Встранах с развитым ипподромным бизнесом процент от оборота тотализатора направляется на формирование призовых сумм, поддержание инфраструктуры ипподрома, проведение благотворительных акций, научных исследований и образовательных программ. Но тотализатор никогда не привлечет игроков, а значит, не будет приносить дивидендов, если сами скачки будут не интересными.
Что для этого нужно? В первую очередь – реальная непредсказуемость исхода. Все участники должны иметь примерно одинаковые шансы на победу. Тогда игрокам будет интересно делать ставки, потому как гораздо увлекательнее проводить сложные расчеты, чем ставить на лобового фаворита. Да и выплаты в случае победы при таком раскладе всегда будут выше.
Если вы следите за европейскими и американскими скачками, то наверняка обратили внимание, что большая их часть имеет статус гандикапа. Это значит, что шансы лошадей на победу уравниваются при помощи разницы в весе, который они несут. Весовая нагрузка каждой лошади зависит от ее прежних достижений: заведомо более сильные лошади несут больший вес. Для составления гандикапов на ипподромах даже есть специальный человек – гандикапер. Но как он понимает, сколько килограмм добавить каждой из лошадей? В первую очередь – по скаковому рейтингу.
Фунты – показатель класса
В основе племенной работы с любой породой лошадей (и не только лошадей) лежит селекционируемый признак, то есть то качество, ради которого эту породу и разводят. Для чистокровной верховой это скаковая работоспособность. Цель любого коннозаводчика – получить успешного ипподромного бойца, а в идеале – лошадь с высоким скаковым классом. У этого термина есть несколько определений, но, наверное, самое точное – число и значимость выигранных призов. То есть, лошадь, выигравшая Дерби и, к примеру, Приз Президента, обладает высоким скаковым классом, а победитель приза второй группы – средним. Но если описывать признак в таком формате, то он становится величиной сугубо умозрительной. Для объективности нужны цифры. Вот тут-то и нужен рейтинг. Это, по сути, цифровая оценка ее скакового класса.
Как и почти все, что связано со скачками, система ранжирования лошадей по результатам их предыдущих выступлений появилась в Великобритании. Именно поэтому при расчете текущего скакового рейтинга лошадей практически во всех странах мира используется британская схема. Каждой лошади назначается условная весовая нагрузка, измеряемая в фунтах. За идеал, условные 100 %, принимается 140 фунтов (63,5 кг). Это – наивысший рейтинг, который может получить скаковая лошадь.
До 2012 года считалось, что получить рейтинг в 140 фунтов может только гипотетическая лошадь, которая одновременно участвует в скачке со всеми скаковыми лошадьми мира. Но потом появился Фрэнкел. Сын Галилео выиграл все 14 призов, в которых участвовал, в том числе 10 британских скачек топ-уровня. Его итоговый рейтинг, рассчитанный компанией Timeform, составил 147 фунтов. Однако лошадей, чей рейтинг достигает таких высоких значений, единицы, и о них мы поговорим отдельно.
Вернемся к методике расчета. Поступая на ипподром, лошади официального рейтинга еще не имеют. В Великобритании лошадь сначала должна принять участие в ограничительном призе – стартере (для впервые стартующих лошадей) или мейдене (для лошадей, не имеющих побед). Если ей удалось одержать победу или финишировать в числе первых шести, то она получает свой первый рейтинг. Если же нет – то будет продолжать скакать в ограничительных призах. В дальнейшем рейтинг лошади будет корректироваться в большую или меньшую сторону.
В соответствии с международными стандартами, скачки делятся на несколько классов. К первому классу относятся групповые (pattern race, stakes race), листовые (listed race) и некоторые гандикапы, участие в которых могут принимать лишь лучшие лошади. Обычно их скаковой рейтинг не ниже 110 фунтов. Далее идут скачки второго класса (рейтинг лошадей-участников находится в пределах 86 – 110 фунтов со следующими градациями: 86 –100, 91 –105 и 96 –110), третьего класса (76 – 95 фунтов), четвертого (66 – 85), пятого (56 – 75), шестого (46 – 65) и, наконец, седьмого класса (76 – 50). Для организаторов скачек такая внятная рейтинговая система дает очень большое преимущество. При составлении программы дня нет необходимости вводить дополнительные ограничения в скачки, достаточно указать рейтинговый диапазон участников для того, чтобы в скачку подобрались лошади примерно равного скакового класса.
На то, как в дальнейшем будет меняться рейтинг лошади, зависит уровень ее соперников – чем выше этот показатель у лучшей лошади в скачке, тем больше баллов к своему рейтингу могут получить ее соперники. При успешном выступлении рейтинг лошади увеличится, при неудачном, соответственно, уменьшится. Кроме того, на изменение рейтинга скаковой лошади в Великобритании может повлиять общее впечатление, произведенное лошадью на гандикапера. Скажем, условная лошадь «А» проиграла лошади «Б», но, поскольку на финише сделала очень мощный бросок, то она может получить поощрительные баллы. Таким образом, процесс назначения рейтинга лошади иногда становится субъективным. Поэтому в Британском скаковом обществе (BHA) работает целая команда гандикаперов, ведь им приходится ранжировать более 14 000 лошадей, выступающих в гладких скачках.
Мировая практика
В некоторых странах система начисления рейтинга имеет свои особенности. В Европе, кроме Великобритании и Ирландии, вес начисляется в килограммах. Но его также переводят в условные фунты от 0 до 140. Например, в Германии и в ряде других стран общее впечатление о лошади имеет меньшее влияние на формирование рейтинга, чем в Великобритании. Начисление рейтинга здесь основывается на технических показателях: «стоимость» приза, число участников, отставание от победителя.
Большая часть европейских скачек – гандикапы. Исключение составляют групповые призы, участие в которых, по определению, принимают лучшие лошади. Поэтому процедура расчета рейтинга, можно сказать, унифицирована во всей Европе. Но и в других странах рейтинг рассчитывают похожим образом. Например, в Японии, несмотря на то, что скачки с гандикапом в стране – редкость, рейтинг считается по общепринятой схеме. Дело в том, что большая часть призов открыта для участников из других стран. В Австралии рейтинг рассчитывается так же, как и в Великобритании, но на начисление гандикапа он не влияет. Вес для каждой лошади определяется отдельно перед каждым стартом в зависимости от состава участников. В Гонконге и ЮАР, где абсолютное большинство скачек разыгрывается по правилам проведения гандикапов, рейтинг также выражается в фунтах. В Гонконге, правда, местные стандарты начисления рейтинга, по сравнению с международными, несколько завышены.
Вес, предписнный лошади по гандикапу, – это масса жокея с амуницией (фото: The Saudi Cup)
В США и вовсе к скаковому рейтингу относятся скептически – в стране нет официальных гандикаперов, и никто не считает скаковой рейтинг лошадей. Запись в призы практически всегда платная, и каждый тренер сам рассчитывает способности своей лошади. Скачек с ограничениями по рейтингу в стране нет, но у некоторых особенно ценных призов, как, например, у Кентукки Дерби, есть отборочные серии и свой ранжир.
В некоторых странах лошадям перед их первым стартом дается «авансовый» рейтинг, который затем меняется в зависимости от успешности выступления лошади. Это – наиболее простой и наглядный метод. И именно он применялся в нашей стране в 2000-х годах.
Рейтинги лучших лошадей
Помимо генерального рейтинга скаковых лошадей, рассчитываемого скаковыми обществами разных стран, несколько крупных и весьма уважаемых организаций ежегодно составляют свои собственные рейтинги. Их можно назвать мировыми или рейтингами лучших лошадей.
Один из таких ведет компания Timeform. В этот рейтинг включены лошади, принимающие участие в скачках в Австралии, ОАЭ, странах Европы, Гонконге и Японии. Но приоритет всегда отдается европейцам. Поэтому в рейтинге Timeform вы не увидите лошадей, выступающих только США и не гастролирующих по миру. На сегодняшний день лучшей лошадью всех времен по версии Timeform является Фрэнкел с итоговым рейтингом в 147 фунтов.
Швейцарский производитель часовых механизмов Longines – главный всемирный «конный» спонсор – ведет свой рейтинг, который так и называется «Рейтинг лучших скаковых лошадей мира» (World Thoroughbred Racehorse Rankings). В него включаются результаты наиболее значимых скачек в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Австралии и Новой Зеландии, и на Ближнем Востоке. В конце года компания подводит итоги и победитель, набравший наиболее высокий рейтинг, получает титул лучшей лошади года (Longines World's Best Racehorse). В прошлом году сразу трое набрали равное количество баллов (128): феноменальная Энейбл, обыгравший ее в Призе Триумфальной Арки Вальдгайст и победитель Приза Принца Уэльского Кристал Оушен. А лучший результат за всю историю рейтинга Longines принадлежит все тому же Фрэнкелу – 140 фунтов, набранных им в скаковом сезоне 2012 года.
Фрэнкел – лошадь с максимальным рейтингом в истории
Российская модель
К сожалению, у нас не сохранилось дореволюционных документов, повествующих о подсчете рейтинга. В СССР подход к ведению племенной работы в чистокровном коннозаводстве долгое время был сугубо утилитарным – коневодству требовался массовый улучшатель, а чистокровная верховая порода для этих целей подходила очень хорошо. Именно поэтому все поголовье проходило скаковые испытания. И даже в более позднее время, когда скачки стали рассматриваться с точки зрения спорта и зрелищного мероприятия, роль ипподромов оставалась прежней – полигон для испытания племенных лошадей для отбора их в производящий состав. Тогда возникла система испытаний, не предполагающая гандикапирования, ведь главная цель была – не стимулировать азарт у зрителей, а выявлять лучших лошадей. Тотализатор воспринимался как приятное дополнение.
Вместе с тем, в советских скаковых правилах существовала групповая система: все скачки делились на группы, с четвертой по первую. Традиционные призы проводились вне групп, но попасть в них могли лишь лошади из первой группы. Все лошади начинали карьеру из четвертой и, по мере выступлений, переходили из группы в группу. При этом неудачные выступления понижали этот своеобразный ранг лошади.
Первые попытки введения гандикапов в отечественную скаковую систему были сделаны в 2000 году. В правилах испытания публиковалась таблица подсчета рейтинга. Она основывалась на значимости приза, его призовом фонде и числе участников. Наиболее подробно система подсчета рейтинга была расписана в правилах испытаний лошадей верховых пород, утвержденных в 2004 году. Максимальный разброс весового гандикапа составлял 10 килограмм (от 50 до 60), а разброс по рейтингу не превышал 100 баллов (от 0 до 100). Всем впервые стартующим лошадям назначался авансовый рейтинг 50 баллов и в дальнейшем он корректировался. При подсчете итогового рейтинга учитывался период в 550 календарных дней.
Эта система была понятна и прозрачна. Единственный ее недостаток заключался в том, что к главным призам первой группы, Призу Президента и Большому Всероссийскому призу Дерби приравнивались по баллам любые скачки с призовым фондом выше 3 миллионов рублей. В 2004 году таких дорогих скачек не было и вопросов при формировании рейтинга не возникало, однако впоследствии в регионах стало проводиться много спонсорских скачек с большим призовым фондом, но закрытых для участия «посторонних» лошадей. По этой причине «чистокровный» отдел ВНИИ коневодства взялся за разработку новой методики, которая, была утверждена в 2015 году, но, однако, до сих пор не внедрена в практику.
Увы, скаковое дело в России развивается не благодаря новым экономическим реалиям, а, скорее, вопреки всему. Для коннозаводчиков скачки не служат способом оправдать затраты на выращивание лошадей, а, как правило, наоборот, становятся еще одной статьей расходов. Поэтому отдельные скачки с высоким призовым фондом пользуются большим спросом, и организаторы вынуждены прибегать к самостоятельному подсчету рейтинга. Из-за того, что методика расчета не публикуется в открытом доступе, к самой процедуре возникает справедливое недоверие. Тем более что соблазн использовать эту непрозрачность не для выбора лучших лошадей, а ради своих целей, очень велик.
Перед самыми дорогими российскими скачками организаторы считают рейтинг лошадей самостоятельно (фото: Алексей РЫБКИН)
Из года в год на всех собраниях, совещаниях и конференциях скакового сообщества ведутся разговоры о необходимости развития тотализатора. Каждый новый руководитель каждой из вновь созданных скаковых ассоциаций, твердит о тотализаторе как панацее для развития ипподромной индустрии. Но для создания интересных скачек и качественной картинки, которую можно было бы транслировать на всех ипподромах и в пунктах приема ставок, не делается ничего. Большинство дорогостоящих призов так и остались закрытым «междусобойчиком».
Можно сколько угодно говорить о развитии индустрии, но словами ничего не исправить. Пока российские скаковые правила не будут приведены в соответствие с международными, призовые суммы большинства скачек останутся мизерными, а составы скачек будут по-прежнему разнородными и от того неинтересными для тотализатора, никакого развития не будет. Что для этого нужно? Для начала – перестать ждать, что кто-то все сделает за нас, и сесть за стол переговоров.