Уходящие герои уходящего сезона

Уходящие герои уходящего сезона

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №7(201)2020
Фото: Zuma\TASS

То, что 2020-й станет историческим годом для европейских скачек, было известно давно. Другое дело, что столетний юбилей приза Триумфальной Арки явно планировали отметить не пустыми трибунами Лоншана и не таким маскарадом, к которому мы все притерпелись за последние месяцы. Впрочем, по нынешним временам достаточным поводом для радости был уже сам факт проведения скачки — и то, что на старте можно было вновь видеть Энейбл. Для нее эта попытка добиться третьей победы в призе была решающей и последней.

Вслучае успеха Энейбл первое столетие существования скачки завершилось бы красивым символичным росчерком – победитель первого розыгрыша Комрад стоял в той же самой конюшне Клэрхэвен, где сейчас является хозяином Джон Госден. Сам тренер кобылы не смог приехать на скачки в Лоншан, но это обстоятельство его нисколько не смущало. «У меня там фантастическая команда, в которую входят два лучших сопровождающих, конюхи, а также мой сын и помощник Тэйди. От того, что я сам присутствую на скачках, мои лошади быстрее не скачут». За день до скачки Госдена беспокоило совсем другое – состояние дорожки в Лоншане, которая была еще тяжелее, чем годом ранее. «При таких условиях котировки, которые на нее предлагают, немного абсурдны. Ее играют так, как будто о поражении и задумываться нечего, но я заверяю вас – на такой дорожке поражение более чем вероятно».
 
За состоянием лоншанского турфа не менее пристально следили и в конюшне Эйдена О’Брайена, который собирался выставить на Арку главную потенциальную соперницу фаворитки – трехлетнюю Лав. Рыжая дочь Галилео не имела себе равных среди сверстниц, выиграв «1000 Гиней» и Эпсомский Окс, где она побила рекорд Энейбл, а также Йоркширский Окс, где по разным причинам не принимали участия сильнейшие представительницы старшего возраста. Во Франции Лав должна была впервые сойтись на дорожке с жеребцами и двукратной победительницей Триумфальной Арки, однако по мере того, как над Парижем продолжали лить дожди, росли сомнения в том, что она выйдет на старт. Опасения подтвердились в четверг накануне скачки, когда О’Брайен объявил о том, что снимает Лав. «У нас просто не осталось иного выбора», – сказал он и сообщил, что теперь будущей трехлетней чемпионке предстоит поездка на Кубок Коннозаводчиков. Не исключено, что точно так же предпочел бы поступить и Госден, но у него с Энейбл не было выбора в другом смысле – это был их единственный оставшийся шанс стартовать в Арке, с расчетом на выступление в которой была построена вся подготовка кобылы в 2020 году.
 
Скачка наперекосяк
 
Впрочем, у Бэллидойла и Кулмора еще оставалась целая бригада потенциальных претендентов – это были два победителя Гран-при де Пари Джэпен и Могул, неожиданно выигравший прошлогоднее Ирландское Дерби Соверейн, и не менее сенсационный эпсомский дербист нынешнего сезона Серпентайн, дозаявленный на Арку за 72 тысячи евро. Гром грянул субботним вечером накануне приза, когда стало известно, что все лошади О’Брайена-старшего и его сыновей снимаются со скачек в Лоншане из-за того, что все они использовали кормовую добавку, в которой был обнаружен запрещенный препарат зилпатерол – средство, применяемое для увеличения мышечной массы при выращивании крупного рогатого скота и птицы.
 
Как ни парадоксально, от этого неожиданного поворота событий больше всех пострадали представители конюшни Джона Госдена. В скачке не осталось ни одного гарантированного пейсмейкера и, увы, даже с учетом тяжелого состояния дорожки темп, в котором она прошла, уместнее всего назвать похоронным. Роль лидера взял на себя майлер Першен Кинг, которого «Годолфин» бросил в бой за неимением более приспособленных под классическую дистанцию кандидатов, и он дотянул во главе компании до середины финишной прямой. За 400 метров до столба Фрэнки Деттори на Энейбл попытался сделать бросок, но кобыла не смогла ускориться и, хуже того, потеряла позицию, столкнувшись с Чачнаком, вдобавок еще и попытавшимся укусить ее. К этому моменту лидерство захватил Соттсасс, к которому на последних метрах приближался неутомимый немецкий стайер Ин Свуп, успевший подобраться к французскому жеребцу на расстояние шеи. Третье место удержал за собой Першен Кинг, а Энейбл осталась только шестой, на полкорпуса опередив своего соконюшенника Страдивариуса.
 
Селекционная инвестиция Кулмора
 
Тренер Жан-Клод Руже работал с Соттсассом очень осторожно и последовательно. В два года с него особо не спрашивали, а в трехлетнем возрасте жеребец выиграл приз Жокей-Клуба и занял третье место в Арке за Вальдгайстом и Энейбл. Тогда Руже сетовал на то, что его лошади не очень подходит тяжелая дорожка, однако у независимых наблюдателей такого впечатления не возникло – на финишной прямой Соттсасс выглядел гораздо убедительнее многих соперников. Сезон 2020 года он начал не очень ярко, лишь на голову опередив ветерана Уэй Ту Пэриса в призе Ганэ и дважды уступив гораздо менее классным лошадям. В сентябре жеребец очень достойно прошел в ирландской Чемпион Стейкс, где проиграл только два корпуса Мэджикал. После этого Соттсасса уже целенаправленно готовили к выступлению на Лоншане – и его довольно неожиданный успех не мог не пролить бальзам на раненое самолюбие Кулмора, который впервые за многие годы не был представлен в Арке.
 
Дело в том, что еще в январе 2020 года ирландское хозяйство выкупило половинную долю прав на владение жеребцом. На дорожке он продолжал представлять цвета американца Питера Бранта, который приобрел его годовиком за 340 тысяч евро, но заводское будущее рыжего сына Сийуни лежит именно в европейском отделении Кулмора. Мэгнир и компания предпочли не подвергать свое капиталовложение риску дальнейших выступлений, хотя еще незадолго до Арки поговаривали о том, что Соттсасс может закончить карьеру в Бридерс Кап Турф. Тренер жеребца согласился с этим решением: «Я думаю, что ему лучше не ехать на Кубок Коннозаводчиков, потому что повороты в Кинленде для него крутоваты. Он крупный конь на размашистом ходу, и это было бы небезопасно».
 
Происхождение Соттсасса вполне оправдывает интерес, проявленный к нему Кулмором, который в последние годы активно разыскивает альтернативу стареющему Галилео и крови Сэдлер’с Уэллса в целом. Победитель нынешней Арки приходится внуком ведущему английскому производителю Пивотлу, представляющему ту же самую линию Нортерн Дансера, но через ветвь Нуриева. Агахановский Сийуни стал одним из немногих жеребцов в мире, на стоимости случки с которыми не отразился коронавирусный кризис. В 2021 году она составит 140 тыс. евро – почти на треть дороже, чем в последние два сезона, и ровно в 20 раз больше, чем в начале его заводской карьеры. 
 
Королева, отдыхайте!
 
А что же Энейбл? Французы, которым, бесспорно, было очень приятно оставить у себя приз Триумфальной Арки в год его юбилея, отдали должное великой английской кобыле. В официальном твиттере France Galop было опубликовано следующее сообщение: «От имени всех, кто имеет отношение к французским скачкам, выражаем огромную признательность заводу Джаддмонт и Энейбл, а также Фрэнки Деттори и Джону Госдену. Двукратная победительница Триумфальной Арки, которая четырежды принимала участие в призе, внесла исключительный вклад в упрочение репутации нашей чемпионской скачки». Не преминул раскланяться перед соперниками и Жан-Клод Руже: «Джон Госден – великий тренер и джентльмен. Он одним из первых поздравил меня, прислав очень милую эсэмэску. Если бы победа досталась не мне, а кому-то другому, я бы предпочел, чтобы это был именно он».
 
Тем временем в Ньюмаркете готовились к расставанию с шестилетней кобылой, которая должна была навсегда покинуть конюшню Джона Госдена. Именно благодаря его интуитивной проницательности и красноречию Энейбл представала перед публикой не просто как классная скаковая лошадь, но и как яркая индивидуальность, даже личность в полном смысле этого слова. Накануне прощания с нею Госден сказал: «Лошади, которых по-настоящему любишь – это те, кто старается, отдает все и хочет работать с тобой вместе. А она обладала совершенно фантастической жаждой работы и умением получать от нее удовольствие. Конечно, Энейбл была очень популярна по всему миру, так что теперь, наверно, я буду спать немного спокойнее, потому что груз моей ответственности несколько уменьшится. В каком-то смысле я испытал облегчение, когда было принято решение завершить ее карьеру».
 
Энейбл уехала в родной Джаддмонт 22 октября. К этому моменту уже было известно, какой жеребец удостоится чести стать первым партнером королевы скачек. Как известно, она несет в своей родословной близкий инбридинг в степени III-II на Сэдлер’с Уэллса, и это автоматически исключает из списка претендентов Галилео или его сына Фрэнкела, который, как и сама Энейбл, принадлежит Халиду Абдулле. Он остановил свой выбор на другом доморощенном производителе – чемпионе трехлеток 2014 года Кингмене. Из его первой ставки вышел победитель трех призов 1-й группы Першен Кинг, а из второй – лучший майлер Европы минувшего сезона Пэлес Пир.
 
Лучший ипподром для пандемии
 
Если призу Триумфальной Арки удалось, несмотря ни на какие сложности, сохранить свою стоимость на уровне 5 миллионов евро, то устроители Кубка Коннозаводчиков, чей денежный фонд в очень малой степени зависит от благосклонности спонсоров, добились еще большего. В частности, до 7 миллионов долларов подорожала Бридерс Кап Классик, а Бридерс Кап Турф сравнялась с Дубай Шима Классик, где на кону также стоит 6 миллионов.
 
Когда принималось решение о том, что скачки Кубка в 2020 году примет Кинленд, никто и представления не имел, что именно камерный ипподром к западу от Лексингтона – лучший выбор для внезапно наступившей ковидной эпохи уже хотя бы потому, что он не выглядит без зрителей настолько пугающе пустынным, как были бы на его месте 25-тысячная Санта-Анита и тем более 50-тысячный Черчилл-Даунс. А паддок Кинленда стал без зрителей даже еще живописнее, особенно после того, как в 2015 году туда пересадили четыре взрослых дуба, самый большой из которых на тот момент уже имел в высоту более 12 метров. Это было сделано для того, чтобы освободить дополнительные площади для размещения публики при проведении Кубка Коннозаводчиков. 
 
На старт Бридерс Кап Майл вышли 6 лошадей с Британских островов, половина из которых представляла Бэллидойл. Признанным лидером этой тройки по сумме выигрыша и общему уровню достижений был Серкус Максимус – четырехлетний сын Галилео, который к этому моменту уже успел одержать три победы в призах 1-й группы. Фаворитом, однако, считался победитель «Гиней» Камеко, выступавший под седлом новоиспеченного двукратного чемпиона Англии Ойшина Мерфи. 
 
Старт скачки ожидаемо выиграли американские лошади, а европейские участники столь же предсказуемо отдали им инициативу в расчете на бросок. Финишная прямая показала, что лучше всех распорядился своими шансами Пьер-Шарль Будо, которого О’Брайен посадил на аутсайдера Ордер Оф Аустрэлию. Пока Райан Мур на Серкус Максимусе выбирался из коробки, француз, занявший с дальнего номера полевую позицию, ускорился и прошел лидеров за 200 метров до столба. Отчаянно пытавшийся достать его Серкус Максимус уступил шею, а третьим финишировал еще один представитель Бэллидойла – Лопе И Фернандес под Деттори. 
 
Имевший все шансы побороться за победу Камеко увял на последнем фурлонге и остался только седьмым. А Эйден О’Брайен не только выиграл свою 13-ю скачку Кубка Коннозаводчиков (по этому показателю он уступает только трем американским тренерам, далеко опережая всех представителей Старого Света), но и добился уникального достижения – его лошади заняли весь виртуальный пьедестал почета с первого по третье место. Ордер Оф Аустрэлия, про которого тренер «всегда думал, что ему подойдет миля на резвом покрытии по кругу без спусков и подъемов», начал сезон в скачках на средние дистанции и вовсе не блистал, сумев одержать лишь одну рядовую победу на 2400 мет­ров. Свой заключительный старт перед поездкой в США он и вовсе провалил, оставшись последним. Своим неожиданным успехом в Кинленде трехлетний жеребец почти полностью обязан блистательной езде Будо, для которого этот сезон, пожалуй, стал самым успешным в карьере – c мая по ноябрь он выиграл 12 призов первой группы.
 
Что до происхождения, то Ордер Оф Аустрэлия просто создан для побед на Кубке Коннозаводчиков. По материнской линии он состоит в близком родстве с двумя победительницами Филлиз Энд Мэр Турф: его бабка Старин выиграла скачку в 2002 году, а трехчетвертная сестра Иридесса сделала это в прошлом сезоне. А с отцовской стороны родословной у Ордер Оф Аустрэлии присутствует сама великая Уиджа Борд, которая дважды праздновала успех в том же призе.
 
Ирландское противостояние
 
На главную «травяную» скачку Кубка Коннозаводчиков старший О’Брайен вполне мог смотреть с оптимизмом – хотя Лав в Кинленд все-таки не поехала, на старт Бридерс Кап Турф вышла пятилетняя Мэджикал, которая в 2020 году довела счет своих побед в призах 1-й группы уже до семи. Неплохими шансами располагал и Могул, получивший вынужденный отдых вместо участия в Триумфальной Арке. 
 
Самой опасной соперницей лошадей из Бэллидойла была еще одна представительница Ирландии – выступающая в цветах Ага Хана четырехлетняя Тарнава, которая не знала поражений с начала сезона. Кобылу тренирует 72-летний Дермот Уэлд – наверное, самый разносторонний специалист во всем тренерском цехе Европы. Он не только  готовит лошадей к гладким скачкам и стипль-чезам, но еще и является ветеринаром с дипломом ведущего ирландского университета, а также успешным заводчиком. Именно от одной из его кобыл был получен Гайят, ставший «Лошадью года» в Европе по итогам нынешнего сезона, а также Жукова, проданная с аукциона за 3,7 миллиона гиней. До настоящего дня Уэлд остается единственным европейским тренером, когда-либо добивавшимся победы в призе «Тройной короны» – ровно 30 лет назад ему удалось выиграть Белмонт с Гоу Энд Гоу.
 
Роль пейсмейкера, ко всеобщему облегчению, взял на себя тот, на кого в этом отношении и рассчитывали – шестилетний мерин Чэннел Мейкер, который уже дважды до этого выходил на старт Бридерс Кап Турф. Лучшим его результатом по итогам предыдущих попыток было 11-е место, но с третьего раза тактика в стиле «шашки наголо» наконец-то увенчалась относительным успехом. Чэннел Мейкер оставался впереди вплоть до последних 150 метров, когда броском его накрыла Тарнава, которая финишировала с неодолимой мощью набирающего скорость реактивного самолета. А буквально в последнюю долю секунды мерин потерял и второе место, уступив нос никогда не сдающейся Мэджикал.
 
После ухода Энейбл стала вакантной роль «старшей в европейском табуне» – той кобылы, которая сможет бросить вызов лучшим жеребцам в скачках на классической дистанции, а значит и побороться за победу в Триумфальной Арке. Претендовать на этот почетный статус в следующем сезоне будет не только Лав, но и Тарнава, поскольку Ага Хан принял решение оставить ее в тренинге. 
 
Бридерс Кап Классик
 
Европейцы триумфально завершили Кубок Коннозаводчиков, выиграв все четыре скачки по траве для лошадей трех лет и старше, но главное внимание американской публики было, конечно же, обращено на Бридерс Кап Классик. После довольно сумбурного сезона, в котором перемешалось все вплоть до порядка проведения призов «Тройной короны», очевидно было одно – именно здесь определится обладатель премии «Эклипс» в категории «Лошадь года». Шанс побороться за нее имела Свисс Скайдайвер, но победительница Прикнесса вчистую проиграла свою скачку на Кубке Коннозаводчиков, и теперь все зависело от битвы поколений в главной скачке года.
 
Явным лидером среди представителей старшего возраста был один из трех питомцев Боба Бафферта – достигший расцвета к четырем годам Импробабл. Рыжий жеребец провел почти безупречный сезон, завершив серию из трех побед в Осом Эгейн Стейкс, где он нанес убедительное поражение своему сверстнику и нынешнему соконюшеннику Максимум Секьюрити. 
 
Поскольку в этом году между Дерби и Кубком Коннозаводчиков прошло всего два месяца, оба лучших трехлетка были именно героями «Тройной короны» – победитель Белмонта Тиз Те Ло и дербист Аутентик. Большинство наблюдателей склонялось в пользу первого из них, поскольку Аутентик подпортил впечатление от блестящего выступления в Черчилл-Даунсе неожиданным прогрышем Прикнесса. Правда, ту скачку он провел в нехарактерной для себя выжидательной манере, но почти ни у кого не было уверенности в том, что более агрессивная езда поможет ему в борьбе с более серьезными и опытными соперниками в Классик. Возможно, единственным человеком, не испытывавшим таких сомнений, был Бафферт, который перед призом сказал Джону Веласкесу: «Вспомни, что ты сидишь на лошади, с которой выиграл Кентукки Дерби. Можешь ехать уверенно, агрессивно – так, как сочтешь нужным». 
 
Именно так 48-летний пуэрториканец и проехал: захватив лидерство с приема, он уже никому не отдал инициативу, на финишной прямой оторвался от соперников и одержал очень легкую победу с преимуществом в 2¼ корпуса над Импробаблом, заодно установив рекорд ипподрома на 2000 метров – 1.59,60. Тиз Те Ло прошел откровенно неудачно. Ехавший на нем Мануэль Франко переосторожничал и занял позицию у бровки, откуда потом уже было трудно выбираться. Шестое место стало неприятным сюрпризом как для тренера Баркли Тэгга, так и для владельцев жеребца, которые совместно приняли решение поменять жокея. В Кубке Пегаса на Тиз Те Ло сядет уже Веласкес, оставшийся в этом призе без лошади, так как Аутентик завершил карьеру и теперь составит компанию своему отцу Инту Мисчифу в производящем составе Спендтрифт Фарм.
 
Собственно говоря, в будущем году мы уже не увидим на скаковой дорожке почти никого из героев нынешнего: помимо Аутентика, в завод уходят также Импробабл, Максимум Секьюрити и третий призер Классик Глобал Кэмпейн. Но, как ни жаль расставаться с ними, означает это только одно – новый сезон неизбежно принесет нам новую россыпь звездных имен и, очень хотелось бы надеяться, нормальный календарь скачек, на которые вновь будут допущены зрители.