Мечты сбываются и... не сбываются

Мечты сбываются и... не сбываются

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: ЗМ №7(143)2014

Уже в 13-й раз за последние 36 лет стотысячная толпа, собравшаяся в Белмонт-Парке, восторженно приветствовала нового претендента на «Тройную корону». 7 июня 2014 года надежды нации были возложены на рыжего жеребца по кличке Калифорния Кром, которому после побед в Кентукки Дерби и Прикнесс Стейкс оставалось сделать последний шаг к бессмертной славе «трижды венчанного». А точнее – быстрее всех проскакать один-единственный круг по знаменитой дорожке нью-йоркского ипподрома. 

Отобрать «корону» свежими силами
Приз Белмонт Стейкс, который разыгрывается с 1867 года, неспроста называется «Тестом чемпиона». Его дистанция, равная 2400 м, является почти предельной для большинства американских лошадей, не говоря уже о том, что участники Дерби и Прикнесса подходят к последней скачке «Тройной короны» недостаточно свежими, так как вынуждены выступать в третий раз за пять недель.
На сей раз таковых оказалось лишь трое – помимо Калифорнии Крома, это были Райд Он Керлин и Дженерал Э Род, занявшие в Прикнессе соответственно 2 и 4 места. Большинство остальных участников либо пропустили второй приз «Тройной короны», либо вовсе не стартовали ни в Черчилл-Даунсе, ни в Пимлико.
Калифорния Кром хорошо принял старт и почти всю дистанцию держался на третьем-четвертом месте, в то время как скачку водил Коммишионер. В последнем повороте он продвинулся вперед и в посыле довольно долго выдерживал темп лидеров, однако на последних двухстах метрах все-таки выдохся и финишировал только 4-м, голова в голову с Уикед Стронгом. Победу одержал Тоналист, на голову опередивший Коммишионера, которому совсем чуть-чуть не хватило для красивой победы «с места до места». Обе эти лошади не участвовали в других скачках «Тройной короны» – вместо этого они в мае опробовали дорожку Белмонт-Парка, в таком же порядке подойдя к финишу приза Питер Пэн Стейкс (Гр. 2). Тоналист показал лучшее за последние пять лет время – 2.28,52. Тем не менее этот результат уступает целых 4,5 сек. рекорду Белмонта (2.24), который был установлен великим Секретариатом и держится уже ровно 40 лет.
После финиша совладелец несостоявшегося «трижды венчанного» Стив Кобурн, сдерживая злые слезы, сказал журналистам, что результат скачки несправедлив, а те, кто не принимал участия в Дерби и Прикнессе, просто трусы, избегающие честной борьбы. «Мне 61 год, и я больше никогда в жизни не увижу нового победителя «Тройной короны», – мрачно подытожил он.
Впоследствии Кобурн принес извинения, признав, что Тоналист выиграл совершенно заслуженно, однако хозяин этой лошади, Роберт Эванс, и не думал осуждать его за сказанные в запале слова. «Однажды я сам был на месте Кобурна, и это совсем не весело», – сказал он, вспоминая далекий 1981 год, когда принадлежавший его отцу Плезент Колони точно так же вышел на старт Белмонт Стейкс после побед в Дерби и Прикнессе – и проиграл скачку пропустившему главные весенние призы Саммингу.
Более того, Эванс убежден, что в традиционный порядок проведения скачек «Тройной короны» уже давно пора внести изменения, оставив больше времени для отдыха лошадей (и для рекламы!) между Дерби, Прикнессом и Белмонтом. По его мнению, от этого «Тройная корона» только выиграла бы, и, весьма вероятно, кто-нибудь в конце концов смог бы завоевать этот почетный титул. А пока что последним американским «трижды венчанным» с 1978 года по-прежнему остается Эффермд.

Чемпион-переросток
Очень крупный – 173 см в холке – гнедой Тоналист происходит от одного из лучших современных производителей Тапита, который в нынешнем скаковом сезоне является лидером американского рейтинга по сумме выигрыша потомства и числу побед в скачках «стейкс». Тапит выиграл 3-летний приз Вуд Мемориал, но не имел продолжительной карьеры из-за легочных инфекций, дважды прерывавших его тренинг. Настоящая слава пришла к нему в заводе, где он дал уже 15 победителей скачек 1 группы, включая трех победителей Кубка коннозаводчиков: 2-летних чемпионов Стардом Баунд и Хансена (Бридерс Кап Джювинайл) и Тапизара (Бридерс Кап Дерт Майл). Большинство классно скакавших потомков Тапита составляют кобылы, что характерно и для его немногочисленных детей, представленных в России, – здесь лучше всего выступали Метелица (Мемориал Витта) и Снежана (приз Струны), которые в настоящее время являются матками конного завода «Донской».
Мать Тоналиста Сеттлинг Мист приходится правнучкой знаменитой заводской матке Мисси Баба, к которой восходят такие лошади, как дед Тапита Эй Пи Инди, победитель Прикнесса Саммер Скуолл, чемпионы  Лемон Дроп Кид и Дьюк Оф Мармалейд. До победителя Белмонт Стейкс она дала трех жеребят, два из которых скакали и выигрывали незначительные скачки.
Годовиком Тоналист был выставлен на аукцион, но не нашел покупателя, готового заплатить за него заявленную минимальную цену – 195 тыс. долл. Жеребенок попросту потерял презентабельный вид из-за скачка роста, но это не отпугнуло Роберта Эванса, купившего его частным порядком вскоре после проведения торгов. Особенно привлекательным оказалось для Эванса то обстоятельство, что мать Тоналиста была рождена от упомянутого выше неудачника «Тройной короны» Плезент Колони, которым владела его собственная семья. Однако сентиментальные мотивы едва ли сыграли большую роль – важнее всего было то, что в заводе этот жеребец зарекомендовал себя как отец отличных кобыл, давших множество победителей престижных скачек. Время показало, что расчет дальновидного коневладельца оказался точным.
В двухлетнем возрасте Тоналист, которого тренирует 49-летний уроженец Франции Кристоф Клеман, появился на призовом кругу лишь однажды, поздней осенью 2013 года, и занял 4 место в скачке для новичков на ипподроме Акведук в Нью-Йорке. Зимой он был привезен во Флориду, где стартовал дважды, одержав победу и заняв 2 место в Гольфстрим-Парке. Тоналист подавал большие надежды, однако легочная инфекция лишила его шансов заявить о себе в пробных скачках «Тройной короны», а, следовательно, и принять участие в Кентукки Дерби. Восстановившись, жеребец был выставлен на Питер Пэн Стейкс и выиграл этот приз, который проводился по тяжелой, мокрой и грязной дорожке, с солидным отрывом в 4 корпуса.

Австралия из Ирландии на Дерби в Англии
В один день с последней скачкой американской «Тройной короны» был разыгран центральный приз аналогичного английского «турнира» – Эпсомское Дерби, стоимость которого в 2014 году составила 1,325 млн фунтов стерлингов (2,255 млн долл. США). На долю победителя из этой внушительной суммы приходится 751 тыс. фунтов (1,279 млн долл.).
Среди 16 участников Дерби на старт вышли победители традиционных пробных скачек Оркестра и Вестерн Химн, однако роль фаворита была отведена отнюдь не одному из них, а ирландскому гастролеру Аустрэлии, который месяцем ранее занял 3 место в «Гинеях», уступив всего 3/4 корпуса аутсайдеру Найт Оф Тандеру. И на сей раз глас народа, который частенько ошибается в своих ожиданиях, вынес совершенно верное суждение – Аустрэлия не имел никаких проблем по ходу скачки и, выйдя вперед за 250 м до финиша, с видимой легкостью выиграл, без труда опередив на 1 1/4 корпуса Кингстон Хилла, который был 8-м в Гинеях. Третьим у столба, отстав еще на 3 с лишним корпуса, был Ромсдал, принадлежащий президенту Международной федерации конного спорта принцессе Хайе. Победитель показал резвость 2.33,63, что является лучшим временем за последние 11 лет, если оставить за скобками выдающийся результат Уоркфорса, в 2010 году побившего давнишний рекорд приза (2.31,33).

Непобедимая династия О‘Брайенов
Успех рыжего Аустрэлии оказался историческим сразу в нескольких отношениях. Впервые за все время проведения Эпсомского Дерби, которое существует с 1780 года, лошади одного тренера выиграли скачку три раза подряд. Ирландец Эйден О'Брайен добился того, что оказалось не под силу ни его феноменальному однофамильцу и соотечественнику Винсенту, ни легенде 1920-1930-х годов Фреду Дарлингу, ни «северному волшебнику» Джону Скотту, который имел оглушительный успех в середине XIX столетия. О'Брайен тренировал Камелота (2012) и Рулер Оф Те Уорлда (2013), а также еще двух дербистов – Галилео (2001) и Хай Чэперрела (2002).
Полноправным соавтором знаменательного тренерского хет-трика стал Джозеф О'Брайен – сын Эйдена, выступающий на его лошадях с 2010 года. Джозеф, который за две недели до Эпсома отпраздновал свой 21-й день рождения, стал самым молодым жокеем, сумевшим одержать две победы в этой скачке. (Предыдущим рекордсменом был сам Лестер Пиггот, в 1957 году выигравший свое второе Дерби на Крепелло.) О'Брайен младший имеет поразительно высокий для жокея в гладких скачках рост (180 см!), но это не помешало ему в столь молодом возрасте уже дважды завоевать титул чемпиона Ирландии. Правда, Джозеф признается, что при своих антропометрических данных ему будет трудно рассчитывать на долгую карьеру, но в семье О'Брайенов уже подросла смена – 16-летний младший сын Эйдена по имени Доннака вскоре также получит жокейскую лицензию.

Золотой кросс
Аустрэлия был рожден в конном заводе лорда Дерби и куплен на аукционе за 525 тыс. гиней. Он находится в совместном владении Майкла Табора, Деррика Смита, малазийского бизнесмена Тео А Хинга и Сью Магны, жены одного из богатейших людей Ирландии Джона Магны. Иными словами, Аустрэлия принадлежит «Кулмору» и после окончания своей скаковой карьеры должен стать одним из производителей этого завода. Даже свою «географическую» кличку он получил не просто так, а с прицелом на возможное использование в Австралии. Нельзя не признать, что блестящее происхождение Аустрэлии вполне оправдывало желание строить столь далеко идущие планы, поскольку лорд Дерби получил его от своей оксистки Уиджи Борд и лучшего производителя современности Галилео.
Пятикратный чемпион производителей Галилео стал достойным наследником своего отца, прославленного Сэдлер'с Уэллса. Среди его потомства к настоящему времени уже насчитывается 41 лошадь, выигрывавшая скачки 1 группы (а среди них – 14 победителей классических скачек в Англии и Ирландии). При этом дистанционный диапазон детей Галилео очень широк – от ярких майлеров наподобие непобедимого Франкеля до чистых стайеров вроде Аланди, который стал первым в Ирландском Сент-Леджере и призе Кадран на 4000 м.
Уиджа Борд была одной из самых прочных и стабильно выступающих кобыл за всю историю европейского турфа. Она выиграла более 6 млн долл. и дважды становилась «Лошадью года» в Европе. Всего она одержала 7 побед в скачках 1 группы, выиграв эпсомский и ирландский Оксы и дважды – Бридерс Кап Филли Энд Мэр Турф на Кубке Коннозаводчиков. До появления Си Те Старза, который в 2009 году стал победителем Гиней, Дерби, Эклипса и Триум­фальной Арки, Уиджа Борд была неоспоримо лучшей из числа потомков Кейп Кросса, внука Данцига от Нортерн Дансера.
Таким образом, впервые в 235‑летней истории старейшего мирового Дерби заводчикам удалось получить дербиста от победителей Дерби и Окса. В родословной Аустрэлии особенно впечатляет то, что все его бабки и прабабки происходят из выдающихся семейств: Галилео получен от победительницы Триумфальной Арки Эрбан Си, которая дала упомянутого выше Си Те Старза и еще двух победителей скачек 1 группы, мать Кейп Кросса Парк Эппил является 2-летней чемпионкой и полусестрой оксистки Алидаресс, а сама Уиджа Борд приходится близкой родственницей классному спринтеру Оуингтону, йоркширской оксистке Розеэйт Терн и победителю приза Арлингтон Миллион Телепромптеру.
С таким «букетом» блестящих имен в педигри молодому жеребцу просто обеспечен успешный дебют в заводе, однако до этого пока еще далеко – Аустрэлия продолжает свою призовую карьеру. В конце июня он добился нового большого успеха, став 17-м в истории эпсомским дербистом, которому удалось одержать победу в Ирландском Дерби. Правда, противостояло ему всего 4 соперника, два из которых были его соконюшенниками, однако это не вина Аустрэлии, а беда европейского турфа.
До начала XXI века на Дерби в Каррэге часто проходила судьбоносная встреча победителей аналогичных призов в Англии и Франции, которые фактически сражались за титул лучшего трехлетнего жеребца Европы. Однако после сокращения дистанции приза Жокей Клуба до 2100 м класс французских дербистов падает год от года и они больше не могут составлять конкуренцию на континентальном уровне.  ЗМ