие и странно распределенные призовые – не единственная проблема российских скачек. Покрытия скаковых кругов большинства ипподромов не соответствуют современным требованиям безо­пасности и нуждаются в реконструкции. Самая качественная дорожка, по-прежнему, на Казанском ипподроме. По окончании сезона ее закрыли на плановый ремонт, и в новом году она должна стать еще лучше. Отличный синтетический круг Пятигорского ипподрома уже также нуждается в обновлении. Что уж говорить о не ремонтировавшемся с 70-х годов скаковом круге ЦМИ? Трибуны и конюшни требуют реконструкции, а оборудование – ремонта или замены.
 
Допинг: старая песня о главном
 
Когда мы говорим о профессиональном спорте, то считаем объективность и честность чем-то само собой разумеющимся. Все соревнующиеся спортсмены должны находиться в равных условиях. Ради этого проводится допинг-контроль. В том числе и внесоревновательный.
 
В этом году российские скачки всколыхнуло два допинговых скандала. Сначала положительный результат дала проба, взятая у Стоун Флоу Волгоградского конного завода после победы в Призе Центрального московского ипподрома в день Приза Президента РФ. В моче жеребца был обнаружен дексаметазон – синтетический глюкокортикостероид, обладающий противовоспалительным и иммунодепрессивным действием. Этот препарат используется и как обезболивающее средство. Его применение в соревновательный период запрещено. Конечно же, Стоун Флоу был лишен занятого места и отстранен от участия в скачках до повторного тестирования, а его тренер Алексей Волик лишен права записывать лошадей в скачки от своего имени на полгода.
 
Но Стоун Флоу не был единственным «попавшимся». Гораздо менее приятна история Биг Брайта, принадлежащего «Первому Скаковому Синдикату». Жеребец в красивом стиле выиграл Большой Всероссийский приз (Дерби). А некоторое время спустя были опубликованы результаты внесоревновательного допинг-контроля, и проба Биг Брайта, взятая перед Призом «Анилина», была положительной. Снова дексаметазон. Жеребец не имел права скакать в Дерби. Но, поскольку результаты были обнародованы лишь в сентябре, то от участия в главной скачке жеребца не отстранили. В отличие от Стоуна Флоу, решение о дисквалификации Биг Брайта принято не было, и вопрос до сих пор остается без ответа.
 
Лучшие лошади
 
Без определения лучших лошадей итоги прошедшего скакового сезона были бы неполными. Итак, начнем с чистокровной верховой породы.
Лучшей лошадью года, без сомнения, стал Центурион (Инкадесент Стар – Биливэндрисив) конного завода «Донской», выигравший Приз Президента РФ, Кубок Н. Н. Насибова (обе скачки – Гр. 1) и Приз Гранита II (Гр. 2) на Центральном московском ипподроме и Приз Императрицы Екатерины II на Краснодарском ипподроме. Его же можно назвать лучшей лошадью старшего возраста.
 
На звание лучшего жеребца трех лет претендует сразу несколько лошадей, но, на наш взгляд, первенство стоит отдать Стармастеру (Мастекрафтсман – Биминг Стар) конного завода «Прогресс». Жеребец выиграл шесть из семи стартов сезона, в том числе – Краснодарское Дерби и Супер Дерби, Большой Летний приз (Гр. 1) и Приз «Анилина» на Краснодарском ипподроме и финишировал пятым в Большом Всероссийском призе (Дерби).
 
А вот с лучшей трехлетней кобылой не все так просто. По версии Федерации бегов и скачек, лучшей стала Дрим Чарджер (Уилл Тэйк Чардж – РичиГерлГонУайлд) конного завода «711», победительница Краснодарского Окса, Супер Окса (Гр. 1) и Приза «Аналогичной» (Гр. 2) в Краснодаре. Но Крафт Лэй (Мастекрафтсман – Плэй Эфилд) конного завода «Волгоградский», всероссийская оксистка и победительница Приза Императрицы Елизаветы Петровны (Гр. 1), на Ростовском ипподроме выглядела, пожалуй, убедительнее.
 
У лошадей арабской породы на звание лучшей лошади старшего возраста претендовали сразу два жеребца – Авонму, более известный как Эвотиз (Кембридж – Анастасия), и Тюдор (Гранд Экран – Тара). Первый выиграл Кубок Президента ОАЭ, а второй – выиграл Приз «Арабский Скакун» в день Приза Президента РФ и финишировал вторым за Авонму в Кубке Президента ОАЭ. Поэтому Авонму все же можно назвать лучшим. Там более, что жеребец завершил карьеру и с нового года начнет работу жеребца-производителя в Ставропольском крае.
 
Без сомнения, лучший трехлетний жеребец – Сейфуль Мулюк (Кармель де Фауст – Сямара), второй призер Краснодарского дерби, победитель Большого Всероссийского приза и Арабского Дерби России. Зато среди кобыл выбрать лучшую очень сложно – сразу две дочери Кармель де Фауста от дочерей Бенедикка – Тосканелла и Про Э Контра претендовали на это звание. Тосканелла выиграла Краснодарский Окс, а Про Э Контра – Приз им. С. М. Буденного на Пятигорском ипподроме.
 
Выбрать лучшую ахалтекинскую лошадь старшего возраста было не так сложно. Несмотря на обидное третье место в «Русском аргамаке», главным героем, без сомнения, стал Рарог (Пиастр – Рапсодия) Ставропольского конного завода. Победитель ахалтекинской скачки на ЦМИ Гуджур-Шах (Галалы – Акыллы) проиграл Рарогу все остальные очные встречи.
 
Трехлетний Оберег (Пиастр – Осанка) выиграл все шесть скачек сезона, в том числе два дерби – на Пятигорском и Краснодарском ипподромах, несмот­ря на то, что между ними была всего одна неделя. Среди кобыл выбрать лучшую было сложнее – главную скачку для кобыл, Окс, выиграла Ялкамыш (Мелебайдак – Яздурсун) Ставропольского конного завода, но в Призе «Паризы» она уступила Огулгерек (Генч – Огледже), выступающей в цветах Ильи Кулыгина.
 
Зимние фавориты
 
В отдельную группу мы выделили двухлетних лошадей. В скаковом деле лучших двухлеток сезона, основных претендентов на участие  в Дерби и Оксе, принято называть «зимними фаворитами». К ним в следующем году будет приковано особенное внимание.
 
Среди чистокровных верховых жеребцов выделяются Рашинг Дрим (Дата Линк – Руж), Виски Лемон Барс (Лемон Дроп Кид – Филм Мэйкер), Грейт Виннер (Караконти – Латин) и Туз (Оксбоу – Сьюэд Шу). Рашинг Дрим из КФХ Бондаренко С. В. выиграл главную скачку для лошадей двух лет дважды – в Краснодаре в день Кубка коннозаводчиков и в Ростове. Виски Лемон Барс КФХ Барсук Т. Л. одержал победу в Призе Первой короны (Гр. 1) в Краснодаре и Большом призе на Павловском ипподроме. Грейт Виннер, принадлежащий Азрету Чотчаеву, первенствовал в Большом двухлетнем призе на ЦМИ. Несмотря на то, что Туз, выступающий в цветах Саида Закаева, не выигрывал скачек первой группы, он попал в этот список не случайно. Жеребец обладает очень высокой резвостью и обе свои скачки он выиграл с большим отрывом, в Осеннем призе установив новый рекорд Пятигорской дорожки.
 
Среди кобыл можно отметить Летнюю Ночь (Инкадесент Стар – Летавица) и Иберию (Архип – Ишкитим Ривер). Летняя Ночь конного завода «Донской» выиграла Пробный приз (Гр. 3) и Приз реки Кубани (Гр. 2), была второй в Большом Двухлетнем призе на ЦМИ, третьей в аналогичной скачке в Ростове и второй – в Призе Трансвааль на Краснодарском ипподроме за Лораной Барс. А Иберия одержала победу в Большом призе на Пятигорском ипподроме, опередив очень сильных жеребцов – Мэн Оф Кэта, Элбароса, Горца и других. Обе кобылы будут явными претендентками на победу в Оксе. Внимание также стоит обратить и на прекрасного спринтера Лорану Барс (Донариум – Локация), выигрывавшую на дистанции от 1000 до 1600 метров. В будущем она может стать второй Кармель Барс.
 
В арабской породе такого внимания заслуживают не имеющий поражений Покер (Кармель де Фауст – Пелага), победитель Большого приза на Краснодарском ипподроме Легионер (Кармель де Фауст – Лизета), победительницы главных «кобыльих» призов на Краснодарском и Пятигорском ипподромах Крэнберри (Кармель де Фауст – Кемчуг Ривер) и Бронкс (Бенедикк – Вольница).
 
Среди ахалтекинских жеребцов по итогам скакового сезона выделились Джасил (Магас – Тасбих) КФХ братьев Джапаровых и Карамерген (Мелебиргут – Мелина) Ставропольского конного завода. Джасил успешно выступал на Пятигорском, Краснодарском и даже Казанском ипподромах и выиграл главную скачку для двухлетних лошадей в Краснодаре. А Карамерген одержал победу в Большом призе в Пятигорске, но при этом уступил Джасилу в призе имени Г. А. Мазана. Среди двухлетних кобыл не было равных Основе Ставропольского конного завода – родной сестре Оберега. Она выиграла три из четырех скачек сезона, уступив в Призе «Пель» Гарам-Шах (Бартанг – Гая-Шах), принадлежащей Евгению Кишенько.
 
Но даже если наши прогнозы не оправдаются, и в следующем году на скаковом горизонте взойдут новые звезды, скачки все равно будут очень интересными. Межсезонье пролетит быстро.