БУДУЩЕЕ СКАЧЕК УЖЕ НАСТУПИЛО?

БУДУЩЕЕ СКАЧЕК УЖЕ НАСТУПИЛО?

Автор: Юлия ГАЙДУКОВА
Номер журнала: GM №1(168)2017

Первыми о сенсационных планах канадского бизнесмена Фрэнка Стронака узнали его коллеги – участники конференции владельцев скаковых лошадей, которая в январе 2016 года состоялась на ипподроме Гольфстрим-Парк во Флориде. Возможно, если бы проект учредить новую скачку с самым большим в мире призовым фондом принадлежал кому-то другому, его просто подняли бы на смех.
Пегас к взлету готов
 
К 83-летнему миллиардеру стоило прислушаться всерьез из-за его огромного авторитета, опиравшегося не только на то, что он неоднократно становился обладателем премии «Эклипс» как владелец и как заводчик. Имя Стронака широко известно также благодаря компании Stronach Group, которой принадлежат крупнейший онлайн-оператор ставок в США Xpressbet и несколько ипподромов, включая собственно Гольфстрим-Парк. 
 
Именно здесь и было решено разыграть новый приз, кондиции которого, ставшие достоянием широкой общественности в мае, поначалу вызвали недоумение даже у самых известных обозревателей. Датой проведения был намечен конец января – время традиционного затишья между Кубком коннозаводчиков и Мировым Кубком Дубая, когда все лучшие американские лошади обычно отдыхают или постепенно набирают форму, готовясь к гастролям в ОАЭ. Невиданная призовая сумма в 12 млн долларов должна была сложиться исключительно из одних стартовых взносов – по миллиону от каждого из 12 потенциальных участников. Победителю скачки, получившей название Мировой Кубок Пегаса, причиталось 7 млн, второму призеру – 1,75, третий получал 1 миллион, а все остальные – утешительное вознаграждение в размере 250 тыс. 
 
Один кандидат на участие в призе нашелся сразу – это был Калифорния Хром, владельцы которого охотно согласились заплатить миллион за возможность побить мировой рекорд по сумме выигрыша. Жеребцу все равно предстояло завершать карьеру после Кубка коннозаводчиков, и он ровным счетом ничего не терял, оставшись в тренинге еще на три лишних месяца. Но кто захочет рисковать такой суммой, выставляя свою лошадь против почти непобедимого чемпиона? Как выяснилось, желающих оказалось более чем достаточно – уже через неделю после официального объявления об учреждении приза все 12 стартовых позиций были раскуплены. 
 
Вся хитрость – или, иными словами, незаурядная дальновидность Фрэнка Стронака и его команды – состояла в условиях, на которых совершалась сделка. Местом на старте можно было распорядиться как любой другой собственностью – оставить его себе и заявить для участия собственную лошадь, перепродать или сдать в аренду, а также договориться с владельцем другой лошади и поделить стоимость взноса в расчете на будущие барыши. А барыши могли стать очень существенными, потому что все пайщики, помимо собственно призовых, должны были получить долю от продажи прав на трансляцию, рекламных контрактов и суммарной выручки от тотализатора. 
 
В числе 12 владельцев стартовых позиций оказались Кулмор, конюшня Reddam Racing, которой принадлежит дербист 2016 года Найквист, и, конечно же, сам Фрэнк Стронак. Стратегия, выбранная отдельными пайщиками, оказалась самой разной в зависимости от того, какими лошадьми они располагали и к чему стремились. Так, глава крупной строительной фирмы Дин Ривз планировал сдать купленную стартовую позицию в аренду, но вместо этого стал участником синдиката, которому принадлежит 5-летний Брейкинг Лаки. Напротив, Джим Макингвейл собирался выставить в Кубке Пегаса своего знаменитого Ранхэппи, выигравшего в 2015 году Бридерс Кап Спринт, но тот плохо выступил на последнем Кубке коннозаводчиков и завершил карьеру. Так что его владельцу срочно понадобилась новая лошадь, причем за ней пришлось ехать аж в Аргентину. Дело в том, что Макингвейл – принципиальный противник применения таких медикаментов, как лазикс, который массово используется в США для предотвращения легочных кровотечений. Найти взрослую «чистую» лошадь необходимого класса в Штатах практически невозможно, а вот в Аргентине, где применение подобных препаратов в традиционных призах запрещено, отыскался двукратный победитель скачек 1-й группы Эрагон. Любопытно, что организаторы Кубка Пегаса внесли в правила скачки прогрессивный пункт, поощряющий отказ от лазикса, – лошади, выступающие без него, несут на 5 фунтов меньше, чем остальные участники, а именно 119 (53,9 кг) против 124 (56,2 кг).
 
13-й жокей
 
«Это будущее скачек. Смотри. Ставь. Стань очевидцем», – призывала официальная рекламная кампания приза, к участию в которой привлекли всемирно знаменитого чемпиона смешанных единоборств Конора Макгрегора, заявившего, что он станет «13-м жокеем в Кубке Пегаса». Развитию этой темы был посвящен целый мини-сериал, где роль его тренера сыграл голливудский комик Джон Ловитц, известный по фильмам «Крысиные бега», «3000 миль до Грейсленда» и «Стэпфордские жены». Благодаря громкой популярности Макгрегора внимание этой рекламе уделяли даже самые далекие от мира скачек издания наподобие таблоида The Sun. Они наперебой цитировали Конора, который, среди прочего, провозгласил, что хочет скакать в Кубке Пегаса нагишом, – и действительно снялся верхом на скаковой лошади без штанов.
 
Помимо самой скачки, Мак­грегор рекламировал и «беспроигрышную лотерею» с максимальным призом в 1 млн долларов. Для участия в ней нужно было просто выбрать любой стартовый номер, каждому из которых еще до жеребьевки присваивался тот или иной ценный приз – от часов Apple Watch до пресловутого миллиона. А среди тех, кто сделал ставку на номер выигравшей лошади, уже непосредственно разыгрывался сам приз. Миллион на сей раз не достался никому, но получить задаром новейшую видеокамеру Gopro Hero5 Black тоже совсем неплохо.
 
Пегас против дракона
 
Первая партия билетов на Кубок Пегаса, датой проведения которого было назначено 28 января, поступила в продажу в середине октября минувшего года. Самые дешевые из них стоили 100 долларов – подобных денег только за вход на американских ипподромах раньше еще никогда не брали. Однако это не отпугнуло зрителей, которых собралось даже больше, чем ожидалось, – более 16,5 тыс. Надо заметить, что сам Гольфстрим-Парк, удачно расположенный между двумя международными аэропортами в Форт-Лодердейле и Майами, не отличается масштабами – в этом отношении ему далеко как до Черчилл-Даунса, так и до главных калифорнийских ипподромов, вмещающих от 40 до 80 тыс. человек. Зато он может похвастаться второй по высоте скульптурой в США – титанической фигурой крылатого коня Пегаса, который изображен попирающим дракона. Установка этой 33-метровой композиции из стали и бронзы обошлась в 30 млн долларов, причем ее пришлось по частям доставлять из Германии и Китая, где были изготовлены отдельные фрагменты. Люди с хорошим вкусом находят эту статую чудовищной, однако простодушные туристы охотно фотографируются на фоне новой достопримечательности, не говоря уже о том, что она отлично вписалась в рекламную стратегию одноименной скачки.
 
Развязка дуэли
 
То, что затея Фрэнка Стронака должна увенчаться полным успехом, стало очевидно 22 декабря, когда случилось то, чего после Кубка коннозаводчиков ждали буквально все. Завод Джаддмонт Фармс, которому принадлежит триумфатор Бридерс Кап Классик Эррогейт, объявил о том, что приобрел у Кулмора место на старте скачки. Теперь Кубок Пегаса превращался в арену эпической схватки двух лучших лошадей Америки, удостоенных на вручении премий «Эклипс» двух главных титулов – Калифорния Хром был признан «Лошадью года-2016», а Эррогейт стал чемпионом среди 3-летних жеребцов. 
 
 «Подобное противостояние случается очень редко. Кубок коннозаводчиков повторяется заново», – сказал тренер Эррогейта Боб Бафферт, добавив, что он гордится своим участием в реализации мечты Фрэнка Стронака. С не меньшим нетерпением ждала скачки и команда Калифорнии Хрома, который в случае победы превзошел бы мировой рекорд по сумме выигрыша, принадлежащий японскому Орфевру (19 млн долларов). При жеребьевке главным соперникам достались крайние номера: Эррогейту предстояло стартовать из 1-го бокса, а Калифорнии Хрому – из самого дальнего, 12‑го. «Я надеялся, что мы получим более близкий стартовый номер. Но он все это преодолеет, поверьте мне», – убеждал журналистов тренер последнего, Арт Шерман.
 
Под прицелом камер телекомпании NBC, которая вела прямую трансляцию, Эррогейт со старта занял удобную позицию на бровке, вслед за двумя лидерами скачки, тогда как Калифорния Хром держался поблизости от него с поля. На противоположной прямой они шли вровень, однако когда в повороте Эррогейт прибавил и выдвинулся на 1-е место, его соперник не только не смог удержаться за ним, но и стал проваливаться все дальше. Матча-реванша не получилось, и скачка превратилась в демонстрацию силы со стороны Эррогейта, который финишировал с официальным временем 1.47,61 на 1800 м. При этом независимые хронометристы зафиксировали значительно более резвые секунды – порядка 1.46,90, что близко к рекорду ипподрома. На 2-е место, уступив победителю почти 5 корпусов, броском подошел Шаман Гост самого Фрэнка Стронака, а не похожий на самого себя Калифорния Хром остался лишь предпоследним. Вскоре стало известно, что во время скачки он травмировал правый запястный сустав, однако повреждение оказалось незначительным, и уже на следующий день жеребец был отправлен самолетом в Кентукки, где его ожидала карьера производителя в конном заводе Тэйлор Мэйд Фарм. 
 
Триумф новой формулы
 
В день розыгрыша Кубка Пегаса на ипподроме Гольфстрим-Парк была зафиксирована рекордная выручка от тотализатора – 40 217 924 доллара, причем 11,1 млн были поставлены непосредственно на участников главного приза. Немаловажную роль в успехе проекта сыграло также то, что организаторам удалось собрать и провести сильный «андеркарт» из 6 скачек с призовым фондом от 100 до 400 тыс. долларов. Самой дорогой в этом списке оказалась Посейдон Стейкс, в которой выступили «дублеры» основных участников Кубка Пегаса – вторые лошади, заявленные владельцами позиций на старте главного приза. Победителем приза стал 7-летний мерин Императив, планировавшийся как потенциальная подмена для Уор Стори, занявшего 5-е место в Кубке. 
 
А лишним доказательством того, что революционная инициатива Фрэнка Стронака оказалась успешной, стала новость, пришедшая из Австралии буквально через пару дней после розыгрыша Кубка Пегаса. Австралийский Турф-Клуб сообщил об учреждении скачки с аналогичными условиями, которая пройдет в октябре 2017 года на ипподроме Ройял-Рэндвик в Сиднее. Места на старте этого приза, получившего громкое название Эверест (The Everest), будут продаваться по 600 тыс. австралийских долларов, а общая призовая сумма составит 10 млн. Дистанция скачки равняется 1200 м – в последние десятилетия Австралия славится именно своими спринтерами, отдав Кубок Мельбурна на откуп гастролерам и купленным в Европе стайерам.